Проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение уровня жизни населения как важнейшей социально-экономической категории, характеризующей степень развития любого государства, сравнение показателей уровня жизни в Республике Беларусь как за предшествующий период, так и с соответствующими показателями в других странах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• изучить сущность экономической категории «уровень жизни»;

• проанализировать показатели уровня жизни и методы их вычисления в странах с рыночной и трансформационной экономикой;

• выявить основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4


1. Теоретическая характеристика категории “уровень жизни”: сущность, определение, факторы……………………………………….……………………6

1.1. Сущность, основные составляющие и показатели уровня жизни………...6

1.2. Факторы роста уровня жизни населения……………………………..........12


2. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с рыночной и трансформационной экономикой………………………………………….........15

2.1. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с рыночной экономикой……………………………………………………………………….15

2.2. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с трансформационной экономикой……………………………………………….18


3. Анализ показателей жизненного уровня в Республике Беларусь, сравнение его с другими странами………………………………………………………….23

3.1. Динамики уровня жизни в Республике Беларусь……………………........23

3.2. Основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь…………………………………………………………….31


Заключение……………………………………………………………………….35


Список использованных источников…………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

1,2,3 главы.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

      Таблица 3.4. – Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек в ценах сентября 2008 г. на период с 1 ноября 2008 года по 31 января 2009 года по статьям расходов[ 2 ].

Статьи расходов Процентное соотношение
продукты питания 54
одежда, белье, обувь 19
пользование жилым помещением и коммунальные услуги 9.8
бытовые услуги, транспорт, связь 6.1
предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения 7.0
культурно-просветительные мероприятия и отдых 1.9
взносы и платежи 0.3
предметы санитарии, гигиены, лекарства 1.9
 

      В Беларуси наблюдается повышение в 2010 году минимальных потребительских бюджетов для всех социально-демографических групп населения. Самые  большие минимальные потребительские бюджеты для мужчин трудоспособного возраста и женщин трудоспособного возраста, которые составили по 575 960 белорусских рублей (см. Таблица 3.5.) [4 ].

      Таблица 3.5. – Минимальные потребительские бюджеты для различных социально-демографических групп населения (2010год) [ 4 ].

Социально-демографические группы населения В ценах марта 2010 года В ценах июня 2010 года В ценах сентября 2010 года
семьи из четырех человек 440 600 448 520 459 620
мужчины трудоспособного возраста 555 650 565 170 575 960
женщины трудоспособного возраста 555 650 565 170 575 960
молодой семьи с двумя детьми - - -
молодой семьи с одним ребенком 455 500 463 860 473 920
семьи пенсионеров 461 700 469 300 478 250
мужчины-пенсионера 461 700 469 300 478 250
женщины-пенсионерки 461 700 469 300 478 250
студента 433 930 429 670 437 430
студентки 433 930 429 670 437 430
девочки в возрасте до трех лет 344 830 352 950 364 120
мальчика в возрасте до трех лет 344 830 352 950 364 120
девочки в возрасте от трех до шести лет 423 010 433 600 443 910
мальчика в возрасте от трех до шести лет 423 010 433 600 443 910
девочки в возрасте от шести до четырнадцати лет 492 290 502 500 514 890
мальчика в возрасте от шести до четырнадцати лет 492 290 502 500 514 890
девушки в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет 492 290 502 500 514 890
юноши в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет 492 290 502 500 514 890
 

      Демографическая ситуация в Республике Беларусь имеет тенденцию к  ухудшению: за 5 месяцев 2010г. численность населения республики сократилась на 10.3 тыс. чел.  и, на начало июня, составила 9469.9 тыс. чел.  Общий коэффициент рождаемости в целом по РБ снизился до 11 продецимилле, что на 0.3 промильных пункта ниже показателя 2009г.

      Если говорить об обеспеченности жильем в нашей республике, то наблюдается положительная динамика, хотя средняя площадь на одного жителя значительно меньше в РБ по сравнению с развитыми странами, где этот показатель около 50-60 м2 [ 3 ].

      В рейтинге индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) Беларусь поднялась с 69-го на 68-е место. Рейтинг составлен Программой развития ООН в рамках доклада ООН "Проблема барьеров: человеческая мобильность и развитие" на основе статистических данных за 2008 год из 180 стран. Расчет ИРЧП — это обобщенный измеритель уровня благополучия людей, включающий индикаторы ожидаемой продолжительности жизни при рождении, уровень грамотности, охвата населения школьным образованием и ВВП на душу населения. В Беларуси отмечена почти 100-процентная грамотность в возрастной группе старше 15 лет. Ожидаемая продолжительность жизни в стране 69 лет. Кроме того, каждый третий белорусский парламентарий является женщиной. Беларусь по классификации ООН относится к странам с высоким уровнем ИРЧП — 68-е место является самым  высоким среди стран СНГ. В 1990 году Беларусь занимала 40-е место в рейтинге ИРЧП, в 1995-м — 65-е, в 2000-м — 57-е, в 2005-м и 2006-м — 67-е, в 2007-м — 64-е [15 ].

Вывод: Проведя анализ основных показателей уровня жизни населения можно сказать, что наблюдается их положительная динамика, что говорит о повышении уровня жизни Республике Беларусь. Среди стран СНГ Беларусь занимает лидирующие позиции. РБ по классификации ООН относится к странам с высоким уровнем ИРЧП, что свидетельствует о достаточно высоком уровне благосостояния народа. Но в тоже время в нашем государстве существует ряд проблем:

1) недостаточно высокие доходы на душу населения и невысокая средняя    зарплата по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой;

2) в структуре производства ВВП по-прежнему преобладает производство товаров, а не услуг;

  3) достаточно высокий уровень малообеспеченности  граждан;

4)в структуре расходов основная часть приходится на продукты питания;

5)система социальной защиты и социальных гарантий недостаточно развита;

6)недостаточный уровень пенсионного обеспечения и некоторые другие.  

3.2. Основные перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь

      Важнейшим фактором развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная социальная политика государства, которая должна создать такие условия, которые будут обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность развития общества в Республике Беларусь возможна при проведении эффективной социальной политики, критериями которой являются:

1)реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;

2)гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала;

3)дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;

4)взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;

5)права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи, бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.

      Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала[15 ]. При этом государство обязано дать возможность каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения. Для реализации этой цели основными направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны являться:

создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

повышение реальной цены рабочей силы;

активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской деятельности;

восстановление в новых условиях связи доходов с ростом производительности труда и результативности предпринимательства;

обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;

повышение уровня пенсионного обеспечения, недопущение дальнейшего разрушения минимальных социальных гарантий населения;

обеспечение всем нуждающимся прожиточного уровня за счет активной государственной политики перераспределения доходов.

      Приоритетной задачей национальной экономики Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики [15].

Поскольку определенная часть экономики республики является уже рыночной, то экономическая эффективность в ней сводится к максимизации доходов и прибыли. В соответствии с социально-экономическим курсом Главы государства, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 гг. социальная политика нашего государства имеет яркую направленность на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения [14 ].

      Рост денежных доходов населения и заработной платы в Республике Беларусь рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса. Приоритетными направлениями политики нашей страны в области оплаты труда должны стать: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности; повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики; рост инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности.

      Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:

1. обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;

2. формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;

3. поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, в перспективе - к минимальному потребительскому бюджету;

4. совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;

5. усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.

      В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается увеличение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП, рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике.

      Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение в Республике Беларусь следует осуществлять по мере роста эффективности производства, имея в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, в дальнейшем - к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30 - 40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах.

      Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в республике уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения [14 ].

      С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое, что соответствует цели Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г [ 2 ].

Информация о работе Проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь