Проблемы развития российского туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование проблем развития туризма в Российской Федерации.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- рассмотреть сущность и функции туризма, его классификацию;
- исследовать правовое регулирование туристской деятельности по действующему законодательству Российской Федерации;
- проанализировать основные экономические показатели развития туризма за рубежом и в РФ;
- раскрыть проблемные аспекты продвижения российского турпродукта;
- отметить перспективы развития туризма в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТУРИЗМ КАК СИСТЕМНЫЙ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ 5
1.1. Сущность и функции туризма 5
1.2. Классификация туризма……………………………………………………8
1.3. Нормативно-правовое регулирование туризма в РФ 12
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА….17
2.1. Развитие туризма в Европейском регионе………………………………17
2.2. Развитие туризма в РФ………………………………………………...….21
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
3.1. Современное состояние туризма в РФ 27
3.2. Перспективы развития туризма в РФ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 99.17 Кб (Скачать)

     По  оценкам ВТО, потенциальные возможности  России позволяют при соответствующем  уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных  туристов в год. Однако на сегодняшний  день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими  и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.

     Анализ  современного состояния внутреннего  туризма указывает на недостаточный  уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам.

     Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее  время являются:

- образ  России как страны, неблагоприятной  для туризма, создаваемый отдельными  зарубежными и отечественными  средствами массовой информации;

- действующий  порядок выдачи российских виз  гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении,  не всегда способствующий росту  въездного туризма;

- неразвитая  туристическая инфраструктура, значительный  моральный и физический износ  существующей материальной базы, малое количество гостиничных  средств размещения туристского  класса (2-3 звезды) с современным  уровнем комфорта;

- «узость»  ассортимента предлагаемого туристского продукта и, как следствие, резких сезонных колебаний объемов въездного туризма;

- отсутствие  практики создания субъектами  Российской Федерации благоприятных  условий для инвестиций в средства  размещения туристов и иную  туристическую инфраструктуру;

- отсутствие  до 2002 года государственной некоммерческой  рекламы туристических возможностей  страны за рубежом;

- невысокое  качество обслуживания во всех  секторах туристической индустрии  из-за низкого уровня подготовки  кадров и отсутствия опыта  работы в условиях рыночной  экономики, в том числе вследствие  длительного периода эксплуатации  курортно-туристских средств размещения  через систему социального страхования;  несоответствие цены и качества  размещения в гостиницах.20

      Также одной из важных проблем является проблема безопасности иностранных  туристов.

      Туристская  поездка практически всегда содержит элементы нового и существенно отличающегося  от привычной среды обитания, в  том числе и то, что может  представлять определенную опасность  для путешествующего лица. Практика международного туризма показывает, что с увеличением количества путешествующих и расширением географии поездок резко возрастает необходимость учета специфики поездок и соблюдения мер безопасности.

      Отсутствие  гарантий безопасности в аэропортах, на автомагистралях, на транспорте, во многих гостиницах, ресторанах и объектах туристского показа активно формирует  образ России как страны, неблагоприятной  для туризма, и создает повод  для негативных публикаций со стороны  как зарубежных, так и отечественной  СМИ.

      Привлечение иностранных туристов в Россию сильно связано с проблемой их безопасности. К сожалению, у иностранных туристов отношение к России как туристскому  объекту остается в целом негативным. Отсутствие информации о российских туристских ресурсах, доступной иностранным  туристам, низкий уровень обслуживания – все это связано с невысоким  уровнем безопасности в России. Больше всего вызывает обеспокоенность  довольно низкий уровень медицинского обслуживания по страховым полисам  в случае заболевания в период турпоездки.

      В западных странах система охраны граждан поставлена значительно  лучше.21 
 
 

3.2. Перспективы развития туризма  в РФ

     Туристская  индустрия в России должна стать  могучим сектором национальной экономики. Как показывает зарубежная практика, отрасль развивается в том  случае, если государственные структуры. Наделенные властью, осознавая всю  важность ее роли в деле социального  и экономического развития страны, начинают проводить в отношении  ее протекционистскую политику.

     За  последние годы в России произошли  некоторые сдвиги в этом направлении.

     Указом  Президента РФ от 22 декабря 1995 г. № 1284 была утверждена Концепция реорганизации  и развития туризма в РФ.

     Главная  цель концепции – создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.

     Основной  задачей развития туризма в Российской Федерации является формирование современной  маркетинговой стратегии продвижения  туристического продукта на внутреннем и международном рынках в соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции согласно приложению. Выполнение указанной задачи требует:

- разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создания циклов теле- и радиопрограмм для России и зарубежных стран, а также проведения регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации;

- издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции;

- организации и проведения международных туристических выставок, в том числе создания единого российского национального стенда с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма;

- обеспечения деятельности загранпредставительств по туризму, выполняющих функции рекламно-информационных офисов, в рамках деятельности торговых представительств Российской Федерации;

- поддержки и обновления официального Интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

- организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков при информационной поддержке федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

- проведения ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов;

- организации презентаций туристических возможностей России в основных странах, направляющих туристов в Россию;

- формирования современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны.

     Создание  организационно-правовых и экономических  условий для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма  требует:

- определенной корректировки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты в смежных областях;

- введения финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности;

- эффективного управления государственной собственностью в туристической индустрии;

- создания необходимых условий для успешного развития гостиничных средств размещения и иной туристической инфраструктуры;

- создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристической инфраструктуры в России;

- разработки и принятия новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения; наделение соответствующими полномочиями в этой области федеральною органа исполнительной власти в сфере туризма;

- совершенствования визовой политики в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности, и вместе с тем усиления контроля за выдачей виз туристам, следующим из опасных в миграционном отношении государств;

- разработки механизма усиления ответственности туристических организаций за нарушения правил въезда, выезда и пребывания находящимися в России иностранцами при визовой поддержке этих организаций.

     Укрепление  и дальнейшее развитие межотраслевой  и межрегиональной координации  в целях повышения эффективности  отечественной туристической индустрии  должно осуществляться путем:

- создания межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма в целях совершенствования межотраслевой и межрегиональной координации в этой области;

- создания межведомственной комиссии по упорядочению использования государственной собственности в туристической индустрии;

- формирования региональных концепций развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации, в том числе в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития.

     Повышение качества обслуживания в сфере туризма  требует:

- разработки новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения;

- разработки и внедрения современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта;

- создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая разработку и внедрение современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма;

- создания и реализации учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг (практику), в пределах средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на образование;

- реализации специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена туристско-гостиничного бизнеса, в том числе организации стажировок за рубежом за счет внебюджетных источников;

- поддержки перспективных прикладных исследований в области туризма в рамках средств, выделяемых на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма.

     Для реализации перечисленных в Концепции  задач требуется предусмотреть  бюджетные расходы на государственную  поддержку развития туризма.

     Задачи  по развитию государственной политики в области туризма, предусмотренные  в Концепции, должны осуществлялся  в пределах установленной численности  работников центрального аппарата и  представительств федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации, а расходы должны производиться в пределах средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на соответствующий год.

     Необходимость выделения ежегодных ассигнований, из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  продиктована прежде всего потребностью в обеспечении участия государства  в формировании и продвижении  национального туристического продукта, в том числе в проведении маркетинговых  исследований, рекламно-информационной деятельности, организации и проведении международных туристических выставок, конференций, семинаров, организации  международного сотрудничества, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристической  инфраструктуры и др.

     В условиях приоритетной поддержки развития туристической индустрии со стороны  государства будет обеспечено более  эффективное использование человеческих, информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда  и задач социально-экономического развития страны.

Информация о работе Проблемы развития российского туризма