Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:40, курсовая работа
В данной работе изложены актуальные вопросы экономических реформ, происходя¬щих в экономике республики и промышленных предприятиях, в частности в процессе разго¬сударст¬вления и приватизации, а также состояние процесса преобразования форм собствен¬ности в Республике Беларусь. Излагаются вопросы порядка преобразования форм собствен¬ности в республике. Изложена информация о принятых законах, постановлениях и методиче¬ских указаниях, регламентирующих проведение приватизации с тем, чтобы законодательная и нормативная база приватизации помогла сделать правильный выбор при решении проблем, возникающих на прива-тизируемых предприятиях.
Подлежит приватизации 2/3 государственного имущества, из них 50% возмездно и 50 - безвозмездно.
Процесс приватизации в Республике Беларусь регламентируется Законом "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь"[1] и базируется на следующих принципах.
1. Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации означает; что одна часть государственного имущества, подлежащего приватизации, передается в собственность граждан Республики Беларусь бесплатно, а другая продается физическим и юридическим лицам, основанным на негосударственной форме собственности.
2. Право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности вытекает из общенародного характера государственной собственности и практически реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков "Имущество" на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа.
3. Дифференциация методов, форм и процедур приватизации предполагает использование различных способов, методов и процедур при приватизации конкретных предприятий. Необходимость его соблюдения вытекает из отраслевых, территориальных и других особенностей каждого предприятия. Приватизируемые объекты различаются размерами производства, значимостью и конкурентоспособностью продукции, уровнем технической оснащенности, финансовым положением и т. д. Эти факторы предопределяют специфику приватизации каждого из них. Так, небольшие предприятия могут быть проданы на аукционе, крупные преобразованы в акционерные общества, каждое из которых различается составом акционеров, и т. д. Практически данный принцип реализуется путем разработки индивидуальных проектов приватизации каждого предприятия. Дифференцированный подход позволяет осуществить приватизацию государственных предприятий наиболее эффективным способом, создать для покупателей наиболее благоприятные условия при одновременном соблюдении интересов продавца (государства).
4. Разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней предопределяется делением государственной собственности на республиканскую и коммунальную, а также масштабами процесса приватизации. Реформирование 2/3 государственной собственности требует слаженной работы всех участников этого процесса на основе разграничения их компетенций.
В соответствии с этим принципом приватизация объектов республиканской собственности осуществляется Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации и его территориальными органами, а реформированием объектов коммунальной собственности занимаются местные органы власти.
5.Предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий обеспечивает защиту прав и интересов наемных работников при смене собственника в результате приватизации и касается прежде всего трудовых отношений.
Работникам приватизированных предприятий даются следующие гарантии:
деятельность предприятия не может быть приостановлена на период подготовки и осуществления приватизации;
до завершения приватизации ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, несет государство. С момента завершения приватизации эти обязательства переходят к новому собственнику. Он выполняет их до истечения ранее установленного срока действия трудовых отношений. После этого взаимоотношения между работниками и собственником регулируются действующим законодательством.
6. Контроль за осуществлением приватизации со стороны государства означает, что вся работа по приватизации осуществляется под контролем со стороны государства. Уполномоченные государством органы устанавливают предприятия, подлежащие приватизации; проводят оценку стоимости приватизируемых объектов, определяют способы приватизации и т. д. Контроль за осуществлением приватизации позволяет предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся.
7. Обеспечение широкой гласности процесса приватизации предполагает освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; создание комиссии по преобразованию предприятия с участием членов трудового коллектива; предоставление возможности всем заинтересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизации обращаться в суд, арбитраж и другие органы. Соблюдение принципа гласности не только позволяет привлечь для участия в приватизации широкие слои населения, но и обеспечить контроль за ее ходом.
8. Постепенность и поэтапность означает, что реформирование государственной собственности осуществляется не разово, а в течение определенного периода времени. Необходимость соблюдения этого принципа обусловлена сложностью процесса приватизации, охватом большого количества предприятий и их многообразием, экономической ситуацией в стране.
9. Соблюдение законности в правовом государстве является обязательным при решении любых задач. Особое значение оно приобретает в процессе приватизации, которая затрагивает имущественные интересы всех граждан и государства в целом.
1.3. Ход процесса разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь в 90-е гг.
Масштабы государственной собственности предопределяют длительный период ее реформирования. В Беларуси оно началось в 1991 г и продолжается по настоящее время
Первый этап приватизации (1991г.) начался после принятия Верховным Советом Республики Беларусь Постановления "Об основных концептуальных положениях разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь" и осуществлялся при отсутствии необходимой законодательной базы и недостаточном нормативном обеспечении. В этот период безвозмездная (чековая) приватизация не применялась. Государственные и арендные предприятия приватизировались преимущественно их трудовыми коллективами на платной основе. При этом часть государственного имущества, прежде всего основные фонды, амортизированные более чем на 70 %, передавались новому собственнику безвозмездно.
Для выкупа не только арендных, но и государственных предприятий трудовые коллективы использовали собственные средства этих предприятий и прежде всего чистую прибыль. Условия разгосударствления и приватизации обусловили достаточно высокие их темпы. В этот период было приватизировано 251 предприятие (табл. 1.2), в том числе 51 - республиканской собственности, что составляет 20,3 %. Среди них минское швейное производственное объединение "Комсомолка" (ОАО "Мiлавiца"), завод "Дормаш" (концерн "Амкадор") и др.
Таблица 1.1
Масштабы приватизации в Республике Беларусь[2]
Годы | Приватизированные предприятия | Численность работающих на приватизированных предприятиях | Численность работающих, приходящихся на одно приватизированное предприятие | ||
| количество | % | человек | % |
|
1991 | 61 | 3,6 | 23263 | 5,6 |
|
1992 | 190 | 11,3 | 47197 | 11,3 | 248 |
Итого 1 этап | 251 | 14,9 | 70460 | 16,9 | 280 |
1993 | 244 | 14,6 | 128 066 | 30,7 | 525 |
1994 | 632 | 37,8 | 141460 | 33,9 | 224 |
Итого 2 этап | 876 | 52,4 | 269 526 | 64,6 | 308 |
1995 | 468 | 28,0 | 74411 | 17,8 | 159 |
1996 | 79 | 4,7 | 2944 | 0,7 | 37 |
Итого 3 этап | 547 | 32,7 | 77355 | 18,5 | 141 |
Всего | 1674 | 100,0 | 417341 | 100,0 | 249 |
В 1993 г. был принят закон "О разгосударствлении и приватизации в Республике Беларусь", для практической реализации которого Мингосимуществом был разработан пакет нормативно-методических документов. Этот этап характеризуется осуществлением принципов чековой приватизации, что позволило сократить разрыв между платежеспособным спросом населения и предложением основных фондов. В результате в приватизации приняли участие не только члены трудовых коллективов, но и другие субъекты, в том числе широкие слои населения.
В этот период были отменены такие льготы, как безвозмездная передача амортизированных более чем на 70 % основных фондов и использование для выкупа чистой прибыли государственных предприятий. Высокие темпы инфляции обусловливали необходимость многократной переоценки основных фондов, что вело к чрезмерному росту оценочной стоимости приватизированных предприятий, которая нередко значительно превышала реальную.
Вместе с тем законодательное и нормативно-методическое обеспечение и активная политика государства в вопросах реформирования собственности обусловили приватизацию в этот период 876 предприятий, из них 324, или 37 %, республиканской собственности.
Современный этап (начался в 1995 г) характеризуется приостановлением разгосударствления и приватизации, что обусловлено экономической политикой государства, предполагающей медленное, постепенное вхождение в рынок. В период 1995 - начала 1996 г. было приватизировано только 547 предприятий, что составляет 32,7 % от общего числа приватизированных Вследствие замедления темпов разгосударствления и приватизации в Беларуси реформировано всего 10 % предприятий, в то время как в России - 55%, в Литве - 57%, в Латвии - 46%. Между тем опыт функционирования предприятий негосударственных форм собственности свидетельствует об их высокой эффективности. При общем снижении объемов производства в 1995 г они увеличили выпуск продукции на 11,5%. В результате их доля в объеме промышленной продукции увеличилась с 21% в 1994 г до 26,7% в 1995 г
Данные табл. 1.1 показывают, что реформированию подвергались преимущественно средние и малые предприятия. Особенно ярко эта тенденция проявилась в 1995 и 1996 гг., что подтверждает анализ разгосударствления и приватизации по отраслям национальной экономики (табл. 1.2).
Как видно из табл. 1.2, отраслевая структура приватизированных предприятий изменялась по годам анализируемого периода. Если в 1991 г. наибольший удельный вес занимали предприятия промышленности (37,7 %), то в 1995 г они составили только 3,6 %, а в 1996 г не реформировались вообще. Сокращение ежегодно реформируемых предприятий промышленности во многом объясняется их размерами. Преобразование крупных и сверхкрупных предприятий, которыми в основном представлена промышленность Беларуси, требует разработки особого механизма, который был сформирован только в конце 1996 г
Таблица 1.2.
Количество предприятий, реформированных в процессе разгосударствления и приватизации, по отраслям экономики[3]
0трасли экономики | Годы | Итого на 01.09.1996 г. | |||||||||||||||||||||
| 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 на 0109 | количество предприятий- | % | |||||||||||||||
количество предприятий | кол-во предприятий- | % | кол-во предприятий | % | кол-во предприятий | % | кол-во предприятий | % | кол-во предприятий | % | кол-во предприятий | % |
|
| |||||||||
Промышленность | 23 | 37,7 | 35 | 18,4 | 69 | 28,2 | 63 | 10,0 | 17 | 3,6 | — | — | 207 | 12,4 | |||||||||
Строительство | 7 | 11,4 | 9 | 4,8 | 31 | 12,7 | 43 | 6,8 | 5 | 1,1 | — | — | 95 | 5,7 | |||||||||
Транспорт и связь | — | — | — | — | 9 | 3,6 | 10 | 1,6 | 1 | 0,2 | — | — | 20 | 1,2 | |||||||||
Бытовое обслуживание | 6 | 9,8 | 70 | 36,8 | 27 | 11,1 | 77 | 12,2 | 21 | 4,5 | 8 | 10,1 | 209 | 12,4 | |||||||||
Торговля | 5 | 8,3 | 49 | 25,9 | 31 | 12,7 | 226 | 35,7 | 131 | 28,0 | 47 | 59,5 | 489 | 29,2 | |||||||||
Общепит | 16 | 26,3 | 5 | 2,6 | 7 | 2,9 | 58 | 9,2 | 30 | 6,4 | 7 | 8,9 | 123 | 7,3 | |||||||||
Предприятия АПК (кроме совхозов) | 1 | 1,6 | — | — | 12 | 4,9 | 48 | 7,5 | 221 | 47,2 | 7 | 8,9 | 289 | 17,3 | |||||||||
Жилищно-коммунальное хозяйство | — | — | 1 | 0,5 | 10 | 4,1 | 61 | 9,7 | 1,9 | 9 | 2 | 2,5 | 83 | 5,0 | |||||||||
Прочие отрасли | 3 | 4,9 | 21 | 11,0 | 48 | 19,8 | 46 | 7,3 | 33 | 7,1 | 8 | 10,1 | 159 | 9,5 | |||||||||
Итого | 61 | 100 | 190 | 100 | 244 | 100 | 632 | 100 | 468 | 100 | 79 | 100 | 1674 | 100 |