Проблема занятости и безработицы в Кыргызской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является моделирование социально-экономических процессов для сокращения безработицы и увеличения рабочих мест, механизмы реализации и перспективы развития в условиях переходной экономики Кыргызской Республики.

Содержание

Введение …………………………………………………..…1
Глава I:
1.1 Проблема занятости в КР …………………………………..……..3
1.2 социально-экономическая модель занятости в условиях переходной экономики…………………………………………………………10
1.3 Модели занятости в развитых странах………………………...…10
Глава II:
2.1 Проблема безработицы в КР……………………………………...14
2.2 Социально-экономические последствия безработицы………….19
Глава III:
3.1 Решение проблемы занятости и безработицы в Кыргызстане….20
Заключение …………………………………………………...24
Использованная литература………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Ввведение.doc

— 272.50 Кб (Скачать)
align="justify">     Система пожизненного найма предопределяет  в известной мере  и  решение проблем сокращения производства и увольнение работников за счет  сокращения рабочего времени или перевода их на дочерние предприятия или на предприятия других  фирм  согласно  взаимному  соглашению.  Эти  меры  сдерживают  рост безработицы.

     В Японии также новыми элементами "стратегия найма" стали:  иной принцип оплаты труда  - в соответствии со способностями и реальным вкладом, а не  от выслуги лет (ему следует около 79 процентов предприятий); курс на всемирное развитие  деятельности   малых   производственных   групп   (47   процентов предприятий);  развитие  и  повышение  профессионализма  работников   среди средних и старших возрастных категорий  (42  процента  предприятий).  Кроме того, в Японии имеет место предоставление в аренду рабочей силы, занятой на том или ином предприятии, другому предприятию - как правило,  связанному  с первым  субподрядными  отношениями,   являющимися   поставщиками   и   т.п. Существует и обратная связь. Удельный  вес  работников,  предоставляемых  в аренду, среди лиц  наемного  труда  составляет  на  предприятиях  с  числом занятых более 1 тыс. человек 6-7,2  процента,  от  300  до  1  тыс.  -  4,8 процента, а среди занятых в управлении предприятиями - 17,1 процентов,  что на практике позволяет модифицировать использование рабочей силы с целью замедления темпов роста безработицы и обеспечения роста прибыли. 
 

Глава II 

2.1 Проблема безработицы  в Кыргызстане. 

     Формирование рынка труда сегодня   происходит  в  условиях  дальнейшего углубления кризисных явлений в различных сферах общественной  деятельности, продолжающегося спада  производства.  И  как  результат  этого  -  снижение жизненного уровня народа. Как показывает анализ, большинство предприятий  и организаций вынуждены полностью или частично останавливаться, что  приводит к высвобождению работников, росту скрытой и явной  безработицы,  обострению проблемы трудоустройства во всех городах и областях республики.

     Большую помощь в становлении  рынка труда  в 90-е годы  оказали приватизационные  проекты.  Перестройка   существующих   структур   бывшего государственного  сектора  сопровождалась  развитием  малого   и   среднего бизнеса, появлением   холдингов,   корпораций   и   компаний,   нуждающихся в квалифицированных кадрах определенных профессий.  Эти  факторы  оказали существенное положительное воздействие на рынок труда. Вместе  с  тем,  при увеличении потребности негосударственных структур в  кадрах  (в  1,7  раза) резерв труда за этот период практически не  уменьшился  из-за  структурного

несоответствия  спроса на рабочую силу и ее предложения. Так, на рынке труда возник  дефицит  в  экономистах,  программистах,  специалистах,   владеющих иностранными языками, юристах и т.п. В то  же  время  образовался  огромный избыток  станочников,  строительных  рабочих,  управленцев  низшего  звена, проектировщиков и других категорий работников традиционных  специальностей. Одновременно значительно замедлилось движение  общей  массы  безработных  в сторону  сокращения  ее  численности  в  течение  6-8   месяцев,   что   на республиканском рынке труда привело к превышению предложения над спросом.

     Формирование рынка труда протекает крайне  неравномерно  не  только  в профессионально-квалификационном, по  также  в  региональном  и  отраслевом аспектах. Так, соотношение спроса и предложения  рабочей  силы  значительно различаются как между отдельными экономическими районами, так и в  пределах одного  региона  Особенно велика разница между наличием свободных рабочих мест и предложением рабочей силы   в   Чуйской области и Баткенской областью. Еще более неравномерны отраслевая структура рынка труда.

     В числе отмеченных выше  кризисных  и  структурных  факторов,  которое обострили ситуацию на  рынке  труда,  следует  указать  спад  производства, прежде всего в отраслях ВПК, химической промышленности и строительства  (до 40-50%) снижение инвестиционной активности  и  ужесточение  мер  финансово- кредитной политики. Все это в  совокупности  с  изменением  государственной политики занятости в сторону преимущественно пассивных мер, не  оказывающих существенного влияния на смягчение конъюнктуры на рынке  труда,  привело  к свертыванию производства и значительному росту безработицы.

     Пассивность  государства   в  сочетании   с   острой   недостаточностью финансового обеспечения программ помощи по  безработице  привела  к  утрате доверия к государственным  структурам  рынка  труда,  а  именно  к  центрам занятости.

     Кроме  того  люди  не  желают  обращаться  в  государственные   центры занятости. Центры занятости (биржи труда) - организации, специализирующиеся на посредничестве между  рабочими  и  предпринимателями  с  целью  купли  - продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы  в  целом,  центры  занятости позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время  поиска  места  работы.  При  существовании  системы  страхования  от безработицы  центры  занятости  выполняют   также   функции   контроля за установлением права на получение пособия по безработице и за  его  уплатой. Центры занятости кроме трудоустройства безработных, обычно оказывает услуги лицам, желающим  переменить  место  работы,  изучают  спрос  и  предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об  уровне  занятости  в разрезе профессий и территорий.  В  компетенцию  центров  занятости  также

относятся профессиональная ориентация молодежи, направление молодых   людей на курсы для приобретения  профессии.  Важное  место  занимает  организация переобучения и трудоустройство инвалидов. Направления центров занятости  не обязательны для предприятий, могущих отказать в приеме на работу. С  другой стороны отказ безработного от направления на работу,  как  правило,  влечет потерю права на пособие  по  безработице.  Деятельность  центров  занятости получили международно-правовую регламентацию в ряде конвенций  МОТ.

     Несмотря на то, что центры занятости способствуют безработным в поиске работы, многие из безработных отказываются обращаться центры занятости, как это уже говорилось выше.  Это  обусловлено  рядом  проблем.  Кроме  низкого размера пособия, причины, определяющие нежелание людей, потерявших  работу, обращаться в центры занятости с известной долей условности можно определит  как субъективные и объективные. В числе первых следующие.

     Длительное время в СССР и  нынешних странах СНГ безработица   критически отрицалась, рассматривалась как незаконное  явление.  Большинством  граждан нашей республики безработица  воспринимается  весьма  болезненно,  так  как население, воспитанное в  традициях  гарантированной  занятости,  оказалось психологически неподготовленным к ужесточившимся условиям рынка труда.

     Население плохо информировано  о наличии и  территориальном   размещении центров занятости, они значительно удалены от населенных пунктов,  особенно сельской местности.

     К основным объективным причинам,  определяющим  нежелание безработных

обращаться  в центры занятости, можно отнести  следующие.

     Ограниченность   возможностей   большинства   центров   занятости   по трудоустройству  не   побуждает   большинство   руководителей   предприятий прибегнуть к их услугам, даже в настоящее время, когда существенно возросло предложение на рынке труда.

     Отправка работников в неоплачиваемые  отпуска,  наряду  с  привлечением "мертвых душ", позволяет руководству предприятий сохранить "численность" персонала, занизить тем  самым среднюю зарплату  и избежать  повышенного налогообложения фонда оплаты труда.

     Громоздкая регистрация, необходимость   периодической  перерегистрации, большое число представляемых безработными документов (паспорт  с  указанием прописки, трудовая книжка, справка о средней заработной плате за  последние 2 месяца, справка о состоянии здоровья, диплом  об  образовании),  а сумма выплаты пособия мизерная и непродолжительная.

     Серьезным усугубляющим  моментом  в  решении  этой  проблемы  является экономико-юридическая неопределенность в толковании ряда понятий в законе о занятости. Так, безработный может быть лишен права на получение пособия  по безработице после отказа от двух "подходящих работ",  предложенных  центром занятости.  "Подходящей" считается работа,  отвечающая  ряду   формальных требований: диплому об образовании  и  полученной  квалификации,  записи  в трудовой книжке и пр., что зачастую вступает в противоречие с  объективными жизненными  обстоятельствами.  Например,  по  состоянию  здоровья  или   по возрасту  у  человека   возникла   необходимость   сменить   специальность. Противоречие возникает чаще  всего  из-за  того,  что  предлагаемая  работа считается подходящей, но  не  признается  таковой  самим  безработным.  Эта неопределенность  оборачивается   значительными   морально-психологическими издержками для людей,  ищущих  работу,  которые  и  без  того  оказались  в тяжелейшем положении.

     А что означает понятие "общественные  работы"?    к ним относят следующие виды работ:  благоустройство   территории   городов   и   поселков,   выполнение строительных работ, не  требующих  специальных  навыков,  сезонные  работы, работы в сельском хозяйстве в летнее время, социальная помощь населению  (в виде оказания услуг) и т.д. Центр занятости не посылает людей  на  подобную работу,  поскольку  местные  администрации  не   могут   зачастую   назвать конкретные их виды, ограничиваясь в лучшем случае  озеленением  и  очисткой улиц. В этой связи уместно напомнить,  что  во  времена великой депрессии программа общественных работ,  выдвинутая  и  реализованная  правительством президента Рузвельта,  имела  в  своей  основе  создание  сети  современных автомобильных дорог, являющихся и ныне гордостью Америки.

     Нельзя также согласиться с довольно частыми утверждениями, что  многие - это люди, как правило, сознательно не желающие работать, они недостаточно активны и предъявляют завышенные требования к условиям и оплате  труда.  По данным исследований безработные весьма настойчивы и изобретательны. Порядка половины опрошенных многократно обращались на предприятия, что не дает основания заподозрить их в пассивности. Около 20% женщин и 12% мужчин были согласны на любую работу, а также, кто претендовал на конкретные места, имели соответствующие дипломы и  записи  в   трудовых   книжках.   Притязания   большинства   безработных относительно заработной платы также не были чрезмерными.

     В настоящее время ситуация  на рынке труда приобретает новые черты. Во- первых,   многолетняя    хроническая    болезнь   -   скрытая   безработица (недоиспользование работников  на  предприятиях),  которой сопутствует во многом ей же обусловленный дефицит рабочей силы,  -  продолжается.  Падение производства,  с  одной  стороны,  увеличивает  масштабы  недоиспользования работников, а с другой, -  выступая  его  главной,  если  не  единственной, причиной. Все же основным  фактором  здесь  является  низкая  эффективность организации производства и труда.  Тем  не  менее  возникает  поверхностное представление о недоиспользовании рабочей силы  как о временном явлении, которая может исчезнуть при возобновлении экономического  роста.  В  то  же

время  кажутся  убедительными  мнения  о нецелесообразности   сокращения численности трудовых коллективов, так как  в  противном случае  в будущем возникает дефицит рабочей силы на предприятии. На самом деле такая политика препятствует  рационализации ее использования,  необходимость  которой обусловливается  рыночными преобразованиями. Точно также   действуют   и дальнейшие  ослабление  стимулирующей  роли  заработной платы,   незнание реальных потребностей в рабочей силе при возможных  изменениях в технике, технологии, организации и стимулировании производства  на  предприятиях,  в отраслях и регионах.

     Во-вторых,    возникли    существенные    сбои    в    воспроизводстве профессионально-квалифицированной структурой занятых, необходимой народному хозяйству. Не восполняется естественное выбытие рабочих  старших  возрастов по многим профессионально-квалифицированным группам. Тем самым ставится под угрозу  развитие  крупных  предприятий  ряда  отраслей,  прежде   всего   - машиностроение. В целом  масштабы  и  уровень  профессиональной  подготовки рабочих массовых  профессий  не  соответствуют  перспективным  требованиям. Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего  возрастание  удельного веса непроизводственной сферы), в принципе необходимое и прогрессивное,  не только превышает нынешние возможности народного  хозяйства,  но  и  нередко осуществляется  нерационально  (очень  значительное   увеличение   охранных структур, нехватка школьных учителей).

     В-третьих, подрывается материально-техническая  база  занятости  и  ее рационализации.  Не  только  моральный,  но  и  физический  износ  машин  и оборудования на многих предприятиях очень значителен, а  инвестиции  крайне недостаточны.   При   возобновлении   экономического   роста   и   насущной необходимости повышения  эффективности  производства  масштабы  фактической утраты рабочих мест будут еще более  очевидны.  Значительная  занятость  на ремонтных    работах,    которая    обусловливается    плохим    состоянием производственного  аппарата  на  многих  предприятиях,  будет   существенно снижать общую эффективность использования рабочей силы.

Информация о работе Проблема занятости и безработицы в Кыргызской Республике