Проблемы и перспективы развития винодельческой промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является проведение комплексного анализа винодельческой промышленности в России.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- изучение истории его развития;
- изучение проблем и перспектив развития винодельческой промышленности;
- исследование основных районов размещения винодельческой промышленности;
- изучение актуальных проблем в производстве технологического оборудования для винодельческой промышленности;
- сделать выводы по исследованию.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Историко - географический очерк о винодельческой промышленности.
История развития винодельческой промышленности; 6
Технология виноделия. 7
Глава 2. Размещение основных районов винодельческой промышленности. 12 Глава 3. Отрасль винодельческой промышленности в России.
3.1 Характеристика отрасли винодельческой промышленности; 14 3.2 Основные производители винной продукции в России. 20 Глава 4. Проблемы и перспективы развития винодельческой промышленности.
4.1 Актуальные проблемы в производстве технологического оборудования
для винодельческой промышленности; 26
4.2. Состояние, проблемы и пути развития винодельческой промышленности
России. 28
Заключение. 45
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа №1.doc

— 598.00 Кб (Скачать)
 

За 1-е полугодие 2006 г. производство виноградных вин в России выросло на 12,4% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г., коньяков – на 24,1%, тогда как производство шампанского снизилось на 2,5%, плодовых вин – упало на 34,8%.

Рынок виноконьячной продукции  России

Объем российского  рынка виноконьячной продукции составляет 59 млн дал. В 2006 г. объем рынка вырос на 26%, столь значительный рост произошел большей частью за счет роста импорта, причем основной прирост объемов импорта пришелся на страны СНГ.

Экспорт виноконьячной  продукции незначителен, производимого в России и привозного сырья едва хватает  для загрузки мощностей имеющихся заводов, продукция которых реализуется в основном в России.

Объем рынка  виноконьячной продукции РФ, млн  дал

Показатель 1997 1999 2000 2001 2001 в % к 2000
Российское  производство виноградных вин и  коньяков 13,1 19,8 25,9 28,8 111,2
Импорт 40,0 18,3 20,9 30,0 143,5
Экспорт 0,1 0,1 0,1 0,1 100,0
Российский  рынок виноградных вин и коньяков 53,0 38,0 46,7 58,7 125,7

Данные: Госкомстат РФ, ГТК РФ 

Несмотря на то что темпы роста объема российского рынка виноконьячной продукции являются довольно высокими (26% в 2001 г.), он по-прежнему остается ненасыщенным. По количеству потребляемого вина на душу населения Россия занимает одно из последних мест в Европе. Если в 1970-1985 гг. оно составляло 14-21 л на душу населения, то в настоящее время – около 4 литров. Для сравнения, в Испании потребление вина, по данным ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности, составляет 57 литров на человека в год, во Франции – 85 литров, в Португалии – 91,4 литра. В суммарном объеме среднедушевого потребления в нашей стране (около 14 литров абсолютного алкоголя в год) доля вина составляет лишь около 5-6%. Между тем в последние годы отмечается рост потребления виноградных вин в России. Так, в 2001 г. продажи шампанских и игристых вин увеличились на 1%, коньяка, виноградных и плодовых вин - на 7-8%. В ассортиментной структуре продаж удельный вес вина увеличился с 6,3% в 2000 г. до 6,7% в 2001 г. По итогам 1-го квартала 2002 г. рост продаж коньяка составил 11,1% по отношению к аналогичному периоду 2001 г. Все это дает основания полагать, что в ближайшие годы рост объемов виноконьячного рынка РФ продолжится, по различным оценкам, темпы этого роста составят 15-20% в год.  

 

Крупнейшим импортером виноградных вин в Россию является Молдова, в 2001 г. на долю Молдовы пришлось 65% стоимостного объема импорта виноградных  вин. При том, что объем импорта  вина из стран дальнего зарубежья  составляет примерно 2 млн дал в год, объем импорта из Молдовы – 10-12 млн дал, это 43,5% всего объема импорта вин, или 21% от всего объема рынка.

В 2001 г. валовый  сбор винограда в Молдове снизился на 40%, что дало повод прогнозировать снижение объемов импорта в Россию винодельческой продукции и виноматериалов в 2002 г. и рост цен на продукцию молдавских производителей. Между тем данные статистики внешней торговли Республики Молдова за 2 месяца 2002 г. свидетельствуют не только о сохранении прежних объемов импорта виноконьячной продукции, в том числе и в Россию, но и об их росте. Так, за два месяца 2002 г. объем импортируемых бутылированных вин в натуральном выражении увеличился на 76%, а в стоимостном - на 59%, коньяков – в натуральном выражении на 60%, в стоимостном - на 31%. Импорт шампанских и газированных вин вырос в 2,8 раза. При этом отмечено значительное снижение импорта виноматериалов, он составил лишь 1215 тыс. дал, что на 28% меньше, чем за январь-февраль 2000 г.  

 

Однако основной объем импорта коньяка поступает в Россию из стран ближнего зарубежья. В 1998-2001 гг. объемы поставок азербайджанских коньяков составили 50-55% от всего объема импорта, 16-21% импортируемых коньяков поставлялись из Молдавии, 10-12% - из Армении, 7-10% - из Франции. Основным потребителем коньяка в России является Москва.  

 

Объем российского  рынка шампанского, по оценкам специалистов, составляет 150 млн бутылок в год. На долю отечественных производителей шампанского приходится 64,7% рынка игристых вин в стране, остальное импортируется. Основными зарубежными странами-поставщиками готовой продукции и виноматериалов для отечественных производителей являются Молдова, Украина, Латвия и Франция.  

3.2 Основные производители винной продукции в России.

Предприятия отрасли

Большинство российских винодельческих предприятий относятся  к заводам вторичного виноделия. Многие из них построены в доперестроечный  период и ориентированы на розлив вин и коньяков, поступающих из регионов первичного виноделия. Эти предприятия имели прочные связи с ограниченным кругом поставщиков виноматериалов, поэтому практически не имели проблем с оценкой качества продукции. Разрыв хозяйственных связей с поставщиками сырья вынудил многие предприятия переориентировать производство с выпуска вин и коньяков на производство водки, крепких спиртосодержащих напитков, безалкогольной продукции и т.п. В последнее время различные хозяйства на юге страны стали активно высаживать виноградную лозу, занялись модернизацией и установкой новых линий по розливу, созданием собственных торговых сетей.

Производство  виноградных вин в России осуществляют более 400 предприятий вторичного виноделия. В 2001 г. в отрасли началось создание вертикально интегрированных алкогольных  холдингов. Многие винзаводы начали активно скупать виноградарские хозяйства в благоприятном для виноделия регионе России - Темрюкском районе Краснодарского края. Объединение выгодно и винзаводам, и виноградарским хозяйствам: первые получают гарантированные источники сырья, вторые – инвестиции на расширение посадочных площадей.

Производство  винодельческой продукции на предприятиях РФ

Предприятие Ед. изм. 1999 2000 2001
ММВЗ Тыс. дал 759,1 1354,4 1883,6
Фанагория Тыс. дал 1037 1125 1071,7
Детчинский  завод Тыс. дал Н/д 1309,7 1500
Игристые  вина Млн бут. Н/д 8,18 10,01
Нижегородский з-д шампанских вин Млн бут. Н/д 15,1 16,8

ОАО “Московский межреспубликанский винодельческий завод” (ММВЗ), г. Москва

Московский межреспубликанский винодельческий завод введен в эксплуатацию в 1971 г. Это одно из крупнейших предприятий РФ по производству и розливу виноградных вин, коньяка, бренди и водки. Ассортимент выпускаемой продукции чрезвычайно разнообразен, его основу составляют высококачественные виноградные натуральные сухие, полусухие и полусладкие вина, полусладкие шипучие вина, оригинальные вина и коньяки. Производственные мощности предприятия рассчитаны на выпуск 13,1 млн дал 200 наименований вина в год. После указа 1985 г. производство вина на предприятии значительно снизилось, количество наименований сократилось до 60. В последние 3 года предприятие наращивает производство продукции. Так, по итогам 2001 г. произведено 1883,6 тыс. дал виноградных вин, что на 39% больше 2000 г. В 1-м полугодии 2002 г. было выработано 1009,1 тыс. дал продукции.

ОАО "Агропромышленная фирма "Фанагория" (Краснодарский  край)

ОАО "Агропромышленная фирма "Фанагория" - один из крупных  производителей виноградных вин  в России. Ассортимент выпускаемой  продукции составляет около 40 наименований, в том числе сортовые сухие "Каберне", "Шардоне", "Алиготе", "Молдова", полусладкие "Фанагорийское", "Коварство и любовь", "Черный лекарь", крепкие "Фан-Порто", "Рубин Тамани", "Херес Тамани", десертные "Кагор № 32", "Черный лекарь", "Улыбка", "Кагор бальзамный". В состав предприятия входит винзавод и виноградарское хозяйство. Весь виноград для выпуска продукции АО поступает из Темрюкского района края, в том числе примерно 25% - из собственного хозяйства. ОАО АПФ "Фанагория" принадлежат почти 937 га виноградников (более 728 га - плодоносящие, 208,6 га - молодые, в т.ч. почти 59 га, заложенных в 2001 г.). Всего в 2001 г. с виноградников "Фанагории" собрано 4736 т винограда, из них 269 т - столовых сортов, реализованных в свежем виде. На винзаводе, принадлежащем компании, действуют 4 современные линии розлива в бутылки, а также линии розлива в 3-литровые пакеты типа "bag-in-box", пакеты "Тетра Пак" емкостью 0,2 л, кеги емкостью 50 л и линия производства сувенирной продукции. Вина "Фанагории" отгружаются в большинство регионов России, в частности в Центральный, Южный и Северо-Западный регионы. В 2001 г. на предприятии произведено 1 071,7 тыс. дал (почти 15,425 тыс. бут.) винопродукции, в том числе сухих и полусладких вин произведено 631,5 тыс. дал (59% от общего объема розлива), крепких - 180,9 тыс. дал (17%), десертных вин - 256,3 тыс. дал (24% от объема розлива). Кроме вин, на предприятии в 2001 г. было выпущено 3 тыс. дал (60 тыс. бут.) фирменного бальзама "Фанагория". Некоторое снижение производства по сравнению с 2000 г. было вызвано неопределенной ситуацией с организацией акцизных складов.

АОЗТ "Игристые вина" (г. Санкт-Петербург)

Ленинградский государственный завод шампанских вин начал работу в 1947 г. В 50-х - начале 60-х гг. на заводе был внедрен способ шампанизации вина в непрерывном потоке, что позволило значительно увеличить выпуск продукции. Если в 1952 г. первоначальная проектная мощность предприятия составляла 1,5 млн бутылок в год, то освоение непрерывного резервуарного способа способствовало росту выпуска к 1968 г. до 5 млн бутылок, а в 1996 г. на АОЗТ "Игристые вина" было выработано 10 млн бутылок. К традиционным маркам шампанского: брют, сухое, полусухое, полусладкое, сладкое - добавились новинки: "Санкт-Петербург", "Князь Голицын" и "Кармен". В настоящее время завод располагает мощностями для выпуска 12 млн бутылок шампанского в год. Ассортимент выпускаемой продукции включает 18 наименований шампанского, 4 – коньяка и 6 - вина. На российском рынке шампанское представлено марками - "Советское", "Князь Левъ Голицынъ", "Санктъ-Петербургъ" и "Золотые Купола". По итогам 2001 г. предприятие увеличило производство шампанского на 22,3% до 10,01 млн бутылок, кроме того, "Игристые вина" произвели 768,5 тыс. бутылок сухих, полусухих и полусладких виноградных вин, которые стали разливаться на предприятии летом 2000 г. Рост объемов производства вина составил 200%. В середине 2002 г. предприятие ввело в строй новую итальянскую линию по розливу шампанского, вина и коньяка стоимостью более 2 млн долл. Новая линия позволит вдвое увеличить объем производства и расширить ассортимент, так, планируется наладить 4 вида вермута. Объем инвестиций самих "Игристых вин" в модернизацию производства и ремонт в 2002 г. превысит 400 тыс. долл.  

Нижегородский завод шампанских вин (г. Нижний Новгород)

Горьковский завод  шампанских вин был основан в 1939 г. и стал в мировой практике виноделия первым испытательным  полигоном установки промышленного  производства шампанских вин непрерывным  методом. Внедрение данного способа  позволило нарастить мощность завода до 16 млн бутылок шампанского в год и поднять качество шампанского. В 1987 г. на заводе была установлена автоматическая линия мойки, розлива, отделки игристого Западногерманской фирмы "Зейтц-Верке". Игристое готовится на основе специальных высококачественных шампанских виноматериалов (рислинг, алиготе, пино блан, пино фран, шардоне и другие). Предприятие выпускает 35 наименований шампанского и вин. В 2001 г. объем производства на предприятии вырос на 10,9%, завод выпустил 16,8 млн бутылок шампанского и 200 тыс. дал вина. "Российское шампанское полусладкое" завод поставляет в 40 регионов России.

ЗАО «Детчинский завод» (Калужская обл.)

"Детчинский  завод" был основан в 1975 г.  как предприятие по производству  пива и безалкогольных напитков. Натуральные виноградные вина  завод выпускает с 1997 г. Сейчас  завод осуществляет как розлив  западных марок вин (в частности,  Токайские вина), так и производит вина собственных ("Петербургские тайны", "Виноградная долина") и лицензионных марок ("Монастырская изба") и др. Завод выпускает более 50 наименований продукции. В 2001 г. предприятие начало выпуск столовых вин в упаковках Tetra Pak под маркой "Виноградная долина". Производственная мощность линии, на приобретение и установку которой завод затратил 500 млн долл., составляет от 600 до 1 млн упаковок в месяц. Ожидается, что объем продаж вина в упаковке Tetra Pak к концу 2002 г. достигнет 8 млн упаковок, что составляет около 50% от общего объема производства вина на заводе. До конца 2001 г. завод планирует выпустить 22 млн бутылок вина на сумму 780 млн руб. Сегодня 75% продукции реализуется в регионах России, 25% - в Москве.  

ЗАО «Абрау-Дюрсо» (Краснодарский край)

«Абрау-Дюрсо» –  старейшее предприятие по производству шампанских вин в России. Предприятие  основано в 1870 г., до 1917 г. во главе производства шампанского стояли французские  виноделы. В 1920 г. производство шампанского было возобновлено, и к 1937 г. выпуск шампанских вин составил 1,2 млн бутылок. Максимального уровня - 3 млн бутылок ежегодно - производство достигло в 1980-1985 гг. В 1999 г. предприятие было возвращено в государственную собственность, однако в ноябре 2001 г. было принято решение о новой реорганизации - весь производственный комплекс было решено передать в ЗАО "Абрау-Дюрсо", 70% в котором принадлежит правительству края, в ГУП остались только виноградники. В 2001 г. предприятие произвело 3,2 млн бутылок шампанского, из которых около 20% пришлось на дорогие сорта с большими сроками выдержки. В планах предприятия - к 2005 г. расширить площадь виноградников до 800 гектаров. 

Информация о работе Проблемы и перспективы развития винодельческой промышленности