Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является моделирование социально-экономических процессов для сокращения безработицы и увеличения рабочих мест, механизмы реализации и перспективы развития в условиях переходной экономики Кыргызской Республики.
Введение …………………………………………………..…1
Глава I:
1.1 Проблема занятости в КР …………………………………..……..3
1.2 социально-экономическая модель занятости в условиях переходной экономики…………………………………………………………10
1.3 Модели занятости в развитых странах………………………...…10
Глава II:
2.1 Проблема безработицы в КР……………………………………...14
2.2 Социально-экономические последствия безработицы………….19
Глава III:
3.1 Решение проблемы занятости и безработицы в Кыргызстане….20
Заключение …………………………………………………...24
Использованная литература………………………………….29
Из вышесказанного следует,
Таким образом, если при плановой экономике всем гражданам было гарантировано рабочее место и заработок, то с приходом рынка за рабочее место теперь пришлось бороться, так как многие предприятия в связи с кризисом и конъюктурой рынка сокращали рабочие места. Вследствие этого, увеличился уровень безработицы и многие люди остались без работы. Многие из безработных перебиваются временными заработками иди челночной торговлей. Центры занятости же не справляются со своей работой, так как рынок труда в нашей республике все еще находится в зачаточном положении. Уровень благосостояния населения падает, растет социальная напряженность.
В сельском хозяйстве спад производства, наряду со снижением поставок сельхозпродукции, принимает форму сокращения посевных площадей, в первую очередь под трудоемкими культурами (овощи, картофель, виноград, фрукты), уменьшения поголовья скота и птицы, снижения товарности и продуктивности реформируемых сельхозпредприятий и создаваемых крестьянских хозяйств. Анализируемый период характеризуется также сокращением реальных доходов, что привело к массовому обнищанию семейных бюджетов, возросли расходы на питание, что вызвало ухудшение имущественного положения хозяйств.
Таковы общие социально-экономические
условия, определяющие формирование
рынка труда и системы занятости
в республике в современных условиях.
Наряду с общеэкономическими
факторами, указанными выше, на
развитие модели занятости оказывают
значительное влияние: нарастание
дисбаланса трудовых ресурсов и рабочих
мест; сохранение общей сверхзанятости
населения, связанной с высокой долей
низкоквалифицированного труда и чрезмерной
занятости женщин; нерациональное
движение трудовых ресурсов по секторам
и сферам экономики, вызывающее снижение
производства материальных благ
и услуг; усиление депрофессионализации
населения и дисбаланса занятости
в профессионально-
Новая модель занятости может быть реализована лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решения социальных проблем. С целью создания таких предпосылок необходимо продолжать рыночные преобразования экономики, уменьшать нанесенный ими социальный ущерб.
Несомненно, что необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для уяснения существа проблемы занятости и согласования путей их решения. На основе этого взаимодействия с учетом опыта развитых и развивающихся стран построена модель социально-экономическая занятости в условиях переходной экономики Кыргызской Республики. Очень важно избежать такого положения, при каком возобновление экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице.
Для того, чтобы внедрить данную модель, необходимо устранить стоящие перед нами в сфере занятости проблемы. Главными барьерами являются: однобокая развитие сферы услуг (развита в основном торговля, а не производственные услуги); крупный неформальный сектор; малая мотивация труда и недостаточная социальная защита работников. Для их преодоления предлагаются следующие мероприятия:
Сфера услуг - необходимо: повысить платежеспособный спрос населения; поддержать предпринимателей малого и среднего бизнеса в сфере производственных услуг; возродить старые традиции и навыки; повысить квалификацию работников.
Неформальный сектор- следует предпринять: легализацию теневого бизнеса в сфере производства; стимулирование малого и среднего предпринимательства путем льготного налогообложения, а также амнистию "теневиков". Сама сфера удовлетворения таких потребностей - при условии ее приведения в соответствие с законами, а самих законов - в соответствие с интересами лучшего удовлетворения потребностей населения - должна расширяться.
Мотивация труда работников- для этого необходимо: гарантировать выплату заработной платы; цена труда должна быть эквивалентна самому повышенному труду; стимулировать рост качества труда; совершенствовать тарифную систему (в основном в виде рекомендательного характера); увязать заработную плату с рентабельностью предприятия.
Социальная защита работников предприятий- необходимо: законодательно охранять интересы трудящихся; обеспечить их нормальными условиями труда; дать работникам возможность квалификации и переквалификации; создать новые рабочие места; повысить минимальную заработную плату; обеспечить приемлемые социальные выплаты.
Таким образом сущность социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики заключается в повышении уровня занятости через улучшение экономической ситуации в стране. Это достигается путем развития малого и среднего предпринимательства, накоплением и привлечением из-за границы средств для капитальных вложений, приемлемыми для производителя кредитованием, расширением платежеспособного спроса, стабилизацией денежного хозяйства и финансовой системы, созданием макроэкономических пропорций, способствующих расширенному воспроизводству товаров, капитала, рабочей силы, возрождением агропромышленного комплекса, активизацией деятельности государственных органов на рынке труда, обеспечением условий для материальной заинтересованности работников и др. методами.
Для реализации социально-экономической модели занятости необходимо осуществить ряд мероприятий по активизации инструментов формирования. Инструментами формирования модели занятости должны стать следующие факторы: это активизация деятельности центров занятости, развитие малого и среднего бизнеса, возрождение агропромышленного комплекса.
Одним из главных инструментов
формирования является
На данный момент
Другим важным инструментом реализации является возрождение агропромышленного комплекса, где занято около 40% занятых. На данный момент наблюдается спад на селе, так как в связи с экономическим кризисом государство не полностью предоставляет дотации сельскому хозяйству, а это ведет к спаду, а также к сокращению посевных площадей под трудоемкие отрасля. Результатом является миграционный поток "село-город".
В мероприятиях правительства по развитию АПК, заложенных в среднесрочных программах, можно выделить два направления: создание рыночной системы и разработка государственных механизмов регулирования агропромышленного производства. Современная рыночная экономика требует надежно функционирующей инфраструктуры рынка, конкурентной среды, адекватной кредитной, налоговой и ценовой политики, стимулирующей не только торговую, но и производственную активность, подготовленные кадры. Отсутствие любого из указанных факторов способно разладить экономический механизм.
Дальнейшее развитие реформ на селе и увеличение рабочих мест в сельском хозяйстве связано с формированием национального аграрного рынка, который бы активизировал работу агропромышленного производства. Для этого необходимо взаимодействие всех составляющих элементов рынка. Для поднятия фермерства необходим механизм лизинга сельхозмашин.
Для восстановления национального аграрного рынка и для поднятия занятости на селе необходимы следующие условия: единая государственная политика финансовой поддержки АПК, включая кредитование и страхование производства, единая государственная политика цен на сельхозпродукцию и продовольствие, формирование продовольственных фондов и запасов для регулирования продовольственных рынков. Это приведет к притоку рабочей силы, то есть к потоку "город-село". Кроме того необходима политика протекционизма отечественных производителей. Протекционизм должен стать составной частью антимонопольной политики.
Анализ показывает, что государственные программы по выводу АПК из кризиса, предусмотренные в правительственных программах, на реализуются. Поэтому нужен Закон "О государственном регулировании агропромышленного производства". Все это поможет уменьшить безработицу на селе и вернуть людей к земле.
В современных условиях
правительству решить проблемы безработицы и структурного дисбаланса на
рынке труда.
Для анализа перспективы моделирования социально-экономических процессов рассмотрим прогноз в сфере занятости в результате формирования модели занятости. Опыт Восточной Европы, да и наш собственный, свидетельствует, что значительная безработица является той ценой, которую приходится платить за продвижение к современной рыночной экономике. На первом этапе происходит резкий спад производства продукции, устраняется избыточный спрос - цены поднимаются до уровня, обеспечивающего сбалансированность на рынке. Этот этап мы прошли. Затем должны прекратиться дотации убыточным секторам экономики, проводится жесткая кредитная политика, что ведет к достижению определенной сбалансированности бюджета; успех этого этапа определяется степенью снижения инфляции.
Прежде всего не следует ограничиваться фиксированным, официальным рынком труда и гарантиями формально признанным безработным, число которых в настоящее время связано с массово высвобожденным контингентом работников. Необходимо расширить круг параметров официальной статистики, включив туда показатели движения свободной рабочей силы. Ежегодно проводить выборочные статистические обследования по социально-экономическим и психологическим аспектам безработицы. Подготовить концепцию и основные направления программы общественных работ в Кыргызской Республике.
В качестве первого шага следует приступить к созданию единой информационной сети в рамках Республиканского банка данных по показателям движения и конъюнктуры на рынке труда с терминалами в крупных городах, в центрах областей, индустриальных зон и территорий плотного размещения сельского населения. В составе организуемой республиканской биржи труда особо настоятельной является организация специализированного подразделения, накапливающего информацию, отслеживающую социально-экономическую ситуацию на различных сегментах рынка труда и организующую социально-экономические и социологические обследования. Реализация этих первоначальных мер позволит преодолеть информационную недостаточность, повысить степень регулируемости движения рабочей силы, перейти от мер пассивных к активным, упреждающим мерам воздействия на конъюнктуру рынка труда.
Формирование социально-экономической
модели занятости в условиях
переходной экономики является
одним из главных способов
повышения жизненного уровня населения
и стабилизации экономики с будущим ростом.
Информация о работе Проблема занятости и безработицы в Кыргызской Республике