Проблемы стратегического развития местного самоуправления с позиций институциональной экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в выявлении специфики, противоречий, а также характерных проблем институционализации местного самоуправления в современной России для совершенствования его конституционно-правового регулирования.

Работа содержит 1 файл

Копия курсовая работа СДАТЬ СЕГОДНЯ.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

       Итак, по своей роли в обществе местное  самоуправление уникально. Однако реальных достижений в его становлении  и развитии в современной России оказалось меньше, чем преград. В  обществе, которое столетиями жило в условиях тоталитарного правления, не имея глубоких демократических  традиций, идеи местного самоуправления воспринимается далеко не всеми. В стране, где достаточно сильны консервативные тенденции, низка правовая культура населения и наблюдается дефицит знаний о природе самоуправления, отдельные политики вообще считают, что осуществление местного самоуправления равносильно развалу России. Они аргументируют свои взгляды тем, что местное самоуправление разрушает вертикаль государственной власти сверху донизу и становится невозможным проводить в жизнь государственную политику. Они исходят из того, что реализовать властные полномочия можно только методами прямого административного подчинения всех территориальных звеньев общества.

       Серьезной проблемой является также финансовая слабость местного самоуправления, разрыв между возлагаемыми на него обязанностями  и их ресурсным обеспечением. Невозможность  по финансовым соображениям выполнить  свои обязательства перед населением подрывает авторитет местной власти, зачастую дестабилизируя обстановку на местах. Еще одна немаловажная проблема – дефицит квалифицированных кадров в системе самоуправления особенно в сельской местности. Подготовка таких кадров требует длительного времени. Местное самоуправление в России нетвердо стоит на ногах и нуждается в государственной поддержке. Его укрепление имеет огромное политическое, экономическое и социальное значение, является ключевым условием устойчивого социально-экономического развития России. Важнейшую роль в этом будет играть реализация положений нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».[2] 
 
 
 
 
 

    1. Представительные  органы местного управления
 

         Взаимоотношения государственно-административных и местно-самоуправленческих начал в муниципальном управлении имеют несколько различных по своей социальной природе измерений, опирающихся на различные социальные технологии.

       На  региональном и муниципальном уровнях  это прежде всего институты:

  • представительной власти,
  • общественного мнения,
  • социального участия населения (в делах местного самоуправления),
  • корпоративной солидарности.

       Приходится  констатировать, что региональная и  муниципальная представительная власть в России в настоящее время  находится прямо-таки в зачаточном состоянии. Ее влияние на ход дел в стране, с одной стороны, как бы маскируется энергичным поведением федеральной представительной власти, широко освещаемой СМИ, а с другой, блокируется публично менее заметными решениями и действиями региональных и муниципальных исполнительных властей.

       Это положение дел обычно объясняется  обстоятельствами становления нынешних форм региональной и муниципальной  представительной власти. Считается, что  их характере сказались:

  • итоги процесса сильной регионализации (и сопутствовавшая ему борьба за максимизацию суверенитетов);
  • известные кризисные события осени 1993 г.;
  • резко увеличившийся объем президентской власти, закрепленный в Конституции РФ и имеющей дело - на публичной арене - преимущественно с федеральной, а не с региональной и муниципальной представительными властями;
  • слабая разработанность губернского, субъектно-федеративного права.

       Однако, видимая простота таких объяснений не должна скрывать от внимания аналитиков, что такое положение дел с представительной властью находится в явном противоречии с духом местного самоуправления, являющегося, во-первых, самостоятельной формой народовластия , а во-вторых, путем и средством становления гражданского общества (и гражданско-правовой государственности).

       В Законе "Об общих принципах организации  местного самоуправления" закреплены предметы исключительного ведения  представительного органа местного самоуправления (ст. 15 Закона), выделенные из общих вопросов компетенции муниципального образования (ст. 6 и 8 Закона).

       К исключительному ведению представительных органов относится такие важные вопросы функционирования муниципальных  образований, как:

  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • установление местных налогов и сборов;
  • установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
  • контроль за деятельностью исполнительных органов и должностных лиц местного самоуправления.

       В свою очередь для развития муниципальных  образований особое значение имеют:

  • принятие программ развития муниципального образования и утверждение отчетов об их исполнении;
  • и правотворческая деятельность представительного органа местного самоуправления.

       Подробно  регламентируя сессионную деятельность муниципальных представительных органов, законодательство субъектов РФ ничего не говорит об условиях созыва внеочередных сессий.

       Сложившиеся взаимоотношения ветвей власти на муниципальном  уровне является сегодня тормозом в  проведение всех начатых социальных реформ и препятствует дальнейшему  развитию местного самоуправления.

       Надо  сказать, что Конгресс муниципальных  образований, на базе которого делаются попытки придать развитию системы  местного самоуправления общественно-государственный  характер, на практике также может  оказаться скорее как ассоциацией  мэров, чем местных сообществ. Место в ней представительной власти также остается крайне неопределенным.

       Это положение дел, понятное в свете  тенденции восстановления в стране сквозной и сильной властной вертикали, необходимой для успешного осуществления  реформ, мало продуктивно для достижения перечисленных выше макрополитических целей развития системы местного самоуправления. Это противоречие составляет актуальную проблему политики в области местного самоуправления. Между политическими намерениями и действия государственной власти в этой области остается значительный зазор. И тот того какими политическими решениями он будет заполнен будут зависеть направленность и темпы дальнейшего формирования системы местного самоуправления.

       Однако, можно с полным основанием утверждать, что без дальнейшего укрепления муниципальной и региональной представительной власти, без правового и организационного обустройства их взаимодействия процесс формирования местного самоуправления будет все более тормозиться, а само оно не достигнет ожидаемой от него сегодня социальной эффективности. 

       Представительные  органы муниципальных образований. 

       Костромская область - субъект Российской Федерации, входит в Центральный федеральный округ.

       Основным  законодательным актом, в соответствии с которым функционирует система органов власти области, является Устав Костромской области.

       Законодательным органом является Костромская областная  Дума. В настоящее время она  состоит из 36 депутатов. Председатель Думы - Андрей Иванович Бычков.

       Высшим  должностным лицом области является губернатор (глава администрации). Губернатор Костромской области на принципах единоначалия формирует и возглавляет Администрацию Костромской области. Администрация Костромской области является высшим исполнительным органом региона.

       С декабря 1996 года губернатором (главой администрации) являлся Виктор Андреевич Шершунов. В апреле 2005 года Президент России Владимир Путин предложил его кандидатуру на новый губернаторский срок. 11 мая 2005 года состоялась инаугурация губернатора. Губернатор избран на новый пятилетний срок. Рано утром 20 сентября 2007 года Губернатор Костромской области Виктор Андреевич Шершунов погиб в автокатастрофе в Подмосковье.

       25 октября 2007 года на должность губернатора Костромской области избран Слюняев Игорь Николаевич, первый заместитель Министра транспорта РФ. 

       Муниципальные образования 

       В соответствии с Федеральным законом  от 28 августа 1995 № 154-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом Костромской области  от 3 января 1996 № 20-ЗКО     «О местном самоуправлении в Костромской области» на территории региона былo образованo 31 муниципальное образование. Из них 7 городов,               23 района и 1 город + район. В 1999 муниципальные образования «город Нерехта» и «Нерехтский район» были объединены в единое муниципальное образование «город Нерехта и Нерехтский район», таким образом, число муниципальных образований сократилось до 30.

       В соответствии с Федеральным законом  от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Костромской области были образованы            303 муниципальных образования, из них 6 городских округов,                       24 муниципальных района, 31 городское поселение, 262 сельских поселения. 17 июля 2005 года во всех вновь образованных муниципальных образованиях прошли выборы глав муниципальных образований и депутатов представительных органов.[3] 

                
    1. Местные сообщества и местное самоуправление
 

       Когда в стране началась реформа местного самоуправления, в ходе нее предполагается решать ряд разных по своему социальному масштабу и срочности проблем. Главными из них, согласно формулировкам различных официальных документов, были:

  • укрепление институтов гражданского общества и правового государства;
  • создание разнообразных институциональных инструментов осуществления народовластия;
  • муниципализация различных сфер городской жизнедеятельности (образования, медицины, собственности, сетей, образующих городскую инфраструктуру и т.д.);
  • создание социально-эффективной системы управления муниципальными образованиями ;
  • укрепление социальной стабильности территориальных сообществ; повышение уровня благосостояния и качества жизни населения страны.

       Ясно, что сформулированные таким образом  проблемы с трудом соотносятся с теми конкретными текущими задачами, которые решаются в конкретных условиях муниципального образования. Это и не удивительно, поскольку социально-территориальной структуры общества (федеральном, региональном и муниципальном) одни и те же задачи имеют разную степень обобщенности, формулируются в разном языке, с использованием различных понятий и категорий.

       Поэтому столь существенно, приближая общие  целеполагания к местному уровню, с одной стороны, увидеть соответствующие  им местные предметы ведения, а с другой, все же не потерять из виду политически заданные цели развития местного самоуправления.

       Большинство предметов ведения местной власти относится к так называемым структурам повседневности и связаны с удовлетворением  текущих запросов населения. Объектом ее усилий являются муниципальные системы жизнеобеспечения (сети обслуживания, социально-институциональная и технологическая инфраструктуры).

       Структуры повседневности - это структуры образа жизни; то, что проживается и оценивается  самими людьми. Тогда как системы жизнеобеспечения - это объекты деятельности муниципальных служб и властей. Людей, как показывают опросы, волнуют не политические, а чисто практические вопросы: личной безопасности, благосостояния, здоровья и возможностей отдыха, образования детей и т.п. Запросы повседневной жизни, уровень удовлетворенности ею, сила идентичности с местом проживания и степень вовлеченности в жизнь местного сообщества зависят от состояния городских систем жизнеобеспечения (а - через них - от качества городского управления), но одно все же не тождественно другому.

       Хотя  запас прочности структур повседневности есть величина, трудно поддающаяся  прямой количественной оценке, ясно, что  их устойчивость есть одно из условий  идентичности образа жизни, удовлетворенности им, а также - условием общей жизнеспособности населения. Покуда структуры повседневности и структура образа жизни воспринимаются как устойчивые, люди не оценивают даже значительное снижение уровня жизни как жизненную катастрофу. Напротив, утрата этой устойчивости приводит к социально-психологической дезадаптации, выражающейся в повышенной невротизации (депрессивности или, напротив, агрессивности), и к различным формам отклоняющегося поведения.

Информация о работе Проблемы стратегического развития местного самоуправления с позиций институциональной экономической теории