Проблемы развития российского туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование проблем развития туризма в Российской Федерации.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- рассмотреть сущность и функции туризма, его классификацию;
- исследовать правовое регулирование туристской деятельности по действующему законодательству Российской Федерации;
- проанализировать основные экономические показатели развития туризма за рубежом и в РФ;
- раскрыть проблемные аспекты продвижения российского турпродукта;
- отметить перспективы развития туризма в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТУРИЗМ КАК СИСТЕМНЫЙ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ 5
1.1. Сущность и функции туризма 5
1.2. Классификация туризма……………………………………………………8
1.3. Нормативно-правовое регулирование туризма в РФ 12
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА….17
2.1. Развитие туризма в Европейском регионе………………………………17
2.2. Развитие туризма в РФ………………………………………………...….21
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
3.1. Современное состояние туризма в РФ 27
3.2. Перспективы развития туризма в РФ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 99.17 Кб (Скачать)

      Гуманитарная  функция заключается в использовании его возможностей для формирования всесторонне развитой личности. Туризм расширяет кругозор человека, повышает его интеллект и позволяет совместить отдых с познание окружающего мира. Путешествия дают человеку возможность удовлетворить свои потребности в приобщении к духовным и нравственным ценностям, накоплении и углублении знаний, в том числе профессиональных.

      Туризм  способствует удовлетворению коммуникативной  потребности человека – потребности  в общении и обмене информацией. Увеличивается число туристских поездок с целью посещения  друзей и родственников, установления гуманитарных и деловых контактов. Туризм играет важную роль в развитии мирных межнациональных контактов.

 

 

Рис. 1. 1 Функции туризма3

1.2. Классификация  туризма

     Туризм  в современном мире проявляется  в различных явлениях, связях и  отношениях, что определяет необходимость  его классификации, т.е. группировки  по отдельным однородным признакам, зависящим от определенных практических целей.

      Наиболее  распространенной  классификацией туризма является его деление на типы, категории, виды и формы.

     Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов.

      В соответствии с рекомендациями ВТО  в отношении отдельной страны выделяются типы тризма:

- внутренний, т.е. путешествия жителей какой-либо  страны по своей собственной  стране;

- въездной, т.е. путешествия по какой-либо  стране лиц, не являющихся ее  жителями;

- выездной, т.е. путешествия жителей какой-либо  страны в другую страну.

      Указанные типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя следующие  категории туризма:

- туризм  в пределах страны, включающий  внутренний и въездной туризм;

- национальный  туризм, охватывающий внутренний  и выездной туризм;

- международный  туризм, состоящий из въездного  и выездного туризма.

     Взаимосвязь типов и категорий туризма  отражена на рис. 1.2. 
 

       

     

     

     

     

       

       

       

Рис. 1.2 Типы и категории туризма4 
 
 

     

       
 

     

       

     

       

     

     

     

     

     

     

     

       
 

     

       

       

     

       

     

       
 

Рис. 1. 3  Виды и формы туризма5 

     Функциональная  классификация видов туризма  определяется целью поездок. В соответствии с данным признаком различают  следующие виды туризма: рекреационный, лечебный, познавательный, деловой, религиозный, этнический, транзитный.

      Существуют  классификации туризма, основанные на иных признаках. Одни из них относятся  к туристскому путешествию и  позволяют описать его исходя из способа организации, продолжительности, используемых транспортных средств, интенсивности  туристских потоков. Другие характеризуют  туризм исходя из демографической и  социально-экономической точки зрения (рис. 1.3).

      По  способу организации различают:

- организованный;

- неорганизованный.

      По  продолжительности путешествия  выделяют

- краткосрочный;

- долгосрочный.

      По  используемым транспортным средствам:

- железнодорожный;

- авиационный;

- теплоходный;

- автомобильный;

- автобусный;

- велосипедный;

- туризм  с использованием прочих средств  передвижения.

     По  интенсивности туристских потоков:

- постоянный;

- сезонный.

      По  возрастной категории туристов:

- детский;

- молодежный;

- лиц  среднего возраста;

- лиц  «третьего» возраста.

      По  источникам финансирования:

- коммерческий;

- социальный.

     Указанные виды туризма не исчерпывают всего  его разнообразия. Так в качестве отдельных видов туризма можно  рассматривать экологический, сельский, приключенческий, спортивный, самодеятельный с активными способами передвижения.

     Классификация туризма по видам позволяет решить ряд проблем развития и территориальной  организации туризма, определять спрос  на отдельные виды туристских услуг  и на этой основе проводить активную туристскую политику.

     Форма туризма – это тип организации  туристской деятельности человека или  группы людей. Практика туризма выделяет следующие формы туризма:

- индивидуальная (до 5 человек);

- групповая  (от 6 человек и свыше).

     Как относительно самодеятельная форма  активно развивается в последнее  время семейный туризм. Этому в  немалой степени способствует существующая в ярде стран система скидок для  данной категории путешественников («семейный план»).

     Классификация туризма имеет большое научное  и практическое значение. Она позволяет  упорядочить знания и глубже познать  сущность мирового туристского обмена. С изменением требований, предъявляемых  к объему и качеству туристских услуг, и появлением новых видов и  форм туристской деятельности она постоянно  находится в процессе совершенствования  и не может считаться окончательной.6 

1.3. Нормативно-правовое  регулирование туризма в РФ

     Современное состояние нормативного правового  регулирования в сфере туризма  характеризуется следующими тенденциями:

- развитием и реализацией правовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма;

- усилением экономической (финансовой) ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность, за нарушение гражданско–правовых обязательств, а как следствие - повышением прозрачности, стабильности и инвестиционной привлекательности туристского бизнеса;

- появлением правовых актов, регламентирующих вопросы классификации и стандартизации в различных сегментах туристской индустрии (средства размещения, пляжи, горнолыжные трассы и др.);

- развитием нормативного правового регулирования в области безопасности туризма;

- формированием правовых основ саморегулирования на туристском рынке, в том числе активным развитием нормотворчества саморегулируемых организаций (ассоциаций (союзов) туроператоров, банков и страховщиков);

- комплексностью нормативного правового регулирования в сфере туризма, в том числе наличием значительного числа «туристских норм» в смежных с законодательством о туристской деятельности отраслях законодательства (далее – смежное законодательство);

- развитием регионального правотворчества в сфере туризма и его унификацией;

- гармонизацией законодательства Российской Федерации и права Европейского Союза, законодательств государств Содружества независимых государств и др.

     Наиболее  отчетливо эти тенденции проявились в 2006-2007 годах, когда в результате эффективной правотворческой деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, Правительства  Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты, сформировавшие в нашей стране правовые основы современного цивилизованного  туристского рынка. В настоящий  момент законодательство о туристской деятельности в значительной мере соответствует нормам и принципам международного права, гармонизировано с правом Европейского Союза и законодательством развитых в туристском отношении государств.

     Законодательство  Российской Федерации о туристской деятельности (далее – законодательство о туристской деятельности) определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав туристов на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

     Организационно-структурная  схема управления туризмом в Российской Федерации представлена на рис. 1.4.

      

     Основным  содержанием норм законодательства о туристской деятельности являются вопросы защиты прав потребителей туристского продукта, правового регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а также публичной организации предпринимательской деятельности в сфере туризма. Именно в этой области правового регулирования в 2007 году произошли кардинальные изменения (изменения в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (№ 12-ФЗ от 5 февраля 2007 г.).

       Законодательство о туристской деятельности активно развивается в субъектах Российской Федерации. В 48 субъектах Российской Федерации существуют специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма (законы «О туризме», «О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации», «О поддержке развития туризма», «О развитии внутреннего и въездного туризма» и т.д.). Наряду с законами в 3 субъектах Российской Федерации действуют концепции развития туризма, (санаторно-курортного, туристского комплекса) на среднесрочную перспективу, а в 16 регионах приняты региональные целевые программы развития туризма. Все это подчеркивает значение туризма для социально-экономического, культурного, экологического и иного развития субъектов Российской Федерации.

     К сожалению, действующие нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации не всегда регулируют актуальные проблемы развития регионального туризма.   Часто региональные законы создаются по одним и тем же канонам, что и Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Вместе с тем, федеральный закон и законы субъектов Российской Федерации имеют очевидное изначальное различие. Первые  - призваны заложить единые (общие) подходы к государственному регулированию в сфере туризма, а вторые – особенности применительно к конкретным территориям субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Проблемы развития российского туризма