Проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение уровня жизни населения как важнейшей социально-экономической категории, характеризующей степень развития любого государства, сравнение показателей уровня жизни в Республике Беларусь как за предшествующий период, так и с соответствующими показателями в других странах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• изучить сущность экономической категории «уровень жизни»;

• проанализировать показатели уровня жизни и методы их вычисления в странах с рыночной и трансформационной экономикой;

• выявить основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4


1. Теоретическая характеристика категории “уровень жизни”: сущность, определение, факторы……………………………………….……………………6

1.1. Сущность, основные составляющие и показатели уровня жизни………...6

1.2. Факторы роста уровня жизни населения……………………………..........12


2. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с рыночной и трансформационной экономикой………………………………………….........15

2.1. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с рыночной экономикой……………………………………………………………………….15

2.2. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с трансформационной экономикой……………………………………………….18


3. Анализ показателей жизненного уровня в Республике Беларусь, сравнение его с другими странами………………………………………………………….23

3.1. Динамики уровня жизни в Республике Беларусь……………………........23

3.2. Основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь…………………………………………………………….31


Заключение……………………………………………………………………….35


Список использованных источников…………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

1,2,3 главы.doc

— 334.00 Кб (Скачать)
 

      Уровень жизни населения  страны можно проверить и по структуре питания. Потребление мяса и мясных продуктов во всех странах СНГ не высокое - невысокий уровень жизни населения[ 4 ]. В то время как в таких странах как Австралия, США, Франция, Дания Великобритания потребление  на душу населения мяса и мясных продуктов составляет 109, 119, 96 ,107, 86 кг в год соответственно [ 1 ].

 Что касается продолжительности жизни в 2009 году, то даже те государства, которые вступили в НАТО и ЕС прибалтийские республики демонстрируют не совсем утешительные показатели – выше всех из всех пятнадцати бывших советских республик утвердилась Эстония – 70,31 года. Немногим ниже – Литва и Латвия –  69,6 и 69,31 года соответственно. 139 позицию списка занимает Белоруссия с показателем в 68,43 года. У России – 67,66 года. Украина – 66,5 лет, Армении –66,68. Наихудшие показатели –Туркмении –61,19 года [ 3 ].

      В ежегодном рейтинге по ИРЧП (Human Development Report 2007) среди стран СНГ  Россия занимает  71-е место(индекс - 0,817), Казахстан - 82-е (0,804), Армения - 84-е (0,798), Украина - 85-е (0,796), Азербайджан - 86-е (0,787), Молдова - 117-е (0,720) [ 3 ].

Вывод: Уровень жизни в странах с рыночной экономикой достаточно высокий, поскольку основные показатели по этой категории являются самыми высокими в мире. Я думаю, что в будущем показатели уровня жизни населения этих стран будут повышаться, поскольку для  экономики развитых стран характерны: высоко развитая сфера оказания услуг населению; высокое развитие научно-технической базы; экономическая политика приобретает социальную направленность, уровень доходов, условия труда, жилья, культуры также высоки.

      Уровень же стран с трансформационной экономикой,  кроме стран, которые вошли в НАТО и ЕС, не высок. Это видно по объему ВВП, доходам населения, средней заработной плате, индексу развития человеческого потенциала и другим показателям, которые в значительной мере меньше таких же показателей в развитых странах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА3

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, СРАВНЕНИЕ ЕГО С ДРУГИМИ СТРАНАМИ  

3.1. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь

      В 2009 году удалось сохранить положительную динамику основных макроэкономических показателей, достаточно низкий уровень безработицы, социальную стабильность белорусского общества, обеспечить рост реальных денежных доходов населения, несмотря на Мировой финансовый кризис.

      Анализируя объем ВВП, как  в общем, так и на душу населения наблюдается  его  повышение. Так, валовой внутренний продукт (ВПП) в 2008 году составил 130,9 процента к 2005 году (по программе), при этом среднегодовой прирост ВВП составил 9,4 процента. В январе - октябре 2010г. объем валового ВВП составил в текущих ценах 130,9 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-октябрем 2009 г. в сопоставимых ценах на 6-8%. Прогнозом на 2010 год в соответствии с указом Президента РБ от 7 декабря 2009 г. (номер)595 предусмотрен его рост на 11-13% (см.  Приложение А) [5, с. 27.].

      Основную часть производства ВВП в Республике Беларусь на 2009г. занимает производство товаров – 46,9%. Сфера услуг составляет 38,7%, а чистые налоги и инвестиции – 14, 4% производства ВВП.  Примерно такие же тенденция можно проследить и предыдущих годах (см. Рисунок 3.1.)[ 5 ].  
 

       

Рисунок 3.1. – Структура производства ВВП (в процентах к итогу)

      В развитых странах основная часть производства приходится на сектор производства услуг. В странах СНГ структура производства ВВП такая же как  в Беларуси, т.е преобладает производство товаров, что свидетельствует о остаточно невысоком уровне жизни населения. 

      Денежные доходы населения

      Доходы населения – один из важнейших факторов, определяющих уровень жизни и в конечном итоге в значительной степени качество жизни. Рост доходов населения страны нестабилен и характеризуется противоречивыми тенденциями, усиливающимися высоким уровнем инфляции.

      В РБ до 2009г. наблюдается положительная динамика доходов населения как в общем по государству, так и в расчете на душу населения (см. Приложение А и Таблица 3.1).

      Таблица 3.1. – Динамика номинальной начисленной среднемесячной и среднечасовой заработной платы одного работника ( бел. руб.) [ 4 ].

Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
среднемесячная заработная плата 58900 12300 189200 250700 347500 463700 582200 694000 868200 981600
среднечасовая заработная плата 350 730 1120 1490 2050 2750 2180 4110 5140 5810

 

      С января месяца 2010 года средняя реальная зарплата в Беларуси понизилась на 93054 рубля и составила в августе 999963 рубля или 350 долларов США. Наибольшая  средняя заработная плата за 2004 – 2010гг. пришлась на конец 2009г. и составила 1 093 017 белорусских рублей, что эквивалентно 456 долларам США (см. Рисунок 3.2.) [12 ]. 
 
 

 

Рисунок 3.2. – Динамика изменения средней заработной платы в 2004 – 2010 годах в белорусских рублях и долларах США.

      Основная часть денежных доходов населения - оплата труда – 57,1%, следующая огромная доля доходов - трансферты – 19,7%. Наименьшую часть доходов население получает от собственности – 2,8%. Такие тенденции сохраняются на протяжение с 1995 по настоящее время. 

Рисунок 3.3. - Структура денежных доходов населения (в процентах к итогу)

      Структура использования денежных доходов населения 
Республики Беларусь – основная часть доходов приходится на покупку товаров и услуг(84,2%), затем налоги и взносы(17,9%) и сбережения(3,8%). В республике также наблюдается превышение доходов над расходами (см. Приложение Г) [ 4 ].

      Среди стран СНГ Беларусь занимает второе место после России по денежным доходам в расчете на душу населения за 2009г. Также можно отметить, что в нашей республике в 2009г. наблюдается  положительная динамика по этому показателю, а в других странах отмечено его уменьшение. Эта величина составила в РБ 4125 долл. США,  в то время как в России– 5302 (см. Таблица 2.6.) [12] 

     Бюджет прожиточного минимума

      В некоторых странах СНГ, в том числе и в Беларуси  введен норматив, определяющий, какой денежный минимум необходим человеку, чтобы выжить. Этот норматив называется бюджетом прожиточного минимума (БПМ) и используется для определения уровня и масштабов малообеспеченности.

      Согласно закону «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» БПМ утверждается правительством ежеквартально в ценах последнего месяца каждого квартала и рассчитывается в среднем на душу населения, а также по основным пяти социально-демографическим группам:

- для трудоспособного населения,

- для пенсионеров,

- для студентов,

- для детей от трех до 16-ти лет

- для детей до трех лет [12].

      Бюджет прожиточного минимума для трудоспособного населения применяется для определения базового предельного норматива тарифной ставки первого разряда, для коммерческих организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе, а также суммы удержания средств с нанимателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы.

      В БПМ входят следующие виды материальных благ и услуг: продукты питания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользования (в эту группу входят, например, наборы постельного белья, товары бытового и хозяйственного назначения), лекарства, предметы санитарии и гигиены, а также жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги, услуги детских дошкольных учреждений.

      В структуре бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах июня 2010 г. года по статьям расходов большую часть доходов тратится на продукты питания 54,6%, доля же расходов на бытовые и транспортные услуги составляет всего 6,4%. Это показывает, что уровень жизни в РБ не очень высокий (см. Таблица 3.2.) [12 ].

      Таблица 3.2. – Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах июня 2009 г. года по статьям расходов[ 12 ].

Статьи расходов Процентное соотношение
Продукты питания 54,6
Плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги 17,4
Предметы гардероба 15,9
Бытовые и транспортные услуги 6,4
Товары бытового и хозяйственного назначения 3,2
Взносы и платежи 0,3
Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства 2,1
 

      Динамика БПМ с 2009 года в расчете на один месяц в белорусских рублях в основном положительна, но его сумма не достаточно велика (см. Приложение Б). На начало 2009 года 20% населения Беларуси являлись малообеспеченными, так как имели доходы ниже бюджета прожиточного (физиологического) минимума (около 50 долларов), в сельской местности — 30%. Еще примерно 39% населения республики не дотягивают до уровня МПБ [15 ]. 

            Для оценки уровня и качества жизни в Беларуси используется  еще один норматив – минимальный потребительский бюджет (МПБ), который часто путают с БПМ. Специалисты объясняют разницу между МПБ и БПМ так: если МПБ должен обеспечивать человеку уровень жизни, необходимый для воспроизводства, то БПМ всего лишь дает человеку возможность не умереть.

      Отличие бюджета прожиточного минимума от минимального потребительского бюджета заключается в том, что в первый не входят культурно-просветительные мероприятия и отдых. Кроме того, в БПМ включен несколько иной ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного потребления человека. Так, в бюджет прожиточного минимума не входят конфеты, варенье, мед, грибы, баранина и некоторые другие продукты, потребление которых предусмотрено минимальным потребительским бюджетом. По мнению разработчиков, МПБ способен удовлетворить не только основные физиологические, но и социально-культурные потребности человека[ 2].

      Правительство установило 18 социально-демографических групп и для каждой из них просчитывается свой среднедушевой МПБ. Так, например, среднедушевой МПБ семьи из четырех человек больше, чем молодой семьи с двумя детьми. Или, например, согласно утвержденному правительством уровню, МПБ для девочки до трех лет равен 364 120, а для девочки в возрасте от 6 до 14 лет – 514 890. Такое неравенство объясняется тем, что для первой не надо, например, культурно-просветительские мероприятия (см. Таблица 3.5.).

      Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Беларуси в ценах предыдущего месяца.

      Данный социальный норматив нужен для прогнозирования изменений уровня жизни населения, усиления социальной поддержки нуждающихся граждан, формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.

      Среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

      В структуре среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек в ценах сентября 2010 года на период с 1 ноября 2010 года по 31 января 2011 года по статьям расходов, как и в такой же структуре БМП, МПБ тратится на продукты питания – 54%, а расходы на бытовые услуги, транспорт, связь составляют всего 6.1% (см. Таблица 3.4.) [ 2 ].

Информация о работе Проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь