Проблемы и методы решения проблем ОАО «Владхлеб»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть анализ денежных потоков на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть методические основы анализа денежных потоков;
-изучить показатели денежных потоков, а также факторы, определяющие их величину;
-охарактеризовать методы анализа денежных потоков (прямой, косвенный, коэффициентный).

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления денежными потоками 5
1.1 Влияние денежных средств на основные показатели деятельности предприятия 5
1.2 Состояние прогнозирование денежных средств 11
1.3 Методы анализа и управления движением денежными потоками 19
2 Анализ движения денежных потоков на ОАО «Владхлеб» 22
2.1 Организационно-экономическая и финансовая характеристика ОАО «Владхлеб» 22
2.2. Оценка движения денежных средств на ОАО «Владхлеб» 27
3 Проблемы и методы решения проблем ОАО «Владхлеб» 31
3.1 Влияние изменения денежных средств на финансовом состоянии ОАО «Владхлеб» 31
3.2 Расчет оптимального уровня движения денежных средств 32
Заключение 35
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Денежные потоки.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

     По  уровню достаточности объема различают: избыточный денежный поток, при котором  поступления денежных средств значительно  превышают реальную потребность  предприятия в финансовых ресурсах, в результате чего накапливаются и простаивают свободные остатки денежной наличности на счетах в банке; дефицитный денежный поток, при котором поступление денежных средств значительно ниже реальных потребностей предприятия.

     По  непрерывности формирования различают:

     – регулярный денежный поток, при котором в рассматриваемом периоде времени по отдельным хозяйственным операциям осуществляется регулярный приток или отток денежных средств;

     – эпизодический денежный поток, который  связан с осуществлением единичных  хозяйственных операций в рассматриваемом периоде времени.

     По  стабильности временных интервалов регулярные денежные потоки могут быть

     – с равномерными интервалами, который носит название аннуитета:

     – с неравными временными интервалами.

     В зависимости от того, когда поступают денежные средств – в начале периода или в конце периода

     По  законности осуществления выделяют:

     – легальный денежный поток, который соответствует действующим правовым нормам и налоговому законодательству;

     – нелегальный денежный поток, который осуществляется с нарушением принятых норм с целью уклонения от налогообложения и личной выгоды.

     Рассмотренные классификации позволяют более  целенаправленно осуществлять учет, анализ и планирование различных  видов денежных потоков на предприятии. 
 

     1.2Состояние «прогнозирование денежных средств» 

     Для эффективного управления денежными  потоками необходимо спланировать, а  прежде спрогнозировать движение денежных средств.

     Основное  отличие прогноза от плана состоит  в том, что прогнозируются те показатели, которыми компания не может управлять в полной мере: риски или действия конкурентов. Планироваться может то, что полностью находится в сфере влияния, например, расходы. Основная цель прогнозирования состоит в том, чтобы получить возможность оценивать работу компании как «удачную « или «неудачную « не по тем показателям (прибыли, рынкам, дивидендам), которые есть, а по тем, которые потенциально могли быть.

     Особенностью  прогнозирования является альтернативность в построении финансовых показателей  и параметров, определяющая вариантность развития финансового состояния предприятия на основе наметившихся тенденций. Работа над прогнозом способствует более глубокому изучению всех сторон производства, что позволяет более успешно решать возникающие вопросы.

     Прогнозирование может осуществляться как на основе экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений.

     Прогноз потока денежных средств - это отчет, в котором отражаются все поступления  и расходования денежных средств в процессе ожидаемых сделок (операций) за определенный период.

     Прогнозирование потока денежных средств позволяет  предвидеть дефицит или излишек  средств еще до их возникновения  и дает возможность за определенное время скорректировать поведение фирмы.

     В течение года могут возникать  непредвиденные обстоятельства, требующие  немедленного изменения плановых показателей, которые отвечали бы текущим обстоятельствам. Полученные новые цифры - «прогнозы «, которых может быть столько, сколько потребуется в зависимости от обстоятельств.

     Основным  целями прогнозирования движения денежных средств являются:

     1) предвидеть будущий спрос организации  на денежные средства;

     2) оценить финансовые последствия  этого спроса;

     3) определить возможные способы  действия и выбрать наилучший для удовлетворения спроса.

     К прогнозированию можно приступать после завершения анализа различных  сценариев и оценки потоков денежных средств. Прогнозирование движения денежных средств охватывает два  основных сюжета:

     1) вложение свободных (избыточных) денежных средств;

     2) получение краткосрочных займов  для покрытия дефицита денежных  средств.

     Поскольку большинство показателей достаточно трудно спрогнозировать с большой  точностью, нередко прогнозирование денежного потока сводят к построению бюджетов денежных средств в планируемом периоде, учитывая лишь основные составляющие потока: объем реализации, долю выручки за наличный расчет, прогноз кредиторской задолженности и др. Прогноз осуществляется на какой-то период в разрезе подпериодов: год по кварталам, год по месяцам, квартал по месяцам и т. д.

     В любом случае процедуры методики прогнозирования выполняются в  следующей последовательности:

  1. прогнозирование денежных поступлений по подпериодам;
  2. прогнозирование оттока денежных средств по подпериодам,
  3. расчет чистого денежного потока (излишек/недостаток) по подпериодам;
  4. определение совокупной потребности в краткосрочном финансировании в разрезе подпериодов.

     Смысл первого этапа состоит в том, чтобы рассчитать объем возможных  денежных поступлений. Определенная сложность в подобном расчете может возникнуть в том случае, если предприятие применяет методику определения выручки по мере отгрузки товаров. Основным источником поступления денежных средств является реализация товаров, которая подразделяется на продажу товаров за наличный расчет и в кредит. На практике большинство предприятий отслеживает средний период времени, который требуется покупателям для того, чтобы оплатить счета. Исходя из этого, можно рассчитать, какая часть выручки за реализованную продукцию поступит в том же подпериоде, а какая в следующем. Далее с помощью балансового метода цепным способом рассчитывают денежные поступления и изменение дебиторской задолженности. Базовое балансовое уравнение имеет вид:

                         ДЗн + ВР = ДЗк + ДП,                  (1.2)

     где:

     ДЗн - дебиторская задолженность за товары и услуги на начало подпериода,

     ДЗк - дебиторская задолженность за товары и услуги на конец подпериода;

     ВР - выручка от реализации за подпериод;

     ДП - денежные поступления в данном подпериоде.

     Более точный расчет предполагает классификацию  дебиторской задолженности по срокам ее погашения. Такая классификация может быть выполнена путем накопления статистики и анализа фактических данных о погашении дебиторской задолженности за предыдущие периоды. Анализ рекомендуется делать по месяцам. Таким образом, можно установить усредненную долю дебиторской задолженности со сроком погашения соответственно до 30 дней, до 60 дней, до 90 дней и т.д. При наличии других существенных источников поступления денежных средств (*прочая реализация, внереализационные операции) их прогнозная оценка выполняется методом прямого счета; полученная сумма добавляется к сумме денежных поступлений от реализации за данный подпериод.

     На  втором этапе рассчитывается отток денежных средств. Основным его составным элементом является погашение кредиторской задолженности. Считается, что предприятие оплачивает свои счета вовремя, хотя в некоторой степени оно может отсрочить платеж. Процесс задержки платежа называют «растягиванием « кредиторской задолженности; отсроченная кредиторская задолженность, в этом случае выступает в качестве дополнительного источника краткосрочного финансирования. В странах с развитой рыночной экономикой существуют различные системы оплаты товаров, в частности, размер оплаты дифференцируется в зависимости от периода, в течение которого сделан платеж. При использовании подобной системы отсроченная кредиторская задолженность становится довольно дорогостоящим источником финансирования, поскольку теряется часть предоставляемой поставщиком скидки. К другим направлениям использования денежных средств относятся заработная плата персонала, административные и другие постоянные и переменные расходы, а также капитальные вложения, выплаты налогов, процентов, дивидендов [5 , с.253].

     Третий  этап является логическим продолжением двух предыдущих: путем сопоставления  прогнозируемых денежных поступлений и выплат рассчитывается чистый денежный поток.

     На  четвертом этапе рассчитывается совокупная потребность в краткосрочном финансировании. Смысл этапа заключается в определении размера краткосрочной банковской ссуды по каждому подпериоду, необходимой для обеспечения прогнозируемого денежного потока. При расчете рекомендуется принимать во внимание желаемый минимум денежных средств на расчетном счете, который целесообразно иметь в качестве страхового запаса, а также для возможных непрогнозируемых заранее выгодных инвестиций.

     При прогнозировании движения денежных средств могут быть использованы, как сложные математические модели, так и интуитивные выводы. Главное, чтобы итог, полученный в результате использования этих методов, как можно более точно описывал реальную ситуацию. Чаще всего используется подход к прогнозированию, основанный на оценке показателей, прямо влияющих на результат прогноза. Данный способ прогнозирования состоит из следующих этапов:

  1. Прогнозирование выручки
  2. Прогнозирование факторов
  3. Сценарий будущего
  4. Отбор контрольных показателей

     Прогнозирование выручки. Чтобы прогнозировать размер выручки, необходимо определить будущие значения объема продаж компании в натуральном и денежном выражении, а также понять, как они могут изменяться в зависимости от условий внешней и внутренней среды. Показатель объема продаж компании не является однородным, так как зависит от большого числа факторов (демографические условия в данном регионе, состояние отраслей, в которых производятся товары-заменители и т. д.), значения которых в будущем могут значительно изменяться. Поэтому, если прогнозировать продажи, основываясь только на данных предыдущих периодов, прогноз с большой вероятностью будет неточным. Для принятия решения относительно будущего объема продаж необходимо определить все факторы, которые могут повлиять на прогноз (релевантные факторы). Если компания не является монополистом, в число таких факторов следует включить долю рынка, которую компания рассчитывает занять в рассматриваемый период времени.

     Прогнозирование факторов. Теперь нужно построить прогнозы релевантных факторов. При наличии статистической информации о прошлой динамике в качестве отправных значений прогноза удобнее всего использовать зависимость фактора от времени (тренд). Затем необходимо определить, как полученный тренд может изменяться под влиянием условий внешней среды. Для отражения таких тенденций обычно используют поправочные коэффициенты, полученные с помощью анализа статистических данных и информации о предполагаемых изменениях. Значения таких коэффициентов должны быть экономически обоснованы. Прогнозное значение фактора корректируется умножением значений, полученных с помощью тренда, на поправочные коэффициенты.

     Изменение рыночной доли компании рассчитывается аналогичным образом. Если компания не находится в стадии агрессивного роста, наиболее вероятный темп роста компании равен темпу роста рынка в целом. Затем этот прогноз корректируется с учетом таких факторов, как управленческие процессы, рекламная активность компании и конкурентов, изменения в ассортименте или технологии и т. д. В случае если компания развивается агрессивно, то рост, равный росту рынка, является пессимистическим прогнозом. Итогом данного этапа должны стать граничные (пессимистические и оптимистические) значения прогнозов всех факторов, влияющих на объем продаж. Большинство компаний оценивают еще и третий, «наиболее вероятный « вариант, который всегда лежит между двумя граничными значениями.

     Зависимость фактора от времени проще всего  выразить с помощью линейной зависимости. Однако линейное уравнение не всегда точно отражает экономические тенденции. Так, по мере насыщения рынка темпы роста объема продаж уменьшаются. Чтобы это учесть, используют более сложную зависимость. Одновременно будет изменяться и кривая расчетных значений. В итоге, нужно выбрать такую кривую, которая бы максимально совпадала с линией, соединяющей фактические значения показателя. Для рынка нефти, например, такая зависимость будет циклической, и для ее верного прогноза необходимо определить период цикла [10 , с.86].

     Сценарий  будущего. После прогнозирования выручки необходимо спланировать расходы компании. Планирование расходов, необходимых для обеспечения построенного прогноза продаж, происходит с помощью бюджетной модели, существующей на предприятии. Аналогично прогнозу доходов, план расходов составляется в двух вариантах: лучшем и худшем. В качестве «лучшего « рассматривается вариант, когда компания позволяет себе оплачивать все, что запланировано, а в качестве «худшего « — режим строгой экономии. Затем прогнозные доходы и расходы компании сводятся воедино. В результате получаются четыре граничных варианта развития компании. В табл. 1 представлены вопросы, ответы на которые будут характеризовать вариант развития компании.

Информация о работе Проблемы и методы решения проблем ОАО «Владхлеб»