Приватизация в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:40, курсовая работа

Описание работы

В данной работе изложены актуальные вопросы экономических реформ, происходя¬щих в экономике республики и промышленных предприятиях, в частности в процессе разго¬сударст¬вления и приватизации, а также состояние процесса преобразования форм собствен¬ности в Республике Беларусь. Излагаются вопросы порядка преобразования форм собствен¬ности в республике. Изложена информация о принятых законах, постановлениях и методиче¬ских указаниях, регламентирующих проведение приватизации с тем, чтобы законодательная и нормативная база приватизации помогла сделать правильный выбор при решении проблем, возникающих на прива-тизируемых предприятиях.

Работа содержит 1 файл

Приватизация в РБ.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

2) Другим распространенным способом приватизации является выпуск и продажа об­щественности акций. Этот подход был использован в Великобритании при продаже Бритиш Телекомьюникейшнз, Ягуар, Бритойль, Бритиш Гэс, Кейбл энд Уайслес и других государст­венных предприятий. Однако большая часть предприятий в постсоциалистических странах не может быть продана подобным образом прежде всего потому, что они находятся в плохом состоянии и будущее их, в лучшем случае, весьма неустойчиво.

3) Возможна также продажа предприятия менеджерам или (4) всем его работникам. Последний способ был использован в Великобритании при продаже общенациональной го­сударственной компании грузовых перевозок Нэшнл Фрейт Корпорейшн. Около 10000 ее ра­ботников и пенсионеров (составлявших в то время четверть от общего числа служащих) вло­жили в среднем по 700 ф.ст. каждый на покупку акций, подписка на которые превысила на 10% число выпущенных акций , и это оказалось весьма выгодным вложением капитала.

В большинстве постсоциалистических стран определенная доля акций жизнеспособ­ных предприятий была выделена их работникам для покупки по льготной цене. Например, в Польше работники предприятий могли купить до 20% акций со скидкой в 40%, причем были установлены ограничения на приобретение акций одним работником. Некоторые малые предприятия, в основном, полностью продаются своим же работникам.

Последним подходом процесса изменения статуса ука­зывалась (5) продажа предпри­ятия или имущества его пользователям или потребителям. Она может быть осуще­ствлена, например, по отношению к государственным землям путем их продажи фермерам, скотово­дам или лесорубам или путем продажи сельских предприятий электро- и водоснабжения, а также пассажирских перево­зок кооперативам местных пользователей. Например, Ар­гентина намеревается продать часть государственной гру­зовой железной дороги консорциуму част­ных промышлен­ных пользователей.

Продажа ГП может быть по частям или поэтапной, когда государство проедает одно­разово лини, часть капитала для того, чтобы избежать переполнения рынка. По если государ­ство удерживает большую часть собственности и контрольный пакет акций, то такая продажа может рассматриваться как простая форма получения дополнительного капитала, но не как привати­зация.

Изменение статуса путем бесплатной передачи. Изменение статуса не требует обя­зательной продажи предприятия; последнее может быть отдано его работникам, пользовате­лям или потреби­телям, общественности или его бывшему частному владельцу.

Например, такая передача предприятия его работникам имела место с паромной служ­бой Инглиш Чэннел, принадлежавшей государственной железной дороге Бритиш Рейл, кото­рая была передана ее руководству, что положило конец утечке средств из общественного ко­шелька. Инглиш Чэннел прошла путь от убытков в 3,3 млн.ф.ст. до прибыли в 625000 ф.ст.

В Кении местные системы водоснабжения были переданы кооперативам пользовате­лей; это было сделано не только в деревнях, но даже и в богатых районах Найроби, столице государства, ибо и в том, и в другом случае пользователи сами хотели вложить средства для того, чтобы улучшить свои системы водоснабжения.

Возможно, первая передача государственного предприятия общественности имела ме­сто в Канаде. Приватизация путем бесплатной передачи обществен­ности представляет собой важный метод для посткоммунистических стран и более полно рассматривается ниже.

И наконец, в некоторых странах проводится политика возвращения собственности без каких-либо выплат ее бывшему владельцу за время после социалистической национализации. Об этом важном вопросе речь также пойдет ниже.

Изменение статуса путем ликвидации. Наконец, изменение статуса может быть про­ведено посредством ликвидации плохо работающего предприятия, т.е. путем продажи его фондов, если не нашлось желающего купить его в действующем состоянии и если имеются очень слабые надежды на то, чтобы превратить его в рентабельное предприятие. Это — форма приватизации, ибо ресурсы высвобождаются и возвращаются в частный сектор для нового использования. Ликвидация довольно широко приме­нялась в бывшей Восточной Германии — и неизбежно явится главной формой приватизации во всех постсоциалистиче­ских странах, потому что так много ГП находятся в чрезвычайно плохом состоянии, имеют такие печальные перспективы, что продажа их представляется более чем сомнительной, да и безвозмездная передача выглядит жестокой насмешкой.

Комбинация методов. Некоторые из перечисленных подходов могут быть использо­вать при изменении статуса отдельного ГП Например, широко разрекламированный план приватизации в Польше предусматривает распределение акции следующим обра­зом. 10% продается работникам со скидкой, 5% проедается менеджерам со скидкой, 10% передастся с пенсионный фонд, 10% передастся банкам и страховым компаниям для обеспечения капита­лом, 20% отдаются взрослому населению бесплатно, а оставшиеся 35% продаются непосред­ственному единому покупа­телю, иностранному или отечественному.

Передача полномочий

Вторым широким направлением приватизации является передача полномочий, кото­рая, также как и изменение статуса, требует активного участия государства. В отличие от первого, которое представляет собой, как правило, одноразовое действие, передача полномо­чий нуждается в продолжительном активном участии государства  Когда происходит прива­тизация путем передачи полномочии, государство делегирует частному сектору часть или всю деятельность по производству товаров или услуг, но, как и во всех случаях с делегирова­нием власти, оно сохраняет за собой ответственность за обеспечение желаемых результатов, что и обусловливает продолжение им своей деятельности Делегирование осуществляется пу­тем контрактирования, приви­легии, дотаций, гарантии или мандата.

Делегирование на основе контракта. Государство может приватизировать какую-либо деятельность путем заключения контракты с частной организацией на выполнение этой ра­боты Это наиболее распространенная форма приватизации в Соединен­ных Штатах. Местные органы власти заключают контракты на такие основные услуги, как автобусные перевозки, сбор твердых отходов, ремонт улиц, уборка улиц, уборка снега и уход за зелеными насажде­ниями Государственные органы часто заклю­чают контракты на вспомогательные услуги, та­кие как автома­тизированная обработка данных, ввод данных и перфорация, введение счетов, обработка ссудных документов, архитектура и гражданское строительство, обучение, аудио-видеоуслуги, услуги общепита, почтовые и упаковочные услуги, библиотеки, прачечная и химчистка, содержание средств обслуживания, складирование, гаражи и содержание транс­портных средств. Технология приватизации услуг с помощью конкурсного контрактирования уже хорошо отработана.

Заключение контракта с частной фирмой на управление ГП не представляется не­обычным для развивающихся стран и для Китая до событии на площади Тяньаньмэнь Не­редко оно является временным этапом, имеющим целью привлечь более заинтересо­ванных и более квалифицированных менеджеров с тем, чтобы добиться некоторого улучшения в ра­боте предприятия перед изменением его статуса. Этот подход ещё не нашёл применения в Восточной Европе

При управлении предприятием на основе контракта (называ­емого в Китае «системой контрактной ответственности») менед­жер, работающий по контракту, обязуется обеспечить определен­ный уровень рентабельности за фиксированное вознаграждение, но он может по­лучать значительную долю прибыли сверх установленного уровня.

Привлекательная в принципе и многообещающая при первом знакомстве «контракт­ная ответственность» в Китае вызывает лишь разочарование. Преуспевающим менеджерам приходилось бороться за получение принадлежавшей им по праву доли прибылей, обещан­ной в контрактах. Но принимается новый закон, имеющий обратную силу, согласно кото­рому «чрезмерный заработок» изымается посредством налогов. Однако в большинстве слу­чаев проблема состоит не в перевыполнении, а в недостаточности успеха. Менеджеры, рабо­тающие в Китае по контракту, жалуются на чрезмерное вмешательство государства и на не­достаточную свободу действии, необходимую для работы с умирающими предприятиями. Многие контрактные предприятия даже терпят еще большие убытки вследствие неумелого управления менедже­рами, отобранными на основе фаворитизма и кумовства. Госу­дарствен­ные должностные лица тщетно пытаются разобраться, кому следует возмещать убытки, кто является должником у государства и как государство может покрыть потери, на что оно, со­гласно контракту, имеет полное право.

Делегирование на основе привилегии. Предоставление приви­легии является еще одним методом приватизации. Согласно ему, государство наделяет частную организацию правом (нередко исключительным) продавать обществу услугу или продукцию Частная фирма обычно вносит государству определенную плату.

Существуют две формы привилегии Одна из них включает использование сфер обще­ственной собственности (контроля) — эфир, космос, улицы, подземные территории и т.д. Например, теле радио, авиа, автобусные и таксомоторные компании и системы обслуживания (электричество, газ, вода, телефон) используют общественные владения в процессе осущест­вления своей коммерческой деятельности. Этот механизм часто называют концессией. Яр­ким примером может служить частная, оплачиваемая пошлинами автодорога, соединяющая Гонконг, Макао и Кантон (Гуанджоу) в Китайской Народной Республике.

Второй формой является лизинг, при котором материальная государственная собст­венность используется частным арендатором для вовлечения ее в коммерческое предприятие. Это весьма важное стратегическое направление приватизации в постсоциали­стических стра­нах.

В коммерческом и промышленном секторах лизинг начинался с небольших масшта­бов — в автотранспорте, рабочих столовых, магазинах розничной торговли и легкой про­мышленности. В Китае, который первым начал движение по этому пути, первоначальные ус­пехи были весьма скромными. Но с течением времени, по мере вовлечения более крупных предприятий, основные недостатки лизинга всплыли на поверхность:

— прежде всего, все причины успехов и неудач, связанные с контрактным управле­нием, а также приведенные выше, могут быть в равной степени отнесены и к лизингу.

— во-вторых, арендатор заинтересован, в первую очередь, в экономии своих средств, сокращая расходы на содержание государственной собственности.

— в-третьих, трудности поиска формы осуществления долго­срочных капиталовложе­ний.

Кто решает, например, какое оборудование следует приобрести в целях модернизации какой-либо установки в арендуемом у государства механическом цехе? Арендатор представ­ляется наи­более компетентным в этом вопросе, и он должен принимать решение, но чей ка­питал будет для этого использован? Поскольку у арендатора нет долговременного интереса как владельца, его решение о покупке может оказаться менее оптимальным. Кто должен -за­платить за новое оборудование и им владеть? Как может арендатор купить и, следовательно, владеть, только частью оборудования целостной установки? Что случится, если наем пре­кращается? Частное владение с правами частной собственности лишено этих проблем. Тем не менее, лизинг и контракт могут оказаться весьма полезными промежуточными этапами на пути к полному частному владению.

Делегирование путем дотации. Передача полномочий может быть осуществлена с помощью выдачи дотаций. Вместо того, чтобы государственному органу самому осуществ­лять конкретный вид деятельности, он организует эту работу с помощью частной фирмы, обеспечивая се субсидией. Дотации отличаются от контрактов тем, что они обычно предъяв­ляют лишь самые общие требования (обеспечить автобусные услуги, построить жилые дома,за которые можно было бы взимать квартплату ниже рыночных цен), в то время как в контрактах, как правило, конкретная услуга детально специфицируется.

Делегирование с помощью гарантий. Государственные органы могут делегировать свои полномочия путем выпуска ваучеров, дающих право их получателям на услугу, которая ранее предоставлялась государством. Ваучеры используются для обеспе­чения продуктами питания, жильем, образованием, медицинской помощью, детскими дошкольными учрежде­ниями, пассажирским транспортом и т.д.; они увеличивают покупательную способность своих получателей, которые используют ваучеры для приобрете­ния услуги на рынке. Вместо того. чтобы субсидировать производителей, как это делается при дотациях, гарантии субси­дируют потребителей, имеющих на это право. Применение ваучеров для покупки акций при­ватизируемых предприятий рассматривается ниже.

Делегирование с помощью мандата (предписания). Пятой и завершающей формой приватизации путем делегирования полно­мочий является государственный мандат, предпи­сывающий част­ной фирме обеспечить конкретную услугу за свой счет. Страхование на слу­чай безработицы в Соединенных Штатах представляет собой пример такого мандата, про­шедшего испытание временем; частные работодатели оплачивают данный вид страхо­вания своих работников.

Следует отметить, что приватизация подразумевает определен­ную направленность действия, поэтому предписания, также как и дотации, гарантии, привилегии и контракты, могут считаться формой приватизации только в том случае, если это приводит к уменьше­нию, а не к возрастанию участия государства. Таким образом, если государственная система пенсионного обеспечения заменена мандатными индивидуальными пенсионными счетами, то это будет приватизация с помощью предписания (форма делегирования, используемая, на­пример, в Чили). С другой стороны, если основанное на рыночном механизме здравоохране­ние заменено мандатным здравоохранением, обеспечиваемым работодателем, то это будет противоположностью приватизации, ибо оно приведет скорее к возрастанию, чем к сокраще­нию роли государства.

 

Замещение

 

Помимо изменения статуса и делегирования, приватизация может осуществляться пу­тем замещения, как это показано в табл. 2.1. В отличие от первых двух методов, требующих активных действий со стороны государства, замещение представ­ляет собой своего рода пас­сивный процесс, в котором государст­венный сектор более или менее постепенно замещается частным сектором, так сказать, идет процесс отмирания государства по мере того, как рынок оказывается способным удовлетворять соответствующую потребность. Значение этого ме­тода будет возрастать для постсоциалистических стран. Замещение происхо­дит путем пре­кращения платежей, изъятия или дерегулирования.

Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь