Проблема занятости и безработицы в Кыргызской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является моделирование социально-экономических процессов для сокращения безработицы и увеличения рабочих мест, механизмы реализации и перспективы развития в условиях переходной экономики Кыргызской Республики.

Содержание

Введение …………………………………………………..…1
Глава I:
1.1 Проблема занятости в КР …………………………………..……..3
1.2 социально-экономическая модель занятости в условиях переходной экономики…………………………………………………………10
1.3 Модели занятости в развитых странах………………………...…10
Глава II:
2.1 Проблема безработицы в КР……………………………………...14
2.2 Социально-экономические последствия безработицы………….19
Глава III:
3.1 Решение проблемы занятости и безработицы в Кыргызстане….20
Заключение …………………………………………………...24
Использованная литература………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Ввведение.doc

— 272.50 Кб (Скачать)
 
 
 

План  курсовой работы 
 

Введение …………………………………………………..1 

Глава I:

             1.1 Проблема занятости в КР  …………………………………..……..3

      1.2 социально-экономическая модель  занятости в условиях  переходной  экономики…………………………………………………………10

             1.3  Модели занятости в развитых странах………………………...…10 

Глава II:

              2.1 Проблема безработицы в КР……………………………………...14

              2.2 Социально-экономические последствия  безработицы………….19 

Глава III:

              3.1 Решение проблемы занятости  и безработицы в Кыргызстане….20 

Заключение …………………………………………………...24 

Использованная  литература………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Современный этап развития  общества  обусловил  радикальные  сдвиги  в общественно-политической и  экономической  жизни страны.  Курс  проводимых реформ  -  преобразить  социально-трудовую  сферу.  Совершается   подлинная революция в занятости, а вместе с ней резко изменились общественные условия труда миллионов людей.

     Сейчас с  определенной  долей   уверенности  можно  утверждать,  что  в Кыргызстане  переход от  полной  и безусловной занятости в общественном производстве,  соответствующей  всеобщности  и  обязательности  труда   при социализме,  к  системе  экономической  активности,  отвечающей   критериям рыночного  хозяйства,  состоялся.  Более  половины  экономически  активного населения работает не на государственные структуры, а на себя, трудится  на предприятиях и в организациях частнокооперативного характера. В частности заняты в малом бизнесе.

     Однако слабо реализуемое  вхождение  национальной  экономики  в  рынок деформирует ход всех  социально-экономических  процессов  в  республике,  и прежде всего тех, которые определяют процесс воспроизводство рабочей  силы. Неудачи и  ошибки  в  реформировании  в  сфере  и  занятости  проявились  в неконтролируемом высвобождении занятых в  отраслях  и  сферах  национальной экономики, росте всех видов  безработицы. 

     Целью курсовой работы является моделирование  социально-экономических процессов для сокращения безработицы и увеличения рабочих мест, механизмы  реализации  и  перспективы   развития   в   условиях переходной экономики Кыргызской Республики.

     Вначале ознакомимся с зарубежным  опытом, так  как  многие  страны  уже прошли путь реформирования от нерыночного хозяйства к рыночной экономике, и имеют большой опыт, полезный  для Кыргызстана.  При всех  различиях между странами,  касающихся  не  только   конкретных   методов   государственного вмешательства, но и ключевых принципов, на которых оно  строится,  было  бы неразумно игнорировать накопленный ими - нередко  ценой  проб  и  ошибок -опыт, тем более что по мере перехода нашей республике к рыночной  экономике спектр сходных с развитыми и развивающими странами проблем  становится  все более шире.

      Ситуация  на  рынке труда и в сфере занятости на данный момент развивается в экономике страны.  Мы  можем заметить, что пропорции распределения  занятых  изменились  в  пользу  тех  отраслей, деловая активность в которых возросла в связи с рыночными преобразованиями. Кыргызстана по отраслевой структуре занятости понемножку   становится  похожей на  страны  с  экономикой,  переходной  к  развитому  рыночному   хозяйству (Венгрия, Польша, Южная Корея), что влечет за собой определенные  проблемы формирования социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики, которые связаны с ростом всех видов безработицы,  дисбалансом  в отраслевой структуре.

     Контуры проблем и первоочередные  меры в этом направлении определены  в теоретических   принципах   формирования   социально-экономической   модели занятости. Данная модель должна рассматриваться как  исходная.  Ее  следует регулярно корректировать по мере продвижения реформ и , что особенно важно, в ходе социально-экономического кризиса. Этим определяется  актуальность  и необходимость анализа становления социально-экономической модели  занятости и путей возможного ее развития в труднейших условиях  переходного  периода, так как решение проблем в  сфере  социально-экономических  процессов  может привести к улучшению ситуации в экономике страны в целом.

     Социально-экономическая модель  занятости должна  быть   ориентированна на  создание   развитого,   социально   корректируемого   рынка   труда   и использование его закономерностей. Из этого  вытекают  новые  требования  к политике занятости. Назовем два  основных:   во-первых,   государственное   регулирование   не   должно препятствовать реализации требований экономической  эффективности,  которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников; во- вторых,  должны  создаваться  условия  для  приближения  оплаты   труда   к необходимым затратам на воспроизводство рабочей силы. Причем  исключительно важно,  чтобы  это  происходило  на  основе  распределительных  механизмов, обеспечивающих стимулирование работников к повышению эффективности труда.

     Для формирования социально-экономической  модели  занятости  необходимы будут экономические инструменты, которые бы помогли реализовать наши  планы в жизнь. Существует множество направлений в политике  повышения  занятости. Основными из них  являются:  активизация  деятельности  центров  занятости, развитие  малого  и  среднего  бизнеса,  восстановление   агропромышленного комплекса. Осуществление указанных  мероприятий  на  государственном  уровне позволит достичь сокращения количества безработицы в стране.

     Таким образом следует, что  формирование эффективной системы   занятости является  сердцевиной  антикризисной   программы   действий   Правительства Кыргызской Республики , так как безработица оказывает значительное влияние на экономическую ситуацию в стране. Поэтому  на  данный  момент  времени  стал острый вопрос о формировании новой социально-экономической модели занятости при переходной экономике, которая способствовала бы преодолению  кризиса  в экономике, а также решала бы возникшие острые социальные проблемы общества, связанные  с  безработицей  и  с  исходящей  из  нее  проблемой   обнищания населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I

1.1 Проблема занятости в Кыргызстане

Несмотря  на кажущуюся незначительность проблем  внутренней миграции населения Кыргызстана, на сегодняшний день она является существенным фактором дестабилизации социально-экономической ситуации в республике. За последние годы миграция населения из сел в города приобрела настолько значительные масштабы, что ее последствия приходится учитывать уже при бюджетных расчетах государства. Больше всего тревожат даже не реальные масштабы, а перспективы развития миграционных процессов, точнее говоря - переселенческие настроения людей. Жизнь показывает, что внутренние миграционные процессы малообратимы, поскольку вернуть уехавших назад в тех же масштабах, в которых они покинули родные места, не удается. Если для Иссык-Кульской, Таласской и Нарынской областей еще возможен частичный обратный отток мигрантов из г. Бишкек и Чуйской области (в случае создания льготных условий для развития сельскохозяйственного производства и внедрения механизмов частной собственности на землю), то для юга республики такой процесс уже совершенно не реален из-за нехватки свободных угодий. Так, в Ошской области сейчас наблюдается почти массовая сезонная миграция так называемых арендаторов в Казахстан и Чуйскую область Кыргызстана "за землей". Переселенцы делают то, что на настоящий момент не в состоянии сделать государство - ищут, и в какой-то мере находят, пути компенсации тех тягот и лишений, которые неизбежны при проведении реформ. Покидая обнищавшие села, люди пытаются ослабить давление на них таких экономических факторов, как безработица, бедность, а возможно, и голод. Переизбыток трудовых ресурсов в республике и перекосы во внутренней политике занятости вплоть до сегодняшнего дня являются устойчивыми факторами, способствующими "выталкиванию" населения из мест проживания в поисках работы. Поэтому не случайно данные обстоятельства были особо отмечены в Концепции Национальной безопасности Кыргызской Республики (июль 2001 г.), подчеркивающей острую необходимость выработки, и самое главное, задействования стратегии адекватных реакций на происходящие миграционные процессы. Неконтролируемые внутриреспубликанские перемещения населения представляют серьезную угрозу устойчивому экономическому и социальному развитию Кыргызстана. Отток специалистов из сельской местности, самозастройки на периферии крупных городов при отсутствии социальной инфраструктуры, разбалансированный рынок труда - лишь малый перечень проблем, порождаемых внутренней миграцией. Решение данной проблемы напрямую зависит от разработки эффективных мер, направленных на стабилизацию стихийного, на данный момент, процесса. По данным социологического опроса, проведенного МОМ, на прежнее место жительства при определенных условиях вернулись бы около половины респондентов. В числе основных факторов были названы желание иметь постоянную работу, жилье и ссуды или гранты на развитие собственного бизнеса. Рыночная ориентация социально-экономического развития Кыргызстана вызывает необходимость проработки концептуальных вопросов активной политики занятости трудоспособного населения, а также изменения подходов к проблеме размещения производительных сил. Акцент государственных мер воздействия на механическое движение населения в отраслевом и территориальном аспекте должен быть направлен на задействование рыночных механизмов расширения сферы приложения труда с учетом обеспечения условий свободного перемещения трудовых ресурсов. В этой связи одним из условий практического решения такой важной методологической задачи, как определение механизмов стабилизации внутриреспубликанского перемещения рабочей силы выступает всесторонний анализ формирующегося рынка на локальном и региональном уровнях. Степень сформированности локальных рынков труда варьирует по регионам республики в зависимости от местных социально-экономических и демографических особенностей. Учет этих особенностей может служить основой для разработки целевых региональных программ занятости и регулирования движения незанятой рабочей силы. В каждом конкретном региональном образовании, имеющем характерное сочетание природных, трудовых и производственных ресурсов, требуется разработка такого оптимального варианта модели местного рынка рабочей силы, который способен обеспечить наиболее эффективную занятость населения при наименьших затратах материальных средств на экономическое стимулирование проводимых мероприятий. В случае регулирования внутриреспубликанских перемещений населения барометром изменения ситуации в конкретном территориальном образовании выступает состояние рынка труда, соотношение спроса и предложения на рынке рабочей силы. Существующее положение в области напряженности на рынках труда в Кыргызской Республике на локальных уровнях свидетельствует об их деформированности в сторону повышенного уровня предложения рабочей силы и практического отсутствия у незанятого населения возможностей трудоустройства. В целях снижения напряженности на рынках труда необходим детальный прогноз ситуации в области создания новых рабочих мест в разрезе конкретных территорий. Однако осуществление в республике подобных проектов обычно сдерживается в силу наличия острых проблем с их финансированием. Одним из наиболее действенных инструментов региональной политики трудообеспечения и стабилизации внутриреспубликанских перемещений населения может служить разработка комплексных программ по созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест на перспективу с указанием всех источников финансирования. Государство вынуждено регулировать формирование рынка труда, поскольку в нынешних условиях одной саморегулирующей его роли оказывается недостаточно. Исходя из демографических особенностей страны и для обеспечения эффективной структуры занятости, разработка комплексных программ создания рабочих мест позволит сохранить кадровый потенциал региональных структур, осуществить превентивные меры по предотвращению безудержного роста безработицы и миграционного оттока населения. В Кыргызстане проблемы формирования внутреннего рынка рабочей силы и ее неконтролируемого перемещения обусловлены, прежде всего, ограниченностью сфер приложения труда. Нередко высказывается мнение, что Кыргызстан - это аграрная страна, а потому здесь должно развиваться только то, что связано с сельским хозяйством. Это утверждение имело бы под собой основание, если бы, действительно, можно было только за счет агропромышленного комплекса обеспечить интенсивный уровень производства валового внутреннего продукта на душу населения и доступность современных жизненных благ для населения. Однако даже нынешнее состояние АПК может занять самое большее до 40% экономически активного населения. При этом необходимо учитывать, что население республики в перспективе будет увеличиваться, а в связи с внедрением более производительной техники, технологии и организации производства, абсолютная численность занятых в АПК будет сокращаться. При выработке государственной миграционной политики целесообразно начинать с локального (областного) уровня, отрабатывая общие принципы рационализации с учетом специфических особенностей каждого конкретного территориального подразделения. Поэтому региональная концепция миграционной политики должна предусматривать меры по стимулированию развития тех или иных направлений специализации производственной деятельности, свойственных данному территориальному образованию, в целях преодоления деформации рынка труда, эффективного использования трудовых ресурсов, улучшения профессионально-квалификационной структуры кадров. На формирование и развитие локальных и регионального рынков труда, как на один из наиболее действенных механизмов стабилизации внутриреспубликанских перемещений рабочей силы, неоднократно обращалось внимание Правительства Кыргызской Республики. Так, в числе мер, направленных на социальное развития села, рядом постановлений были определены регионы приоритетного развития - прежде всего трудоизбыточные, горные, сельские. На этих территориях предусматривалось стимулирование создания новых рабочих мест, предоставление специальных займов, субсидий, налоговых и других льгот, способствующих занятости населения. Предприятиям, учреждениям и организациям, создающим в указанных регионах производства, филиалы и рабочие места, должны были предоставляться льготы по налогообложению прибыли, иная финансовая помощь в порядке и на условиях, определенных законодательством республики. Однако на практике указанные меры действенной реализации так и не получили. На решение проблем занятости и стабилизации внутриреспубликанских перемещений населения были направлены и принятые Законы "О свободных экономических зонах" и "Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике". В первоначальной концепции развития СЭЗ была заложена идея о создании условий для свободной экономической деятельности отдельных территорий посредством установления в них ряда налоговых льгот, упрощенных таможенных и валютных правил, формирования особого инвестиционного климата. Все это должно было способствовать обеспечению занятости и доходов местного населения, снижению уровня его миграционного оттока и явиться эффективным рычагом оживления экономики. Так, в частности, в Нарынской области, где наблюдается самый высокий уровень отрицательного сальдо внутриреспубликанской миграции населения, свободная экономическая зона была объявлена в границах всего территориального управления, предполагая, интенсивные инвестиционные вложения в экономику области и рост занятости населения. Однако принятые в 1998 г. Жогорку Кенешем поправки к Закону "Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике" свели на нет возможность подобного развития. В нынешней редакции Закона парламентариями был существенно сужен спектр государственных гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам в отношении их имущества и прибыли, отменено предоставление налоговых льгот предприятиям с участием иностранных инвесторов, таких, как освобождение от уплаты налога на прибыль в течение первых пяти лет с момента получения прибыли, снижение налоговой ставки на реинвестируемую прибыль и на прибыль, полученную от экспорта продукции. В конечном итоге все это нашло выражение в том, что потенциальные и уже имеющиеся инвесторы потеряли доверие к государству и интерес к предпринимательской деятельности в уже созданных СЭЗ, а в среде местного сельского населения возрос миграционный отток в города с целью поиска работы и заработка. При проведении региональной политики занятости и регулирования движения рабочей силы возможно применение ряда взаимозависимых между собой подходов. В одном случае акцент должен делаться на государственные и иностранные инвестиции в экономическое развитие региона, которые будут способствовать созданию новых рабочих мест, в другом - государство должно действовать через финансовую систему (налоговую, кредитную, таможенную), стимулируя тем самым инвестиционную активность предпринимателей. Нынешняя экономическая ситуация требует координации усилий государства по созданию условий для инвесторов, заинтересованных во вложениях инвестиций в экономику Кыргызстана. В целях стимулирования инвестиционной активности предпринимателей необходимо совершенствование законодательной и нормативной базы, выделение приоритетных направлений развития отдельных отраслей и регионов, вложения в которые должны поощряться государством. Существующий в настоящее время в Кыргызстане инвестиционный климат не обеспечивает в достаточной мере благоприятных условий для широкого привлечения средств, особенно в сферу малого и среднего бизнеса. Прежде всего, это связано с тем, что действующие законы и их нормативно-правовая база часто несовершенны и допускают различные толкования. На деловую активность иностранных инвесторов оказывают влияние и такие объективные факторы, как кризисное состояние экономики, узость внутреннего и нестабильность внешнего рынка, неразвитость сферы деловых услуг (информационно-консалтинговых, посреднических и пр.). Немаловажную роль играет и наличие таких факторов, как бюрократизм, вымогательство чиновников, коррупция.

Перспективы экономического развития региональных структур республики, создания в них условий для расширения сферы приложения труда и, следовательно, снижения интенсивности внутриреспубликанского миграционного перемещения незанятого населения связаны, прежде всего, с привлечением иностранных инвестиций в сектор малого и среднего бизнеса. Именно поэтому наиболее целесообразным путем решения данной проблемы является создание в отдельных регионах республики свободных экономических зон. Если благоприятный инвестиционный климат не удается обеспечить на всей территории страны, то он возможен в пределах небольших территорий. Исходя из концепции регионального развития, именно СЭЗ могут сыграть роль "катализаторов" экономического роста регионов на основе привлечения иностранных инвестиций. Необходимо подчеркнуть, что функционирование существующих на сегодняшний момент в республике СЭЗ осуществляется на основе полного самофинансирования. Для успешного развития СЭЗ необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, которая включает в себя вопросы льгот и преференций, управления, инфраструктуры, определения оптимальных размеров и месторасположения. Существующие несоответствия между Законом "О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике", Законом "Об иностранных инвестициях" и другими нормативными актами и положениями, относящимися к различным сторонам экономической и социальной жизни, должны быть устранены. Закон о СЭЗ должен быть увязан с действующим законодательством в области трудовых, правовых, финансовых, налоговых, таможенных, внешнеэкономических и других отношений. Важнейшим экономическим показателем, характеризующим состояние и развитие регионального и локальных рынков труда, является официально гарантированный уровень минимальной заработной платы. В странах со сложившейся рыночной экономикой минимальная заработная плата, согласно принятым законам о стоимости рабочей силы, устанавливается в соответствии с фондом жизненных средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности работника и членов его семьи. Именно стоимость рабочей силы является определяющим элементом реализации минимальных потребностей населения и определения уровня минимальной заработной платы. В Кыргызстане соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума установлено не из данных требований, а из бюджетных возможностей государства. Парадоксальная ситуация, при которой минимальная оплата труда оказалась в 15 с лишним раз ниже минимального потребительского бюджета трудоспособного населения, не дотягивает до его уровня и средняя заработная плата (около 85%), приводит к высокой степени искажения рыночных трудовых отношений. При этом у работников, по существу, отсутствуют всякие стимулы к труду и, попросту идет борьба за выживание.Сложившееся положение никоим образом не способствует процессу формирования национального рынка рабочей силы. Так, по данным Нацстаткома республики, на 1 октября 2001 г. на каждое из имеющихся свободных рабочих мест претендовали 36 безработных, при этом в школах, особенно в сельских, катастрофически не хватает учителей, в больницах - младшего обслуживающего персонала. Ситуация, сложившаяся в сфере труда и занятости, в уровне доходов и их дифференциации, приводит к тому, что в Кыргызстане миграция из сельских районов в города становится преобладающей формой территориального перемещения населения. В данных условиях социальная политика государства должна строиться на необходимости стабилизации уровня жизни населения, предусматривающей резкое повышение прожиточного минимума, изменения набора потребительской корзины, учитывающей не только ограниченный набор продуктов питания, но и других жизненно важных товаров и услуг. Составление потребительской корзины должно осуществляться с учетом дифференцированного подхода относительно отдельных регионов страны, что должно находить отражение в поправочных коэффициентах в их стоимостном выражении, в определении минимального уровня заработной платы, пенсий и других социальных выплат населению. Игнорирование решения социальных проблем грозит тем, что в Кыргызстане формирование рынка труда будет постоянно находиться в состоянии неопределенности, и его развитие будет резко деформировано. В решении проблем локальных рынков труда и регулирования внутриреспубликанских перемещений населения необходимо принимать во внимание и тот фактор, что основная доля бедного населения республики проживает в сельской местности. Как свидетельствуют результаты обследования домашних хозяйств за ряд лет, 72-80% всего бедного населения сосредоточено именно в сельских районах. Перевод большей части сельскохозяйственного производства на семейный и другие виды подряда, развитие крестьянских хозяйств по идее должны были стать основой в решении проблем занятости и повышения доходов сельского населения, а также стабилизации территориального внутриреспубликанского перемещения населения. Однако вновь созданные крестьянские хозяйства оказались нежизнеспособными в силу отсутствия налаженной системы кредитования, целенаправленной помощи со стороны государства, отсутствия средств малой механизации и т.п. В результате основная часть занятых в них работников практически оказалась без работы и средств к существованию, а, согласно Закону "О занятости населения", указанная категория граждан не может быть признана безработной и, следовательно, охваченной какой-либо социальной помощью. Экономическое положение крестьянских хозяйств в переходный период выступает одной из основных причин высокого уровня бедности сельчан и роста их миграционных настроений. Предпринимательская активность сельских собственников свидетельствует об их слабой адаптации к изменившимся экономическим условиям. Плохо оснащенные в техническом отношении, испытывающие острую нехватку финансовых средств, практически не прибегающие к наемному труду, эти хозяйства имеют низкую товарность и у многих из них мало перспектив для ведения интенсивного производства. Все это говорит о том, что без увеличения государственных дотаций в переходный период невозможно обеспечить благоприятную экономическую среду, позволяющую сократить число бедного населения. Поэтому одной из наиболее приоритетных задач в области стабилизации ситуации на рынке труда и стабилизации внутриреспубликанских перемещений населения является реализация мер по комплексному развитию села. Они должны предусматривать механизмы стимулирования деятельности малых и средних предприятий по переработке первичной сельхозпродукции, а также местных промыслов и кустарной промышленности; расширения возможностей доступа к кредитам; снижения налогового бремени; возобновления государственных закупок сельскохозяйственной продукции; развития производственной и социальной инфраструктуры села и пр. Целесообразно расширить сферу объектов охвата, предусмотренных программой Комплексного развития сел, посредством включения в нее малых городов, что также будет способствовать сокращению бедности и снижению миграционного оттока населения из сельских районов в крупные города. Одним из эффективных направлений коренного изменения инвестиционной политики должна стать децентрализация промышленности в пользу сельских районов и малых городов, создание сети малых предприятий, способных быстро реагировать и приспосабливаться к рыночным условиям. Необходимо предусматривать меры, способствующие созданию соответствующей материальной базы для развития предпринимательства. Это позволит обеспечить условия занятости населения малых городов и сел, повысить их экономический потенциал и сократить отток рабочей силы из сельских трудоизбыточных районов. Эти меры предусматриваются и действующим Законом Кыргызской Республики "О занятости населения", в котором отмечается, что создание новых рабочих мест на территориях, испытывающих напряженность на рынке труда, стимулируется государством путем предоставления специальных займов, временных субсидий, налоговых и других льгот, способствующих занятости населения. Основную часть новых рабочих мест необходимо создать именно в сельской местности.

Необходимость обеспечения занятости до двух третей и более экономически активного  населения требует изыскания  альтернативных путей расширения сферы  приложения труда на местных рынках рабочей силы. Создание рабочих мест без значительных инвестиционных вложений со стороны государства может дать сфера малого предпринимательства. Развитие частной предпринимательской инициативы населения позволяет существенно ослабить проблемы, связанные с обеспечением его занятости за счет активизации внутренних резервов. Для предпринимательства в сфере мелкого и среднего производства в Кыргызстане существует благоприятная ниша, которую необходимо заполнить - это многоотраслевое сельское хозяйство, в котором представлены различные направления животноводства и растениеводства. Развитие предпринимательства именно в этой сфере настолько очевидна, что в программных документах Президента и Правительства республики прямо указывается на приоритетность мер по развитию сельского хозяйства, отраслей переработки сельхозпродукции, пищевой и легкой промышленности. Если такая цель будет достигнута, она позволит обеспечить занятость населения, повысить заработки и доходы до 40%, увеличить в 4-5 раз валовой внутренний продукт. Развитие сферы малого предпринимательства на селе будет способствовать повышению интенсивности межотраслевого перераспределения рабочей силы, а это, в свою очередь, положительно скажется на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированности обеспечения трудоспособного населения рабочими местами, снижении вероятности возникновения локальных очагов безработицы и неконтролируемого перемещения рабочей силы. Существенные возможности в создании новых рабочих мест имеются у малых предприятий, кооперативов и других небольших объединений работников, где не требуется больших затрат на техническую оснащенность и энергообеспеченность. С учетом сельскохозяйственной специализации республики целесообразно создавать малые предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, особенно на юге республики и в Нарынской области, откуда наблюдается наиболее интенсивный отток сельских жителей. Несмотря на сложность нынешней экономической ситуации, интенсивные темпы развития малого предпринимательства в республике свидетельствуют о высоком потенциале и жизнеспособности данного сектора экономики. Необходимо усилить его поддержку со стороны государства. Прежде всего, это касается совершенствования правовых, экономических и организационных условий развития малого предпринимательства, стимулирования деловой и инвестиционной активности предпринимателей, развития конкуренции на рынке товаров и услуг и т.п. Стабилизации миграционных процессов, происходящих на территории Кыргызстана, будет способствовать усовершенствование нормативно-правовой базы в области создания системы государственных гарантий хозяйствующим подразделениям, оказывающим содействие в трудоустройстве незанятых граждан. Это касается определения механизма возмещения работодателю расходов на профессиональное переобучение работников, установления системы скидок с налога на прибыль предприятиям, которые затрачивают на подготовку и повышение квалификации персонала больший объем средств, чем это установлено нормативом. Необходимо решить вопрос и о защите прав граждан в сфере труда, работающих на условиях неполной занятости, находящихся в вынужденных отпусках, обусловленных либо ухудшением финансово-экономического положения предприятия, либо временной приостановкой его деятельности. Необходимо существенно повысить роль и ответственность местных органов исполнительной власти в решении проблем занятости населения. Следует законодательно закрепить их прерогативы в обеспечении трудовых прав граждан, в вопросах формирования и использования территориальных финансовых средств, предназначаемых на расширение сфер приложения труда. Ограниченные инвестиционные возможности государства обусловливают необходимость изыскания наименее капиталоемких и при этом наиболее действенных способов трудоустройства населения. Альтернативным источником трудообеспечения в сельской местности республики могут стать различные формы самозанятости населения, получившие в последнее время широкое распространение в сферах бытового обслуживания, мелкорозничной торговле, кустарном производстве. На стимулирование их развития должны быть направлены программы финансовой поддержки предпринимательской деятельности, эффективным способом реализации которых является механизм микрокредитования. Во внутриреспубликанских перемещениях населения наиболее активное участие принимают лица, вступающие в трудоспособный возраст. Как свидетельствует анализ ситуации на рынке труда, сельская молодежь в большинстве случаев не видит реальных перспектив существенного повышения своего уровня и качества жизни в сельской местности и предпочитает находить источники средств к существованию в городах, располагающих большим разнообразием сферы приложения труда. Структура факторов, влияющих на мотивы миграционных настроений молодежи, в значительной мере зависит как от особенностей социально-экономической ситуации в регионах, так и от их трудоресурсной обеспеченности. Молодежь, представляющая собой одну из социально-демографических групп населения, в первую очередь испытывающих трудности с трудоустройством, нуждается в получении более полной информации о прогнозируемом спросе на те или иные специальности, о требуемом профиле профессиональной подготовки. Необходимо осуществить переход от отраслевого к территориальному принципу подготовки и распределения квалифицированных кадров в зависимости от конкретных условий каждого региона. В ряде областей нет соответствия между профессиями и специальностями, по которым ведется подготовка и переподготовка незанятого населения, и потребностью в них каждого конкретного региона. Это свидетельствует о необходимости проведения активной политики формирования профессиональной занятости с учетом реализации комплекса мер, касающихся инвестиционной, инновационной и социальной политики государства. Совершенствование форм организации и управления социальной инфраструктурой села, обоснованность определения финансовых стимулов ее функционирования также во многом определяет перспективы дальнейшего экономического и социального развития сельских территорий республики. К созданию на селе широкой сферы услуг следует подключить индивидуальную трудовую деятельность, арендные отношения и другие виды предпринимательства на основе льготных нормативов налогообложения. Вместе с тем, не следует полагать, что повышение предпринимательской активности населения в трудоизбыточных регионах, особенно в сельской местности республики, способно полностью решить проблему обеспечения рабочими местами всех нуждающихся. Общеизвестно, что число рабочих мест ограничено существующими пределами, задаваемыми экономическими, социальными, экологическими и иными параметрами, которые на каждый данный момент объективно обусловлены. Ввиду этого задача обеспечения занятости населения может решаться лишь в рамках высокоинтегрированной экономики, немыслимой без высокого уровня мобильности трудовых ресурсов. В рамках же локальных и регионального рынков труда рыночные противоречия будут иметь лишь узкие возможности для своего разрешения. Таким образом, решение проблем стабилизации внутриреспубликанских перемещений населения необходимо рассматривать как одну из важнейших задач регулирования ситуации на рынке труда. Разработка концепции внутренней миграционной политики Кыргызстана невозможна без учета тенденций функционирования рынка труда и обеспечения эффективной занятости населения. Стабилизация внутриреспубликанских перемещений населения, направленная на снижение миграционного оттока сельских жителей в города, требует реализации комплекса мер, направленных, прежде всего, на формирование благоприятных условий для сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест. Следует отметить, что не все имеющиеся в наличии механизмы воздействия на ситуацию в области внутриреспубликанской миграции населения задействованы в республике в полной мере. Для повышения занятости и регулирования движения рабочей силы имеются значительные резервы. Создание новых рабочих мест должно обеспечиваться как за счет бюджетных средств, так и собственных средств предприятий, кредитных ресурсов, реализации инвестиционных проектов. Именно поэтому периодически разрабатываемые ныне программы занятости населения на республиканском и областных уровнях подчеркивают то обстоятельство, что определяющим фактором регулирования ситуации на рынке труда и стабилизации внутриреспубликанских перемещений населения выступает наличие рыночных перспектив экономического развития. На этой основе и должны решаться задачи расширения сферы приложения труда, сбалансированной с воспроизводством трудовых ресурсов и запросами трудоспособного населения на рабочие места, формироваться материальные ресурсы, необходимые для их реализации.

Информация о работе Проблема занятости и безработицы в Кыргызской Республике