Приватизация в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:40, курсовая работа

Описание работы

В данной работе изложены актуальные вопросы экономических реформ, происходя¬щих в экономике республики и промышленных предприятиях, в частности в процессе разго¬сударст¬вления и приватизации, а также состояние процесса преобразования форм собствен¬ности в Республике Беларусь. Излагаются вопросы порядка преобразования форм собствен¬ности в республике. Изложена информация о принятых законах, постановлениях и методиче¬ских указаниях, регламентирующих проведение приватизации с тем, чтобы законодательная и нормативная база приватизации помогла сделать правильный выбор при решении проблем, возникающих на прива-тизируемых предприятиях.

Работа содержит 1 файл

Приватизация в РБ.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

Для координации и контроля за ходом работ по преобразованию подведомственных пред­приятий в открытые акционерные общества в отраслевых министерствах и в других цен­тральных органах созда­ются отраслевые комиссии.

Закон "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Рес­публике Беларусь" определяет объекты прива­тизации, т. е. имущество, которое государство будет продавать в про­цессе приватизации. К ним относятся:

       государственные предприятия, учреждения и организации;

       предприятия, сданные в аренду;

       выделенные в самостоятельные предприятия структурные еди­ницы объединений и струк­турные подразделения предприятий;

       здания, сооружения, оборудование и другие материальные и не­материальные активы пред­приятий; доли государства в имуществе хозяйствующих субъектов; акции, принадле­жащие государству.

В зависимости от степени государственного регулирования все объекты приватизации разделяются на две группы:

объекты, приватизация которых осуществляется по решению Со­вета Министров Рес­публики Беларусь;

объекты, приватизация которых осуществляется по решению ор­ганов Мингосимуще­ства.

По специальному разрешению Совета Министров Республики Беларусь проводится приватизация предприятий и организаций, ко­торые имеют особо важное значение для на­циональной экономики, определяют экономическую независимость и суверенитет. К таким объектам относятся предприятия электроэнергетики, пассажирско­го, автомобильного и реч­ного транспорта, специализированные эле­ваторы, холодильники и др.

Для обеспечения контроля за деятельностью таких предприятий государство при их приватизации сохраняет за собой контрольные пакеты акций или доли в имуществе.

Все остальные предприятия приватизируются по решению соот­ветствующих органов приватизации.

Эффективность процесса приватизации во многом определяется составом субъектов приватизации.

Субъектами приватизации являются физические и юридические лица, которые в соот­ветствии с законодательством Республики Бела­русь имеют право приобрести государствен­ное имущество и пода­ли в соответствующие органы приватизации заявку на его приобре­те­ние.

Субъектами приватизации могут выступать юридические лица с негосударственной формой собственности: частные, арендные и народные предприятия, хозяйственные обще­ства и товарищества. Юридическими лицами с негосударственной формой собственнос­ти признаются те, у которых более 50 % уставного капитала образо­вано прямыми или косвен­ными вкладами, не относящимися к госу­дарственной форме собственности.

Особым субъектом приватизации является трудовой коллектив. Поскольку он не яв­ляется самостоятельным юридическим лицом, органы приватизации не могут вступать с ним в договорные отно­шения по поводу купли-продажи государственного имущества. В связи с этим для целей приватизации на базе трудовых коллективов создаются либо организация арендаторов (на арендных предприяти­ях), либо хозяйственное общество или товарищество, участниками которых становится не менее 50 % членов трудового коллектива го­сударствен­ного предприятия.

В результате трудовой коллектив становится полноправным учас­тником различных коммерческих сделок, в том числе и купли-прода­жи предприятия.

Все участники процесса реформирования государственной собственности в процессе разгосударствления и приватизации руко­водствуются соответствующими законодательными и нормативно-методическими документами.

1.5. Нормативное обеспечение разгосударствления и приватизации.

Для методического и нормативного обеспечения разгосударств­ления и приватизации в Республике Беларусь разрабатывается система программ (рис. 1.2) и соответствующих им нормативных документов, которые регламентируют процессы реформирования государст­венной собственности.

Государственная программа разгосударствления и привати­зации - нормативный до­кумент, который определяет стратегию преобразования отношений собственности, цели, за­дачи, приорите­ты, ограничения и порядок разгосударствления и приватизации объектов го­сударственной собственности. Она утверждается Верховным Советом Республики Беларусь на длительный период времени.

 

 

Государственная программа

 

 

Программа разгосударствления и приватизации объектов                  республиканской собственности

 

Программы разгосударствления и приватизации объектов

коммунальной собственности

 

 

 

 

Отраслевые программы

 

 

 

 

 

Рис. 1.2. Система программ разгосударствления и приватизации в Республике Бела­русь

 

Принцип постепенности и поэтапности приватизации требует выявления объектов, которые, исходя из целей и задач приватизации, могут и должны быть приватизированы в первую очередь. В сло­жившейся экономической ситуации в Республике Беларусь такими объектами являются:

предприятия средних и небольших размеров, приватизацию кото­рых осуществить проще, чем крупных, ибо от покупателя требуется относительно небольшое количество де­нежных средств и приватиза­ционных чеков; затрагиваются интересы немногочисленных тру­до­вых коллективов; незначительны объемы приватизационных работ;

высокорентабельные предприятия, являющиеся привлекательны­ми для инвесторов объектами приватизации;

предприятия, выпускающие товары народного потребления и оказывающие услуги на­селению. Их приватизация создаст условия для увеличения объемов производства, повыше­ния его эффективно­сти, обеспечения конкурентоспособности продукции. Это позволит удов­летворить потребности внутреннего рынка в товарах народного потребления и услуг, что бу­дет способствовать выходу республики из кризиса.

С учетом вышеизложенного Государственная программа в каче­стве первоочередных объектов приватизации выделяет предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, авто­транспорта (за исключением пассажирского), строительства, легкой, пи­щевой, деревообрабатывающей промышленности и промышлен­ности строительных материа­лов, а также предприятия, осуществля­ющие переработку сельскохозяйственного сырья, об­служивание сель­ского хозяйства, выпускающие продукцию производственно-техни­ческого назначения для перерабатывающей промышленности.

Кроме того, в первую очередь подлежат приватизации убыточ­ные предприятия всех отраслей экономики, за исключением тех, приватизация которых запрещена, а также закон­сервированные и незавершенные, объекты, сроки строительства которых превысили норма­тивные более чем на два года.

На основе методологических подходов, определенных государ­ственной программой, соответствующими органами приватизации разрабатываются программы разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской и коммунальной собствен­ности. Эти программы представляют собой нормативные докумен­ты, которые определяют главную задачу, цели и пути разгосударств­ления и приватизации, а также механизм преобразования государ­ственных и арендных предприятий в предприятия других хозяйствен­но-правовых форм, с учетом особенностей республиканской и коммунальной собственности.

Программы разгосударствления и приватизации объектов, нахо­дящихся в республи­канской собственности, ежегодно разрабатыва­ются Советом Министров Республики Бела­русь и утверждаются Пре­зидентом Республики Беларусь.

На основе Программы разгосударствления и приватизации объек­тов республиканской собственности министерствами и другими цен­тральными органами управления разрабатыва­ются отраслевые про­граммы. В них выделяются, как правило, три раздела.

1. Характеристика финансово-хозяйственного состояния отрасли.

2. Выявление первоочередных объектов разгосударствления и приватизации.

3. Разработка стратегии преобразования.

Отраслевые программы включают перечни предприятий, кото­рые подлежат разгосу­дарствлению и приватизации в предстоящем периоде. При этом указывается стоимость иму­щества, способы и сроки разгосударствления и приватизации.

Важнейшим документом, регламентирующим процессы рефор­мирования государст­венной собственности, является Перечень пред­приятий, подлежащих приватизации. Пред­приятия могут быть при­ватизированы только после включения их в этот Перечень.

Перечень объектов республиканской собственности формиру­ется Мингосимуществом и его подразделениями на основании от­раслевых программ, инициативы органов приватиза­ции, предложе­ний трудовых коллективов, физических и юридических лиц.

После согласования Перечня с местными исполнительными коми­тетами он утверждается Мингосимуществом и публикуется в печати.

Утвержденный Перечень предприятий, подлежащих разгосудар­ствлению и приватиза­ции, Мингосимущество направляет в областном разрезе соответствующим территориальным подразделениям для организации работ по разгосударствлению и приватизации объек­тов республиканской собственности.

Перечни объектов коммунальной собственности формируются соответствующими ор­ганами местных Советов депутатов.

Отраслевые Программы и Перечни объектов коммунальной соб­ственности, подлежа­щих разгосударствлению и приватизации, раз­рабатываются на основе предложений, которые инициаторы прива­тизации подают в соответствующие органы.

Инициатива приватизации любого предприятия и включения его в Перечень привати­зируемых объектов государственной собствен­ности может исходить не только от органов приватизации, но и от любого физического или юридического лица, а также от трудовых коллективов.

Предложение - это документ, в котором инициатор обосновыва­ет необходимость, це­лесообразность и возможность приватизации конкретного предприятия. В Предложении со­держатся сведения об инициаторе и объекте приватизации, а также ее предполагаемые спо­соб и сроки.

Для проведения работ по разгосударствлению и приватизации конкретных объектов создается комиссия по приватизации.

Комиссия по приватизации - временно действующий (на пери­од приватизации объ­екта) орган, созданный Мингосимуществом или соответствующими подразделениями мест­ных Советов депутатов, для организации выполнения работ по приватизации конкретного объекта.

 

 

1.6. Опыт приватизации за рубежом  и возможность и перспективы его применения в Республике Беларусь.

             

В мировой практике известно три основных способа приватизации государственных предприятий(ГП): изменение статуса, передача полномочий и замещение. Первые два про­цесса протекают более активно, последний более пассивно. Каждый из данных способов включает ряд специфических методов, которые перечисляются в табл. 2.1 и затем соответст­венно рассматриваются.

Изменение статуса

Изменение статуса означает ликвидацию предприятия или имущества. Для этого тре­буется непосредственная позитивная акция со стороны государства, которая представляет со­бой одноразовое действие (хотя распродажа может осуществляться в несколько этапов). Предприятие или -имущество либо продаются, либо отдаются без остановки их функциони­рования, либо предприятие может быть ликвидировано (т.е. закрыто, а остав­шиеся активы проданы).

Изменение статуса путем продажи. Таблица 2.1 показывает, что изменение статуса может быть осуществлено путем продажи ГП одному или более покупателям из пяти ука­занных типов.

 

Таблица 2.1.

Приватизация государственных предприятий, активов или видов деятельности[5]

 

I.       Путем изменения статуса

А. Продажа

1. Частому покупателю (па аукционе, на торгах с подачей запечатанных заявок или путем переговоров)

2. 0бщественности

3. Руководству

4. Всем работникам

5. Пользователям или потребителям

Б. Свободная передача

1. Работникам (и) или их пенсионному фонду

2. Пользователям или потребителям

3. Общественности

4. Первоначальному владельцу (возвращение имущества)

В. Ликвидация

II.     Путем передачи полномочий

А. Контракт

Б. Привилегия

1. В сфере общественного владения или контроля (концессия)

2. На общественные активы (лизинг)

В. Дотация

Г. Гарантия

Д. Мандат

III. Путем замещения

А. Прекращение платежей

Б. Изъятие

В. Дерегулирование

 

1) Предприятие (или имущество) может быть продано единст­венному покупателю; это стало наиболее очевидной формой приватизации во всех постсоциалистических странах, ко­торая часто приводит к образованию совместных предприятий, в особенности, если государ­ство сохраняет за собой часть собствен­ности. В бывшей Восточной Германии частным (за­падногерман­ским) фирмам иногда платили за то, что они брали в свою собственность близ­кие к банкротству ГП, чтобы избежать политически болезненной их ликвидации с после­дующим уволь­нением всего рабочего персонала. Совместные предприятия порой создаются путем образования нового предприятия, поглощающего ГП и получающего дополнительный капитал от покупателя,

Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь