Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:14, курсовая работа
Целью работы является исследование проблем развития туризма в Российской Федерации.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- рассмотреть сущность и функции туризма, его классификацию;
- исследовать правовое регулирование туристской деятельности по действующему законодательству Российской Федерации;
- проанализировать основные экономические показатели развития туризма за рубежом и в РФ;
- раскрыть проблемные аспекты продвижения российского турпродукта;
- отметить перспективы развития туризма в России.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТУРИЗМ КАК СИСТЕМНЫЙ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ 5
1.1. Сущность и функции туризма 5
1.2. Классификация туризма……………………………………………………8
1.3. Нормативно-правовое регулирование туризма в РФ 12
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА….17
2.1. Развитие туризма в Европейском регионе………………………………17
2.2. Развитие туризма в РФ………………………………………………...….21
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
3.1. Современное состояние туризма в РФ 27
3.2. Перспективы развития туризма в РФ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
В связи с этим в целях эффективного развития регионального туризма в разрабатываемых субъектами Российской Федерации нормативных правовых актах целесообразно отражать следующие актуальные вопросы правового регулирования туризма:
- определения
и поддержки в субъекте Российской Федерации
приоритетных направлений туристской
деятельности;
- защиты прав и законных интересов туристов в субъекте Российской Федерации, реализации на его территории мер обеспечения безопасности туризма;
- содействия информационному обеспечению регионального туризма, в том числе путем продвижения регионального туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- содействия стандартизации и классификации объектов туристской индустрии, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
- классификации и оценки туристских ресурсов субъекта Российской Федерации, установления режима их охраны, порядка сохранения целостности туристских ресурсов и реализации мер по их восстановлению, определения порядка использования туристских ресурсов с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду;
Рис. 1.4
Организационно-структурная
- содействия в субъекте Российской Федерации кадровому обеспечению и развитию научных исследований в сфере туризма;
- содействия деятельности предпринимателей в сфере туризма;
другие
вопросы, за исключением вопросов, отнесенных
к исключительным предметам ведения
и полномочиям Российской Федерации.8
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
2.1. Развитие
туризма в Европейском регионе
В
настоящее время индустрия
Если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн., а оборот туристской индустрии - 2,1 млрд. долл. США, то, согласно данным Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) в 2006г. в мире было зарегистрировано 846,0 млн. прибытий туристов, а поступления от международного туризма достигли 733 млрд. долл. США. Всемирный охват международный туризм приобрел, начиная с 60-70-х годов 20-го века. В результате образовался мировой туристский рынок, в котором участвуют практически все страны.
Вместе с тем динамика международных туристских потоков крайне неравномерна, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов мира.
Если рассматривать абсолютные объемы поступлений от туризма, то мировым лидером продолжает оставаться Европа, получившая в 2006 году дополнительно 26 млрд. и набравшая в целом 374 млрд. долл. США, что составляет 51% от общемировых туристских поступлений.
Приведенные
данные не включают
Данные о распределении туристских прибытий и поступлений от туризма в европейском регионе показывают, что рост туристских прибытий наблюдался в 2006 году почти по всем странам Европы (табл. 2.1). Исключение составили Венгрия (-7,2%) и Турция (-6,7%). Наибольший рост туристских прибытий пришелся на Италию (12,4%), Германию (9,6%), Ирландию (9,1%), Великобританию (9,3%), Швейцарию (8,8%) и Грецию (8,6%), которые в последние годы проводят грамотную, последовательную и обширную рекламную кампанию на основных направляющих рынках. При этом лидерами в общей доле европейского рынка продолжают оставаться Франция (17,2%) и Испания (12,7%). Что касается международных туристских поступлений, то наиболее существенная их часть приходится на Испанию (13,6% от общеевропейских поступлений), Францию (11,5%) и Италию (10,2%).
Таблица
2.1
Туристские
прибытия и поступления от туризма в Европе
в 2006 году 9
Основные дестинации | Международные туристские прибытия | Поступления от международного туризма | |||
Прибытия в 2005 г., тыс. | Прибытия в 2006 г., тыс. | 2006/ 2005 гг., % | Поступления в 2005 г., млн. долл. США | Поступления в 2006 г., млн. долл. США | |
ЕВРОПА, всего | 438 743 | 460 835 | 5 | 348 803 | 374 514 |
Австрия | 19 952 | 20 261 | 1,5 | 16 012 | 16 658 |
Бельгия | 6 747 | 6 995 | 3,7 | 9 868 | 11 535 |
Хорватия | 8 467 | 8 659 | 2,3 | 7 463 | 7 902 |
Франция | 75 908 | 79 083 | 4,2 | 42 276 | 42 910 |
Германия | 21 500 | 23 569 | 9,6 | 29 173 | 32 760 |
Греция | 14 765 | 16 039 | 8,6 | 13 731 | 14 259 |
Венгрия | 9 979 | 9 259 | -7,2 | 4 271 | 4 519 |
Ирландия | 7 333 | 8 001 | 9,1 | 4 744 | 5 242 |
Италия | 36 513 | 41 058 | 12,4 | 35 398 | 38 129 |
Нидерланды | 10 012 | 10 739 | 7,3 | 10 475 | 11 516 |
Польша | 15 200 | 15 670 | 3,1 | 6 274 | 7 239 |
Португалия | 10 612 | 11 282 | 6,3 | 7 712 | 8 349 |
Российская Федерация | 19 940 | 20 199 | 1,3 | 5 564 | 7 025 |
Испания | 55 914 | 58 451 | 4,5 | 47 970 | 51 115 |
Швейцария | 7 229 | 7 863 | 8,8 | 11 040 | 11 843 |
Турция | 20 273 | 18 916 | -6,7 | 18 152 | 16 853 |
Украина | 17 631 | 18 936 | 7,4 | 3 125 | 3 485 |
Великобритания | 28 039 | 30 654 | 9,3 | 30 675 | 33 695 |
Среди стран мирового рынка целесообразно выделить десятку лидеров как по международным туристским прибытиям, так и по поступлениям (табл. 2.2). Принимая во внимание тот факт, что ведущие мировые туристские державы отличны друг от друга в отношении типов привлекаемых туристов, длительности их пребывания и ежедневных затрат, следует отметить, что восемь из указанных в таблице десяти мировых лидеров по туристским прибытиям также являются лидерами и по туристским поступлениям. Так, Франция занимает первую строчку по прибытиям, обогнав Испанию и США, однако по поступлениям от туризма находится на третьем месте, отдав пальму первенства США, тогда как Испания сохраняет и здесь второе место. Это свидетельствует о том, что США привлекает на свой рынок туристов, оставляющих больше денег и приезжающих на более длительный срок, тогда как в европейских странах длительность туристского пребывания ниже. Китай, занимающий четвертое место по прибытиям, находится лишь на пятой строчке по поступлениям, уступив четвертое место Италии. При этом следует отметить, что лидирующие места по поездкам в Китай занимают Гонконг, Сингапур и Тайвань, где проживают этнические китайцы, посещающие родственников в континентальном Китае.
Великобритания и Германия занимают, соответственно, шестое и седьмое места, как по прибытиям, так и по поступлениям, тогда как Австрия, находясь на девятом месте по прибытиям, замыкает десятку по поступлениям, пропустив вперед Турцию. В отношении международных туристских прибытий по сравнению с 2005 годом Германия опередила Мексику, благодаря такому прекрасно организованному масштабному событийному мероприятию, как Чемпионат мира по футболу. Австрия так же, как и Россия, переместилась на одну строчку вверх, заняв, соответственно, девятое и десятое место. Турция же, напротив, потеряла две позиции, переместившись на одиннадцатое место по международным туристским прибытиям. Что касается поступлений от туризма, то Китай вытеснил Великобританию с пятого места, тогда как Австралия заняла восьмое место, потеснив Турцию.
Следует подчеркнуть, что успехи многих стран в развитии туризма в 2006 году связаны прежде всего с проведением крупных международных событийных мероприятий. К ним относятся как спортивные, так и культурные события, такие как Зимние Олимпийские Игры в Турине, чемпионат мира по футболу в Германии, празднование 400-летия со дня рождения Рембрандта, 250-летия со дня рождения Моцарта, 125-летия со дня рождения Пикассо и многое другое.
Таблица 2.2
Лидеры
среди стран мира по международным
туристским прибытиям и туристским поступлениям10
Страны | Международные туристские прибытия | Поступления от международного туризма, млрд.долл.США | |||||
Прибытия в 2005 г., тыс. | Прибытия в 2006 г., тыс. | 2006/ 2005 гг., % | Страны | Поступления в 2005 г. | Поступления в 2006 г. | 2006/ 2005 гг. в % | |
Франция | 75, 9 | 79, 1 | 4,2 | США | 81,8 | 85,7 | 4,8 |
Испания | 55, 9 | 58,5 | 4,5 | Испания | 48 | 51,1 | 6,6 |
США | 49,2 | 51,1 | 3,8 | Франция | 42,3 | 42,9 | 1,5 |
Китай | 46,8 | 49,6 | 6 | Италия | 35,4 | 38,1 | 7,7 |
Италия | 36,5 | 41, 1 | 12,4 | Китай | 29,3 | 33,9 | 15,9 |
Великобритания | 28 | 30,7 | 9,3 | Великобритания | 30,7 | 33,7 | 9,8 |
Германия | 21,5 | 23,6 | 9,6 | Германия | 29,2 | 32,8 | 12,3 |
Мексика | 21,9 | 21,4 | -2,6 | Австралия | 16,9 | 17,8 | 5,8 |
Австрия | 20 | 20,3 | 1,5 | Турция | 18,2 | 16,9 | -7,2 |
Российская Федерация | 19,9 | 20,2 | 1,3 | Австрия | 16 | 16,7 | 4 |