Приватизация в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:40, курсовая работа

Описание работы

В данной работе изложены актуальные вопросы экономических реформ, происходя¬щих в экономике республики и промышленных предприятиях, в частности в процессе разго¬сударст¬вления и приватизации, а также состояние процесса преобразования форм собствен¬ности в Республике Беларусь. Излагаются вопросы порядка преобразования форм собствен¬ности в республике. Изложена информация о принятых законах, постановлениях и методиче¬ских указаниях, регламентирующих проведение приватизации с тем, чтобы законодательная и нормативная база приватизации помогла сделать правильный выбор при решении проблем, возникающих на прива-тизируемых предприятиях.

Работа содержит 1 файл

Приватизация в РБ.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

Подлежит приватизации 2/3 государственного имущества, из них 50% возмездно и 50 - безвозмездно.

Процесс приватизации в Республике Беларусь регламентируется Законом "О разгосу­дарствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь"[1] и базиру­ется на следующих принципах.

1. Сочетание возмездного и безвозмездного способов привати­зации означает; что одна часть государственного имущества, подле­жащего приватизации, передается в собствен­ность граждан Респуб­лики Беларусь бесплатно, а другая продается физическим и юриди­че­ским лицам, основанным на негосударственной форме собствен­ности.

2. Право каждого гражданина на часть безвозмездно переда­ваемой государственной собственности вытекает из общенарод­ного характера государственной собственности и практически реа­лизуется путем выдачи именных приватизационных чеков "Имуще­ство" на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа.

3. Дифференциация методов, форм и процедур приватизации предполагает использо­вание различных способов, методов и проце­дур при приватизации конкретных предприятий. Необходимость его соблюдения вытекает из отраслевых, территориальных и других осо­бен­ностей каждого предприятия. Приватизируемые объекты разли­чаются размерами производ­ства, значимостью и конкурентоспособ­ностью продукции, уровнем технической оснащенно­сти, финансо­вым положением и т. д. Эти факторы предопределяют специфику приватизации каждого из них. Так, небольшие предприятия могут быть проданы на аукционе, крупные преобразованы в акционерные общества, каждое из которых различается составом акционе­ров, и т. д. Практически данный принцип реализуется путем разработки ин­дивидуальных проектов приватизации каждого предприятия. Диф­ференцированный подход позволяет осу­ществить приватизацию государственных предприятий наиболее эффективным способом, создать для покупателей наиболее благоприятные условия при одно­временном соблюдении интересов продавца (государства).

4. Разграничение компетенции по осуществлению приватиза­ции между органами го­сударственной власти и управления раз­личных уровней предопределяется делением государ­ственной соб­ственности на республиканскую и коммунальную, а также масшта­бами процесса приватизации. Реформирование 2/3 государственной собственности требует слаженной ра­боты всех участников этого процесса на основе разграничения их компетенций.

В соответствии с этим принципом приватизация объектов рес­публиканской собствен­ности осуществляется Министерством по управлению государственным имуществом и при­ватизации и его территориальными органами, а реформированием объектов ком­мунальной собственности занимаются местные органы власти.

5.Предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий обеспечи­вает защиту прав и интересов наемных работников при смене соб­ственника в результате приватизации и касается прежде всего трудо­вых отно­шений.

Работникам приватизированных предприятий даются следующие гарантии:

деятельность предприятия не может быть приостановлена на пе­риод подготовки и осуществления приватизации;

до завершения приватизации ответственность по обязательствам, вытекающим из тру­довых отношений, несет государство. С момента завершения приватизации эти обязательства переходят к новому соб­ственнику. Он выполняет их до истечения ранее установленного сро­ка действия трудовых отношений. После этого взаимоотношения между работниками и соб­ственником регулируются действующим законодательством.

6. Контроль за осуществлением приватизации со стороны го­сударства означает, что вся работа по приватизации осуществляет­ся под контролем со стороны государства. Уполно­моченные госу­дарством органы устанавливают предприятия, подлежащие прива­тизации; проводят оценку стоимости приватизируемых объектов, определяют способы приватизации и т. д. Контроль за осуществлением приватизации позволяет предотвратить нарушение законо­дательных актов и защитить интересы трудящихся.

7. Обеспечение широкой гласности процесса приватизации предполагает освещение средствами массовой информации усло­вий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с пе­речнем приватизируемых объектов; создание комиссии по преоб­разованию предприятия с участием членов трудового коллектива; предоставление возможности всем за­интересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизации обращаться в суд, ар­бит­раж и другие органы. Соблюдение принципа гласности не только позволяет привлечь для участия в приватизации широкие слои насе­ления, но и обеспечить контроль за ее ходом.

8. Постепенность и поэтапность означает, что реформирова­ние государственной собственности осуществляется не разово, а в течение определенного периода времени. Необ­ходимость соблюде­ния этого принципа обусловлена сложностью процесса приватиза­ции, ох­ватом большого количества предприятий и их многообрази­ем, экономической ситуацией в стране.

9. Соблюдение законности в правовом государстве является обя­зательным при реше­нии любых задач. Особое значение оно приоб­ретает в процессе приватизации, которая затра­гивает имуществен­ные интересы всех граждан и государства в целом.

 

1.3.        Ход процесса разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь в 90-е гг.

Масштабы государственной собственности предопределяют дли­тельный период ее реформирования. В Беларуси оно началось в 1991 г и продолжается по настоящее время

Первый этап приватизации (1991г.) начался после принятия Верховным Советом Респуб­лики Беларусь Постановления "Об основных кон­цептуальных положениях разгосударствле­ния и приватизации в Рес­публике Беларусь" и осуществлялся при отсутствии необходимой законодательной базы и недостаточном нормативном обеспечении. В этот период безвоз­мездная (чековая) приватизация не применя­лась. Государственные и арендные предприятия приватизировались преимущественно их трудовыми коллективами на платной основе. При этом часть государственного имущества, прежде всего основ­ные фонды, амортизированные более чем на 70 %, передавались но­вому собственнику безвозмездно.

Для выкупа не только арендных, но и государственных предприя­тий трудовые коллек­тивы использовали собственные средства этих предприятий и прежде всего чистую прибыль. Условия разгосудар­ствления и приватизации обусловили достаточно высокие их темпы. В этот период было приватизировано 251 предприятие (табл. 1.2), в том числе 51 - республи­канской собственности, что составляет 20,3 %. Среди них минское швейное производствен­ное объединение "Комсомолка" (ОАО "Мiлавiца"), завод "Дормаш" (концерн "Амкадор") и др.

 

 

Таблица 1.1

Масштабы приватизации в Республике Беларусь[2]

 

 

 

Годы

Приватизиро­ванные пред­приятия

Численность работающих на приватизиро­ванных пред­приятиях

Численность ра­ботающих, при­ходящихся на одно приватизи­рованное пред­приятие

 

коли­чес­тво

%

человек

%

 

1991

61

3,6

23263

5,6

 

1992

190

11,3

47197

11,3

248

Итого 1 этап

251

14,9

70460

16,9

280

1993

244

14,6

128 066

30,7

525

1994

632

37,8

141460

33,9

224

Итого 2 этап

876

52,4

269 526

64,6

308

1995

468

28,0

74411

17,8

159

1996

79

4,7

2944

0,7

37

Итого 3 этап

547

32,7

77355

18,5

141

Всего

1674

100,0

417341

100,0

249

 

 

В 1993 г. был принят закон "О разгосударствлении и приватизации в Рес­публике Беларусь", для практической реализа­ции которого Мингосимуществом был разработан пакет нормативно-методических доку­мен­тов. Этот этап характеризуется осуществлением принципов чековой приватизации, что по­зволило сократить разрыв между пла­тежеспособным спросом населения и предложением ос­новных фон­дов. В результате в приватизации приняли участие не только члены трудовых коллективов, но и другие субъекты, в том числе широкие слои населения.

В этот период были отменены такие льготы, как безвозмездная передача амортизиро­ванных более чем на 70 % основных фондов и использование для выкупа чистой прибыли го­сударственных пред­приятий. Высокие темпы инфляции обусловливали необходимость мно­гократной переоценки основных фондов, что вело к чрезмерно­му росту оценочной стоимости приватизированных предприятий, которая нередко значительно превышала реальную.

Вместе с тем законодательное и нормативно-методическое обес­печение и активная политика государства в вопросах реформирова­ния собственности обусловили приватизацию в этот период 876 пред­приятий, из них 324, или 37 %, республиканской собственности.

Современный этап (начался в 1995 г) характеризуется приостановлени­ем разгосударствления и приватизации, что обусловлено экономической политикой государства, предполагающей медленное, посте­пенное вхождение в рынок. В период 1995 - начала 1996 г. было при­ватизи­ровано только 547 предприятий, что составляет 32,7 % от об­щего числа приватизированных Вследствие замедления темпов разгосударствления и приватизации в Беларуси реформиро­вано всего 10 % предприятий, в то время как в России - 55%, в Литве - 57%, в Латвии - 46%. Между тем опыт функционирования предприятий него­сударственных форм собственности свидетельствует об их высокой эффективности. При общем снижении объемов производства в 1995 г они увеличили выпуск продукции на 11,5%. В результате их доля в объеме промыш­ленной продукции увеличилась с 21% в 1994 г до 26,7% в 1995 г

Данные табл. 1.1 показывают, что реформированию подверга­лись преимущественно средние и малые предприятия. Особенно ярко эта тенденция проявилась в 1995 и 1996 гг., что подтверждает анализ разгосударствления и приватизации по отраслям национальной эко­номики (табл. 1.2).

Как видно из табл. 1.2, отраслевая структура приватизированных предприятий изме­нялась по годам анализируемого периода. Если в 1991 г. наибольший удельный вес занимали предприятия промыш­ленности (37,7 %), то в 1995 г они составили только 3,6 %, а в 1996 г не реформировались вообще. Сокращение ежегодно реформируемых предприятий промышлен­ности во многом объясняется их размера­ми. Преобразование крупных и сверхкрупных пред­приятий, которы­ми в основном представлена промышленность Беларуси, требует разработки особого механизма, который был сформирован только в конце 1996 г

 

 

Таблица 1.2.

Количество предприятий, реформированных в процессе разгосударствления и приватизации, по отраслям экономики[3]

 

0трасли эко­номики

Годы

Итого на

01.09.1996 г.

 

1991

1992

1993

1994

1995

1996

на 0109

коли­чество пред­при­ятий-

%

количество

предпри­ятий

кол-во пред­при­ятий-

%

кол-во пред­приятий

%

кол-во предпри­ятий

%

кол-во предпри­ятий

%

кол-во предпри­ятий

%

кол-во предпри­ятий

%

 

 

Промыш­ленность

23

37,7

35

18,4

69

28,2

63

10,0

17

3,6

207

12,4

Строитель­ство

7

11,4

9

4,8

31

12,7

43

6,8

5

1,1

95

5,7

Транспорт и связь

9

3,6

10

1,6

1

0,2

20

1,2

Бытовое об­служивание

6

9,8

70

36,8

27

11,1

77

12,2

21

4,5

8

10,1

209

12,4

Торговля

5

8,3

49

25,9

31

12,7

226

35,7

131

28,0

47

59,5

489

29,2

Общепит

16

26,3

5

2,6

7

2,9

58

9,2

30

6,4

7

8,9

123

7,3

Предпри­ятия АПК (кроме сов­хозов)

1

1,6

12

4,9

48

7,5

221

47,2

7

8,9

289

17,3

Жилищно-коммуналь­ное хозяй­ство

1

0,5

10

4,1

61

9,7

1,9

9

2

2,5

83

5,0

Прочие от­расли

3

4,9

21

11,0

48

19,8

46

7,3

33

7,1

8

10,1

159

9,5

Итого

61

100

190

100

244

100

632

100

468

100

79

100

1674

100

Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь