Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:44, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в выявлении специфики, противоречий, а также характерных проблем институционализации местного самоуправления в современной России для совершенствования его конституционно-правового регулирования.
Специальными
законами являются, например, Федеральный
Закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации»,
Федеральный Закон «О финансовых основах
местного самоуправления в
Российской Федерации», Федеральный Закон
«Об обеспечении конституционных прав
граждан Российской Федерации избирать
и быть избранными в органы местного самоуправления»,
Федеральный Закон «Об основах муниципальной
службы в Российской Федерации», законы
субъектов Российской Федерации о местном
самоуправлении, о выборах в органы местного
самоуправления, о местном референдуме,
о территориальном общественном самоуправлении,
о собраниях (сходах) граждан, о выборах
должностных лиц местного самоуправления,
о порядке формирования муниципальной
собственности и другие.
Нормы,
регулирующие отдельные виды отношений
в системе местного самоуправления
содержатся, например, в Конституции
Российской Федерации, в ряде федеральных
законов, конституциях и уставах субъектов
Российской
Федерации, а также в отдельных законах
субъектов Российской Федерации, не имеющих
специального для местного самоуправления
предназначения.
К
таким законам можно отнести
Закон Российской Федерации «Об
основах налоговой системы в Российской
Федерации», Закон РСФСР «Об основах бюджетного
устройства и бюджетного процесса в РСФСР»,
Закон Российской
Федерации «О недрах», Закон Российской
Федерации «Об образовании» и другие,
налоговый и бюджетный кодексы.
Базовым,
специальным законом, развивающим
нормы Конституции Российской
Федерации, регулирующие отношения в системе
местного самоуправления, является Федеральный
Закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации».
Все
остальные законы, содержащие нормы
муниципального права, не могут противоречить
названному закону, равно как и
Конституции Российской
Федерации.
Другие
федеральные законы могут только
развивать, более детально регулировать
отдельные группы отношений, предусмотренных
названным
Федеральным Законом.
Законодательная деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации свидетельствует, что нормы Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении и нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления ...» нашли развитие, как в федеральных законах, так и в законах субъектов Российской Федерации. Мы уже называли эти законы, подразделяя их на две группы: специальные и содержащие отдельные нормы, регулирующие какие-либо отношения в системе местного самоуправления.
Специальным
подзаконным нормативным
Постановление Правительства Российской
Федерации от 27 декабря 1995 г. №
1251 «О Федеральной программе государственной
поддержке местного самоуправления»
Отдельные
нормы, регулирующие отношения в
системе местного самоуправления, закреплены
в Указе Президента Российской Федерации
«О полномочиях Правительства Российской
Федерации по осуществлению передачи
объектов федеральной собственности в
государственную собственность субъектов
Российской Федерации и муниципальную
собственность» от 28 октября 1994 г.
Успех реализации реформы местного самоуправления в России, а также возможность реализации стратегического управления развитием муниципального образования напрямую зависят от правил и ограничений, в рамках которых реализуется деятельность муниципалитета. Следовательно, является актуальным исследование феномена местного самоуправления с позиций институциональной экономической теории (институционализма).
Институционализм представляет собой направление экономической теории, рассматривающее социально-экономические явления с точки зрения институтов, в рамках которых данные процессы реализуются. Под институтом понимается ряд правил, которые выполняют функцию ограничений поведения экономических агентов и упорядочивают взаимодействие между ними, а также соответствующие механизмы контроля за соблюдением данных правил .[5]
Появление
данного направления
Следует
отметить, что традиционный институционализм
пока не может предложить позитивной
самостоятельной
С распространением неоклассической теории во все большей степени стала проявляться ее ограниченность как в объяснении поведения человека и взаимодействия между людьми на разных уровнях, что выразилось в нарастании неудовлетворенности полученными результатами. Одним из проявлений данной ограниченности стала неспособность предсказать Великую депрессию на рубеже 20—30-х годов XX века.
Появление неоинституционализма обычно связывают с именем лауреата Нобелевской премии в области экономики Р. Коуза. Ключевые идеи нового направления изложены Р. Коузом в книге "Фирма, рынок и право", где обобщены в одном издании три его статьи "Природа фирмы" (1937), "Проблема социальных издержек" (1960) и "Спор о предельных издержках" (1946).[7]
Неоинституциональная теория уменьшает требования к рациональному поведению экономических агентов, делая их более реалистичными. В результате целью становиться решение задачи по поиску удовлетворительного варианта решения в соответствии с определенным уровнем притязаний, когда объектом выбора является не конкретный набор благ, а процедура его определения.
Формирование,
поддержание и изменение
Особенностью
современного состояния российской
экономики является ее переходный характер,
то есть одновременное сосуществование
как элементов
Состав формальных институтов с точки зрения иерархии применительно к федеративному государству, включает следующие уровни:
Конституция РФ;
Кодексы РФ;
Федеральные законы;
Постановления Правительства РФ;
Региональные законодательные акты;
Местные законодательные акты.
Неформальные институты проявляются в виде традиций, легенд и обычаев местного населения.
Степень влияния институтов определяется спецификой влияния данной категории на местное самоуправление. С позиций системного похода муниципальное образование является сложной социально-экономической системой[8]. Как справедливо отмечают специалисты в области теории систем, самоуправление как процесс состоит в управлении каждым субъектом системы в целом[9] . Системное представление об управлении состоит в определении взаимосвязей между субъектом и объектом управления. Поскольку властные полномочия по решению местных проблем население в ходе голосования на выборах передает органам местного самоуправления, то в муниципальном образовании в качестве управляемой подсистемы следует признать местное сообщество, а в качестве управляющей подсистемы – муниципалитет. Следовательно, в большей мере перечисленные выше институты определяют специфику формирования и функционирования органов местного самоуправления.
Несмотря на наличие богатого исторического опыта в решении населением вопросов местного значения (народное вече Древнего Новгорода, деятельность земств в период реформ Александра II), местное самоуправление является относительно новым явлением в России и находится в процессе развития.
Начало формирования системы местного самоуправления приходится на переломный момент первого этапа российских реформ (1991-1993 гг.). Особенностью этого первого этапа было то, что, во-первых, экономическая реформа осуществлялась без столь же активного реформирования социальной сферы и, во-вторых, начавшийся процесс регионализации затрагивал исключительно отношения федерального центра и субъектов федерации, не был дополнен параллельным процессом нормативного оформления отношений с уровнем муниципальных образований (что, привело к росту полномочий субъектов федерации в ущерб самостоятельности населения городов и сельских поселений). Заложенные в Конституции РФ правовые основы местного самоуправления были далее существенно конкретизированы в Федеральном законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г. № 154-ФЗ[10], а также новой редакции данного документа - в Федеральном законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ, вступающий в силу с 1 января 2006 г.
Указанный закон является основополагающим для построения всей системы местного самоуправления. В законе формируются общие положения и принципы территориальной организации местного самоуправления, приведены вопросы местного значения и порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Устанавливаются формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления и положение органов местного самоуправления, а также статус муниципальных правовых актов. Обосновывается экономическая основа местного самоуправления и иные особенности реализации местного самоуправления.[11]
Согласно Федеральному Закону 1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ст.1: «Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления».
Закон 2003г. (ст.2) определяет сущность муниципального образования следующим образом: «Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения». Модель состава муниципальных образований России представлена на рис. 1.
По
мнению автора, определение, приведенное
в редакции закона 1995 г., является менее
конкретным, что может быть объяснено
тем, что до принятия редакции закона
2003 г. в РФ отсутствовала универсальная
территориальная единица, способная
стать муниципальным образованием,
регионы подходили к созданию муниципального
образования произвольно, т.е. в соответствии
с личным пониманием федерального закона
и с собственными взглядами на организацию
местного самоуправления. Поэтому практика
муниципального строительства серьезным
образом разошлась с требованиями законодательства,
что послужило причиной провала плана
организации местного самоуправления
в масштабе всей страны.
Заключение
В настоящее время Россия находится в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.