Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:44, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в выявлении специфики, противоречий, а также характерных проблем институционализации местного самоуправления в современной России для совершенствования его конституционно-правового регулирования.
Подобные аномии, то есть нарушения нормативных порядков повседневной жизни, прямо влияют на изменение ценностных, социальных и политических ориентаций населения, делая его социально-политическое поведение слабо мотивированным, понижая общую социальную стабильность.
В этих условиях особое значение приобретает работа местной власти с гражданско-городскими институтами, максимально приближенными к горизонту повседневной жизни (в муниципальных округах, микрорайонах, комитетах территориально-общественного самоуправления и т.д.).
Согласно представлениям, заложенным в законодательные документы о местном самоуправлении, оно неразрывно связано с местным сообществом, которое и есть подлинный субъект самоуправления. Однако, и Конституция РФ, и Закон "Об основных принципах организации местного самоуправления" вопрос о природе и функциональной роли местных сообществ обходят молчанием.
От населения, понимаемого как статистическая совокупность людей проживающих на данной территории, местное сообщество отличается наличием у каждого жителя и у всех жителей, вместе взятых, чувства принадлежности месту проживания своей жизни (городу, селу), сознания своего права и возможностей влиять на ход жизни в нем и ответственности за него. На ином языке это и называется гражданской идентичностью.
Впрочем, в обычной речевой практике слово "население" словосочетания типа "жители нашего города" (и другие словосочетания со словами "мы", "наше") мало чем по смыслу отличаются от употребляемого с оглядкой на Европейскую хартию о местном самоуправлении, термина "местное сообщество".
Поэтому, пользуясь этим термином, приходится учитывать:
Глава
2. Институциональные основы органов
самоуправления
2.1
Местное самоуправление, как политико-правовой
институт в системе управления обществом
и государством
Местное
самоуправление в международном
праве трактуется как право и
реальная способность органов управления
местного уровня регламентировать и
управлять значительной частью государственных
дел, действуя в рамках закона, под
свою ответственность и в интересах местного
населения. Органы местного самоуправления
в пределах, установленных законом, обладают
полной свободой действий для осуществления
собственных инициатив по любому вопросу,
который не исключен из их компетенции
и не отнесен к компетенции другого органа
власти.
Европейская хартия местного самоуправления
подчеркивает политическое значение данного
института, в частности определяя, что
право граждан участвовать в управлении
государственными делами наиболее непосредственным
образом может быть осуществлено на местном
уровне.
Исходя из международных правовых
источников, а также существующей во всем
мире практики, местное самоуправление
предстает составным элементом единой
системы государственного управления.
В России институт местного самоуправления
не приобрел должной правовой регламентации.
Практика осуществления местного самоуправления
показала, что размытость его политической
роли в ряду других демократических институтов
сводит к минимуму эффективность процесса
демократизации российского общества.
По-видимому,
кроме законодательного закрепления
должных прав требуется еще и
наличие определенных условий для
формирования и развития института
местного самоуправления. Если социально-экономические
предпосылки для развития местного
самоуправления в определенном смысле
существовали и ранее, то необходимый
уровень правовой культуры граждан явно
отсутствовал. Сказался также значительный
перерыв в эволюции института местного
самоуправления, связанный с советским
периодом развития российской государственности.
Таким образом, исторические традиции местного самоуправления, существовавшие на рубеже XIX и XX столетий, в значительной степени были утрачены.
Вместе
с тем, используя существующий уровень
правовой регламентации, научное наследие
российских ученых и правоведов, представляется
возможным определить необходимые критерии
и признаки института местного самоуправления,
которые позволят определить место и роль
такового в управлении обществом и государством.
В соответствии с принципом народовластия,
единственный источник власти — народ.
В Конституции России определено, что
народ РФ осуществляет свою власть непосредственно,
а также через государственные и муниципальные
органы. Исходя из данного тезиса, можно
сделать вывод о публичной природе местного
самоуправления, которая идентична природе
государственной власти. Однако законодатель
в тексте Основного Закона не упоминает
местное самоуправление в качестве власти.
Конституционные
основы местного самоуправления обозначают
таковое, как “специфический уровень
власти, разноаспектное социально-политическое
явление, выступающее в качестве института
гражданского общества и соответствующего
набора прав граждан” (Ст. 12 Конституции
РФ)
Данное толкование специфики местного самоуправление в целом соответствует современной тенденции в противопоставлении гражданского общества и государства, согласно которой государство в определенной своей части входит в структуру гражданского общества. Примечательно, что словарь русского языка под редакцией Ожегова С.И. не относит местное самоуправление к институтам гражданского общества. К определению специфики местного самоуправления законодатель подошел с той позиции, которая, по-видимому, была необходима на определенном этапе развития российской государственности. Вместе с тем по данному вопросу проведены исследования, которые рассматривают специфику местного самоуправления по субъектному составу такового и характеру правоотношений между субъектом и объектом управления.
Местное самоуправление представляет
собой новую “публичность”, которая по
сравнению с государством, имеет измененный
характер связей субъектов и объектов
управления. По сравнению с государством,
местное самоуправление равноправный
субъект управления, обладающий самостоятельностью
в пределах полномочий. Только в отличие
от государства местное самоуправление
предполагает, что субъекты управления
являются звеньями системы собственного,
а не государственного управления.
Причиной распространенного мнения
о том, что местное самоуправление — разновидность
общественного самоуправления является
также конституционное отграничение местного
самоуправления от органов государственной
власти. Общественное самоуправление
абсолютно независимо от государственного
управления. Тогда как местное самоуправление
должно входить в единую систему управления
страной, в противном случае оно перестает
быть местным самоуправлением, а становится
общественным самоуправлением.
При
анализе ст. 12 Конституции, определяющей,
что органы местного самоуправления
не входят в систему органов
Вместе с тем, определить местное самоуправление в качестве власти позволяет природа данного публично-правового явления, а так же источник этой власти. Первое выражается в прерогативах муниципальной власти на территории муниципальных образований, второе производно от власти народа. Потому муниципальная власть есть публичность в масштабе муниципального образования.
При
этом, несмотря на то, что государственная
власть — публичность в масштабе
страны, местные дела не безразличны
государству и не случайно некоторые
государственные вопросы
Однако,
накопленный опыт развития российской
государственности позволяет
Исходя из того, что Россия сегодня — это федеративное государство, территория которого велика, некоторые регионы значительно отдалены от центра, местное самоуправления следует использовать в качестве гарантии демократического развития субъектов федерации.
Построение единой вертикали
власти, в которую бы входило
местное самоуправление
Однако,
будет ли при том обеспечена децентрализация
государственного управления, которая
рассматривается в настоящее время, как
обязательное условие построения демократического
государства?
Укрепление вертикали власти на современном
этапе в значительной мере отлично от
российского опыта прежних лет. На сегодняшний
день основная проблема на всех уровнях
власти, и в значительной степени на уровне
местного самоуправления, состоит в соблюдении
и исполнении законов. Власть в России
не способна соблюдать и исполнять Закон,
который ею же учрежден. Соответственно,
главная задача власти на современном
этапе состоит в том, чтобы не сохранять
принципы централизованного управления
обществом, когда нижестоящие органы подотчетны
вышестоящим, как это было раньше в соответствии
с принципом “демократического централизма”,
а создать такие условия, которые бы позволяли
местным органам управления самостоятельно
осуществлять свою деятельность на всех
уровнях, ответственность за последствия
которой ложились бы на данную власть.
Ключевое значение в этом процессе принадлежит
принципу разделения властей.
Согласно концепции разделения властей
Шарля Монтескье, необходимым условием
соблюдения прав и свобод индивида является
строгое разделение властей, при котором
различные властные структуры могли бы
взаимно сдерживать друг друга10. Представляется,
что определение места местного самоуправления
в системе единой исполнительной вертикали,
согласно принципу разделения властей,
ни в коей мере не посягает на централизацию
государственного управления, поскольку
властные органы на различных уровнях
федеральной системы, в том числе и муниципальные,
формируются независимо друг от друга.
Кроме того, существует конституционный
запрет на совмещение постов должностными
лицами, осуществляющими властные полномочия
— ст. 11, 97, 119 Основного Закона.
Если исходить из принципа народного
суверенитета, а так же разделения властей
по вертикали, то первым структурным уровнем
власти в России предстает власть низовых
коллективов и организаций, вторым — муниципальная
власть, третьим — власть на уровне субъекта,
четвертым — власть в масштабе страны.
Практика осуществления местного самоуправления показала, что отсутствие должного внимания со стороны государства к институту муниципальной власти, в части политического значения последней, приводит к целому ряду негативных последствий. Тогда как повышенный интерес со стороны местных жителей к выборам в органы местного самоуправления в очередной раз доказывает социальное значение и политическую роль местного самоуправления.
Качественный
состав органов местного самоуправления
сказывается на степени участия местных
жителей в осуществлении местного самоуправления,
на уровне внимания со стороны глав местного
самоуправления к насущным проблемам
муниципальных образований, на уровне
соблюдения федерального законодательства
при осуществлении законотворчества.
Из вышеизложенного следует:
Конституция и федеральное законодательство,
принятое в ее развитие, создали определенную
правовую базу для осуществления местного
самоуправления. Конституция учреждает
единство и особенности природы публичной
(государственной и муниципальной) власти.
Вместе с тем отсутствие четкой
позиции законодателя, в части определения
политической роли института местного
самоуправления и его места в системе
разделения властей, дезорганизует власть,
образно говоря, “выбивает” целый слой
публично-правовых отношений из целостной
пирамиды власти.
При
условии понимания и признания
муниципальной власти, как таковой,
возможна реальная децентрализация, реальное
разделение властей и, соответственно,
реальное соблюдение прав и свобод
человека.
Власть только тогда
является властью, когда она самостоятельна
в осуществлении своих полномочий.
Самостоятельность местного самоуправления, как власти, в системе разделения властей, это:
финансовая самостоятельность, наличие
местного бюджета;
самостоятельность органов местного самоуправления
(в том числе самостоятельность в отношении
с государственными органами, которая
производна от порядка формирования органов
местного самоуправления посредством
местных выборов и самостоятельное осуществление
полномочий);
самостоятельность
населения в реализации права на местное
самоуправление;
самостоятельная
ответственность органов и должностных
лиц местного самоуправления.
Финансовая самостоятельность
гарантирована муниципальной собственностью,
местными налогами, сборами, муниципальным
бюджетом. Организационная самостоятельность
органов местного самоуправления, по-видимому,
не исчерпывается конституционной формулой
их организационного обособления от государственных
органов. Федеральное законодательство
содержит прямой запрет на образование
органов местного самоуправления и назначение
должностных лиц местного самоуправления
органами государственной власти и государственными
должностными лицами11. Одновременно, организационная
самостоятельность муниципальных органов
определена возможностями местных жителей
муниципального образования по формированию
данных органов посредством участия в
муниципальных выборах. Статья 131 Конституция
закрепляет, что структура органов местного
самоуправления определяется населением
самостоятельно.