Проблема занятости и безработицы в Кыргызской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является моделирование социально-экономических процессов для сокращения безработицы и увеличения рабочих мест, механизмы реализации и перспективы развития в условиях переходной экономики Кыргызской Республики.

Содержание

Введение …………………………………………………..…1
Глава I:
1.1 Проблема занятости в КР …………………………………..……..3
1.2 социально-экономическая модель занятости в условиях переходной экономики…………………………………………………………10
1.3 Модели занятости в развитых странах………………………...…10
Глава II:
2.1 Проблема безработицы в КР……………………………………...14
2.2 Социально-экономические последствия безработицы………….19
Глава III:
3.1 Решение проблемы занятости и безработицы в Кыргызстане….20
Заключение …………………………………………………...24
Использованная литература………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Ввведение.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

     Сейчас, прежде всего, необходимо четкое определение критериев малых  и средних предприятий” роли и места их в  народнохозяйственном  комплексе,  в реализации  социально-экономических  государственных   программ.   Наиболее правомерной является  оценка  малого  и  среднего  бизнеса  по  численности работающих: 1-10 человек - мини-предприятия” 10-100  -  малые  предприятия, 100-500 человек -  средние предприятия.  Их  развитие  позволит,  с одной стороны, постепенно наращивать объемы производства, с другой  -  обеспечить занятость населения.

     По предварительным расчетам, для  занятых в малом и среднем   бизнесе  к 2010 году должна быть доведена  до  60-70  процентов от  общей численности трудоспособного населения. Для этого потребуется  всесторонняя  мобилизация всех имеющихся  ресурсов  -  финансовых,  материальных  -   для   поддержки предпринимательства и развития конкуренции.

     Для финансирования негосударственного  сектора кроме бюджетных  средств можно использовать часть зарубежных кредитов и займов, которые бы пошли  на организацию мобильных производственных объектов малого и среднего бизнеса.      Кроме того,  пора  наладить  должную координацию   в   использовании экономической помощи со стороны международных  организаций,  стран-доноров, направляемой на развитие частного бизнеса. Ведь не секрет, что значительная часть ее используется не по прямому назначению.

     На данный момент государство  пытается также создать сеть  небанковских финансовых учреждений для стимулирования инвестиционных процессов в малом и среднем  бизнесе.  В  настоящее  время  целесообразно  создать  специальную инвестиционную  компанию  для  предоставления  льготных   кредитов   мелким предпринимателям. Источниками формирования финансовых  средств  могут  быть средства населения, вложенные в центральный банк, Пенсионные  фонды,  средства внебюджетных фондов.

     Назрела   острая   необходимость   создать   специальный   банк    для финансирования малых и средних предприятий по более низкой, чем действующая в настоящее время, процентной ставке в коммерческих банках. Наряду с  этим, было бы разумно разработать систему льготных условий и стимулов со  стороны Нацбанка  для   банковских   организаций,   предоставляющих   кредиты   под производственные проекты частного бизнеса.

     Кроме иностранных кредитов  в  Кыргызстане должно широко  вовлекать  в развитие  малого  и  среднего  предпринимательства  собственные   средства. Например, с прошлого года на  основе  бюджетных  средств  областные  центры занятости стали выдавать микрокредиты тем гражданам, которые  предоставляли эффективные бизнес-планы  по  развитию  своего  дела  и  образованию  новых рабочих мест.

     Представляется необходимым стимулировать  инвестирование в малый бизнес со стороны частных лиц, имеющих излишки денежных средств. Правда, для этого необходимо принять закон о защите  частных  инвестиций,  как  это  сделано, например, в России.

     Формирование институтов рыночной  инфраструктуры -  одно  из  важнейших условий полнокровного развития предпринимательства.  Биржи  и  коммерческие банки - это только верхний ярус рыночной экономики. В настоящее время нужно расширять во всех регионах республики сеть специализированных инновационных и инвестиционных фондов,  консультационных   и  аудиторских  фирм  и  бюро, коммуникационно-информационных служб, создавать во всех областях и крупных городах центры по проведению аукционов и инвестиционных торгов.

     Важное значение в организации  необходимой рыночной  среды   приобретает расширение  услуг  консалтинговых,  маркетинговых,  юридических  и   других специализированных фирм и компаний.

     Также  важное  значение   приобретает   развитие   научно-технического прогресса. Н.Д.Кондратьев предвидел и доказал  внияние  научно-технического прогресса на цикличность развития  экономики.  Открытые  им  большие  циклы экономической конъюнктуры в период современной научно-технической революции будут  испытывать  "сжатие",  определяемое  интенсивностью  смены   базовых технологий  и  поколений  техники,  которая   со   времен   Н.Д.Кондратьева увеличилась в 3-5 раз.

     В высокоразвитых государствах  доля занятых в малом бизнесе населения очень высока и составляет от 53  до  80%. Эта доля значительна в государствах, где малый бизнес имел ведущие позиции: в Грузии, Эстонии и в бывших социолистических  государствах  Центральной  и Восточной  Европы.  В   России,   Беларуси,   Казахстане и Таджикистане она низка и находится в пределах от 2 до 10%.

      У нас же в республике это  число мало вследствие  того,  что  в  своем развитии  кыргызский  малый  бизнес  и  предпринимательство   постоянно сталкивается с весьма сложными  проблемами.  В  качестве  основных  проблем выступают:

     -несовершенство правовых основ;

     -высокий уровень налогообложения;

     -ограниченные возможности для  финансирования инвестиций;

     -узкий круг источников финансирования;

     -неинформированность  и  неквалифицированность   граждан,  занимающихся предпринимательской  деятельностью;

     -несовершенство банковской и  кредитной системы для малого  и  среднего бизнеса.

     В странах с развивающейся экономикой система малого и среднего бизнеса и предпринимательства  нормально  функционирует  только  тогда,  когда  оно получает  поддержку  со  стороны  государства  в  виде   дифференцированных налоговых льгот на  период  экономической  стабилизации.  В Кыргызстане  на данном  этапе  его   развития   в   целях   развития   малого   бизнеса   и предпринимательства  такая  мера  архинеобходима.   Решив   эти   проблемы, государство решит вопросы занятости и безработицы    

     Производство же промышленных товаров предприятиями  малого и среднего бизнеса увеличивается, но совсем медленными темпами: 0,8-1,2%  в год. Это объясняется тем, что производство  является  менее  эффективным  и затратным по сравнению с непроизводственной сферой. Кроме того, торговля  и общепит приносят  быстрые доходы  и являются   менее "проблематичными". Однако, если хотим поднять экономику и занять людей, то мы  должны  сделать упор на развитие малого  предпринимательства  в  сфере  производства,  т.к. производство всегда являлось  основой  экономики  любой  страны.  При  этом конечно не должны забывать о развитии  сферы  услуг  и  туризма  в  области малого и среднего бизнеса.

     Одна  из  самых  важных  проблем   в   развитии   малого   и   среднего предпринимательства - это  переориентация  их  с  преимущественно  торгово- посреднической деятельности на производство  наиболее  насущных  товаров  и услуг. Она волнует многих, и видится два пути ее решения.

     Первый - это интегрирование малых   и  средних  предприятий  с  крупной промышленностью. Оно может происходить путем создания малых предприятий  по выпуску мелкосерийной продукции,  крупносерийное  производство  которых  не является необходимым,  а  организация  их  производства  на  предприятии  - лидере, экономически нецелесообразно. Кроме того, могут быть созданы  малые предприятия, специализирующиеся на разработке новых технологий  по  заданию предприятия - лидера,  сервисном  обслуживании  головного  предприятия,  на изучении и освоении новых рынков сбыта.

     В качестве инвестиций крупные  предприятия могут предоставить  в  аренду малым основные фонды, долгосрочный кредит на льготных условиях и  выступать поручителем  при  получении  гарантированного  займа.  Полученная  крупными предприятиями с малых фирм прибыль первые пять  лет  не  должна  облагаться налогом, чтобы не отнимать у них возможность покрыть свои издержки.

     Второй путь - создание небольших  предприятий, выпускающих наукоемкие  и новые товары, так как малью  предприятия  не  требуют  больших  капитальных вложений и могут принести прибыль через  сравнительно  короткое  время.  Об этом  наглядно  свидетельствует  опыт  многих  известных  западных  фирм  и компаний, которые начинали и шли по этому пути.

     На данный момент мы видим,  что  дееспособная  система государственной поддержки    развития    предпринимательства,    обеспечения    нормального функционирования конкурентной среды находится на  начальной  стадии  своего формирования. Чем скорее она начнет эффективно работать, тем большим  будет вклад предпринимательства в преодоление спада производства  и  кардинальное обновление социально-экономической системы занятости в условиях  переходной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     На современном этапе развития экономики  страны  существует  множество проблем,  связанных  с  переходом  от  плановой   экономики   к   рыночной. Усугубляющийся  экономический  кризис  выявил   многие   макроэкономические проблемы связанные с безработицей, инфляцией, падением уровня  производства и т.д. Особенно больно по жителям республики ударила проблема безработицы.

     Нет   нужды  доказывать,   что    любое    современное   цивилизованное общество стремится к достижению  и  поддержанию  равенства  между  рабочими местами и претендентами на них, чтобы не  допустить ни  безработицы среди населения,  ни  безработицы  рабочих  мест.  Как  первая,  так   и   вторая оборачивается  ощутимыми   социальными,   экономическими,   а   нередко   и политическими издержками.

     Поддерживать  занятость  населения  на  уровне,  близко  к  полной,  в обществе в целом и, тем  более,  в  каждом  административно-территориальном образовании  крайне  сложно.  Для   этого   необходим   комплекс   условий: стабильность  экономики,  национальных  и  других   отношений,   равновесия политических сил, мощная система социально-правовой поддержки  населения  и активная политика государства в сфере занятости,  мобильная  рабочая  сила, достаточно быстро адаптирующаяся к переменам в  структуре  рабочих  мест  и т.д. Видимо, не случайно,  в  Японии,  Швеции,  Австрии,  где  эти  условия соблюдены, минимален и уровень безработицы.

     Зарубежный опыт говорит о   том,  что  нет  общих   рецептов,  постоянно действующих средств политики занятости. Она варьируется от страны к  стране в зависимости  от  особенностей  социально-экономического  и  политического устройства, культурных традиций, модифицируется  с  изменением  ситуации  в экономике и на рынке труда.

     Главной целью современной политики  занятости развитых и развивающихся стран  становится  повышение  занятости  всего  населения  путем  выявления неиспользуемых способностей, вовлечение совокупной  рабочей  силы  в  более эффективную  и  все охватывающую  систему   разделения   труда.   При   этом поощряется, а не  ограничивается  доступ  новых  категорий  трудоспособного населения на рынок труда. Исходным пунктом такого подхода служит  признание того, что проблема безработицы не  может  решаться  изолированно,  что  она является  частью  общей  проблемы  активизации  и  развития   "человеческих ресурсов", повышение их производительной силы, что  более  производительная экономика  увеличивает  спрос  на  рабочую   силу,   поскольку   при   этом увеличивается  производство,  меняется  стоимость  продукции,  что  создает условия для расширения сбыта.

     В политике занятости курс  берется  на  мобилизацию   всех  человеческих потенций общества, устранение всех препятствий к  участию  в  экономической жизни, в том числе и в  нестандартных  формах.  Это  требует  значительного повышения и улучшения общеобразовательной  и  квалификационной  подготовки, превращение их в  постоянный  процесс  повышения  всесторонней  мобильности рабочей силы, ее способности приспосабливаться к переменам.

     В борьбе против безработицы акцент переносится с пассивных мер на меры активного  характера.  Под  пассивным  регулированием  понимаются   усилия, направленные  главным  образом  на   поддержание   системы   содействования безработным, ограничение предложения рабочей  силы.  При этом  сложившийся уровень занятости рассматривается как данный. Под  активным  регулированием понимаются  попытки  государства  позитивно  воздействовать  на   имеющийся уровень занятости путем создания необходимых условий для  увеличения  числа рабочих мест, в том числе за счет  повышения  уровня  квалификации  рабочей силы. Служба занятости в  этом  случае  призвана  содействовать  сокращению армии нетрудоустроенных. Большая  роль  отводится  местным  инициативам  по трудоустройству, поощрению инновационной и предпринимательской активности.

Информация о работе Проблема занятости и безработицы в Кыргызской Республике