Проблемы развития российского туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование проблем развития туризма в Российской Федерации.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- рассмотреть сущность и функции туризма, его классификацию;
- исследовать правовое регулирование туристской деятельности по действующему законодательству Российской Федерации;
- проанализировать основные экономические показатели развития туризма за рубежом и в РФ;
- раскрыть проблемные аспекты продвижения российского турпродукта;
- отметить перспективы развития туризма в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТУРИЗМ КАК СИСТЕМНЫЙ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ 5
1.1. Сущность и функции туризма 5
1.2. Классификация туризма……………………………………………………8
1.3. Нормативно-правовое регулирование туризма в РФ 12
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА….17
2.1. Развитие туризма в Европейском регионе………………………………17
2.2. Развитие туризма в РФ………………………………………………...….21
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
3.1. Современное состояние туризма в РФ 27
3.2. Перспективы развития туризма в РФ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 99.17 Кб (Скачать)
 

     Таким образом, анализ данных по международным  туристским прибытиям и поступлениям от туризма за 2006 год показывает, что мировой туризм в целом  не только сохранил свои позиции, но и  существенно улучшил их. Согласно предварительным данным динамика международных  туристских прибытий и поступлений  в целом сохранилась и в 2007 году.

     Наиболее  характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время  являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен.

По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям в 2007 году доля туризма в мировом  ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей – 10,4%. Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария значительную часть своего благосостояния построили  на доходах от туризма. Так, в Австрии 8,6% в ВВП страны составляют прямые доходы от туризма и 15% - доходы с учетом мультипликативного эффекта, в Испании, соответственно, 6,8% и 18,2% , во Франции – 4,1% и 10,9%, в Хорватии – 8,5% и 19,0%, в Великобритании – 3,4 % и 9,1%, в Канаде – 3,4% и 11,0%, в Болгарии – 4,1% и 14,5%.

     Таким образом, международный туризм, характерной  чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более  заметную роль в мировой экономике.

     Несомненно, быстро развивающаяся система низкобюджетных авиационных пассажирских перевозок также вносит свой существенный вклад в стимулирование спроса на туристские путешествия. Все это в совокупности позволило увеличить число международных туристских прибытий в Европу более чем на 22 млн.

     В последние годы в мире наблюдается тенденция превышения темпов роста количества путешествующих в соседние страны или страны ближайших регионов над числом путешествующих в дальние страны. Некоторые эксперты связывают это с постоянной угрозой терроризма в мире, другие – с увеличением количества туристских поездок в год в связи с разбивкой отпусков. Эту тенденцию следует учитывать при формировании и проведении государственной политики, направленной на развитие въездного туризма.11 

2.2. Развитие туризма в РФ 

     В России туристский бизнес развивается  с преимущественной ориентацией  на выезд. Большинство действующих  в России туристических фирм предпочитают заниматься отправкой своих сограждан  за границу. Таким образом, действующая модель выездного туризма обеспечивает мощный канал вывоза капитала из России, создание новых рабочих мест за рубежом. 12

        Рассмотрим динамику въездных  и выездных потоков. 

     Данные  о въезде иностранных граждан  в Российскую Федерацию представлены на рис 2.1. 

Рис. 2.1 Число прибытий иностранных граждан в Россию (все страны, тыс. поездок)13

  

     По  графическим данным можно сделать  вывод, что число прибытий иностранных  граждан в Россию с целью туризма  в целом за  2000 - 2008 гг. уменьшилось на 19% (497 тыс.). Наибольшее число прибытий отмечено в 2003 г. и составляет 3152 тыс., а наименьшее – в 2007 г. и составило 2213 тыс., т.е. снизилось на 9% по сравнению с предыдущим годом.  Если сравнивать число прибытий по целям поездок, то частные поездки составляют наибольшую долю среди всех (за рассматриваемый период их число увеличилось на 11,6%), поездки по служебным целям также превышают туристические, что говорит о недостаточной привлекательности России в плане туризма.

     Данные  о выезде российских граждан за границу  представлены на рис 2.2. 
 

Рис. 2.2. Число выездов российских граждан  за границу (все страны, тыс. поездок)14

     Ситуация  с выездом российских граждан  за границу имеет противоположный  характер. Поездки, связанные с туризмом, в среднем  превышают служебные  на 65,8%. В целом за  2000 – 2008 гг. число  выездов с целью туризма выросло  на 53%. Такой рост во многом объясняется  превышением предложения туристских маршрутов со стороны туроператоров  над спросом и, соответственно, относительным  снижением цен на зарубежные поездки.

     Самое высокое число выезжающих  зарегистрировано в 2008г. и составило 11313 тыс., что выше на 17% по сравнению с предыдущим годом, а самое низкое – в 2001 г. и составило 4191тыс.

      Частные поездки также превышают все  остальные, их доля в среднем составляет 61,2%.

      Анализ  выездных потоков позволяет сделать  вывод о том, что наибольшей популярностью  у россиян пользуются  такие  страны как Турция, Китай, Египет, Финляндия, Германия (рис. 2.3).

     Объем выездного потока составляет в среднем  за 2003 – 2009 гг. от 500 до 1500 тыс. поездок. Наибольшее число выездов направлено в Турцию, их доля в среднем составляет 35,5%. Поездки в Египет рекордно увеличились  на 77,2%, а в Китай сократились  на 31,2%. Туристские потоки в Германию и Финляндию за рассматриваемый  период варьировались незначительно.

 

Рис. 2.3 Число выездов российских туристов за границу по странам (тыс. поездок)15 

       

      В течение всего периода наблюдается  положительный туристский прирост, кроме 2009 г. (- 15,5%); наибольший прирост  отмечен в 2007 г. (20,9%).

      Анализ  выездного потока показывает, что  расширяются туристские предпочтения российских граждан: наряду с традиционным интересом к странам с тёплыми  морями, у россиян всё более  популярными становятся страны, где  пляжный отдых можно совместить с интересной культурно-познавательной программой, а также с лечением.

  Рассмотрим въездной поток. Наибольшей популярностью Российская Федерация пользуется у таких стран как Польша, Германия, США, Китай и  Финляндия (рис. 2.4.). Наибольший туристский приток наблюдается из Германии, его доля в среднем составила 29,5%. В 2003 г. наблюдается очень значительное падение числа въезда из Польши на 97,2%. Показатели остальных стран варьируются незначительно.

      Динамика  въезда не имеет четкой тенденции. Наибольший прирост составил 3,7% в 2008 г., а наименьший прирост -16,6% в 2005 г. Это можно трактовать снижением интереса к России со стороны  иностранцев.

Рис. 2. 4. Число въездов иностранных туристов в Россию (по странам, тыс. поездок)16 

      Структура въездных и выездных потоков с  целью туризма весьма схожа. Россия имеет постоянных партнеров по туристскому  бизнесу (въездному и выездному): Польша, Финляндия, Китай; по въезду –  Турция и Испания, по выезду – Германия.

      Специалисты ВТО относят РФ к числу достаточно популярных в туристском отношении  стран мира, отдавая ей 9-е место. Но Россия, обладая уникальными природными данными и неизведанностью маршрутов, наличием памятников истории и культуры мирового уровня, может претендовать и на более высокое место.

     Очевидным является то, что туристский потенциал  страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного  отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует  более активного проведения государственной  политики в сфере туризма.

     По  сути, в нашей стране всего два  города, принимающих зарубежных гостей, - Москва и Санкт-Петербург. Они являются основными транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимающими на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста цен в названных городах (табл. 2.3).  
 
 
 

Таблица 2.3

Посещение иностранными туристами городов  и регионов РФ17

 
Города  и регионы
Доля прибытий, %
Москва 33,9
Санкт-Петербург 26,1
Читинская область 4
Хабаровский край 3,1
Калининградская область 2,9
Приморский  край 2,6
Краснодарский край 2,3
Амурская  область 2
Новгородская  область 2
Владимирская  область 1,8
Прочие 19,3
 

      Это объясняется прежде всего возросшими за последние два года ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы в Москве из-за уменьшения числа отелей туристского класса в центре города за счет сноса или закрытия с целью реконструкции ряда известнейших и популярных среди туристов гостиниц.

     Именно  нехватка мест в гостиницах туристского  класса негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма. Это существенно удорожает пакет  услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в Россию. В планах Правительства Москвы намечено построить 353 новых гостиницы до 2011 года. Однако, учитывая укрепление рубля и сложившуюся  в столице ситуацию, при которой средняя цена за номер в гостиницах Москвы существенно выше стоимости номера аналогичной категории в странах Европы при более низком комфорте и качестве услуг, иностранным туристам с ограниченным бюджетом становится невыгодно приезжать в столицу. Такая ситуация может сохраниться в ближайшие 2-3 года.18 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И  ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Современное состояние туризма в РФ

 

        В России туризм – молодая отрасль, и влияние туристской индустрии  на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства  в развитие данной отрасли, финансирование которой, как и других отраслей социальной сферы, производится по остаточному  принципу. Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о России как стране повышенного  риска привели к тому, что в  настоящее время на нашу страну приходится не менее 1% мирового туристского потока.

     Вклад туризма в экономику оценивают  по-разному. Однако даже самые оптимистичные  подсчеты свидетельствуют о значительном отставании отечественной туристской индустрии от мировых показателей.

     Так, показатель туристской подвижности  населения России – один из самых  низких в мире. Немногие турфирмы работают на привлечение туристов в РФ. Причем в основном туристы посещают Москву и Санкт-Петербург.

     В такой стране, как Россия, нормальным можно считать, когда путешествуют по ней не менее 80% туристов. Сегодня  же крайне низкая туристская подвижность  наблюдается как во въездном, так  и выездном туризме. Причины такой  ситуации очевидны – скромные доходы населения и высокие цены на туристские услуги, особенно внутри страны.

     Россия  теряет миллиарды рублей, отказывая  туризму в поддержке. Кроме того, она лишается сотни тысяч потенциальных  рабочих мест (зарубежная практика показывает, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около 10 человек).

     Отечественный туризм не мобилизует валютные поступления  в страну, а, наоборот, служит каналом  их утечки. В связи с этим платежный  баланс страны по статье «Туризм» имеет  отрицательное сальдо, Россия стала  ведущим рынком дл турфирм Турции, Кипра, Финляндии, Испании, обеспечивая  основной объем въездного туризма  этих стран и значительную часть  дохода от этого вида деятельности.

     За  последние годы в России появилось  более 10 тыс. частных децентрализованных фирм. Большинство находится в  Москве и Санкт-Петербурге, причем в  более чем 30% из них присутствует иностранный капитал. Поэтому значительная часть прибыли и доходов  от въездного туризма направляется не в бюджет страны, а достается зарубежным компаниям.

     Еще одна характерная тенденция для  российского туризма – чрезмерный рост количества туристских фирм, превышающих  спрос на туруслуги. Успешная деятельность новых фирм возможна только тогда, когда  они представляют новый продукт. Однако в большинстве случаев  турфирмы  стремятся извлечь доходы из уже освоенных сегментов рынка, что нередко приводит к обману клиентов вплоть до исчезновения фирмы  с уплаченными деньгами без предоставления турпродукта.19

Информация о работе Проблемы развития российского туризма