Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:44, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в выявлении специфики, противоречий, а также характерных проблем институционализации местного самоуправления в современной России для совершенствования его конституционно-правового регулирования.
Введение
Конституция Российской Федерации
провозгласила демократическую концепцию
местного самоуправления как организационно
самостоятельного звена системы власти
(ст. ст. 12, 130-133).
Между тем, как в конституционных, так и в нормах федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации в силу их внутренней несогласованности, несистемности многие положения, касающиеся упорядочения институциональной и функциональной специфики органов государственной власти и местного самоуправления получили четкой правовой регламентации. Это во многом послужило причиной отсутствия рационализации функциональной нагрузки органов местного самоуправления в части разграничения предметов ведения и полномочий и их материально-ресурсного обеспечения.
В результате - процесс институционализации местного самоуправления неоправданно затянулся. Неудачи реорганизации местного уровня, как и всей системы власти в России, ставят под сомнение саму идею местного самоуправления. Ситуация усугубляется еще и тем, что процессы трансформации политической системы происходят на фоне дальнейшего отторжения власти от народа и народа от власти.
Одна
из основных причин противоречий подобного
рода видится в несовершенстве правового
регулирования муниципальных
Поэтому
назрела объективная
Научные
изыскания по избранной теме ведутся
достаточно активно. При этом труды
современных отечественных
Вместе с тем, системный, комплексный анализ становления и развития нового для нашей страны уровня народовластия с точки зрения его соотношения с основами конституционного строя, системой государственной власти, практикой реализации предполагает обращение не только к работам по юриспруденции, но и затрагивающим политологические, социологические, исторические аспекты исследуемой проблемы
Объектом исследования является институционализация системы власти Российской Федерации.
Предметом исследования является институционализация местного самоуправления в системе власти Российской Федерации.
Цель курсовой работы состоит в выявлении специфики, противоречий, а также характерных проблем институционализации местного самоуправления в современной России для совершенствования его конституционно-правового регулирования.
Теоретическая основа исследования. Комплексный характер исследуемой проблемы предполагает обращение к трудам отечественных и зарубежных правоведов, философов, историков, политологов XIX - XX вв. Среди них следует особенно выделить работы И.Д.Беляева, В.П.Безобразова, А.Васильчикова, Л.А.Велихова, В.О.Ключевского, Н.И.Лазаревского, В.Н.Лешкова, Б.Н.Чичерина, Р.Гнейста, Л.Штейна, Р.Моля, А.Токвиля и др.
Теоретической основой настоящего исследования послужили также идеи, положения, обобщения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых по конституционному, муниципальному праву, теории управления, политическим, социологическим наукам, теории и истории государства и права.
Новизна исследования данной курсовой работы заключается в комплексном раскрытии особенностей институционализации местного самоуправления как одной из основ конституционного строя, элемента системы власти Российской Федерации на современном этапе.
В
результате исследования норм международных
правовых актов, конституционных положений,
федеральных законов и
устанавливаются противоречия между конституционно-правовой моделью местного самоуправления и положениями Европейской хартии местного самоуправления;
вскрывается внутренняя несогласованность ряда конституционных положений о местном самоуправлении, препятствующих его институционализации в системе власти Российской Федерации;
аргументируется несоответствие конституционным положениям отдельных норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и показывается их внутренняя противоречивость, в силу чего предлагается внесение изменений, дополнений и поправок в вышеназванный Федеральный закон в соответствии с конституционными нормами и нормами Европейской хартии местного самоуправления, а также спецификой государственного строительства в Российской Федерации;
обосновывается вывод о том, что практика развития местного самоуправления в субъектах Российской Федерации подчеркивает его функциональную взаимосвязь с органами государственной власти;
предлагается
ряд правовых механизмов и форм контроля
за деятельностью органов местного
самоуправления.
Глава 1. Понятие и содержание
местного самоуправления
Местное самоуправление представляет собой одну из форм организации публичной власти, сущность которой состоит в обеспечении самостоятельного и под свою ответственность решения населением непосредственно или через образуемые им органы вопросов местного значения. Все способы установления взаимоотношений между государством и обществом являются способами формирования местной власти Особенности политического, экономического и социального развития страны, ее демократические традиции и государственное устройство определяют форму организации и особенности функционирования местного самоуправления Местное самоуправление является органической частью системы сдержек и противовесов, оно помогает найти оптимальное сочетание общегосударственных интересов с интересами каждого отдельного муниципального или районного образования. В сферу взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления включаются следующие вопросы: установление предметов ведения местного самоуправления; возложение отдельных государственных полномочий на органы местного самоуправления; формирование его ресурсной, финансовой и материальной базы Оптимальность такого взаимодействия достигается лишь в том случае, если система м с понимается не как придаток государственных органов или нижняя ступенька в их иерархии, но как, относительно самостоятельный институт власти организационно обособленный от государственной Местное самоуправление - это способ организации местного сообщества, представляющий собой первичный уровень народовластия, основы функционирования которого законодательно закреплены в Конституции государства и других законодательных актах Основная задача законодательного установления принципов самоуправления в государстве - это обеспечение самостоятельности местного самоуправления, гарантированной действующим . Осуществляется через право населения на самостоятельность в формировании органов м с и выработку механизмов, позволяющих органам м с решать вопросы избравшего их населения Для этого требуется наличие законодательства, наделяющего их необходимой компетенцией и соответствующими правовыми гарантиями, а также, наличием у местного самоуправления финансово-экономической базы и права самостоятельно ею распоряжаться Реализация этих положений должна достигаться с помощью:
Каждая общественная формация характеризуется определенным сочетанием управления и самоуправления.
Управление – это внешнее воздействие, «поступающее» в системы извне.
Самоуправление – это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой.
Любая
сложная социально-
В
РФ как демократическом
Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.
В современном обществе утвердился взгляд на местное самоуправление как одну из необходимых основ любого демократического строя, как важнейший принцип организации власти в государстве, как непременное условие формирования и развития гражданского общества.
Общепризнанные установки и ценности международной демократии, составляющие теоретическую базу местного самоуправления получили отражение в Европейской Хартии местного самоуправления – документе, принятом Советом Европы 15октября 1985 года. В Европейской Хартии дается следующее определение местного самоуправления
«Под
местным самоуправлением
Что касается российского законодательства Федеральный закон «Об общих принцах организации местного самоуправления в РФ», принятый в 1995 года (в дальнейшем – Федеральный закон 1995года), гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций». В новой редакции того же закона от 2003 года, вступающей в силу с 1 января 2006 года.(в дальнейшем – Федеральный закон 2003 года), говорится: «Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации. Федеральными законами. А в случаях, установленных федеральными законами – законами субъектов Российской Федерации самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций». Сопоставление приведенных формулировок показывает, что в Федеральном законе 1995 г. Акцент сделан на местное самоуправление как на деятельность населения, а в Федеральном законе 2003 г. – как на форму осуществления народом своей власти. Представляется, что важным является и то, и другое.
Конституцией же РФ (ст.3) определено, что единственным источником власти в стране является её народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Основные признаки местного самоуправления, отличающие его от государственной власти, наиболее точно указаны Л. Велиховым. К таким признакам он относит: