Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является моделирование социально-экономических процессов для сокращения безработицы и увеличения рабочих мест, механизмы реализации и перспективы развития в условиях переходной экономики Кыргызской Республики.
Введение …………………………………………………..…1
Глава I:
1.1 Проблема занятости в КР …………………………………..……..3
1.2 социально-экономическая модель занятости в условиях переходной экономики…………………………………………………………10
1.3 Модели занятости в развитых странах………………………...…10
Глава II:
2.1 Проблема безработицы в КР……………………………………...14
2.2 Социально-экономические последствия безработицы………….19
Глава III:
3.1 Решение проблемы занятости и безработицы в Кыргызстане….20
Заключение …………………………………………………...24
Использованная литература………………………………….29
План
курсовой работы
Введение …………………………………………………..
Глава I:
1.1 Проблема занятости в КР …………………………………..……..3
1.2
социально-экономическая
1.3 Модели занятости в развитых странах………………………...…10
Глава II:
2.1 Проблема безработицы в КР……………
2.2 Социально-экономические
Глава III:
3.1 Решение проблемы занятости
и безработицы в Кыргызстане….20
Заключение …………………………………………………
Использованная
литература………………………………….29
Введение
Современный этап развития общества обусловил радикальные сдвиги в общественно-политической и экономической жизни страны. Курс проводимых реформ - преобразить социально-трудовую сферу. Совершается подлинная революция в занятости, а вместе с ней резко изменились общественные условия труда миллионов людей.
Сейчас с определенной долей
уверенности можно
Однако слабо реализуемое вхождение национальной экономики в рынок деформирует ход всех социально-экономических процессов в республике, и прежде всего тех, которые определяют процесс воспроизводство рабочей силы. Неудачи и ошибки в реформировании в сфере и занятости проявились в неконтролируемом высвобождении занятых в отраслях и сферах национальной экономики, росте всех видов безработицы.
Целью курсовой работы является моделирование социально-экономических процессов для сокращения безработицы и увеличения рабочих мест, механизмы реализации и перспективы развития в условиях переходной экономики Кыргызской Республики.
Вначале ознакомимся с
Ситуация на рынке труда и в сфере занятости на данный момент развивается в экономике страны. Мы можем заметить, что пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность в которых возросла в связи с рыночными преобразованиями. Кыргызстана по отраслевой структуре занятости понемножку становится похожей на страны с экономикой, переходной к развитому рыночному хозяйству (Венгрия, Польша, Южная Корея), что влечет за собой определенные проблемы формирования социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики, которые связаны с ростом всех видов безработицы, дисбалансом в отраслевой структуре.
Контуры проблем и
Социально-экономическая
Для формирования социально-
Таким образом следует, что
формирование эффективной
Глава I
1.1 Проблема занятости в Кыргызстане
Несмотря
на кажущуюся незначительность проблем
внутренней миграции населения Кыргызстана,
на сегодняшний день она является
существенным фактором дестабилизации
социально-экономической
Перспективы экономического развития региональных структур республики, создания в них условий для расширения сферы приложения труда и, следовательно, снижения интенсивности внутриреспубликанского миграционного перемещения незанятого населения связаны, прежде всего, с привлечением иностранных инвестиций в сектор малого и среднего бизнеса. Именно поэтому наиболее целесообразным путем решения данной проблемы является создание в отдельных регионах республики свободных экономических зон. Если благоприятный инвестиционный климат не удается обеспечить на всей территории страны, то он возможен в пределах небольших территорий. Исходя из концепции регионального развития, именно СЭЗ могут сыграть роль "катализаторов" экономического роста регионов на основе привлечения иностранных инвестиций. Необходимо подчеркнуть, что функционирование существующих на сегодняшний момент в республике СЭЗ осуществляется на основе полного самофинансирования. Для успешного развития СЭЗ необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, которая включает в себя вопросы льгот и преференций, управления, инфраструктуры, определения оптимальных размеров и месторасположения. Существующие несоответствия между Законом "О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике", Законом "Об иностранных инвестициях" и другими нормативными актами и положениями, относящимися к различным сторонам экономической и социальной жизни, должны быть устранены. Закон о СЭЗ должен быть увязан с действующим законодательством в области трудовых, правовых, финансовых, налоговых, таможенных, внешнеэкономических и других отношений. Важнейшим экономическим показателем, характеризующим состояние и развитие регионального и локальных рынков труда, является официально гарантированный уровень минимальной заработной платы. В странах со сложившейся рыночной экономикой минимальная заработная плата, согласно принятым законам о стоимости рабочей силы, устанавливается в соответствии с фондом жизненных средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности работника и членов его семьи. Именно стоимость рабочей силы является определяющим элементом реализации минимальных потребностей населения и определения уровня минимальной заработной платы. В Кыргызстане соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума установлено не из данных требований, а из бюджетных возможностей государства. Парадоксальная ситуация, при которой минимальная оплата труда оказалась в 15 с лишним раз ниже минимального потребительского бюджета трудоспособного населения, не дотягивает до его уровня и средняя заработная плата (около 85%), приводит к высокой степени искажения рыночных трудовых отношений. При этом у работников, по существу, отсутствуют всякие стимулы к труду и, попросту идет борьба за выживание.Сложившееся положение никоим образом не способствует процессу формирования национального рынка рабочей силы. Так, по данным Нацстаткома республики, на 1 октября 2001 г. на каждое из имеющихся свободных рабочих мест претендовали 36 безработных, при этом в школах, особенно в сельских, катастрофически не хватает учителей, в больницах - младшего обслуживающего персонала. Ситуация, сложившаяся в сфере труда и занятости, в уровне доходов и их дифференциации, приводит к тому, что в Кыргызстане миграция из сельских районов в города становится преобладающей формой территориального перемещения населения. В данных условиях социальная политика государства должна строиться на необходимости стабилизации уровня жизни населения, предусматривающей резкое повышение прожиточного минимума, изменения набора потребительской корзины, учитывающей не только ограниченный набор продуктов питания, но и других жизненно важных товаров и услуг. Составление потребительской корзины должно осуществляться с учетом дифференцированного подхода относительно отдельных регионов страны, что должно находить отражение в поправочных коэффициентах в их стоимостном выражении, в определении минимального уровня заработной платы, пенсий и других социальных выплат населению. Игнорирование решения социальных проблем грозит тем, что в Кыргызстане формирование рынка труда будет постоянно находиться в состоянии неопределенности, и его развитие будет резко деформировано. В решении проблем локальных рынков труда и регулирования внутриреспубликанских перемещений населения необходимо принимать во внимание и тот фактор, что основная доля бедного населения республики проживает в сельской местности. Как свидетельствуют результаты обследования домашних хозяйств за ряд лет, 72-80% всего бедного населения сосредоточено именно в сельских районах. Перевод большей части сельскохозяйственного производства на семейный и другие виды подряда, развитие крестьянских хозяйств по идее должны были стать основой в решении проблем занятости и повышения доходов сельского населения, а также стабилизации территориального внутриреспубликанского перемещения населения. Однако вновь созданные крестьянские хозяйства оказались нежизнеспособными в силу отсутствия налаженной системы кредитования, целенаправленной помощи со стороны государства, отсутствия средств малой механизации и т.п. В результате основная часть занятых в них работников практически оказалась без работы и средств к существованию, а, согласно Закону "О занятости населения", указанная категория граждан не может быть признана безработной и, следовательно, охваченной какой-либо социальной помощью. Экономическое положение крестьянских хозяйств в переходный период выступает одной из основных причин высокого уровня бедности сельчан и роста их миграционных настроений. Предпринимательская активность сельских собственников свидетельствует об их слабой адаптации к изменившимся экономическим условиям. Плохо оснащенные в техническом отношении, испытывающие острую нехватку финансовых средств, практически не прибегающие к наемному труду, эти хозяйства имеют низкую товарность и у многих из них мало перспектив для ведения интенсивного производства. Все это говорит о том, что без увеличения государственных дотаций в переходный период невозможно обеспечить благоприятную экономическую среду, позволяющую сократить число бедного населения. Поэтому одной из наиболее приоритетных задач в области стабилизации ситуации на рынке труда и стабилизации внутриреспубликанских перемещений населения является реализация мер по комплексному развитию села. Они должны предусматривать механизмы стимулирования деятельности малых и средних предприятий по переработке первичной сельхозпродукции, а также местных промыслов и кустарной промышленности; расширения возможностей доступа к кредитам; снижения налогового бремени; возобновления государственных закупок сельскохозяйственной продукции; развития производственной и социальной инфраструктуры села и пр. Целесообразно расширить сферу объектов охвата, предусмотренных программой Комплексного развития сел, посредством включения в нее малых городов, что также будет способствовать сокращению бедности и снижению миграционного оттока населения из сельских районов в крупные города. Одним из эффективных направлений коренного изменения инвестиционной политики должна стать децентрализация промышленности в пользу сельских районов и малых городов, создание сети малых предприятий, способных быстро реагировать и приспосабливаться к рыночным условиям. Необходимо предусматривать меры, способствующие созданию соответствующей материальной базы для развития предпринимательства. Это позволит обеспечить условия занятости населения малых городов и сел, повысить их экономический потенциал и сократить отток рабочей силы из сельских трудоизбыточных районов. Эти меры предусматриваются и действующим Законом Кыргызской Республики "О занятости населения", в котором отмечается, что создание новых рабочих мест на территориях, испытывающих напряженность на рынке труда, стимулируется государством путем предоставления специальных займов, временных субсидий, налоговых и других льгот, способствующих занятости населения. Основную часть новых рабочих мест необходимо создать именно в сельской местности.
Необходимость обеспечения занятости до двух третей и более экономически активного населения требует изыскания альтернативных путей расширения сферы приложения труда на местных рынках рабочей силы. Создание рабочих мест без значительных инвестиционных вложений со стороны государства может дать сфера малого предпринимательства. Развитие частной предпринимательской инициативы населения позволяет существенно ослабить проблемы, связанные с обеспечением его занятости за счет активизации внутренних резервов. Для предпринимательства в сфере мелкого и среднего производства в Кыргызстане существует благоприятная ниша, которую необходимо заполнить - это многоотраслевое сельское хозяйство, в котором представлены различные направления животноводства и растениеводства. Развитие предпринимательства именно в этой сфере настолько очевидна, что в программных документах Президента и Правительства республики прямо указывается на приоритетность мер по развитию сельского хозяйства, отраслей переработки сельхозпродукции, пищевой и легкой промышленности. Если такая цель будет достигнута, она позволит обеспечить занятость населения, повысить заработки и доходы до 40%, увеличить в 4-5 раз валовой внутренний продукт. Развитие сферы малого предпринимательства на селе будет способствовать повышению интенсивности межотраслевого перераспределения рабочей силы, а это, в свою очередь, положительно скажется на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированности обеспечения трудоспособного населения рабочими местами, снижении вероятности возникновения локальных очагов безработицы и неконтролируемого перемещения рабочей силы. Существенные возможности в создании новых рабочих мест имеются у малых предприятий, кооперативов и других небольших объединений работников, где не требуется больших затрат на техническую оснащенность и энергообеспеченность. С учетом сельскохозяйственной специализации республики целесообразно создавать малые предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, особенно на юге республики и в Нарынской области, откуда наблюдается наиболее интенсивный отток сельских жителей. Несмотря на сложность нынешней экономической ситуации, интенсивные темпы развития малого предпринимательства в республике свидетельствуют о высоком потенциале и жизнеспособности данного сектора экономики. Необходимо усилить его поддержку со стороны государства. Прежде всего, это касается совершенствования правовых, экономических и организационных условий развития малого предпринимательства, стимулирования деловой и инвестиционной активности предпринимателей, развития конкуренции на рынке товаров и услуг и т.п. Стабилизации миграционных процессов, происходящих на территории Кыргызстана, будет способствовать усовершенствование нормативно-правовой базы в области создания системы государственных гарантий хозяйствующим подразделениям, оказывающим содействие в трудоустройстве незанятых граждан. Это касается определения механизма возмещения работодателю расходов на профессиональное переобучение работников, установления системы скидок с налога на прибыль предприятиям, которые затрачивают на подготовку и повышение квалификации персонала больший объем средств, чем это установлено нормативом. Необходимо решить вопрос и о защите прав граждан в сфере труда, работающих на условиях неполной занятости, находящихся в вынужденных отпусках, обусловленных либо ухудшением финансово-экономического положения предприятия, либо временной приостановкой его деятельности. Необходимо существенно повысить роль и ответственность местных органов исполнительной власти в решении проблем занятости населения. Следует законодательно закрепить их прерогативы в обеспечении трудовых прав граждан, в вопросах формирования и использования территориальных финансовых средств, предназначаемых на расширение сфер приложения труда. Ограниченные инвестиционные возможности государства обусловливают необходимость изыскания наименее капиталоемких и при этом наиболее действенных способов трудоустройства населения. Альтернативным источником трудообеспечения в сельской местности республики могут стать различные формы самозанятости населения, получившие в последнее время широкое распространение в сферах бытового обслуживания, мелкорозничной торговле, кустарном производстве. На стимулирование их развития должны быть направлены программы финансовой поддержки предпринимательской деятельности, эффективным способом реализации которых является механизм микрокредитования. Во внутриреспубликанских перемещениях населения наиболее активное участие принимают лица, вступающие в трудоспособный возраст. Как свидетельствует анализ ситуации на рынке труда, сельская молодежь в большинстве случаев не видит реальных перспектив существенного повышения своего уровня и качества жизни в сельской местности и предпочитает находить источники средств к существованию в городах, располагающих большим разнообразием сферы приложения труда. Структура факторов, влияющих на мотивы миграционных настроений молодежи, в значительной мере зависит как от особенностей социально-экономической ситуации в регионах, так и от их трудоресурсной обеспеченности. Молодежь, представляющая собой одну из социально-демографических групп населения, в первую очередь испытывающих трудности с трудоустройством, нуждается в получении более полной информации о прогнозируемом спросе на те или иные специальности, о требуемом профиле профессиональной подготовки. Необходимо осуществить переход от отраслевого к территориальному принципу подготовки и распределения квалифицированных кадров в зависимости от конкретных условий каждого региона. В ряде областей нет соответствия между профессиями и специальностями, по которым ведется подготовка и переподготовка незанятого населения, и потребностью в них каждого конкретного региона. Это свидетельствует о необходимости проведения активной политики формирования профессиональной занятости с учетом реализации комплекса мер, касающихся инвестиционной, инновационной и социальной политики государства. Совершенствование форм организации и управления социальной инфраструктурой села, обоснованность определения финансовых стимулов ее функционирования также во многом определяет перспективы дальнейшего экономического и социального развития сельских территорий республики. К созданию на селе широкой сферы услуг следует подключить индивидуальную трудовую деятельность, арендные отношения и другие виды предпринимательства на основе льготных нормативов налогообложения. Вместе с тем, не следует полагать, что повышение предпринимательской активности населения в трудоизбыточных регионах, особенно в сельской местности республики, способно полностью решить проблему обеспечения рабочими местами всех нуждающихся. Общеизвестно, что число рабочих мест ограничено существующими пределами, задаваемыми экономическими, социальными, экологическими и иными параметрами, которые на каждый данный момент объективно обусловлены. Ввиду этого задача обеспечения занятости населения может решаться лишь в рамках высокоинтегрированной экономики, немыслимой без высокого уровня мобильности трудовых ресурсов. В рамках же локальных и регионального рынков труда рыночные противоречия будут иметь лишь узкие возможности для своего разрешения. Таким образом, решение проблем стабилизации внутриреспубликанских перемещений населения необходимо рассматривать как одну из важнейших задач регулирования ситуации на рынке труда. Разработка концепции внутренней миграционной политики Кыргызстана невозможна без учета тенденций функционирования рынка труда и обеспечения эффективной занятости населения. Стабилизация внутриреспубликанских перемещений населения, направленная на снижение миграционного оттока сельских жителей в города, требует реализации комплекса мер, направленных, прежде всего, на формирование благоприятных условий для сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест. Следует отметить, что не все имеющиеся в наличии механизмы воздействия на ситуацию в области внутриреспубликанской миграции населения задействованы в республике в полной мере. Для повышения занятости и регулирования движения рабочей силы имеются значительные резервы. Создание новых рабочих мест должно обеспечиваться как за счет бюджетных средств, так и собственных средств предприятий, кредитных ресурсов, реализации инвестиционных проектов. Именно поэтому периодически разрабатываемые ныне программы занятости населения на республиканском и областных уровнях подчеркивают то обстоятельство, что определяющим фактором регулирования ситуации на рынке труда и стабилизации внутриреспубликанских перемещений населения выступает наличие рыночных перспектив экономического развития. На этой основе и должны решаться задачи расширения сферы приложения труда, сбалансированной с воспроизводством трудовых ресурсов и запросами трудоспособного населения на рабочие места, формироваться материальные ресурсы, необходимые для их реализации.
Информация о работе Проблема занятости и безработицы в Кыргызской Республике