Проблемы стратегического развития местного самоуправления с позиций институциональной экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в выявлении специфики, противоречий, а также характерных проблем институционализации местного самоуправления в современной России для совершенствования его конституционно-правового регулирования.

Работа содержит 1 файл

Копия курсовая работа СДАТЬ СЕГОДНЯ.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

       На  современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в  России созданы реальные возможности  для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие - отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления - населения.

       Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних  взаимоотношений - между органами государственной  власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

       Модель  современной организации местного самоуправления имеет следующие  организационные формы для ее осуществления:

       1.Путем  референдума, выборов и др. форм прямого волеизъявления граждан;

       2. Через выборные и др. органы  местного самоуправления;

       3. Через территориальное общественное  самоуправление;

       4. Через созданные союзы и ассоциации  органов местного самоуправления  и органы территориального общественного самоуправления.

       Новая современная модель при всем многообразии территориальных и организационных  форм осуществления местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

       Принципиальным  отличием современной модели от советской  является ее одноуровневый характер: местное самоуправление не входит в  систему государственной власти, и муниципальные образования  не подчиняются друг другу. Этот принцип предопределяет отношения между муниципальными органами и органами государственной власти, и муниципальных образований между собой. Органам местного самоуправления предоставляется экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с предметом ведения этих органов. Уставами муниципальных образований определяются наименования местных органов, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий.

       Современная модель организации местного самоуправления реализуется посредством следующих  функций:

  • решением вопросов административно-территориального деления;
  • полномочий в области экономики и финансов;
  • решение вопросов социального развития территории;
  • развитие культуры и искусства,

       Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.

       Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан.  Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.

       Современная модель организации местного самоуправления, в отличии от централизованной системы  управления способствует приближению  власти к народу, созданию гибкого  механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.

       В силу сложившегося в современной  России типа органов местного самоуправления, их деятельность тесно связана с  различными формами прямого волеизъявления граждан. Современная модель организации местного самоуправления предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе.

       Становление местного самоуправления в современной России является длительным и сложным процессом, который требует учета многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного сознания, темпов изменения менталитета российских граждан. Этим объясняется задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан. Недостаточно разработанными в концепции современной модели организации местного самоуправления в России является определение сущности природы местного самоуправления, как формы власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с другой - ее решения являются обязательными для всех структур, расположенных на его территории. Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет смешанную общественно-государственную природу. Требует совершенствования система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения пределов самостоятельности.

       Взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления необходимо строить на принципах единства целей  и задач в обеспечении жизнедеятельности  населения муниципального образования, а не политической борьбы. Серьезной проработки требует вопрос о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел.

       Реформирование  требует и структура управления городом. С появлением нового административно-территориального деления городов, они должны стать  более четкими и эффективными, для оперативного решения местных задач.

       Так же требует реформирования и система  взаимоотношений органов государственной  власти с органами местного самоуправления. Зачастую органы государственной власти, особенно субъектов федерации, перекладывают на органы местного самоуправления задачи государственного характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми средствами. Проведенный анализ работы и организации местного самоуправления в России выявил необходимость более основательного стимулирования этого процесса, так как переход от разработки теории к практическому функционированию местного самоуправления сложен и длителен. Современное российское общество находится в начале пути становления местного самоуправления и, следовательно, исследования по данной теме необходимо продолжать.

 

        Литература 

       1 Федерализм. Энциклопедический словарь  // М., 1997. С. 136. (назад) 
 
2 Европейская хартия местного самоуправления // Местное самоуправление в Российской Федерации. Сборник нормативно-правовых актов. М., 1998. С. 7. (назад) 
 
3 Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1994. С. 97. (назад) 
 
4 Федерализм. Энциклопедический словарь. Указ. соч. 2005. С. 61. (назад) 
 
5 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1973. С. 641. (назад) 
 
6 Белкин А., Еремин А. О категориальных пределах местного самоуправления // Право и жизнь. М., 2005. С. 124. (назад) 
 
7 Игнатюк Н.А. Соотношение органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления // Законодательство субъектов Российской Федерации. С. 59. (назад) 
 
8 Васильев В.И. Местное самоуправление // Учебное и научно-практическое пособие. М., 2007. С. 18. (назад) 
 
11 Конституция РФ. Комментарий // Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2000. С. 68. (назад) 
 
12 Закон Камчатской области “О местном самоуправлении в Камчатской области” // Официальные ведомости. 1995. №21. (назад) 
 
13 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” // СЗ РФ. 1995. №35. Ст. 3506. (назад) 
 
14 ФЗ РФ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”” // СЗ РФ. 1995. №35. Ст. 3506; ФЗ РФ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”” // СЗ РФ. 2007. №42. Ст. 5005
 

           15. Политический словарь. Политиздат; Издание 3-е, перераб. и доп.

       16. Система муниципального управления: учебник для вузов/ под ред. В.Б. Зотова/-Спб.: Питер, 2008. – с.9-16. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Ссылки  на источники информации

       [1] – Политический словарь. Политиздат; Издание 3-е, перераб. и доп.

       [2] – Система муниципального управления: учебник для вузов/под ред.

       В.Б  Зотова/- Спб.: Питер,2005- с9-16.

       [3] – http://www.region.kostroma.net/

       [4] – Местное самоуправление, как политико-правовой институт в системе

       управления  обществом и государством/ И.А.Светлова: журнал “ПРАВО И

       ПОЛИТИКА” №6,2001

       [5] – Шаститко А.Е. Неоинституциональная экономическая теория, - 2-е изд.

       Перераб. и доп. М.: Экономический факультет, ТЕИС, 1999. – 328с., с.28

       [6] – Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 1994

       [7] – Коуз Р. Фирма, рынок и право./ Пер. с англ. Б. Пинскер; Науч. Ред. Р. Левит.

       - Нью-Йорк: Телекс. 1992, 192 с.

       [8] – Факторы стратегического развития/ Под ред. Проф. Ю.Н. Лапыгина. –

       Владимир: Владимирская книжная типография, 2005. – 165с, с.132-134

       [9] – Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А Системы управления – М.:

       Экономика и финансы, 2002, 296с., Лапыгин Ю.Н. Системное  управление

       Организацией  –М.: МГУЭСИ, ВлГУ, ВИБ, 2002, 180с 4; Алексеева  М.Б., Балан

       С.Н. Основы теории систем и системного анализа: Учеб. Пособие. – СПб.:

       СпбГИЭУ – 2002. – 88с

       [10] – Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного

       Самоуправления  в Российской Федерации» от 28.07.1995 №154-ФЗ

       [11] – Федеральном законе РФ «Об общих принципах организации местного

       Самоуправления  в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131-ФЗ

Информация о работе Проблемы стратегического развития местного самоуправления с позиций институциональной экономической теории