Проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение уровня жизни населения как важнейшей социально-экономической категории, характеризующей степень развития любого государства, сравнение показателей уровня жизни в Республике Беларусь как за предшествующий период, так и с соответствующими показателями в других странах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• изучить сущность экономической категории «уровень жизни»;

• проанализировать показатели уровня жизни и методы их вычисления в странах с рыночной и трансформационной экономикой;

• выявить основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4


1. Теоретическая характеристика категории “уровень жизни”: сущность, определение, факторы……………………………………….……………………6

1.1. Сущность, основные составляющие и показатели уровня жизни………...6

1.2. Факторы роста уровня жизни населения……………………………..........12


2. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с рыночной и трансформационной экономикой………………………………………….........15

2.1. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с рыночной экономикой……………………………………………………………………….15

2.2. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с трансформационной экономикой……………………………………………….18


3. Анализ показателей жизненного уровня в Республике Беларусь, сравнение его с другими странами………………………………………………………….23

3.1. Динамики уровня жизни в Республике Беларусь……………………........23

3.2. Основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь…………………………………………………………….31


Заключение……………………………………………………………………….35


Список использованных источников…………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

1,2,3 главы.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

      Уровень жизни невозможно выразить с помощью единственного критерия, поскольку в каждом направлении исследования этого явления присутствуют объективные и субъективные начала и потребности людей очень разнообразны. Вследствие этого количественная оценка потребностей затруднена и характеристика уровня жизни осуществляется с использованием множества показателей, каждый из которых отражает одну из сторон жизнедеятельности человека. По методам измерения они делятся:

♦ на статистические, полученные на основе отчетности;

♦ нормативные, разработанные на основе специальных нормативных отчетов;

♦ аналитические, получаемые расчетным путем на основе статистических и нормативных показателей;

♦ оценки, полученные на основе опросов населения;

♦ экспертные оценки специалистов[6, с. 99.].

      Показатели уровня жизни могут измеряться в натуральных единицах (среднедушевое потребление молока в год, л), в текущих или сопоставимых ценах (доходы, объем товарооборота), в процентах или рангах (по месту расположения в ранжированном ряду однородных показателей).

      Существуют классификации показателей по отдельным признакам.

      К общим показателям относятся, например, размеры национального дохода на душу населения, к частным — уровень и способы потребления, условия труда и т.д. Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей.  Объективные показатели имеют объективную базу, субъективные основаны на мнении людей. Количественные показатели характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг, качественные — качественную сторону благосостояния населения.

ООН выделяет 12 групп показателей уровня жизни :

1) демографическую ситуацию в стране (рождаемость, смертность);

2) санитарно-гигиенические условия жизни;

3) потребление продовольственных товаров;

4) жилищные условия;  

5) образование и культура;

6) доходы и расходы населения;

7) наличие транспортных средств;

8) условия труда и занятости;

9) стоимость жизни и потребительские цены; 

10) организация отдыха;

11) социальное обеспечение;

12) права человека.

      В качестве интегрального показателя, отражающего состояние социальной сферы и общих условий жизни населения страны, используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), предложенный ООН (1990 г.). ИРЧП позволяет дать сравнительную характеристику уровня жизни в различных странах.

      Расчет ИРЧП — это обобщенный измеритель уровня благополучия людей, включающий индикаторы ожидаемой продолжительности жизни при рождении, уровень грамотности, охвата населения школьным образованием      
и ВВП на душу населения. Он общепризнан как универсальный сопоставимый показатель и используется при анализе социально-экономического положения в отдельных странах и в мире в целом.               

      Данный показатель рассчитывается с учетом взаимодействия трех параметров — средней ожидаемой продолжительности здоровой жизни, базового показателя образованности населения и реального ВВП на душу населения. ИРЧП позволяет дать сравнительную характеристику уровня жизни в различных странах[       ].

      Уровень жизни населения — сложная и многогранная категория. Одной из задач статистического исследования уровня жизни населения является его комплексная оценка и анализ. Для этого рассчитывается ряд статистических показателей, отражающих различные стороны данной категории.

      Несмотря на то, что многие элементы жизненного уровня взаимосвязаны между собой, они имеют значительные особенности, специфику и для их комплексной характеристики требуется использование соответствующей системы специфических показателей. Из-за отсутствия рационального способа объединения разнородных показателей такой системы в некий единый показатель в отечественной и международной практике признана невозможность использования одного показателя, всесторонне характеризующего уровень жизни.

      Показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой степенью условности разделить на три вида:

1) синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.);

2) натуральные показатели, измеряющие объем потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.);

3) показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов и потребления и т.д.).

      В рамках нормативного экономического анализа выделяются:

а) показатели реального уровня жизни, т. е. отражающие реальное положение;

б) научно обоснованные показатели уровня жизни, которые являются нормативными показателями.

      Значение имеет не только сравнение реальных показателей с научно-обоснованными нормативами, но и с аналогичными показателями соседних стран, а также высокоразвитых стран мира.

      Среди научно обоснованных и других расчетных норм потребления товаров и услуг в первую очередь выделяют:

Рациональный, наиболее благоприятный набор потребительских товаров и услуг. Это  такой набор материальных благ, который вполне достижим в обществе для определенных социальных групп. Такой рациональный набор является ориентиром для социально-экономического развития страны в долгосрочной перспективе.

Минимальный потребительский набор, обеспечивающий нормальные условия существования по группам населения (обычно выделяется 15-18 вариантов потребительской корзины в зависимости от возраста, пола и т. п.). Это минимальная потребительская корзина, ее стоимостная оценка есть минимальный потребительский бюджет (МПБ). Стоимость каждой позиции (хлеб, мясо, одежда разных видов, туалетные принадлежности, коммунальные услуги и т. п.) определяется как произведение нормы расхода конкретного продукта на доступную рыночную цену. В процессе экономического анализа МПБ принято сравнивать со средней заработной платой по категориям работающих, а для пенсионеров — со средней пенсией.

      Чем ближе МПБ приближается к рациональному набору, чем выше средняя зарплата и средняя пенсия по сравнению с соответствующим МПБ, тем выше уровень жизни.

      Выделяют еще фактический потребительский бюджет, который определяется с учетом номинальных денежных доходов и уровня цен, а также фактически сложившихся предпочтений.

      Прожиточный минимум, определяющий уровень физиологического существования человека при минимально возможном наборе потребительских благ (физиологический минимум потребления).

      Денежная оценка физиологического минимума потребления, представленного в виде минимально возможного набора товаров и услуг, это есть бюджет прожиточного минимума. Прожиточный минимум рассчитывают как на душу населения, так и для различных социально-демографических групп.

      Первый вариант его расчета (прямой счет) — это определение стоимости натурального набора продуктов питания, обеспечивающего человеку минимально необходимое количество калорий; включает также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи. Есть резон определять такой продуктовый набор на основе обследования фактических бюджетов наименее обеспеченных семей.

      Во втором варианте бюджет прожиточного минимума определяется как процентное отношение к МПБ (40-60% от его объема).

Основные сравнительные социально-экономические показатели уровня жизни, разработанные в рамках ЕС:

1)Население: плотность проживания на 1 км, рождаемость, смертность, половозрастная структура, период удвоения численности населения.

2)Занятость: уровень трудовой активности, доля работающих по найму, структура по профессиям и отраслям.

3)Уровень жизни: душевое производство ВВП, потребительские расходы на душу в день; число легковых машин, телевизоров, телефонных аппаратов на 1000 чел.

4)Душевое потребление мяса, зерна и риса, энергии, в том числе в домашнем хозяйстве.

5)Индекс потребительских цен.

6)Здоровье: детская смертность, общая предстоящая продолжительность жизни.

7)Образование: доля школьников и студентов от общей численности населения, лиц с начальным, неполным средним, законченным средним и высшим образованием [6, с. 100.].

В Беларуси оценка уровня жизни осуществляется по трем направлениям.

1. Распределение и дифференциация населения по уровню доходов (ряд распределения населения по размеру среднедушевого денежного дохода, кривая Лоренца, индекс Джини, коэффициент фондов, децильный коэффициент дифференциации).

2. Уровень и распределение низких доходов (величина прожиточного минимума, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, дефицит дохода, индекс глубины бедности, индекс остроты бедности).

3. Исследование Баланса денежных доходов и расходов населения (доходы и их структура, расходы и их структура, превышение расходов над доходами, и наоборот) [6, с. 101.].

Существует два подхода к определению уровня жизни:

1. Сравнительный анализ жизненного уровня населения в целом по различным странам. Данный уровень определяется по показателю валового внутреннего продукта на душу населения

2. Сравнение динамики распределения доходов по группам населения происходит на основе потребительских бюджетов: для средней семьи, бюджета высокого достатка, бюджета минимальной материальной обеспеченности. Рассчитываются также бюджеты для пенсионеров и других социальных групп населения [  ].

       С понятием «уровень жизни населения» тесно связаны вопросы организации оплаты и материального стимулирования труда. Заработная плата является основным источником доходов подавляющего большинства населения, а величина реальной заработной платы во многом определяет материальное положение людей.

           Основные задачи и направления статистического изучения уровня жизни следующие:

1) общая и всесторонняя характеристика социально-экономического благосостояния населения;

2) оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния между отдельными социальными, демографическими и иными группами населения;

3) анализ характера и степени влияния различных социально-экономических факторов на уровень жизни, изучение их состава и динамики;

4) выделение и характеристика малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке [  ]. 

1.2. Факторы роста уровня жизни населения

      Вышеперечисленные показатели позволяют лишь оценить уже сложившуюся ситуацию, выявить тенденции прошлого, перенести их на будущее, но они не позволят точно спрогнозировать динамику уровня жизни. Сделать это можно только при детальном анализе условий (факторов), которые влияют и даже определяют возможные изменения в уровне жизни населения страны.

Информация о работе Проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь