Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:40, курсовая работа
В данной работе изложены актуальные вопросы экономических реформ, происходя¬щих в экономике республики и промышленных предприятиях, в частности в процессе разго¬сударст¬вления и приватизации, а также состояние процесса преобразования форм собствен¬ности в Республике Беларусь. Излагаются вопросы порядка преобразования форм собствен¬ности в республике. Изложена информация о принятых законах, постановлениях и методиче¬ских указаниях, регламентирующих проведение приватизации с тем, чтобы законодательная и нормативная база приватизации помогла сделать правильный выбор при решении проблем, возникающих на прива-тизируемых предприятиях.
Для координации и контроля за ходом работ по преобразованию подведомственных предприятий в открытые акционерные общества в отраслевых министерствах и в других центральных органах создаются отраслевые комиссии.
Закон "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" определяет объекты приватизации, т. е. имущество, которое государство будет продавать в процессе приватизации. К ним относятся:
государственные предприятия, учреждения и организации;
предприятия, сданные в аренду;
выделенные в самостоятельные предприятия структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий;
здания, сооружения, оборудование и другие материальные и нематериальные активы предприятий; доли государства в имуществе хозяйствующих субъектов; акции, принадлежащие государству.
В зависимости от степени государственного регулирования все объекты приватизации разделяются на две группы:
объекты, приватизация которых осуществляется по решению Совета Министров Республики Беларусь;
объекты, приватизация которых осуществляется по решению органов Мингосимущества.
По специальному разрешению Совета Министров Республики Беларусь проводится приватизация предприятий и организаций, которые имеют особо важное значение для национальной экономики, определяют экономическую независимость и суверенитет. К таким объектам относятся предприятия электроэнергетики, пассажирского, автомобильного и речного транспорта, специализированные элеваторы, холодильники и др.
Для обеспечения контроля за деятельностью таких предприятий государство при их приватизации сохраняет за собой контрольные пакеты акций или доли в имуществе.
Все остальные предприятия приватизируются по решению соответствующих органов приватизации.
Эффективность процесса приватизации во многом определяется составом субъектов приватизации.
Субъектами приватизации являются физические и юридические лица, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право приобрести государственное имущество и подали в соответствующие органы приватизации заявку на его приобретение.
Субъектами приватизации могут выступать юридические лица с негосударственной формой собственности: частные, арендные и народные предприятия, хозяйственные общества и товарищества. Юридическими лицами с негосударственной формой собственности признаются те, у которых более 50 % уставного капитала образовано прямыми или косвенными вкладами, не относящимися к государственной форме собственности.
Особым субъектом приватизации является трудовой коллектив. Поскольку он не является самостоятельным юридическим лицом, органы приватизации не могут вступать с ним в договорные отношения по поводу купли-продажи государственного имущества. В связи с этим для целей приватизации на базе трудовых коллективов создаются либо организация арендаторов (на арендных предприятиях), либо хозяйственное общество или товарищество, участниками которых становится не менее 50 % членов трудового коллектива государственного предприятия.
В результате трудовой коллектив становится полноправным участником различных коммерческих сделок, в том числе и купли-продажи предприятия.
Все участники процесса реформирования государственной собственности в процессе разгосударствления и приватизации руководствуются соответствующими законодательными и нормативно-методическими документами.
1.5. Нормативное обеспечение разгосударствления и приватизации.
Для методического и нормативного обеспечения разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь разрабатывается система программ (рис. 1.2) и соответствующих им нормативных документов, которые регламентируют процессы реформирования государственной собственности.
Государственная программа разгосударствления и приватизации - нормативный документ, который определяет стратегию преобразования отношений собственности, цели, задачи, приоритеты, ограничения и порядок разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности. Она утверждается Верховным Советом Республики Беларусь на длительный период времени.
Государственная программа
Программа разгосударствления и приватизации объектов республиканской собственности |
| Программы разгосударствления и приватизации объектов коммунальной собственности
|
|
|
|
Отраслевые программы |
|
|
Рис. 1.2. Система программ разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
Принцип постепенности и поэтапности приватизации требует выявления объектов, которые, исходя из целей и задач приватизации, могут и должны быть приватизированы в первую очередь. В сложившейся экономической ситуации в Республике Беларусь такими объектами являются:
предприятия средних и небольших размеров, приватизацию которых осуществить проще, чем крупных, ибо от покупателя требуется относительно небольшое количество денежных средств и приватизационных чеков; затрагиваются интересы немногочисленных трудовых коллективов; незначительны объемы приватизационных работ;
высокорентабельные предприятия, являющиеся привлекательными для инвесторов объектами приватизации;
предприятия, выпускающие товары народного потребления и оказывающие услуги населению. Их приватизация создаст условия для увеличения объемов производства, повышения его эффективности, обеспечения конкурентоспособности продукции. Это позволит удовлетворить потребности внутреннего рынка в товарах народного потребления и услуг, что будет способствовать выходу республики из кризиса.
С учетом вышеизложенного Государственная программа в качестве первоочередных объектов приватизации выделяет предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автотранспорта (за исключением пассажирского), строительства, легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности и промышленности строительных материалов, а также предприятия, осуществляющие переработку сельскохозяйственного сырья, обслуживание сельского хозяйства, выпускающие продукцию производственно-технического назначения для перерабатывающей промышленности.
Кроме того, в первую очередь подлежат приватизации убыточные предприятия всех отраслей экономики, за исключением тех, приватизация которых запрещена, а также законсервированные и незавершенные, объекты, сроки строительства которых превысили нормативные более чем на два года.
На основе методологических подходов, определенных государственной программой, соответствующими органами приватизации разрабатываются программы разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской и коммунальной собственности. Эти программы представляют собой нормативные документы, которые определяют главную задачу, цели и пути разгосударствления и приватизации, а также механизм преобразования государственных и арендных предприятий в предприятия других хозяйственно-правовых форм, с учетом особенностей республиканской и коммунальной собственности.
Программы разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, ежегодно разрабатываются Советом Министров Республики Беларусь и утверждаются Президентом Республики Беларусь.
На основе Программы разгосударствления и приватизации объектов республиканской собственности министерствами и другими центральными органами управления разрабатываются отраслевые программы. В них выделяются, как правило, три раздела.
1. Характеристика финансово-хозяйственного состояния отрасли.
2. Выявление первоочередных объектов разгосударствления и приватизации.
3. Разработка стратегии преобразования.
Отраслевые программы включают перечни предприятий, которые подлежат разгосударствлению и приватизации в предстоящем периоде. При этом указывается стоимость имущества, способы и сроки разгосударствления и приватизации.
Важнейшим документом, регламентирующим процессы реформирования государственной собственности, является Перечень предприятий, подлежащих приватизации. Предприятия могут быть приватизированы только после включения их в этот Перечень.
Перечень объектов республиканской собственности формируется Мингосимуществом и его подразделениями на основании отраслевых программ, инициативы органов приватизации, предложений трудовых коллективов, физических и юридических лиц.
После согласования Перечня с местными исполнительными комитетами он утверждается Мингосимуществом и публикуется в печати.
Утвержденный Перечень предприятий, подлежащих разгосударствлению и приватизации, Мингосимущество направляет в областном разрезе соответствующим территориальным подразделениям для организации работ по разгосударствлению и приватизации объектов республиканской собственности.
Перечни объектов коммунальной собственности формируются соответствующими органами местных Советов депутатов.
Отраслевые Программы и Перечни объектов коммунальной собственности, подлежащих разгосударствлению и приватизации, разрабатываются на основе предложений, которые инициаторы приватизации подают в соответствующие органы.
Инициатива приватизации любого предприятия и включения его в Перечень приватизируемых объектов государственной собственности может исходить не только от органов приватизации, но и от любого физического или юридического лица, а также от трудовых коллективов.
Предложение - это документ, в котором инициатор обосновывает необходимость, целесообразность и возможность приватизации конкретного предприятия. В Предложении содержатся сведения об инициаторе и объекте приватизации, а также ее предполагаемые способ и сроки.
Для проведения работ по разгосударствлению и приватизации конкретных объектов создается комиссия по приватизации.
Комиссия по приватизации - временно действующий (на период приватизации объекта) орган, созданный Мингосимуществом или соответствующими подразделениями местных Советов депутатов, для организации выполнения работ по приватизации конкретного объекта.
1.6. Опыт приватизации за рубежом и возможность и перспективы его применения в Республике Беларусь.
В мировой практике известно три основных способа приватизации государственных предприятий(ГП): изменение статуса, передача полномочий и замещение. Первые два процесса протекают более активно, последний более пассивно. Каждый из данных способов включает ряд специфических методов, которые перечисляются в табл. 2.1 и затем соответственно рассматриваются.
Изменение статуса
Изменение статуса означает ликвидацию предприятия или имущества. Для этого требуется непосредственная позитивная акция со стороны государства, которая представляет собой одноразовое действие (хотя распродажа может осуществляться в несколько этапов). Предприятие или -имущество либо продаются, либо отдаются без остановки их функционирования, либо предприятие может быть ликвидировано (т.е. закрыто, а оставшиеся активы проданы).
Изменение статуса путем продажи. Таблица 2.1 показывает, что изменение статуса может быть осуществлено путем продажи ГП одному или более покупателям из пяти указанных типов.
Таблица 2.1.
Приватизация государственных предприятий, активов или видов деятельности[5]
I. Путем изменения статуса
А. Продажа
1. Частому покупателю (па аукционе, на торгах с подачей запечатанных заявок или путем переговоров)
2. 0бщественности
3. Руководству
4. Всем работникам
5. Пользователям или потребителям
Б. Свободная передача
1. Работникам (и) или их пенсионному фонду
2. Пользователям или потребителям
3. Общественности
4. Первоначальному владельцу (возвращение имущества)
В. Ликвидация
II. Путем передачи полномочий
А. Контракт
Б. Привилегия
1. В сфере общественного владения или контроля (концессия)
2. На общественные активы (лизинг)
В. Дотация
Г. Гарантия
Д. Мандат
III. Путем замещения
А. Прекращение платежей
Б. Изъятие
В. Дерегулирование
1) Предприятие (или имущество) может быть продано единственному покупателю; это стало наиболее очевидной формой приватизации во всех постсоциалистических странах, которая часто приводит к образованию совместных предприятий, в особенности, если государство сохраняет за собой часть собственности. В бывшей Восточной Германии частным (западногерманским) фирмам иногда платили за то, что они брали в свою собственность близкие к банкротству ГП, чтобы избежать политически болезненной их ликвидации с последующим увольнением всего рабочего персонала. Совместные предприятия порой создаются путем образования нового предприятия, поглощающего ГП и получающего дополнительный капитал от покупателя,