Проблемы стратегического развития местного самоуправления с позиций институциональной экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в выявлении специфики, противоречий, а также характерных проблем институционализации местного самоуправления в современной России для совершенствования его конституционно-правового регулирования.

Работа содержит 1 файл

Копия курсовая работа СДАТЬ СЕГОДНЯ.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

       Специальными  законами являются, например, Федеральный  Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», 
Федеральный Закон «О финансовых основах местного самоуправления в 
Российской Федерации», Федеральный Закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», Федеральный Закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о выборах в органы местного самоуправления, о местном референдуме, о территориальном общественном самоуправлении, о собраниях (сходах) граждан, о выборах должностных лиц местного самоуправления, о порядке формирования муниципальной собственности и другие.

       Нормы, регулирующие отдельные виды отношений  в системе местного самоуправления содержатся, например, в Конституции  Российской Федерации, в ряде федеральных  законов, конституциях и уставах субъектов Российской 
Федерации, а также в отдельных законах субъектов Российской Федерации, не имеющих специального для местного самоуправления предназначения.

       К таким законам можно отнести  Закон Российской Федерации «Об  основах налоговой системы в Российской Федерации», Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», Закон Российской 
Федерации «О недрах», Закон Российской Федерации «Об образовании» и другие, налоговый и бюджетный кодексы.
 

       
    1. Федеральное законодательство о местном самоуправлении

       Базовым, специальным законом, развивающим  нормы Конституции Российской 
Федерации, регулирующие отношения в системе местного самоуправления, является Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

       Все остальные законы, содержащие нормы  муниципального права, не могут противоречить  названному закону, равно как и  Конституции Российской 
Федерации.

       Другие  федеральные законы могут только развивать, более детально регулировать отдельные группы отношений, предусмотренных названным 
Федеральным Законом.

       Законодательная деятельность федеральных органов  государственной власти и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации свидетельствует, что нормы Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении и нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления ...» нашли развитие, как в федеральных законах, так и в законах субъектов Российской Федерации. Мы уже называли эти законы, подразделяя их на две группы: специальные и содержащие отдельные нормы, регулирующие какие-либо отношения в системе местного самоуправления.

       Специальным подзаконным нормативным правовым актом является, например. 
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. № 
1251 «О Федеральной программе государственной поддержке местного самоуправления»

       Отдельные нормы, регулирующие отношения в  системе местного самоуправления, закреплены в Указе Президента Российской Федерации  «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» от 28 октября 1994 г. 
 
 

       Глава 4.  Проблемы стратегического развития местного самоуправления с позиций институциональной экономической теории

       Успех реализации реформы местного самоуправления в России, а также возможность  реализации стратегического управления развитием муниципального образования  напрямую зависят от правил и ограничений, в рамках которых реализуется деятельность муниципалитета. Следовательно, является актуальным исследование феномена местного самоуправления с позиций институциональной экономической теории (институционализма).

       Институционализм  представляет собой направление экономической теории, рассматривающее социально-экономические явления с точки зрения институтов, в рамках которых данные процессы реализуются. Под институтом понимается ряд правил, которые выполняют функцию ограничений поведения экономических агентов и упорядочивают взаимодействие между ними, а также соответствующие механизмы контроля за соблюдением данных правил .[5]

       Появление данного направления экономической  теории связано, прежде всего, с работами Т. Веблена (1857—1929), в которых он критиковал концепцию рациональности и принцип максимизации как основополагающий в объяснении поведения экономических агентов.[6] Дальнейшее развитие институционализма связано с именами американских экономистов У. Митчелла (1874—1948) и Дж. Коммонса (1862—1945).

       Следует отметить, что традиционный институционализм пока не может предложить позитивной самостоятельной исследовательской  программы, хотя активная деятельность современных традиционных институционалистов свидетельствует об интенсивном  поиске данной программы в позитивном ключе.

       С распространением неоклассической  теории во все большей степени  стала проявляться ее ограниченность как в объяснении поведения человека и взаимодействия между людьми на разных уровнях, что выразилось в  нарастании неудовлетворенности полученными результатами. Одним из проявлений данной ограниченности стала неспособность предсказать Великую депрессию на рубеже 20—30-х годов XX века.

       Появление неоинституционализма обычно связывают  с именем лауреата Нобелевской премии в области экономики Р. Коуза. Ключевые идеи нового направления изложены Р. Коузом в книге "Фирма, рынок и право", где обобщены в одном издании три его статьи "Природа фирмы" (1937),  "Проблема социальных издержек" (1960) и "Спор о предельных издержках" (1946).[7]

       Неоинституциональная теория уменьшает требования к рациональному поведению экономических агентов, делая их более реалистичными. В результате целью становиться решение задачи по поиску удовлетворительного варианта решения в соответствии с определенным уровнем притязаний, когда объектом выбора является не конкретный набор благ, а процедура его определения.

       Формирование, поддержание и изменение институциональной  среды связано, прежде всего, с деятельностью  государства. Также источниками  институциональных изменений могут быть: рост населения, сдвиги в технологии (в результате накопления знаний) и предпочтениях (система ценностей), накопление знаний. Институциональные изменения наряду с возможностями расширения границ обмена таят в себе опасности размывания достигнутых уже результатов без формирования новых, более эффективных форм обмена. Таким образом, эффективные институты создают такие стимулы, которые обеспечивают экономический рост. Причем вопрос, какие именно институты в данном случае будут эффективными, не имеет принципиального значения.

       Особенностью  современного состояния российской экономики является ее переходный характер, то есть одновременное сосуществование  как элементов административного, так и рыночного хозяйствования. Данная особенность является причиной для более внимательного изучения институтов местного самоуправления. Институты местного самоуправления с точки зрения природы происхождения могут быть разделены на формальные (имеющие закрепление в нормативно-правовых документах) и неформальные (положения, признаваемые большинством местного населения).

       Состав  формальных институтов с точки зрения иерархии применительно к федеративному  государству, включает следующие уровни:

       Конституция РФ;

       Кодексы РФ;

       Федеральные законы;

       Постановления Правительства РФ;

       Региональные законодательные акты;

       Местные законодательные акты.

       Неформальные  институты проявляются в виде традиций, легенд и обычаев местного населения.

       Степень влияния институтов определяется спецификой влияния данной категории на местное  самоуправление. С позиций системного похода муниципальное образование  является сложной социально-экономической системой[8]. Как справедливо отмечают специалисты в области теории систем, самоуправление как процесс состоит в управлении каждым субъектом системы в целом[9] . Системное представление об управлении состоит в определении взаимосвязей между субъектом и объектом управления. Поскольку властные полномочия по решению местных проблем население в ходе голосования на выборах передает органам местного самоуправления, то в муниципальном образовании в качестве управляемой подсистемы следует признать местное сообщество, а в качестве управляющей подсистемы – муниципалитет. Следовательно, в большей мере перечисленные выше институты определяют специфику формирования и функционирования органов местного самоуправления.

       Несмотря  на наличие богатого исторического опыта в решении населением вопросов местного значения (народное вече Древнего Новгорода, деятельность земств в период реформ Александра II), местное самоуправление является относительно новым явлением в России и находится в процессе развития.

       Начало  формирования системы местного самоуправления  приходится на переломный момент первого этапа российских реформ (1991-1993 гг.). Особенностью этого первого этапа было то, что, во-первых, экономическая реформа осуществлялась без столь же активного реформирования социальной сферы и, во-вторых, начавшийся процесс регионализации затрагивал исключительно отношения федерального центра и субъектов федерации, не был дополнен параллельным процессом нормативного оформления отношений с уровнем муниципальных образований (что, привело к росту полномочий субъектов федерации в ущерб самостоятельности населения городов и сельских поселений). Заложенные в Конституции РФ правовые основы местного самоуправления были далее существенно конкретизированы в Федеральном законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г. № 154-ФЗ[10], а также новой редакции данного документа - в Федеральном законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ, вступающий в силу с 1 января 2006 г.

       Указанный закон является основополагающим для  построения всей системы местного самоуправления. В законе формируются общие положения  и принципы территориальной организации  местного самоуправления, приведены вопросы местного значения и порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Устанавливаются формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления и положение органов местного самоуправления, а также статус муниципальных правовых актов. Обосновывается экономическая основа местного самоуправления и иные особенности реализации местного самоуправления.[11]

       Согласно Федеральному Закону 1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ст.1: «Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления».

       Закон 2003г. (ст.2) определяет сущность муниципального образования следующим образом: «Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения». Модель состава муниципальных образований России представлена на рис. 1.

       По  мнению автора, определение, приведенное  в редакции закона 1995 г., является менее  конкретным, что может быть объяснено  тем, что до принятия редакции закона 2003 г. в РФ отсутствовала универсальная  территориальная единица, способная  стать муниципальным образованием, регионы подходили к созданию муниципального образования произвольно, т.е. в соответствии с личным пониманием федерального закона и с собственными взглядами на организацию местного самоуправления. Поэтому практика муниципального строительства серьезным образом разошлась с требованиями законодательства, что послужило причиной провала плана организации местного самоуправления в масштабе всей страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       В настоящее время Россия находится  в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.

Информация о работе Проблемы стратегического развития местного самоуправления с позиций институциональной экономической теории