Проблемы развития российского туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование проблем развития туризма в Российской Федерации.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- рассмотреть сущность и функции туризма, его классификацию;
- исследовать правовое регулирование туристской деятельности по действующему законодательству Российской Федерации;
- проанализировать основные экономические показатели развития туризма за рубежом и в РФ;
- раскрыть проблемные аспекты продвижения российского турпродукта;
- отметить перспективы развития туризма в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТУРИЗМ КАК СИСТЕМНЫЙ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ 5
1.1. Сущность и функции туризма 5
1.2. Классификация туризма……………………………………………………8
1.3. Нормативно-правовое регулирование туризма в РФ 12
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА….17
2.1. Развитие туризма в Европейском регионе………………………………17
2.2. Развитие туризма в РФ………………………………………………...….21
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
3.1. Современное состояние туризма в РФ 27
3.2. Перспективы развития туризма в РФ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 99.17 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное учреждение высшего профессионального  образования

Уральский государственный экономический  университет

Кафедра экономики сферы услуг 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по курсу: Экономика сферы услуг

на тему: Проблемы развития российского туризма 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Исполнитель: студентка группы  ЭСС-08

                                                     Судницына Юлия

                  Руководитель: ассистент кафедры ЭСУ

                                        Малюк Татьяна Андреевна 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Екатеринбург

2010

СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТУРИЗМ КАК СИСТЕМНЫЙ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ 5

1.1. Сущность и функции туризма 5

1.2. Классификация туризма……………………………………………………8

   1.3. Нормативно-правовое  регулирование туризма в РФ 12

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА….17

   2.1. Развитие туризма в Европейском  регионе………………………………17

   2.2. Развитие туризма в РФ………………………………………………...….21

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27

3.1. Современное состояние туризма в РФ 27

3.2. Перспективы развития туризма в РФ 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

 

     Туризм  является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики, за быстрые темпы роста он признан  экономическим феноменом столетия и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором.

   Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

  Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет.

     В настоящее время Россия в качестве страны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. На долю въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это низкий показатель, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

     Следовательно, перед российской индустрией туризма  встает проблема поиска таких методов  построения эффективной системы  управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой российской организации, занимающейся обслуживанием  туристов, и способствовать тем самым  дальнейшему развитию всей сферы  туристского бизнеса, врастанию  России в индустрию мирового туризма. Только четко сформулированная концепция  развития туристской отрасли может  обеспечить соответствующий уровень  качества туристских услуг, отвечающий мировым стандартам, сделать российский туризм конкурентоспособным и, как  следствие, добиться существенного  роста в России внутреннего и  въездного туризма.

  Целью работы является исследование проблем развития туризма в Российской Федерации.

      Поставленная  цель раскрывается через следующие  задачи:

- рассмотреть  сущность и функции туризма,  его классификацию;

- исследовать правовое регулирование туристской деятельности по действующему законодательству Российской Федерации;

- проанализировать  основные экономические показатели  развития туризма за рубежом  и в РФ;

- раскрыть  проблемные аспекты продвижения  российского турпродукта;

- отметить перспективы развития туризма в России.

         Объектом исследования является  туристическая деятельность в Российской Федерации, а предметом исследования выступает ее развитие в России и за рубежом. 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. ТУРИЗМ КАК  СИСТЕМНЫЙ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ

1.1. Сущность и функции туризма

     Туризм  в представлении большинства  людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края, памятники природы, истории и культуры, обычаи и традиции разных народов.  
 Менее известно, что туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. В сфере туризма занято свыше 250 млн. человек, т.е. каждый десятый работник в мире. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития. По прогнозам специалистов XXI век станет веком туризма. Анализ современного состояния рынка туристских товаров и услуг, перспектив его развития и вклада туризма в мировую и национальную экономику чрезвычайно важен. Однако, прежде чем погружаться в текущие проблемы туристского бизнеса, целесообразно раскрыть содержание понятия «туризм».1

    В научной литературе по вопросам туризма  отсутствует однозначное его  определение. Основные определения  приведены в табл. 1.1.

     Туризму свойственен ряд функций экономического, социального и гуманитарного характера (рис. 1.1).

     Экономическая функция туризма проявляется через спрос и потребление. Потребности туристов, находящихся вне места постоянного проживания, подразделяются на три группы:

- основные;

- специфические;

- дополнительные. 
 
 

  Таблица 1.1

  Подходы к определению туризма2             

Автор Определение
Определение туризма, принятое ООН в 1954 г. Туризм - это  активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства
Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: Федеральный закон от 26.11.1996 № 132-Ф3 (в ред. от 27.12.2009)   Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познаваемых, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания
Международная ассоциация научных экспертов в  области туризма Туризм есть совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы
Квартальнов В. А. Туризм - временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте
Статистическая  комиссия ООН (1993 г.) Туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями

   

  Мы  считаем, что определение туризма  по закону РФ является наиболее полным, отражающим всю суть явления. Весьма схожее определение дал Квартальнов В. А.

     Основные  потребности туристов – это потребности  в передвижении, проживании и питании. Следовательно, услуги средств размещения, предприятий питания и транспортных организаций являются обязательными  для осуществления туристкой  деятельности.

     Потребление основных услуг является предпосылкой для удовлетворения специфических  потребностей туристов, являющихся главной  целью поездки – потребностей во впечатлениях, развлечениях, деловых  встречах, курортном обслуживании.

     Дополнительные  потребности туристов удовлетворяются  услугами предприятий сервиса, торговли, культурных и развлекательных учреждений.

     Специфика туристского потребления состоит  в том, что не товар доставляется потребителю, а наоборот. Именно через  потребление туризм стимулирует  хозяйственную деятельность страны или отдельного региона. Увеличиваются  доходы гостиниц, предприятий питания, транспортных предприятий, спортивных объектов, учреждений культуры и т.д., стимулируется развитие сервиса  предприятий бытового обслуживания, связи, автосервиса. Повышается спрос  на сувениры и изделия местных  ремесел, что служит целям рекламы  данного региона. Возрастает товарооборот предприятий торговли как специального, так и общего назначения.

     Таким образом, туризм развивает местную  инфраструктуру, создает новые рабочие  места, инициирует приток валюты в страну, обеспечивает поступления в государственный  и местный бюджеты, оказывает  стимулирующее воздействие на обслуживающие  отрасли, осуществляющие вспомогательные  и сопутствующие по отношению  к туризму виды деятельности.

     Туризм  несет в себе глубокую социальную функцию. Дело в том, что научно-технический прогресс коренным образом изменил жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являются повышение интенсификации труда, автоматизация и компьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, что ведет к снижению жизненной и трудовой активности.

«Социальная значимость туризма обусловлена  возможностью удовлетворения одной  из важнейших потребностей человека – восстановления и пополнения его  физических, духовных, эмоциональных  сил», - отмечается в Манильской декларации по мировому туризму.

      Туризм  как многоплановая и активная форма  отдыха способствует полному  и всестороннему обновлению сил  и внутренних ресурсов человека, затраченных  на производстве и в быту. Он предоставляет  возможность временно покинуть место  постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни.

Информация о работе Проблемы развития российского туризма