Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:40, курсовая работа
В данной работе изложены актуальные вопросы экономических реформ, происходя¬щих в экономике республики и промышленных предприятиях, в частности в процессе разго¬сударст¬вления и приватизации, а также состояние процесса преобразования форм собствен¬ности в Республике Беларусь. Излагаются вопросы порядка преобразования форм собствен¬ности в республике. Изложена информация о принятых законах, постановлениях и методиче¬ских указаниях, регламентирующих проведение приватизации с тем, чтобы законодательная и нормативная база приватизации помогла сделать правильный выбор при решении проблем, возникающих на прива-тизируемых предприятиях.
Во все годы анализируемого периода значительный удельный вес в структуре реформированных предприятий занимали предприятия торговли. В результате их удельный вес составляет 29,2%, что объясняется не только их небольшими размерами, но и высокой доходностью коммерческой деятельности по сравнению с другими сферами вложения капитала.
Значительный удельный вес в структуре приватизированных занимают предприятия бытового обслуживания. В целом предприятия коммунальной собственности составляют 54% в общем количестве приватизированных.
Распределение реформированных предприятий по способам приватизации (табл. 1.3) показывает, что в первые годы анализируемого периода преобладал выкуп государственного и арендованного имущества трудовыми коллективами. Удельный вес предприятий, приватизированных этим способом, составил в 1991 г. 77,1%, а в 1992 г -70,5% . Начиная с 1993 г. наибольший удельный вес в структуре реформированных занимают предприятия, преобразованные в акционерные общества. Их удельный вес увеличился с 29,1% в 1993 г. до 55,4 % в 1995 г., что отражает тенденцию реформирования крупных предприятий. Значительное место в 1991—1996 гг. занимают пред приятия, приватизированные путем продажи на аукционе, что характерно для предприятий коммунальной собственности (торговых, бытового обслуживания, общественного питания).
Таблица 1.3.
Распределение реформированных предприятий по способам приватизации[4]
| Годы | Итого на 01.09.1996 г. | ||||||||||||||||||||||||
Способы | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 на 01.09 |
|
| ||||||||||||||||||
приватизации | кол-во предприятий | % | кол-во предприятий | % | кол-во предприятий | % | кол-во предприятий | % | кол-во предприятий | % | кол-во предприятий | % | кол-во предприятий | % | ||||||||||||
Выкуп арендованного имущества трудовым коллективом | 34 | 55,7 | 47 | 24,7 | 57 | 23,4 | 152 | 24,0 | 35 | 7,4 | 16 | 20,2 | 341 | 20,4 | ||||||||||||
Выкуп государственного имущества трудовым коллективом | 13 | 21,4 | 87 | 45,8 | 24 | 9,8 | 12 | 1,9 | 1 | 0,2 | — | — | 137 | 8,2 | ||||||||||||
Преобразование в АО | 3 | 4,9 | 4 | 2,2 | 71 | 29,1 | 217 | 34,3 | 259 | 55,4 | 8 | 10,1 | 562 | 33,5 | ||||||||||||
Продажа по конкурсу | 11 | 18,0 | 52 | 27,3 | 51 | 20,9 | 96 | 15,3 | 34 | 7,3 | 15 | 19,1 | 259 | 15,5 | ||||||||||||
Продажа на аукционе | — | — | — | — | 41 | 16,8 | 155 | 24,5 | 139 | 29,7 | 40 | 50,6 | 375 | 22,4 | ||||||||||||
Итого | 61 | 100 | 190 | 100 | 244 | 100 | 632 | 100 | 468 | 100 | 79 | 100 | 1674 | 100 |
Практика реформирования государственной собственности позволила выявить ряд недостатков в действующем механизме разгосударствления и приватизации предприятий. Так, при преобразовании государственных и арендных предприятий в акционерные общества отсутствовала возможность привлечения дополнительных инвестиций, что сдерживало техническое обновление производства и повышение эффективности функционирования реформированных предприятий. Чрезмерное расширение полномочий органов приватизации и ограничение участия трудовых коллективов в разработке проектов преобразования предприятий не позволяли максимально учесть интересы хозяйствующего субъекта и наемных работников, что снижало эффективность приватизации.
Несовершенство механизма разгосударствления и приватизации тормозило реформирование государственной собственности, что обусловило необходимость его совершенствования по следующим направлениям.
1. Изменение порядка формирования уставных фондов акционерных обществ, создаваемых на основе государственных и арендных предприятий, и прежде всего привлечение в качестве учредителей внешних инвесторов и кредиторов. Это создает финансовые условия для расширения и обновления производства, повышения конкуренте способности предприятий.
2.Расширение полномочий трудовых коллективов предприятий в разработке проектов создания открытых акционерных обществ в процессе приватизации государственной собственности. Это достигается путем создания на предприятии комиссии по его преобразованию в акционерное общество. Разработка проекта преобразования членами трудового коллектива позволяет не только учесть специфику предприятия, но и защитить интересы наемных работников.
3 .Повышение роли отраслевых министерств в осуществлении координации и контроля за ходом работ по преобразованию подведомственных предприятий в акционерные общества. Практически это реализуется путем создания специальных отраслевых комиссий по приватизации, а также путем участия представителей министерств в органах управления акционерных обществ.
4. Проведение реструктуризации объектов путем выделения структурных подразделений предприятий с образованием самостоятельного юридического лица непосредственно в процессе разгосударствления.
5. Создание холдингов на основе выделения структурных подразделений в самостоятельные акционерные общества без предварительного образования юридического лица.
Реализация перечисленных направлений совершенствования механизма реформирования государственной собственности будет способствовать ускорению этого процесса.
1.4. Органы, объекты и субъекты приватизации
В соответствии с Законом "О собственности в Республике Беларусь государственная собственность подразделяется на собственность Республики Беларусь (республиканскую) и собственность административно-
В собственности Республики Беларусь находятся земля, ее недра, воздушное пространство над территорией республики, а также другие природные ресурсы; имущество республиканских органов власти и управления; культурные и исторические ценности народа Республики Беларусь; средства республиканского бюджета/республиканские банки, страховые, резервные и другое фонды. Кроме того, в республиканской собственности могут находиться предприятия и организации, которые обеспечивают суверенитет, хозяйственную самостоятельность республики, ее экономическое и социальное развитие (оборонные предприятия, железные дороги, республиканское телевидение и др.).
Управление и распоряжение имуществом, находящимся в республиканской собственности, осуществляют Совет Министров Республики Беларусь и уполномоченные им органы (министерства, ведомства, концерны, управления и др.).
В коммунальной собственности находится имущество, принадлежащее административно-
Масштабность и сложность разгосударствления и приватизации обусловили необходимость создания в республике системы органов управления этими процессами. Всю работу по приватизации возглавляет Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации (Мингосимущество) и его территориальные' органы, созданные во всех областях и г. Минске. Основными задачами Мингосимущества являются:
управление и распоряжение государственным имуществом, относящимся к республиканской собственности, за исключением земли, ее недр, других природных ресурсов и имущества (по законодательству Республики Беларусь);
анализ эффективности использования и сохранности имущества, находящегося в республиканской собственности;
выполнение функций держателя акций, принадлежащих государству, а также функций арендодателя при сдаче в аренду государственных предприятий и их структурных подразделений, относящихся к республиканской собственности, за исключением случаев, когда эти функции возложены на другие министерства и иные центральные органы Республики Беларусь;
представление интересов государства как собственника при разгосударствлении и приватизации имущества, находящегося в республиканской собственности, защита прав и интересов Республики Беларусь как на ее территории, так и за рубежом.
| Мингосимущество
|
| ||||
|
|
| ||||
| Территориальные органы управления государственным имуществом (областные и в г. Минске)
|
| ||||
|
|
| ||||
| Органы управления коммунальной собственностью (районные, городские)
|
|
Рис. 1.2. Органы приватизации в Республике Беларусь.
Аналогичные задачи по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в коммунальной собственности, осуществляют управления (отделы) приватизации, созданные в составе местных Советов депутатов (рис. 1.2).
Для выполнения задач по управлению и распоряжению государственным имуществом каждый орган приватизации в соответствии со своей компетенцией создает Реестр государственного имущества, в который включаются государственные предприятия; имущество, сданное в аренду (в том числе на арендных предприятиях); доли, паи, акции, принадлежащие государству в капитале предприятий, основанных на коллективной форме собственности.
В Реестре по каждому объекту даются общие сведения (вид деятельности, номенклатура производимой продукции и уровень ее конкурентоспособности, рынки сбыта, численность персонала и др.); структура и стоимость государственного имущества по балансу; сведения о долгосрочных финансовых вложениях с указанием конкретных объектов этих вложений. Кроме того, приводится характеристика объектов, учредителем которых выступает государственное или арендное предприятие — субъект Реестра.
Реестр государственного имущества дает полное представление о составе и стоимости государственного имущества. Приведенные в нем данные позволяют оценить эффективность его использования и принять обоснованные решения по распоряжению им.
В процессе приватизации соответствующие органы представляют государство как собственника, разрабатывают методологию разгосударствления и приватизации и выполняют следующие функции:
разрабатывают программы приватизации, организуют и контролируют их выполнение;
осуществляют руководство процессами приватизации; создают комиссии по приватизации;
осуществляют необходимые преобразования организационно-правовых форм государственных предприятий, подлежащих приватизации;
принимают решения о приватизации;
владеют свидетельствами о собственности на государственные предприятия и имущественные доли в капитале акционерных и других хозяйственных обществ;
выступают учредителями акционерных и других хозяйственных обществ;
обменивают акции, принадлежащие Республике Беларусь, на акции юридических лиц других государств;
организуют и проводят конкурсы и аукционы по продаже объектов государственной собственности;
создают в своем составе соответствующие фонды для осуществления функций владения и распоряжения государственным имуществом;
осуществляют другие функции, необходимые для приватизации предприятий.
Кроме Мингосимущества функции управления государственным имуществом возложены Кабинетом Министров Республики Беларусь на отраслевые министерства и другие центральные органы, для чего в их составе созданы управления (отделы) приватизации, основной задачей которых является разработка отраслевых программ приватизации, организация и контроль их выполнения.