Проблема занятости и безработицы в Кыргызской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является моделирование социально-экономических процессов для сокращения безработицы и увеличения рабочих мест, механизмы реализации и перспективы развития в условиях переходной экономики Кыргызской Республики.

Содержание

Введение …………………………………………………..…1
Глава I:
1.1 Проблема занятости в КР …………………………………..……..3
1.2 социально-экономическая модель занятости в условиях переходной экономики…………………………………………………………10
1.3 Модели занятости в развитых странах………………………...…10
Глава II:
2.1 Проблема безработицы в КР……………………………………...14
2.2 Социально-экономические последствия безработицы………….19
Глава III:
3.1 Решение проблемы занятости и безработицы в Кыргызстане….20
Заключение …………………………………………………...24
Использованная литература………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Ввведение.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, мы видим, что становление рынка  труда  при  переходной экономике идет с определенными трудностями, которые связаны с ломкой старой экономической системы, сопровождающиеся экономическим кризисом  и  падением уровня жизни.

     Мы рассмотрели проблемы занятости в условиях  переходной  экономики  и

можем сделать вывод, что эта проблема неразрывно  связана  с  экономическим кризисом, который сопровождает переход от  одной  экономической  системы  к другой в бывших социалистических странах.

     Остановка многих  предприятий  вследствие  их  неплатежеспособности  и дееспособности приводит к  тому,  что  многие  работники  этих  предприятий становятся  безработными.  Следует  также  иметь  в  виду,  что  данные  по численности занятых  отражают  информацию  по   безработице,    переходящую через государственные центры занятости, которая, как  было  отмечено  выше, составляет 20-30% от ее реального уровня. Следовательно,  реальный  уровень безработицы в 2-3 раза выше официально заявленного. А все  это  приводит  к тому, что рынок труда теряет свою эффективность по борьбе  с  безработицей, так как население не хочет участвовать в этом рынке вследствие недоверия  и незнания. Кроме того, на деятельность  рынка  труда,  большую  роль  играет дефицит финансовых средств, которые государство  выделяет  для  социального обеспечения. Они так мизерны, что люди попросту не хотят ради этого  терять время в центрах занятости.

     В 2004 году Правительству республики удалось немного  снизить  падение производства и стабилизировать экономическую  ситуацию.  Однако  количество безработных все еще растет и не уменьшается. Возникает закономерный вопрос, до какой отметки может снизиться уровень занятости в Кыргызской Республике в расчетной  перспективе?  Опыт  России,  Польши,  да  и   наш   собственный, свидетельствует, что значительная безработица является той  ценой,  которую приходиться платить за продвижение к  современной  рыночной  экономике.  На первом этапе происходит резкий  спад  производства  продукции,  устраняется избыточный  спрос   -   цены   поднимаются   до   уровня,   обеспечивающего сбалансированность на рынке. Этот этап мы прошли. Затем должны прекратиться дотации  убыточным  секторам  экономики,   проводится   жесткая  кредитная политика, что ведет к достижению определенной  сбалансированности  бюджета; успех этого этапа определяется степенью снижения инфляции.

     Отрицательными последствиями, здесь  является  фактическое  прекращение инвестиционной  деятельности,  остановка   многих   предприятий,   снижение жизненного уровня населения. В настоящее  время  наша  экономика  переходит именно к этому этапу.  Несколько  будет  сокращено  производство  и  снижен жизненный уровень, зависит от характера и темпов приватизации, освобождения экономики от  нежизнеспособных  звеньев,  начала  структурной  перестройки, наведения элементарного порядка в законодательно-юридической базе. Все  это  во многом зависит от продуманных и решительных действий правительства.

     В Восточной Европе и в России  этот процесс был медленным. В результате экономическая стабилизация привела не к росту производительности труда, а к ее  резкому  снижению.  Когда  предприятия  были  вынуждены  снижать  объем производства, они крайне неохотно шли на  сокращение  работающих,   и  даже значительный спад производства не приводил к уровню занятости, позволяющему контролировать инфляцию. Кыргызстан, когда будет располагать сбалансированной  и более структурно отягощенной  экономикой, будет вынужден  повторять с большими издержками  польский  вариант  развития.  На  второй   год   после   начала стабилизации   в   Польше   (который    нам    еще    предстоит    достичь) производительность труда составила 73% от  уровня  двухлетней  давности,  а безработица 8%.

     В предвидении выше названной  перспективы, Кыргызской Республике следует заблаговременно наметить и приступить к реализации адекватной  системы  мер по формированию инфраструктуры рынка труда и основ системы занятости.      Прежде всего, не  следует ограничиваться  фиксированным,  официальным рынком труда и гарантиями формально признанным безработным, число которых в настоящее время связано с массово высвобожденным контингентом работников.

     Необходимо расширить круг параметров  официальной  статистики,  включив туда  показатель  движения  свободной  рабочей  силы.  Ежегодно   проводить выборочные  статистические  обследования   по   социально-экономическим   и психологическим аспектам безработицы. Преодолеть экономико-юридическую неопределенность  основных  понятий, касающихся   статуса   и   характеристики   безработных    и    безработицы

("общественные  работы", "подходящая работа", "приемлемая заработная  плата" и др.).

     Подготовить концепцию и основные  направления  программы  общественных работ в Кыргызской Республике .

     В  качестве  первого  шага  следует  приступить  к   созданию   единой информационной сети в рамках Республиканского банка данных  по  показателям движения и конъюнктуры на рынке труда  с  терминалами  в  крупных  городах, центрах областей,  индустриальных  зон  и  территорий  платного  размещения сельского населения. В составе  организуемой  республиканской  биржи  труда особо    настоятельной    является     организация      специализированного подразделения,   налаживающего   информацию,    отслеживающую    социально- экономическую ситуацию на различных сегментах рынка  труда  и  организующую социально-экономические и социологические обследования.

     Реализация этих первоначальных  мер позволит преодолеть  информационную недостаточность, повысить степень  регулируемости  движения  рабочей  силы, перейти от мер пассивных  к  активным,  упреждающим  мерам  воздействия  на конъюнктуру рынка труда. Также  это  способствует  формированию  социально- экономической модели занятости в условиях переходной экономики. 
 

2.2 Социально-экономические последствия безработицы 

     Острой  проблемой  социальной   значимости   в   республике   является безработица  и  параллельный  дефицит   квалифицированной   рабочей   силы, мобильной к изменившимся требованиям и условиям рынка.  Основной  причиной, породившей масштабную и прогрессирующую  безработицу,  стала  трансформация при рынке труда, замена традиционного  дефицита  рабочей  силы  в  условиях плановой экономики на безработицу в условиях стихийного рынка.

     В  анализе динамики показателей,  характеризующих  состояние   занятости

населения, выделяются  2  этапа  развития  безработицы  в  Кыргызстане.

     1 этап - (1991-1993гг.) - незначительное увеличение  (даже  без  учета разрезов скрытой безработицы) уровня общей безработицы - 0,05% в  1991г.  и 0,95% в 1993г.

     2 этап - (1993г. и последующие года) -  постепенное увеличение  безработицы,  принимающей ранг  доминирующей  проблемы  в  обществе  и  обусловленной   интенсивности реформирования экономики, сужением роли государства  в  качестве  основного работодателя.

     В  республике наряду с общим  сокращением численности трудовых  ресурсов за последние пять лет произошел  значительный  отраслевой  переток  рабочей силы из  производственной  сферы  в  непроизводственную,  сократилась  доля занятости   в   государственном   секторе   экономики   и   увеличилось   в негосударственной: АО, СП, малом и среднем бизнесе, крестьянских  хозяйств, частных предпринимательств.

     За  период с 1991-1998гг. численность занятых в государственном секторе

сократилась на много раз.

     Относительно  тенденций  в  развитии  безработицы,  общее   количество безработных по сравнению с 1998г. увеличилось  в  1,2  раз,  а  численность безработных, зарегистрированных  службами  занятости  за  1998г.  составила 409,5 тыс.человек или 70% от обратившихся.

     Высокими  сохраняются  масштабы  скрытой   безработицы:   в   состоянии практической безработицы показаны формально числившиеся на предприятиях 300- 350  тыс.человек,  из  которых 60-70%  уходит  в вынужденные отпуска,  а остальные были заняты неполную рабочую неделю. Уровень скрытой  безработицы в целом по  республике  варьировал  в  пределах  4,5-5,5%  от  экономически активного населения.

     В   анализе  трудоустройства,  отмечается  устойчивая  тенденция  роста обратившихся в службы  занятости:  в  1998г.  по  вопросам  трудоустройства обратились 687,1ыс.человек, что в 1,1 раза больше  в  сравнении   с  1997г. Доля вновь трудоустроенных ежегодно падает и составила 130,7 тыс. чел., или 19% в 1998г. против 24% в 1997г.

В г. Бишкеке количество незанятых возросло в 4 раза. Особо сложное положение в течение года на рынке  труда  сохранялось  в  сельской  местности  -  44% сельских безработных от общей численности и их увеличение  по  сравнению с 1998 годом 1,8 раза. Рынок труда в некоторых регионах  характеризуется несбалансированностью,

 В отраслевом  аспекте  общая  занятость   снизилась  во  всех  отраслях экономики,  но  преобладающими  являются  промышленность,  строительство и сельское хозяйство. За последнее  пятилетие  среднегодовые  темпы  снижения общей численности занятых в отраслях экономики составили 3,7%.

     Относительно  молодежной безработицы  складывается  тенденция  снижения удельного веса молодежи в общей численности обратившихся в службу занятости по вопросам трудоустройства в 1998г. обратились 40,7% незанятых в  возрасте 16-29 лет, что ниже аналогичных показателей предыдущих периодов -  46,4%  в 1996г. и 43,8% - в 1997г.

     Общественными прогнозами, обусловившими безработицу  и  ее  устойчивый рост, являются:

     -экономический  кризис, вызвавший сокращение и  закрытие производства;

     -несоответствующие   прежней   квалификации   рабочей   силы   основным требованиям.

     Все это имеет свое  отражение в становлении республиканского  рынка труда, который формируется на данном моменте. 

Глава III 

3.1 Решение проблемы занятости и безработицы в Кыргызстане. 

     Малые и средние предприятия,  говорят  голландцы,  -  это  "грядки  для развития местного предпринимательства, это инструмент создания конкурентной атмосферы,   это   противовес   сильным,   хорошо   укрепленным   интересам монополистов". Мы также  можем  сказать,  что  появление  малых  и  средних предприятий обусловлено также еще одной потребностью - создать  возможность для новых рабочих мест.

     Двадцать лет  назад  в  бывшем  Союзе  95%  рабочих  мест  в  Кыргызстане обеспечивало  государство.  Само  собой  разумеется,  что  с  переходом  на рыночные отношения, вызвавшие структурные изменения, его роль как  главного работодателя стала ограничиваться. Рабочие места создаются сейчас в частном секторе, и это делает его основным  в  управлении  социально-экономическими изменениями сегодня и в перспективе.

     Предпринимательство в Кыргызстане формируется в  сложных  и  не  всегда благоприятных социально-экономических и политических  условиях  транзитного периода,  на  фоне  серьезного  макроэкономического  кризиса   и   снижения жизненного    уровня.    Целый    ряд     трудностей     объективного и субъективного характера препятствуют его динамичному развитию.

Одним из долгосрочных приоритетов страны должен является экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким  уровнем  иностранных  инвестиций.  Главной  целью  здесь  ставится привлечение большого потока зарубежных инвестиций в  экономику  страны  для становления сильной национальной экономики. В основном финансовые  средства будут вначале направляться  в  те  отрасли  экономики,  которые  производят экспортную продукцию. Это дает возможность стране вернуть  долги,  а  также аккумулировать  капитал  для  развития  внутри  страны   высокотехнического производства. Многие предприятия  будут  производить  высокотехнологические товары народного потребления и многие другие виды  продукции,  пользующиеся высоким спросом на мировом рынке благодаря своей низкой  цене  и  отличному качеству. Однако в этой  долгосрочной  стратегии  мало  уделяется  внимание

развитию  малого и среднего предпринимательства. Ему придается роль  одного из главных инструментов борьбы с безработицей в будущем.

"Стратегия   борьбы  с  бедностью  и  безработицей  должны будет основываться на:

     - внедрении системы микрокредитов;

     - развитии малого и среднего  бизнеса;

     - приоритетном развитии трудоемких отраслей и активном  привлечении в

них иностранных  инвестиций и национального капитала;

     - жестком подходе к проблемам  занятости при  договорах   и  контрактах”

бюджетных документах;

     - развитии общественных работ,  прежде  всего строительства дорог и

лесопосадок;

     - снятии всех ненужных  административных  барьеров  на  пути  развития

частного  предпринимательства;

     - энергичном развитии сферы услуг  и особенно туризма". 
 
 

Информация о работе Проблема занятости и безработицы в Кыргызской Республике