Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:21, курсовая работа
Целью данной работы является изучение уровня жизни населения как важнейшей социально-экономической категории, характеризующей степень развития любого государства, сравнение показателей уровня жизни в Республике Беларусь как за предшествующий период, так и с соответствующими показателями в других странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить сущность экономической категории «уровень жизни»;
• проанализировать показатели уровня жизни и методы их вычисления в странах с рыночной и трансформационной экономикой;
• выявить основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Теоретическая характеристика категории “уровень жизни”: сущность, определение, факторы……………………………………….……………………6
1.1. Сущность, основные составляющие и показатели уровня жизни………...6
1.2. Факторы роста уровня жизни населения……………………………..........12
2. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с рыночной и трансформационной экономикой………………………………………….........15
2.1. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с рыночной экономикой……………………………………………………………………….15
2.2. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с трансформационной экономикой……………………………………………….18
3. Анализ показателей жизненного уровня в Республике Беларусь, сравнение его с другими странами………………………………………………………….23
3.1. Динамики уровня жизни в Республике Беларусь……………………........23
3.2. Основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь…………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………...37
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 37 стр., 3 рис., 11 табл., 17 источников, 3 прил.
УРОВЕНЬ
ЖИЗНИ, ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЖИЗНИ, ФАКТОРЫ
РОСТА УРОВНЯ ЖИЗНИ,
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Предметом
исследования является уровень жизни
населения как основной показатель
социально-экономического развития страны
Объектом
исследования являются показатели уровня
жизни и динамика уровня жизни в Республике
Беларусь
Цель
данной курсовой работы - выявить основные
проблемы и перспективы повышения уровня
жизни в Республике Беларусь.
При выполнении
работы использовались методы анализа
и синтеза, графический метод, а также
теоретический материал учебных пособий
отечественных и зарубежных авторов, статьей
из журналов, статистических сборников.
Автор
работы подтверждает, что приведенный
в ней расчетно-аналитический материал
правильно и объективно отражает состояние
исследуемого процесса, а все заимствованные
из литературных и других источников теоретические,
методологические и методические положения
и концепции сопровождаются ссылками
на их авторов.
_____________
(подпись
студента)
THE ABSTRACT
Course work:
37 pages, 3 fig., 11 tab., 17 sources, 3 enc.
STANDARD
OF LIVING, INDICATORS OF THE STANDARD OF LIVING, FACTORS OF GROWTH OF
THE STANDARD OF LIVING, SOCIAL POLICY
Subject
of research is the population standard of living as the basic indicator
of social and economic development of the country
Object of
research is indicators of a standard of living and dynamics of a standard
of living in Belarus
The purpose
of the given course work to reveal the basic problems and prospects
of increase of a standard of living in Belarus.
At work
performance analysis and synthesis methods, a graphic method, and also
a theoretical material of manuals of domestic and foreign authors, by
article from magazines, statistical collections were used.
The author
of work confirms, that the settlement-analytical material resulted in
it correctly and objectively reflects a condition of investigated process,
and all borrowed of literary and other sources theoretical, methodological
and methodical positions and concepts are accompanied by references
to their authors.
_____________
(The signature
of the student)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретическая
характеристика категории “уровень жизни”:
сущность, определение, факторы……………………………………….…………………
1.1. Сущность, основные составляющие и показатели уровня жизни………...6
1.2. Факторы
роста уровня жизни населения……………………………..........
2. Уровень
жизни и тенденции его изменения в странах
с рыночной и трансформационной экономикой…………………………………………....
2.1. Уровень
жизни и тенденции его изменения в странах
с рыночной экономикой……………………………………………………
2.2. Уровень
жизни и тенденции его изменения в странах
с трансформационной экономикой……………………………………………….
3. Анализ
показателей жизненного уровня в Республике
Беларусь, сравнение его с другими странами…………………………………………………………
3.1. Динамики уровня жизни в Республике Беларусь……………………........23
3.2. Основные
проблемы и перспективы повышения уровня
жизни в Республике Беларусь…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Повышение уровня благосостояния, улучшение условий жизни различных слоев населения относятся к числу важнейших долгосрочных приоритетов социально-экономического развития страны. Поэтому одним из основных направлений анализа социально-экономического развития страны является изучение уровня жизни населения. Социальные проблемы волнуют всех: центральные и местные органы власти, профсоюзы и партии, научную общественность и, наконец, само население.
Социально-экономические индикаторы являются составной частью социальных программ. Они позволяют оценить эффективность экономической и социальной политики, проводимой органами государственного управления, и используются в качестве инструмента измерения степени достижения поставленных целей и влияния экономических реформ на уровень жизни населения.
Понятие «уровень жизни» многогранно и характеризует материальные возможности населения в удовлетворении своих потребностей. Оно включает в себя различные социальные аспекты общественной жизни: условия труда и быта, уровень и структуру доходов и расходов населения, формы использования свободного времени, уровень развития здравоохранения, культуры, искусства и многое другое.
Целью данной работы является изучение уровня жизни населения как важнейшей социально-экономической категории, характеризующей степень развития любого государства, сравнение показателей уровня жизни в Республике Беларусь как за предшествующий период, так и с соответствующими показателями в других странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить сущность экономической категории «уровень жизни»;
• проанализировать показатели уровня жизни и методы их вычисления в странах с рыночной и трансформационной экономикой;
• выявить основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь.
В ходе работы использовались графический метод исследования, сравнительный анализ, обобщение полученных результатов и оценка результатов исследования.
В настоящее время экономическая категория «уровень жизни» и её показатели представляют особый интерес для ученых, экономистов, социологов и статистов. Об этом свидетельствует то многообразие литературных источников, которые посвящены данной теме: книги и учебные пособия, материалы периодической печати, а также ресурсы Internet.
Таким
образом, вопросы изучения и анализа уровня
жизни являются актуальными в настоящее
время. Детальное изучение опыта зарубежных
стран в определении показателей уровня
и качества жизни и их повышения в условиях
национальной экономики Республики Беларусь
становится актуальной задачей на современном
этапе развития.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАТЕГОРИИ “УРОВЕНЬ ЖИЗНИ”: СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ФАКТОРЫ
1.1. Сущность, основные составляющие и показатели уровня жизни
Изучение жизненного уровня населения занимает большое место, как в отечественной, так и в зарубежной статистике.
Социально-экономическая категория «уровень жизни населения» используется в научной литературе, в правовых и нормативно-хозяйственных документах для характеристики степени удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в обществе, т.е. качества жизни населения, величины его благосостояния и благополучия и служит важным социально-экономическим критерием при выборе направлений и приор
итетов экономической и социальной политики государства.
Понимание категории «уровень жизни» формировалось долгие годы. Еще 56 лет назад Комитет экспертов ООН рекомендовал понимать под этим термином фактически сложившиеся условия жизни населения, включающие, наряду с материальными условиями, здоровье людей, занятость, условия труда, уровень человеческой свободы. Тогда же было рекомендовано при изучении уровня жизни населения использовать показатели «жизненный стандарт», соответствующий по своему содержанию «бюджету высокого достатка», и «норма жизни» , «минимальный потребительский бюджет».
Проблемой оценки уровня жизни занимались советские ученые, хотя в их исследованиях чаще встречалось понятие «благосостояние народа», а уровень жизни рассматривался как его количественная составляющая. «уровень жизни населения» рассматривалось в узком и широком смысле. Под категорией «уровень жизни» в узком смысле понималась достигнутая степень материального благосостояния и культурного развития трудящихся, отражаемая в потребительском бюджете населения. В широком смысле уровень жизни рассматривался как уровень развития и степень удовлетворения потребностей населения. В данном случае речь идёт не только об условиях жизни, но и о жизнедеятельности и развитии способностей людей в сопоставлении с их потребностями и интересами.
На современном этапе одни ученые рассматривают уровень жизни как оценку степени удовлетворения измеримых потребностей, другие — как компоненту образа жизни [13, с. 7.], третьи — как «уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с исторически обусловленными социальными нормативами потребления». В документах ООН отмечается, что уровень жизни — это уровень удовлетворения потребностей населения, обеспеченный массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.
Итак, как мы видим, уровень жизни населения является одной из важнейших социальных категорий и существует множество его определений, используемых в официальных материалах и научной литературе. Разработаны различные подходы и методы определения показателей, отражающих экономические и социальные аспекты. Наряду с понятием «уровень жизни населения» рассматриваются такие понятия, как «образ жизни людей», «качество жизни», «стиль жизни» и т.д.
Формально уровень жизни определяется достаточно просто. С одной стороны, есть потребности человека и общества, с другой — есть конкретные возможности для их удовлетворения. Степень удовлетворения потребностей и определяет уровень жизни.
Принято выделять четыре основных компонента уровня жизни:
а) непосредственные условия человеческой жизни и продолжения рода (быт, жилье, продовольствие);
б) условия труда;
в) условия развития человека;
г) условия экологической безопасности.
Системообразующей основой категории «уровень жизни» являются разнообразные человеческие потребности, которые представляют собой нужду человека в чем-либо. Потребности людей очень разнообразны. С одной стороны, человек — это биологическое существо, которое имеет физиологические потребности от природы, с другой — он член общества и ему присущи духовные и социальные потребности, которые рождаются в общении с другими людьми. Потребности тесно связаны с уровнем и образом жизни человека.
Следует также различать реальные и нормативные потребности. Реальные потребности — это потребности конкретных людей или групп в получении определенного количества благ и услуг. Нормативные потребности — это нормативный уровень удовлетворения данных реальных потребностей, другими словами — это нормы потребления, установленные расчетным путем на основе анализа. С их помощью рассчитывается рациональный потребительский бюджет, который представляет собой теоретически построенный идеальный бюджет, в котором расходная часть формируется исходя из рациональных норм потребления материальных и духовных благ и услуг в их определенном целесообразном с научной точки зрения наборе. Он является важнейшим инструментом социально-экономического анализа уровня жизни[6, с. 98.].
Информация о работе Проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь