Проблемы стратегического развития местного самоуправления с позиций институциональной экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в выявлении специфики, противоречий, а также характерных проблем институционализации местного самоуправления в современной России для совершенствования его конституционно-правового регулирования.

Работа содержит 1 файл

Копия курсовая работа СДАТЬ СЕГОДНЯ.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

Введение 

               Конституция Российской Федерации  провозгласила демократическую концепцию местного самоуправления как организационно самостоятельного звена системы власти (ст. ст. 12, 130-133). 

          Между тем, как в конституционных, так и в нормах федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации в силу их внутренней несогласованности, несистемности многие положения, касающиеся упорядочения институциональной и функциональной специфики органов государственной власти и местного самоуправления получили четкой правовой регламентации. Это во многом послужило причиной отсутствия рационализации функциональной нагрузки органов местного самоуправления в части разграничения предметов ведения и полномочий и их материально-ресурсного обеспечения.

         В результате - процесс институционализации местного самоуправления неоправданно затянулся. Неудачи реорганизации местного уровня, как и всей системы власти в России, ставят под сомнение саму идею местного самоуправления. Ситуация усугубляется еще и тем, что процессы трансформации политической системы происходят на фоне дальнейшего отторжения власти от народа и народа от власти.

       Одна  из основных причин противоречий подобного  рода видится в несовершенстве правового  регулирования муниципальных отношений  в системе власти Российской Федерации.

       Поэтому назрела объективная необходимость  в пересмотре роли и места местного самоуправления в политической системе  современной России, и как следствие - корректировки конституционно-правового  обеспечения его функционирования, что в конечном итоге и предопределило тему настоящей работы.

       Научные изыскания по избранной теме ведутся  достаточно активно. При этом труды  современных отечественных ученых - С.А.Авакьяна, Г.В.Атаманчука, Г.В.Барабашева, Л.Ф.Болтенковой, Н.С.Бондаря, В.И.Васильева, Н.А.Емельянова, М.А.Краснова, В.А.Кряжкова, О.Е.Кутафина, И.И.Овчинникова, Н.В.Постового, А.Я.Сливы, Н.С.Тимофеева, Ю.А.Тихомирова, В.И.Фадеева, К.Ф.Шеремета, Е.С.Шугриной и др. - заложили фундамент исследования институтов местного самоуправления в системе власти Российской Федерации.

        Вместе с тем, системный, комплексный анализ становления и развития нового для нашей страны уровня народовластия с точки зрения его соотношения с основами конституционного строя, системой государственной власти, практикой реализации предполагает обращение не только к работам по юриспруденции, но и затрагивающим политологические, социологические, исторические аспекты исследуемой проблемы

       Объектом  исследования является институционализация системы власти Российской Федерации.

       Предметом исследования является институционализация местного самоуправления в системе власти Российской Федерации.

       Цель  курсовой работы состоит в выявлении специфики, противоречий, а также характерных проблем институционализации местного самоуправления в современной России для совершенствования его конституционно-правового регулирования.

       Теоретическая основа исследования. Комплексный характер исследуемой проблемы предполагает обращение к трудам отечественных и зарубежных правоведов, философов, историков, политологов XIX - XX вв. Среди них следует особенно выделить работы И.Д.Беляева, В.П.Безобразова, А.Васильчикова, Л.А.Велихова, В.О.Ключевского, Н.И.Лазаревского, В.Н.Лешкова, Б.Н.Чичерина, Р.Гнейста, Л.Штейна, Р.Моля, А.Токвиля и др.

       Теоретической основой настоящего исследования послужили  также идеи, положения, обобщения, содержащиеся в работах отечественных и  зарубежных ученых по конституционному, муниципальному праву, теории управления, политическим, социологическим наукам, теории и истории государства и права.

       Новизна исследования данной курсовой работы заключается в комплексном раскрытии особенностей институционализации местного самоуправления как одной из основ конституционного строя, элемента системы власти Российской Федерации на современном этапе.

       В результате исследования норм международных  правовых актов, конституционных положений, федеральных законов и законодательства субъектов Российской Федерации  о местном самоуправлении, правовых актов органов местного самоуправления, практики их реализации на местах в работе: уточняется теоретико-правовое содержание и соотношение таких понятий, как местное самоуправление, непосредственная, представительная демократия в контексте развития конституционного федерализма и формируемых механизмов взаимоотношений между уровнями власти;

       устанавливаются противоречия между конституционно-правовой моделью местного самоуправления и  положениями Европейской хартии местного самоуправления;

       вскрывается внутренняя несогласованность ряда конституционных положений о местном самоуправлении, препятствующих его институционализации в системе власти Российской Федерации;

       аргументируется несоответствие конституционным положениям отдельных норм Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" и показывается их внутренняя противоречивость, в силу чего предлагается внесение изменений, дополнений и поправок в вышеназванный Федеральный закон в соответствии с конституционными нормами и нормами Европейской хартии местного самоуправления, а также спецификой государственного строительства в Российской Федерации;

       обосновывается  вывод о том, что практика развития местного самоуправления в субъектах  Российской Федерации подчеркивает его функциональную взаимосвязь с органами государственной власти;

       предлагается  ряд правовых механизмов и форм контроля за деятельностью органов местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Глава 1. Понятие и содержание местного самоуправления 

       
    1. Понятие местного самоуправление

       Местное самоуправление представляет собой одну из форм организации публичной власти, сущность которой состоит в обеспечении самостоятельного и под свою ответственность решения населением непосредственно или через образуемые им органы вопросов местного значения. Все способы установления взаимоотношений между государством и обществом являются способами формирования местной власти Особенности политического, экономического и социального развития страны, ее демократические традиции и государственное устройство определяют форму организации и особенности функционирования местного самоуправления Местное самоуправление является органической частью системы сдержек и противовесов, оно помогает найти оптимальное сочетание общегосударственных интересов с интересами каждого отдельного муниципального или районного образования. В сферу взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления включаются следующие вопросы: установление предметов ведения местного самоуправления; возложение отдельных государственных полномочий на органы местного самоуправления; формирование его ресурсной, финансовой и материальной базы Оптимальность такого взаимодействия достигается лишь в том случае, если система м с понимается не как придаток государственных органов или нижняя ступенька в их иерархии, но как, относительно самостоятельный институт власти организационно обособленный от государственной Местное самоуправление - это способ организации местного сообщества, представляющий собой первичный уровень народовластия, основы функционирования которого законодательно закреплены в Конституции государства и других законодательных актах Основная задача законодательного установления принципов самоуправления в государстве - это обеспечение самостоятельности местного самоуправления, гарантированной действующим . Осуществляется через право населения на самостоятельность в формировании органов м с и выработку механизмов, позволяющих органам м с решать вопросы избравшего их населения Для этого требуется наличие законодательства, наделяющего их необходимой компетенцией и соответствующими правовыми гарантиями, а также, наличием у местного самоуправления финансово-экономической базы и права самостоятельно ею распоряжаться Реализация этих положений должна достигаться с помощью:

  1. создания законодательной и нормативной базы местного самоуправления;
  2. создания организационных структур местного самоуправления;
  3. проведения разграничения полномочий, финансов и собственности между органами государственной власти и органами местного самоуправления.[1]

       Каждая  общественная формация характеризуется  определенным сочетанием управления и  самоуправления.

       Управление  – это внешнее воздействие, «поступающее»  в системы извне.

       Самоуправление  – это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой.

       Любая сложная социально-экономическая  система предполагает децентрализацию  управленческих функций. Представители  каждого иерархического уровня управления имеют свои обязанности, ресурсы  и полномочия для их выполнения, несут определенную ответственность за принимаемые решения.

       В РФ как демократическом государстве  признается самоуправление территориальных  единиц разных уровней: субъектов Федерации  в рамках федеративного государства, местное самоуправление в муниципальных  образованиях, территориальное общественное самоуправление в частях муниципального образования. Местное самоуправление в этой системе есть уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению и обладающей значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

       Суть  местного самоуправления состоит в  признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.

       В современном обществе утвердился взгляд на местное самоуправление как одну из необходимых основ любого демократического строя, как важнейший принцип организации власти в государстве, как непременное условие формирования и развития гражданского общества.

       Общепризнанные  установки и ценности международной демократии, составляющие теоретическую базу местного самоуправления получили отражение в Европейской Хартии местного самоуправления – документе, принятом Советом Европы 15октября 1985 года. В Европейской Хартии дается следующее определение местного самоуправления

«Под  местным самоуправлением понимается право и реальная способность  органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных  дел и управлять ею, действуя в  рамках закона, по свою ответственность  и в интересах местного населения»

       Что касается российского законодательства Федеральный закон      «Об общих принцах организации местного самоуправления в РФ», принятый в 1995 года (в дальнейшем – Федеральный закон 1995года), гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций». В новой редакции того же закона от 2003 года, вступающей в силу с 1 января 2006 года.(в дальнейшем – Федеральный закон 2003 года), говорится: «Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации. Федеральными законами. А в случаях, установленных федеральными законами – законами субъектов Российской Федерации самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций». Сопоставление приведенных формулировок показывает, что в Федеральном законе 1995 г. Акцент сделан на местное самоуправление как на деятельность населения, а в Федеральном законе 2003 г. – как на форму осуществления народом своей власти. Представляется, что важным является и то, и другое.

       Конституцией  же РФ (ст.3) определено, что единственным источником власти в стране является её народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

       Основные  признаки местного самоуправления, отличающие его от государственной власти, наиболее точно указаны Л. Велиховым. К таким признакам он относит:

  • различие в характере власти. Местное самоуправление – власть подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью;
  • разграничение сфер компетенции. Речь идет об отграниченности круга дел, предоставленных местному самоуправлению;
  • самостоятельный источники средств. Нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства к осуществлению задач;
  • территориально-ограниченный выбранный принцип.

Информация о работе Проблемы стратегического развития местного самоуправления с позиций институциональной экономической теории