Приватизация в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:40, курсовая работа

Описание работы

В данной работе изложены актуальные вопросы экономических реформ, происходя¬щих в экономике республики и промышленных предприятиях, в частности в процессе разго¬сударст¬вления и приватизации, а также состояние процесса преобразования форм собствен¬ности в Республике Беларусь. Излагаются вопросы порядка преобразования форм собствен¬ности в республике. Изложена информация о принятых законах, постановлениях и методиче¬ских указаниях, регламентирующих проведение приватизации с тем, чтобы законодательная и нормативная база приватизации помогла сделать правильный выбор при решении проблем, возникающих на прива-тизируемых предприятиях.

Работа содержит 1 файл

Приватизация в РБ.doc

— 267.50 Кб (Скачать)


 

Введение.

 

Переход к рыночной экономике, которая принципиально отличается от администра­тивно-командной, требует специальной экономической подготовки не только персонала предприятий, организаций, учреждений, но и широких слоёв населения. Особое значение изучение проблем переходного периода имеет для специалистов экономического профиля, призванных практически решать вопросы трансформации национальной экономики. Прин­ципиально новыми явлениями переходного периода являются разгосударствление и привати­зация предприятий. Изучение этих вопросов приобретает особую актуальность в связи с рас­ширением масштабов реформирования государственной собственности в Республике Бела­русь.

Актуальность проблемы приватизации заключается в том, что трансформация адми­нистративно-командной экономики в ры­ночную требует особого переходного периода, что обусловлено принципиальными различиями двух экономических систем.

Административно-командная экономика - такая экономическая система, в которой баланс между производством и потреблением поддерживается путем распределения и пере­распределения всех то­варов. Распределительный механизм порожден чрезмерной центра­ли­зацией не только ресурсов, но и власти, что обусловлено монопо­лией государственной собст­венности.

Исторический опыт стран с административно-командной эконо­микой показывает, что она способна давать положительные резуль­таты в экстремальных условиях и при наличии резервов экстенсив­ного роста, т. е. возможности расширять производство за счет использо­вания дополнительных материальных и трудовых ресурсов. Экстенсивное развитие позволяет какое-то время обеспечивать пол­ную занятость, относительно стабильные цены и уровень жизни на­селения. Однако распределительная система лишила административно-ко­мандную экономику стимулов к развитию, технологическому совер­шенствованию, повышению каче­ства продукции.

Отсутствие внутренних побудительных мотивов к развитию явля­ется главным недос­татком административно-командной экономики, который предопределил отставание темпов экономического роста и уровня жизни населения государств с такой экономической систе­мой от стран с развитой рыночной экономикой. Поэтому экономи­ческие реформы, осущест­вляемые в странах с административно-ко­мандной экономикой, были направлены на повыше­ние заинтересо­ванности хозяйствующих субъектов в развитии производства и роста его эф­фективности. Однако они проводились при сохранении моно­полии государственной собст­венности и поэтому существенных ре­зультатов не достигли.

Объективно присущая экономическому развитию необходимость повышения уровня жизни населения потребовала коренных преоб­разований и перехода к рыночной экономике.

Важнейшими элементами рыночного механизма являются кон­куренция между хозяй­ственно самостоятельными производителями и акционерная форма хозяйствования.

В условиях конкуренции производитель вынужден выпускать продукцию, удовлетво­ряющую требованиям потребителя, иначе она не будет реализована. Конкуренция вынуждает производителей внедрять достижения технологического и организа­ционного прогресса. На­дежным способом сбо­ра средств для развития и обновления производства является выпуск и продажа акций и создание на этой основе акционерных обществ, участники которых эконо­мически заинтересованы в повышении ка­чества продукции, расширении производства, сни­жении издержек, что обеспечит им высокий дивиденд. Таким образом, конкуренция вынуж­дает производителей систематически совершенствовать производство в соответствии с по­стоянно растущими требованиями потребителей на основе технологи­ческого и организаци­онного прогресса, в связи с чем рыночная эко­номика функционирует как саморазвивающаяся система. Постоянное техно­логическое совершенствование производства предопределяет его высокую эффективность и, как результат, высокий уровень жизни в странах с развитой ры­ночной экономикой.

Следовательно, процесс приватизации является важным и необходимым этапом для перехода к рыночной экономике. В связи с этим, целью данной работы будет рассмотреть возможность применения в нашей стране зарубежного опыта приватизации и возможно предложить новые подходы для процесса разгосударствления.

 

 

 

1.1. Сущность, направления, цели и задачи разгосударствления экономики.

Эффективность функционирования рыночной экономики во многом зависит от сте­пени экономической само­стоятельности хо­зяйствующих субъектов, которая обеспечивается в процессе разго­сударствления экономики.

Разгосударствление экономики представляет собой передачу го­сударством функций непосредственного руко­водства производствен­но-коммерческой деятельностью самим хозяй­ствующим субъектам (физическим или юри­дическим лицам). При этом государство со­хра­няет за собой функции регулирования.

Разгосударствление экономики осуществляется в двух направле­ниях: путем расшире­ния самостоятельности хо­зяйствующих субъек­тов без изменения отношений собственности и путем разгосудар­ствления собственности. Сущность первого направления состоит в передаче органами го­сударственного управления основных управлен­ческих функций хо­зяйствующим субъектам, в результате чего расширяется их самосто­ятельность. Это обеспечи­вается за счет оптимизации государствен­ного заказа, либерализации цен, развития горизонтальных связей, ста­новления арендных отношений и т. д.

При всей важности этого направления разгосударствления эко­номики оно недоста­точно эффективно, так как не меняет основу экономических отношений - отношения собст­венности. Сохранение монополии государственной собственности предопределяет не пол­ную, а относительную, ограниченную хозяйственную самостоятель­ность. Поэтому радикаль­ным направлением разгосударствления эко­номики является разгосударствление собственно­сти.

Разгосударствление собственности - разрушение монополии государственной собст­венности, осуществляе­мое как путем созда­ния новых предприятий, основанных на негосу­дарственных формах собственности, так и путем реформирования государственных и аренд­ных предприятий.

В результате разгосударствления и приватизации государствен­ная собственность не ликвидируется полностью, уменьшается лишь ее доля в национальной экономике, что позво­ляет включить в эконо­мические отношения него­сударственные предприятия и создать эко­номическую систему, основанную на многообразии форм собствен­ности.

В государствах с административно-командной экономикой разго­сударствление и при­ватизация осуществляются в условиях монопо­лии государственной собственности. Отсутст­вие частного капитала сдерживает формирование спроса на приватизируемые предприя­тия, население отрицательно относится к развитию частной собствен­ности и приватизации.

Особенности переходного периода предопределяют своеобра­зие целей и задач разго­сударствления и приватизации

В странах с административно-командной экономикой в период перехода к рынку раз­государствление и приватизация проводятся для достижения двуединой цели: создания бла­гоприятных условий для становления и эффективности функционирования рыночной эконо­мики и повышения эффективности хозяйствования приватизи­рованных предприятий.

Для достижения этой цели в процессе разгосударствления эконо­мики необходимо ре­шить следующие задачи:

       сформировать экономику, основанную на многообразии форм собственности, что служит условием организации товарно-денеж­ных отношений, при которых в результате купли-продажи осущест­вляется смена собственника на продукт. В условиях монополии госу­дар­ственной собственности в коммерческих сделках по реализации средств производства го­сударство выступает одновременно и в роли продавца, и в роли покупателя. Следова­тельно, акт купли-продажи является формальным: интересы продавца и покупателя сов­падают, ибо это один и тот же собственник. Однако одним из движущих моти­вов рыноч­ных отношений является несовпадение интересов продав­ца и покупателя. Наряду с кон­куренцией это вынуждает товаропро­изводителей постоянно совершенствовать продукцию и снижать издержки производства; создать условия для полной хозяйственной самостоя­тельности и адекватной ей экономической ответственности вплоть до банкрот­ства. Только при этом возникают условия, обеспечивающие действен­ность рыночного меха­низма. Относительная самостоятельность государственных предприятий ограничивает их экономическую от­ветственность, а банкротство государственных предприятий не до­пус­кается, так как государство покрывает их убытки и оказывает раз­личного рода финансо­вую помощь. Полная хозяйственная само­стоятельность и адекватная ей экономическая ответственность обеспе­чиваются, с одной стороны, правом частной собственности, а с другой - ограничением сфер влияния государства на производствен­но-хозяйственную дея­тельность. Усиление экономической ответствен­ности товаропроизводителей создает по­будительные мотивы к использованию инноваций и повышению на этой основе эффектив­ности хозяйствования;

       обеспечить конкурентную среду и активную конкуренцию, что возможно при многообра­зии форм собственности и большом коли­честве экономически обособленных хозяйст­вующих субъектов. В условиях монополии государственной собственности подлинная кон­куренция между двумя предприятиями, принадлежащими одному собственнику, не­возможна. Государство всегда может перераспре­делить доходы хорошо работающего предприятия в пользу малорен­табельного или убыточного;

       создать основы для экономической свободы граждан. Это дости­гается, прежде всего, пре­доставлением им права собственности, воз­можности открыть частное предприятие, вы­ступить учредителем акционерного общества или приобрести акции на рынке ценных бу­маг Имея в собственности предприятия, доли или паи в их имуще­стве, акции, граждане становятся богаче, что предопределяет их неза­висимость;

       разграничить функции государственного регулирования и непо­средственного руководства производственно-хозяйственной деятель­ностью. Хозяйствующие субъекты, основанные на негосударствен­ной форме собственности, самостоятельно принимают управлен­ческие решения, что повышает их своевременность, обоснованность и качество, а следовательно, и эффективность хозяйствования;

       сократить государственные расходы на поддержку низкорента­бельных и убыточных пред­приятий, что позволит использовать выс­вободившиеся средства на решение общенацио­нальных социальных вопросов и проблем.

        Одним из основных направлений разгосударствления экономики является приватиза­ция.

              

1.2. Принципы приватизации в Республике Беларусь.

Приватизация - процесс приобретения физическими и юриди­ческими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результате оно полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной соб­ст­венностью, а государственные органы - право непосредственного управления ею. Приватизи­рованные предприятия становятся либо частными, либо функционируют на основе коллек­тивной собствен­ности.

В зависимости от объекта различают приватизацию предприя­тий, приватизацию ак­ций, паев, долей и приватизацию имущества.

Задача формирования многообразия форм собственности и активной конкурентной среды предопределяет необходимость прива­тизации большинства государственных предпри­ятий, что придает ей в период перехода к рынку всеобъемлющий характер. В этих услови­ях эффективность приватизации во многом зависит от концепции ее реализации. В период пе­рехода к рынку приватизация может осу­ществляться способами безвозмездной передачи го­сударственной собственности всем гражданам, продажи объектов, принадлежащих государ­ству, другим собственникам либо путем сочетания этих двух способов.

Безвозмездная передача государственной собственности всем гражданам представля­ется социально справедливой: собственника­ми станут все. Однако в результате распределе­ния государственного имущества среди многочисленных собственников затрудняется фор­ми­рование реального хозяина, заинтересованного в инвестировании, развитии и совершенство­вании производства.

Экономически более целесообразна возмездная приватизация, так как приобретение государственного имущества за счет собствен­ных средств формирует реального хозяина, эко­номически предоп­ределяет хозяйственную самостоятельность и реальную ответствен­ность. Вместе с тем исключительно возмездная приватизация не может быть принята с позиций со­циальной справедливости, так как государственная собственность, созданная трудом всех граждан Рес­публики Беларусь, будет продана ограниченному кругу лиц, облада­ющих перво­начальным капиталом. Кроме того, отсутствие у населе­ния финансовых ресурсов, необходи­мых для выкупа государствен­ного имущества, предопределяет длительные сроки возмездной приватизации. Поэтому концепция приватизации в нашей республике, как и в других госу­дарствах, переходящих от административно-ко­мандной к рыночной экономике, предусмат­ривает наряду с возмезд­ной и безвозмездную передачу государственного имущества граж­да­нам.

Сочетание платности и безвозмездной передачи государственной собственности по­зволяет, с одной стороны, обеспечить социальную справедливость, а с другой - создать эко­номические условия для формирования реального собственника путем платного приобрете­ния государственного имущества. Кроме того, передача части го­сударственного имущества безвозмездно позволяет сократить разрыв между платежеспособным спросом населения и предложением государственного имущества для приватизации, что служит предпо­сылкой проведения ее в короткие сроки.

Практически сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации реали­зуется следующим образом (рис. 1.1).

 

Государственное имущество

100 %

 

 

         Остается государственным                                      Подлежит приватизации

        1/3                                                                  2/3

 

 

 

Безвозмездно                    Возмездно

       50%                                  50%

 

 

Рис. 1.1. Схема распределения государственного имущества в процессе приватизации в Републике Беларусь

 

Для обеспечения независимости и суверенитета, решения других общенациональных социально-экономических задач в государствен­ной собственности в результате приватизации должно оставаться примерно 1/3 государственного имущества. Это объекты, деятель­ность которых связана с угрозой для жизни и здоровья людей (произ­водство взрывчатых, взрыво­опасных, химических и других веществ), имеющие особый режим управления, являющиеся монополией го­сударства, затрагивающие интересы его обороноспособности, безо­пасности и т. д. Перечень таких объектов утверждается Верховным Советом Республики Беларусь.

Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь