Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:21, курсовая работа
Целью данной работы является изучение уровня жизни населения как важнейшей социально-экономической категории, характеризующей степень развития любого государства, сравнение показателей уровня жизни в Республике Беларусь как за предшествующий период, так и с соответствующими показателями в других странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить сущность экономической категории «уровень жизни»;
• проанализировать показатели уровня жизни и методы их вычисления в странах с рыночной и трансформационной экономикой;
• выявить основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Теоретическая характеристика категории “уровень жизни”: сущность, определение, факторы……………………………………….……………………6
1.1. Сущность, основные составляющие и показатели уровня жизни………...6
1.2. Факторы роста уровня жизни населения……………………………..........12
2. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с рыночной и трансформационной экономикой………………………………………….........15
2.1. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с рыночной экономикой……………………………………………………………………….15
2.2. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с трансформационной экономикой……………………………………………….18
3. Анализ показателей жизненного уровня в Республике Беларусь, сравнение его с другими странами………………………………………………………….23
3.1. Динамики уровня жизни в Республике Беларусь……………………........23
3.2. Основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь…………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………...37
Пенсионное обеспечение - важнейшее направление социальной политики. Учитывая такой фактор как старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике, социальная политика Республики Беларусь ориентирована на повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям [ 14].
Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие в Республике Беларусь необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.
В области организации системы социального страхования необходимо решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.
Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.
В ближайший период в республике предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленной на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции. Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения [15 ].
В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития в республике должна быть повышена значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам должно стать реабилитационное направление, ориентированное, прежде всего, на использование социальных механизмов компенсации и адаптации.
Важнейшим
условием реализации этих мер должна
стать координация различных видов государственной
социальной поддержки граждан и создание
единой информационной системы социальной
помощи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уровень жизни населения – многогранное явление, зависящее от множества различных факторов: территории, где проживает население, общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране.
Для Республики Беларусь, находящейся на стадии перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике, особенно остро встают проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику. Ведь от того, как будут решены данные вопросы, зависят направленность и динамика дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, в которой человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье будут поставлены на первое место. Достижение высокого уровня жизни населения – одна из главных целей макроэкономической политики государства.
Из
вышесказанного можно сделать вывод, что
показатели уровня жизни населения являются
одними из ключевых показателей макроэкономики,
которые служат для оценки эффективности
и выявления основных тенденций функционирования
и развития рыночных отношений в контексте
общего состояния экономики страны. Данная
проблема, конечно же, близка каждому жителю
страны. Поэтому изучение динамики и качества
уровня жизни населения, его прогнозирования
очень важно для устойчивого, сбалансированного
и поступательного развития общества
в целом.
Важнейшим условием развития человеческого
потенциала являются стабильность общества,
эффективная социальная политика государства,
призванная создать необходимые условия,
обеспечивающие достойную жизнь и свободное
развитие человека. Социальная стабильность
развития общества в Республике Беларусь
должна обеспечиваться проведением эффективной
социальной политики.
Проводимая Правительством Республики Беларусь экономическая политика, направленная на достижение основной цели социально-экономического развития республики в 2006-2010 годах - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения, позволила сохранить положительную динамику основных макроэкономических показателей, социальную стабильность белорусского общества. Но в тоже время в нашем государстве существует ряд проблем, связанных с повышением уровня жизни населения:
1)в структуре производства ВВП по-прежнему преобладает производство товаров, а не услуг;
2)в структуре доходов основная часть приходится на продукты питания;
3)недостаточно развита система социальной защиты и социальных гарантий;
4)недостаточно высокие доходы на душу населения и невысокая средняя зарплата по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой;
5)достаточно высокий уровень малообеспеченности граждан;
6)недостаточный уровень пенсионного обеспечения и некоторые другие.
Для решения этих проблем необходимо:
1. Создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
2. В сфере оплаты труда: установление заработной платы на уровне, который отвечает современным требованиям воспроизводства рабочей силы; рыночное регулирование оплаты труда; повышение уровня заработной платы; усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд;
3.Формирование среднего класса как фактора стабилизации общества и снижения уровня малообеспеченности;
4. Обеспечение рациональной занятости населения, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;
5. Повышение
социальной защиты нуждающихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. http://www.gks.ru/ - Центр статистической информации РФ.
2. http://www.pravo.by/ - Национальный центр правовой информации РБ.
3. http://www.economy.gov.by/ - официальный сайт министерства экономики РБ.
4. http://www.belstat.gov.by/ - Национальный статистический центр РБ.
5. Беларусь в цифрах: статистический справочник. – Информационно- вычислительный центр Белстата, 2009 – 97 с.
6. Бондар, Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: учеб. пособие / Н.Н. Бондар / : БГЭУ. – Минск, 2005. – 183 с.
7. Вопросы экономических наук: Журнал. – N1 – 2007.
8. Национальная экономика Беларуси// Под ред. В.Н. Шимова .2-е изд., перераб. и доп. Мн.: БГЭУ, 2006.
9. Нормирование и оплата труда в промышленности: Ежемесячный научно – практический журнал. – 2007.
10. Нормирование и оплата труда в промышленности: Ежемесячный научно – практический журнал. – 2008.
11. О прожиточном минимуме в Республике Беларусь: / Закон Республики Беларусь от 06.01.1999г. / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – N5. – N2/14.
12. Положения по расчету минимальных потребительских бюджетов для различных социально-экономических групп населения: / Закон Республики Беларусь от 06.01.1999г. / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – N6. – N8/8.
13. Потапова И.О. Уровень жизни населения: Содержание, формы и факторы роста. – Мн.: ООО “Мисанта”, 2001.
14. Программа социально – экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы : научное издание / Совет Министров Республики Беларусь. – Минск : Беларусь, 2006.
15. Республика Беларусь. Статистический ежегодник 2010 [ Текст] : статистический ежегодник = Republic of Belarus. Statistical yearbook 2010: statistical yearbook / Национальный статистический комитет Республики Беларусь; ред. И.А. Костевич [ и др.]. – Минск : Белстат, 2010. – 582 с.
16. Труд и заработная плата: Производственно – практический журнал. – 2008.
17. Экономист.
– N3. – 2001.
Информация о работе Проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь