Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:40, курсовая работа
В данной работе изложены актуальные вопросы экономических реформ, происходя¬щих в экономике республики и промышленных предприятиях, в частности в процессе разго¬сударст¬вления и приватизации, а также состояние процесса преобразования форм собствен¬ности в Республике Беларусь. Излагаются вопросы порядка преобразования форм собствен¬ности в республике. Изложена информация о принятых законах, постановлениях и методиче¬ских указаниях, регламентирующих проведение приватизации с тем, чтобы законодательная и нормативная база приватизации помогла сделать правильный выбор при решении проблем, возникающих на прива-тизируемых предприятиях.
2) Другим распространенным способом приватизации является выпуск и продажа общественности акций. Этот подход был использован в Великобритании при продаже Бритиш Телекомьюникейшнз, Ягуар, Бритойль, Бритиш Гэс, Кейбл энд Уайслес и других государственных предприятий. Однако большая часть предприятий в постсоциалистических странах не может быть продана подобным образом прежде всего потому, что они находятся в плохом состоянии и будущее их, в лучшем случае, весьма неустойчиво.
3) Возможна также продажа предприятия менеджерам или (4) всем его работникам. Последний способ был использован в Великобритании при продаже общенациональной государственной компании грузовых перевозок Нэшнл Фрейт Корпорейшн. Около 10000 ее работников и пенсионеров (составлявших в то время четверть от общего числа служащих) вложили в среднем по 700 ф.ст. каждый на покупку акций, подписка на которые превысила на 10% число выпущенных акций , и это оказалось весьма выгодным вложением капитала.
В большинстве постсоциалистических стран определенная доля акций жизнеспособных предприятий была выделена их работникам для покупки по льготной цене. Например, в Польше работники предприятий могли купить до 20% акций со скидкой в 40%, причем были установлены ограничения на приобретение акций одним работником. Некоторые малые предприятия, в основном, полностью продаются своим же работникам.
Последним подходом процесса изменения статуса указывалась (5) продажа предприятия или имущества его пользователям или потребителям. Она может быть осуществлена, например, по отношению к государственным землям путем их продажи фермерам, скотоводам или лесорубам или путем продажи сельских предприятий электро- и водоснабжения, а также пассажирских перевозок кооперативам местных пользователей. Например, Аргентина намеревается продать часть государственной грузовой железной дороги консорциуму частных промышленных пользователей.
Продажа ГП может быть по частям или поэтапной, когда государство проедает одноразово лини, часть капитала для того, чтобы избежать переполнения рынка. По если государство удерживает большую часть собственности и контрольный пакет акций, то такая продажа может рассматриваться как простая форма получения дополнительного капитала, но не как приватизация.
Изменение статуса путем бесплатной передачи. Изменение статуса не требует обязательной продажи предприятия; последнее может быть отдано его работникам, пользователям или потребителям, общественности или его бывшему частному владельцу.
Например, такая передача предприятия его работникам имела место с паромной службой Инглиш Чэннел, принадлежавшей государственной железной дороге Бритиш Рейл, которая была передана ее руководству, что положило конец утечке средств из общественного кошелька. Инглиш Чэннел прошла путь от убытков в 3,3 млн.ф.ст. до прибыли в 625000 ф.ст.
В Кении местные системы водоснабжения были переданы кооперативам пользователей; это было сделано не только в деревнях, но даже и в богатых районах Найроби, столице государства, ибо и в том, и в другом случае пользователи сами хотели вложить средства для того, чтобы улучшить свои системы водоснабжения.
Возможно, первая передача государственного предприятия общественности имела место в Канаде. Приватизация путем бесплатной передачи общественности представляет собой важный метод для посткоммунистических стран и более полно рассматривается ниже.
И наконец, в некоторых странах проводится политика возвращения собственности без каких-либо выплат ее бывшему владельцу за время после социалистической национализации. Об этом важном вопросе речь также пойдет ниже.
Изменение статуса путем ликвидации. Наконец, изменение статуса может быть проведено посредством ликвидации плохо работающего предприятия, т.е. путем продажи его фондов, если не нашлось желающего купить его в действующем состоянии и если имеются очень слабые надежды на то, чтобы превратить его в рентабельное предприятие. Это — форма приватизации, ибо ресурсы высвобождаются и возвращаются в частный сектор для нового использования. Ликвидация довольно широко применялась в бывшей Восточной Германии — и неизбежно явится главной формой приватизации во всех постсоциалистических странах, потому что так много ГП находятся в чрезвычайно плохом состоянии, имеют такие печальные перспективы, что продажа их представляется более чем сомнительной, да и безвозмездная передача выглядит жестокой насмешкой.
Комбинация методов. Некоторые из перечисленных подходов могут быть использовать при изменении статуса отдельного ГП Например, широко разрекламированный план приватизации в Польше предусматривает распределение акции следующим образом. 10% продается работникам со скидкой, 5% проедается менеджерам со скидкой, 10% передастся с пенсионный фонд, 10% передастся банкам и страховым компаниям для обеспечения капиталом, 20% отдаются взрослому населению бесплатно, а оставшиеся 35% продаются непосредственному единому покупателю, иностранному или отечественному.
Передача полномочий
Вторым широким направлением приватизации является передача полномочий, которая, также как и изменение статуса, требует активного участия государства. В отличие от первого, которое представляет собой, как правило, одноразовое действие, передача полномочий нуждается в продолжительном активном участии государства Когда происходит приватизация путем передачи полномочии, государство делегирует частному сектору часть или всю деятельность по производству товаров или услуг, но, как и во всех случаях с делегированием власти, оно сохраняет за собой ответственность за обеспечение желаемых результатов, что и обусловливает продолжение им своей деятельности Делегирование осуществляется путем контрактирования, привилегии, дотаций, гарантии или мандата.
Делегирование на основе контракта. Государство может приватизировать какую-либо деятельность путем заключения контракты с частной организацией на выполнение этой работы Это наиболее распространенная форма приватизации в Соединенных Штатах. Местные органы власти заключают контракты на такие основные услуги, как автобусные перевозки, сбор твердых отходов, ремонт улиц, уборка улиц, уборка снега и уход за зелеными насаждениями Государственные органы часто заключают контракты на вспомогательные услуги, такие как автоматизированная обработка данных, ввод данных и перфорация, введение счетов, обработка ссудных документов, архитектура и гражданское строительство, обучение, аудио-видеоуслуги, услуги общепита, почтовые и упаковочные услуги, библиотеки, прачечная и химчистка, содержание средств обслуживания, складирование, гаражи и содержание транспортных средств. Технология приватизации услуг с помощью конкурсного контрактирования уже хорошо отработана.
Заключение контракта с частной фирмой на управление ГП не представляется необычным для развивающихся стран и для Китая до событии на площади Тяньаньмэнь Нередко оно является временным этапом, имеющим целью привлечь более заинтересованных и более квалифицированных менеджеров с тем, чтобы добиться некоторого улучшения в работе предприятия перед изменением его статуса. Этот подход ещё не нашёл применения в Восточной Европе
При управлении предприятием на основе контракта (называемого в Китае «системой контрактной ответственности») менеджер, работающий по контракту, обязуется обеспечить определенный уровень рентабельности за фиксированное вознаграждение, но он может получать значительную долю прибыли сверх установленного уровня.
Привлекательная в принципе и многообещающая при первом знакомстве «контрактная ответственность» в Китае вызывает лишь разочарование. Преуспевающим менеджерам приходилось бороться за получение принадлежавшей им по праву доли прибылей, обещанной в контрактах. Но принимается новый закон, имеющий обратную силу, согласно которому «чрезмерный заработок» изымается посредством налогов. Однако в большинстве случаев проблема состоит не в перевыполнении, а в недостаточности успеха. Менеджеры, работающие в Китае по контракту, жалуются на чрезмерное вмешательство государства и на недостаточную свободу действии, необходимую для работы с умирающими предприятиями. Многие контрактные предприятия даже терпят еще большие убытки вследствие неумелого управления менеджерами, отобранными на основе фаворитизма и кумовства. Государственные должностные лица тщетно пытаются разобраться, кому следует возмещать убытки, кто является должником у государства и как государство может покрыть потери, на что оно, согласно контракту, имеет полное право.
Делегирование на основе привилегии. Предоставление привилегии является еще одним методом приватизации. Согласно ему, государство наделяет частную организацию правом (нередко исключительным) продавать обществу услугу или продукцию Частная фирма обычно вносит государству определенную плату.
Существуют две формы привилегии Одна из них включает использование сфер общественной собственности (контроля) — эфир, космос, улицы, подземные территории и т.д. Например, теле радио, авиа, автобусные и таксомоторные компании и системы обслуживания (электричество, газ, вода, телефон) используют общественные владения в процессе осуществления своей коммерческой деятельности. Этот механизм часто называют концессией. Ярким примером может служить частная, оплачиваемая пошлинами автодорога, соединяющая Гонконг, Макао и Кантон (Гуанджоу) в Китайской Народной Республике.
Второй формой является лизинг, при котором материальная государственная собственность используется частным арендатором для вовлечения ее в коммерческое предприятие. Это весьма важное стратегическое направление приватизации в постсоциалистических странах.
В коммерческом и промышленном секторах лизинг начинался с небольших масштабов — в автотранспорте, рабочих столовых, магазинах розничной торговли и легкой промышленности. В Китае, который первым начал движение по этому пути, первоначальные успехи были весьма скромными. Но с течением времени, по мере вовлечения более крупных предприятий, основные недостатки лизинга всплыли на поверхность:
— прежде всего, все причины успехов и неудач, связанные с контрактным управлением, а также приведенные выше, могут быть в равной степени отнесены и к лизингу.
— во-вторых, арендатор заинтересован, в первую очередь, в экономии своих средств, сокращая расходы на содержание государственной собственности.
— в-третьих, трудности поиска формы осуществления долгосрочных капиталовложений.
Кто решает, например, какое оборудование следует приобрести в целях модернизации какой-либо установки в арендуемом у государства механическом цехе? Арендатор представляется наиболее компетентным в этом вопросе, и он должен принимать решение, но чей капитал будет для этого использован? Поскольку у арендатора нет долговременного интереса как владельца, его решение о покупке может оказаться менее оптимальным. Кто должен -заплатить за новое оборудование и им владеть? Как может арендатор купить и, следовательно, владеть, только частью оборудования целостной установки? Что случится, если наем прекращается? Частное владение с правами частной собственности лишено этих проблем. Тем не менее, лизинг и контракт могут оказаться весьма полезными промежуточными этапами на пути к полному частному владению.
Делегирование путем дотации. Передача полномочий может быть осуществлена с помощью выдачи дотаций. Вместо того, чтобы государственному органу самому осуществлять конкретный вид деятельности, он организует эту работу с помощью частной фирмы, обеспечивая се субсидией. Дотации отличаются от контрактов тем, что они обычно предъявляют лишь самые общие требования (обеспечить автобусные услуги, построить жилые дома,за которые можно было бы взимать квартплату ниже рыночных цен), в то время как в контрактах, как правило, конкретная услуга детально специфицируется.
Делегирование с помощью гарантий. Государственные органы могут делегировать свои полномочия путем выпуска ваучеров, дающих право их получателям на услугу, которая ранее предоставлялась государством. Ваучеры используются для обеспечения продуктами питания, жильем, образованием, медицинской помощью, детскими дошкольными учреждениями, пассажирским транспортом и т.д.; они увеличивают покупательную способность своих получателей, которые используют ваучеры для приобретения услуги на рынке. Вместо того. чтобы субсидировать производителей, как это делается при дотациях, гарантии субсидируют потребителей, имеющих на это право. Применение ваучеров для покупки акций приватизируемых предприятий рассматривается ниже.
Делегирование с помощью мандата (предписания). Пятой и завершающей формой приватизации путем делегирования полномочий является государственный мандат, предписывающий частной фирме обеспечить конкретную услугу за свой счет. Страхование на случай безработицы в Соединенных Штатах представляет собой пример такого мандата, прошедшего испытание временем; частные работодатели оплачивают данный вид страхования своих работников.
Следует отметить, что приватизация подразумевает определенную направленность действия, поэтому предписания, также как и дотации, гарантии, привилегии и контракты, могут считаться формой приватизации только в том случае, если это приводит к уменьшению, а не к возрастанию участия государства. Таким образом, если государственная система пенсионного обеспечения заменена мандатными индивидуальными пенсионными счетами, то это будет приватизация с помощью предписания (форма делегирования, используемая, например, в Чили). С другой стороны, если основанное на рыночном механизме здравоохранение заменено мандатным здравоохранением, обеспечиваемым работодателем, то это будет противоположностью приватизации, ибо оно приведет скорее к возрастанию, чем к сокращению роли государства.
Замещение
Помимо изменения статуса и делегирования, приватизация может осуществляться путем замещения, как это показано в табл. 2.1. В отличие от первых двух методов, требующих активных действий со стороны государства, замещение представляет собой своего рода пассивный процесс, в котором государственный сектор более или менее постепенно замещается частным сектором, так сказать, идет процесс отмирания государства по мере того, как рынок оказывается способным удовлетворять соответствующую потребность. Значение этого метода будет возрастать для постсоциалистических стран. Замещение происходит путем прекращения платежей, изъятия или дерегулирования.