Приватизация в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:40, курсовая работа

Описание работы

В данной работе изложены актуальные вопросы экономических реформ, происходя¬щих в экономике республики и промышленных предприятиях, в частности в процессе разго¬сударст¬вления и приватизации, а также состояние процесса преобразования форм собствен¬ности в Республике Беларусь. Излагаются вопросы порядка преобразования форм собствен¬ности в республике. Изложена информация о принятых законах, постановлениях и методиче¬ских указаниях, регламентирующих проведение приватизации с тем, чтобы законодательная и нормативная база приватизации помогла сделать правильный выбор при решении проблем, возникающих на прива-тизируемых предприятиях.

Работа содержит 1 файл

Приватизация в РБ.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

 

Во все годы анализируемого периода значительный удельный вес в структуре рефор­мированных предприятий занимали предприятия торговли. В результате их удельный вес со­ставляет 29,2%, что объяс­няется не только их небольшими размерами, но и высокой доходно­стью коммерческой деятельности по сравнению с другими сферами вложения капи­тала.

Значительный удельный вес в структуре приватизированных за­нимают предприятия бытового обслуживания. В целом предприя­тия коммунальной собственности составляют 54% в общем количе­стве приватизированных.

Распределение реформированных предприятий по способам при­ватизации (табл. 1.3) показывает, что в первые годы анализируемого периода преобладал выкуп государственного и арендованного иму­щества трудовыми коллективами. Удельный вес предприятий, прива­ти­зированных этим способом, составил в 1991 г. 77,1%, а в 1992 г -70,5% . Начиная с 1993 г. наибольший удельный вес в структуре ре­формированных занимают предприятия, преобразо­ванные в акцио­нерные общества. Их удельный вес увеличился с 29,1% в 1993 г. до 55,4 % в 1995 г., что отражает тенденцию реформирования крупных предприятий. Значительное место в 1991—1996 гг. занимают пред приятия, приватизированные путем продажи на аукционе, что ха­рактерно для предприятий коммунальной собственности (торговых, бытового обслу­живания, общественного питания).

 

Таблица 1.3.

Распределение реформированных предприятий по способам приватизации[4]

 

 

Годы

Итого на

01.09.1996 г.

Способы

1991

1992

1993

1994

1995

1996 на 01.09

 

 

приватиза­ции

кол-во предпри­ятий

%

кол-во предпри­ятий

%

кол-во пред­при­ятий

%

кол-во предпри­ятий

%

кол-во предпри­ятий

%

кол-во предпри­ятий

%

кол-во пред­при­ятий

%

Выкуп арендован­ного имуще­ства трудо­вым коллек­тивом

34

55,7

47

24,7

57

23,4

152

24,0

35

7,4

16

20,2

341

20,4

Выкуп госу­дарствен­ного имуще­ства трудо­вым

коллективом

13

21,4

87

45,8

24

9,8

12

1,9

1

0,2

137

8,2

Преобразо­вание в АО

3

4,9

4

2,2

71

29,1

217

34,3

259

55,4

8

10,1

562

33,5

Продажа по

конкурсу

11

18,0

52

27,3

51

20,9

96

15,3

34

7,3

15

19,1

259

15,5

Продажа на

аукционе

41

16,8

155

24,5

139

29,7

40

50,6

375

22,4

Итого

61

100

190

100

244

100

632

100

468

100

79

100

1674

100

 

Практика реформирования государственной собственности по­зволила выявить ряд не­достатков в действующем механизме разго­сударствления и приватизации предприятий. Так, при преобразова­нии государственных и арендных предприятий в акционерные обще­ства от­сутствовала возможность привлечения дополнительных инвестиций, что сдерживало техни­ческое обновление производства и повышение эффективности функционирования реформи­рованных предприятий. Чрезмерное расширение полномочий органов прива­тизации и огра­ничение участия трудовых коллективов в разработке проектов преобразования предприятий не позволяли максимально учесть интересы хозяйствующего субъекта и наемных работни­ков, что снижало эффективность приватизации.

Несовершенство механизма разгосударствления и приватизации тормозило реформи­рование государственной собственности, что обусловило необходимость его совершенство­вания по следующим направлениям.

1. Изменение порядка формирования уставных фондов акцио­нерных обществ, созда­ваемых на основе государственных и аренд­ных предприятий, и прежде всего привлечение в качестве учредите­лей внешних инвесторов и кредиторов. Это создает финансовые условия для расширения и обновления производства, повышения конкуренте способности предпри­ятий.

2.Расширение полномочий трудовых коллективов предприятий в разработке проектов создания открытых акционерных обществ в процессе приватизации государственной собст­венности. Это дости­гается путем создания на предприятии комиссии по его преобразо­ванию в акционерное общество. Разработка проекта преобразова­ния членами трудового коллектива позволяет не только учесть спе­цифику предприятия, но и защитить интересы наемных ра­ботников.

3 .Повышение роли отраслевых министерств в осуществлении координации и кон­троля за ходом работ по преобразованию подве­домственных предприятий в акционерные общества. Практически это реализуется путем создания специальных отраслевых комиссий по приватизации, а также путем участия представителей министерств в органах управления акционерных обществ.

4. Проведение реструктуризации объектов путем выделения структурных подразде­лений предприятий с образованием самосто­ятельного юридического лица непосредственно в процессе разгосу­дарствления.

5. Создание холдингов на основе выделения структурных подраз­делений в самостоя­тельные акционерные общества без предвари­тельного образования юридического лица.

Реализация перечисленных направлений совершенствования ме­ханизма реформирова­ния государственной собственности будет спо­собствовать ускорению этого процесса.

1.4. Органы, объекты и субъекты приватизации

В соответствии с Законом "О собственности в Республике Беларусь государственная собственность подразделяется на собствен­ность Республики Беларусь (республиканскую) и собственность административно-территориальных образований (коммунальную).

В собственности Республики Беларусь находятся земля, ее недра, воздушное про­странство над территорией республики, а также дру­гие природные ресурсы; имущество рес­публиканских органов влас­ти и управления; культурные и исторические ценности народа Рес­публики Беларусь; средства республиканского бюджета/республи­канские банки, страхо­вые, резервные и другое фонды. Кроме того, в республиканской собственности могут нахо­диться предприятия и организации, которые обеспечивают суверенитет, хозяйственную са­мостоятельность республики, ее экономическое и социальное раз­витие (оборонные предпри­ятия, железные дороги, республиканское телевидение и др.).

Управление и распоряжение имуществом, находящимся в рес­публиканской собствен­ности, осуществляют Совет Министров Рес­публики Беларусь и уполномоченные им органы (министерства, ве­домства, концерны, управления и др.).

В коммунальной собственности находится имущество, принад­лежащее администра­тивно-территориальным образованиям Респуб­лики Беларусь (районам, городам, областях). К ней относятся иму­щество органов власти и управления административно-территориального образования, средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяй­ство местных Советов депутатов, предприятия и организации различных отраслей (сельского хо­зяйства, торговли, бытового обслуживание, транспорта, промыш­ленности, строительства, здравоохранения. Культуры, образования и др.), необходимые для экономического и соци­ального развития соответствующей территории. Распоряжение и управление государ­ствен­ным имуществом, находящимся в коммунальной собствен­ности, от имени населения соот­ветствующих административно-территориальных образований осуществляют местные Со­веты Депутатов.

Масштабность и сложность разгосударствления и приватизации обусловили необхо­димость создания в республике системы органов управления этими процессами. Всю работу по приватизации возглавляет Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации (Мингосимущество) и его территориальные' органы, созданные во всех облас­тях и г. Минске. Основными задача­ми Мингосимущества являются:

управление и распоряжение государственным имуществом, относящимся к республи­канской собственности, за исключением земли, ее недр, других природных ресурсов и иму­щества (по законо­дательству Республики Беларусь);

анализ эффективности использования и сохранности имущества, находящегося в рес­публиканской собственности;

выполнение функций держателя акций, принадлежащих государ­ству, а также функций арендодателя при сдаче в аренду государствен­ных предприятий и их структурных подразде­лений, относящихся к республиканской собственности, за исключением случаев, когда эти функции возложены на другие министерства и иные центральные органы Республики Бела­русь;

представление интересов государства как собственника при раз­государствлении и приватизации имущества, находящегося в рес­публиканской собственности, защита прав и интересов Республики Беларусь как на ее территории, так и за рубежом.

 

 

 

Мингосимущество

 

 

 

 

 

 

Территориальные органы управления      го­сударственным имуществом

(областные и в г. Минске)

 

 

 

 

 

 

Органы управления коммунальной собственностью (районные, городские)

 

 

 

Рис. 1.2. Органы приватизации в Республике Беларусь.

 

Аналогичные задачи по управлению и распоряжению имуще­ством, находящимся в коммунальной собственности, осуществляют управления (отделы) приватизации, созданные в составе местных Советов депутатов (рис. 1.2).

Для выполнения задач по управлению и распоряжению государ­ственным имуществом каждый орган приватизации в соответствии со своей компетенцией создает Реестр государст­венного имущества, в который включаются государственные предприятия; имущество, сдан­ное в аренду (в том числе на арендных предприятиях); доли, паи, акции, принадлежащие го­сударству в капитале предприятий, основанных на коллективной форме собственности.

В Реестре по каждо­му объекту даются общие сведения (вид деятельности, номенкла­ту­ра производимой продукции и уровень ее конкурентоспособности, рынки сбыта, числен­ность персонала и др.); структура и стоимость государственного имущества по балансу; све­дения о долгосрочных финансовых вложениях с указанием конкретных объектов этих вло­же­ний. Кроме того, приводится характеристика объектов, учредите­лем которых выступает го­сударственное или арендное предприятие — субъект Реестра.

Реестр государственного имущества дает полное представление о составе и стоимости государственного имущества. Приведенные в нем данные позволяют оценить эффективность его использования и принять обоснованные решения по распоряжению им.

В процессе приватизации соответствующие органы представля­ют государство как собственника, разрабатывают методологию разгосударствления и приватизации и выполняют следующие функ­ции:

       разрабатывают программы приватизации, организуют и контро­лируют их выполнение;

       осуществляют руководство процессами приватизации; создают комиссии по приватиза­ции;

       осуществляют необходимые преобразования организационно-правовых форм государствен­ных предприятий, подлежащих прива­тизации;

       принимают решения о приватизации;

       владеют свидетельствами о собственности на государственные предприятия и имуществен­ные доли в капитале акционерных и дру­гих хозяйственных обществ;

       выступают учредителями акционерных и других хозяйственных обществ;

       обменивают акции, принадлежащие Республике Беларусь, на акции юридических лиц дру­гих государств;

       организуют и проводят конкурсы и аукционы по продаже объек­тов государственной собст­венности;

       создают в своем составе соответствующие фонды для осуществ­ления функций владения и распоряжения государственным имуще­ством;

       осуществляют другие функции, необходимые для приватизации предприятий.

Кроме Мингосимущества функции управления государственным имуществом возло­жены Кабинетом Министров Республики Бела­русь на отраслевые министерства и другие цен­тральные органы, для чего в их составе созданы управления (отделы) приватизации, основ­ной задачей которых является разработка отраслевых программ при­ватизации, организация и контроль их выполнения.

Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь