Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:21, курсовая работа
Целью данной работы является изучение уровня жизни населения как важнейшей социально-экономической категории, характеризующей степень развития любого государства, сравнение показателей уровня жизни в Республике Беларусь как за предшествующий период, так и с соответствующими показателями в других странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить сущность экономической категории «уровень жизни»;
• проанализировать показатели уровня жизни и методы их вычисления в странах с рыночной и трансформационной экономикой;
• выявить основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Теоретическая характеристика категории “уровень жизни”: сущность, определение, факторы……………………………………….……………………6
1.1. Сущность, основные составляющие и показатели уровня жизни………...6
1.2. Факторы роста уровня жизни населения……………………………..........12
2. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с рыночной и трансформационной экономикой………………………………………….........15
2.1. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с рыночной экономикой……………………………………………………………………….15
2.2. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с трансформационной экономикой……………………………………………….18
3. Анализ показателей жизненного уровня в Республике Беларусь, сравнение его с другими странами………………………………………………………….23
3.1. Динамики уровня жизни в Республике Беларусь……………………........23
3.2. Основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь…………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………...37
Таблица 3.4. – Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек в ценах сентября 2008 г. на период с 1 ноября 2008 года по 31 января 2009 года по статьям расходов[ 2 ].
Статьи расходов | Процентное соотношение |
продукты питания | 54 |
одежда, белье, обувь | 19 |
пользование жилым помещением и коммунальные услуги | 9.8 |
бытовые услуги, транспорт, связь | 6.1 |
предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения | 7.0 |
культурно-просветительные мероприятия и отдых | 1.9 |
взносы и платежи | 0.3 |
предметы санитарии, гигиены, лекарства | 1.9 |
В Беларуси наблюдается повышение в 2010 году минимальных потребительских бюджетов для всех социально-демографических групп населения. Самые большие минимальные потребительские бюджеты для мужчин трудоспособного возраста и женщин трудоспособного возраста, которые составили по 575 960 белорусских рублей (см. Таблица 3.5.) [4 ].
Таблица 3.5. – Минимальные потребительские бюджеты для различных социально-демографических групп населения (2010год) [ 4 ].
|
Демографическая ситуация в Республике Беларусь имеет тенденцию к ухудшению: за 5 месяцев 2010г. численность населения республики сократилась на 10.3 тыс. чел. и, на начало июня, составила 9469.9 тыс. чел. Общий коэффициент рождаемости в целом по РБ снизился до 11 продецимилле, что на 0.3 промильных пункта ниже показателя 2009г.
Если говорить об обеспеченности жильем в нашей республике, то наблюдается положительная динамика, хотя средняя площадь на одного жителя значительно меньше в РБ по сравнению с развитыми странами, где этот показатель около 50-60 м2 [ 3 ].
В рейтинге индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) Беларусь поднялась с 69-го на 68-е место. Рейтинг составлен Программой развития ООН в рамках доклада ООН "Проблема барьеров: человеческая мобильность и развитие" на основе статистических данных за 2008 год из 180 стран. Расчет ИРЧП — это обобщенный измеритель уровня благополучия людей, включающий индикаторы ожидаемой продолжительности жизни при рождении, уровень грамотности, охвата населения школьным образованием и ВВП на душу населения. В Беларуси отмечена почти 100-процентная грамотность в возрастной группе старше 15 лет. Ожидаемая продолжительность жизни в стране 69 лет. Кроме того, каждый третий белорусский парламентарий является женщиной. Беларусь по классификации ООН относится к странам с высоким уровнем ИРЧП — 68-е место является самым высоким среди стран СНГ. В 1990 году Беларусь занимала 40-е место в рейтинге ИРЧП, в 1995-м — 65-е, в 2000-м — 57-е, в 2005-м и 2006-м — 67-е, в 2007-м — 64-е [15 ].
Вывод: Проведя анализ основных показателей уровня жизни населения можно сказать, что наблюдается их положительная динамика, что говорит о повышении уровня жизни Республике Беларусь. Среди стран СНГ Беларусь занимает лидирующие позиции. РБ по классификации ООН относится к странам с высоким уровнем ИРЧП, что свидетельствует о достаточно высоком уровне благосостояния народа. Но в тоже время в нашем государстве существует ряд проблем:
1) недостаточно высокие доходы на душу населения и невысокая средняя зарплата по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой;
2) в структуре производства ВВП по-прежнему преобладает производство товаров, а не услуг;
3) достаточно высокий уровень малообеспеченности граждан;
4)в структуре расходов основная часть приходится на продукты питания;
5)система социальной защиты и социальных гарантий недостаточно развита;
6)недостаточный уровень пенсионного обеспечения и некоторые другие.
3.2. Основные перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь
Важнейшим фактором развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная социальная политика государства, которая должна создать такие условия, которые будут обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность развития общества в Республике Беларусь возможна при проведении эффективной социальной политики, критериями которой являются:
1)реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;
2)гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала;
3)дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;
4)взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;
5)права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи, бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.
Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала[15 ]. При этом государство обязано дать возможность каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения. Для реализации этой цели основными направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны являться:
создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
повышение реальной цены рабочей силы;
активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской деятельности;
восстановление в новых условиях связи доходов с ростом производительности труда и результативности предпринимательства;
обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;
повышение уровня пенсионного обеспечения, недопущение дальнейшего разрушения минимальных социальных гарантий населения;
обеспечение всем нуждающимся прожиточного уровня за счет активной государственной политики перераспределения доходов.
Приоритетной задачей национальной экономики Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики [15].
Поскольку определенная часть экономики республики является уже рыночной, то экономическая эффективность в ней сводится к максимизации доходов и прибыли. В соответствии с социально-экономическим курсом Главы государства, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 гг. социальная политика нашего государства имеет яркую направленность на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения [14 ].
Рост денежных доходов населения и заработной платы в Республике Беларусь рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса. Приоритетными направлениями политики нашей страны в области оплаты труда должны стать: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности; повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики; рост инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности.
Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:
1. обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;
2. формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;
3. поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, в перспективе - к минимальному потребительскому бюджету;
4. совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;
5. усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.
В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается увеличение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП, рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике.
Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение в Республике Беларусь следует осуществлять по мере роста эффективности производства, имея в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, в дальнейшем - к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30 - 40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах.
Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в республике уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения [14 ].
С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое, что соответствует цели Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г [ 2 ].
Информация о работе Проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь