Принципы, цели государственной кадастровой оценки земли

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:27, дипломная работа

Описание работы

Ценность городских земель заключается в их способности приносить дополнительный доход. Для определения этого дохода проводится их кадастровая оценка. Основой определения кадастровой оценочной стоимости земельных участков является нормативный показатель цены земли – так называемая базовая ставка. Базовая ставка платы за земельные участки – нормативная цена земли, выражающая сущность средней величины земельной ренты в данных экономических условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………............
1 Принципы, цели государственной кадастровой оценки земли
1.1 Кадастровая оценка земли………………………………………………….
1.2 Правовое регулирование кадастровой оценки земли в РК………………
1.3 Методы оценки земли………………………………………………………
2 Кадастровая оценка городских земель г. Алматы
2.1 Общие положения…………………………………………………………..
2.2 Кадастровая стоимость земельных участков, предоставляемых государством для ведения товарного сельскохозяйственного производства, в частную собственность, под застройку или застроенные зданиями, расположенных за пределами черты населенных пунктов………
2.3 Оформление материалов кадастровой оценочной стоимости земельного участка……………………………………………………………..
2.4 Методика проведения работ по оценке земель…………………………...
2.4.1 Статьи 10, 11 Земельного кодекса Республики Казахстан: 10. Базовые ставки платы за земельные участки и кадастровая оценочная стоимость земельного участка; 11. Поправочные коэффициенты к базовым ставкам платы за земельные участки………………………………..
2.4.2 Средневзвешенная цена 1 кв.м жилья в Алматы на 20 июня 2010 г..
2.4.3 Определение кадастровой стоимости, балла бонитета……………...…
3 Кадастровая оценка земли г. Алматы на примере конкретного земельного участка
3.1 Определение кадастровой стоимости земельного участка………………
3.2 Расчет кадастровой оценки конкретного земельного участка…………...
3.3 Порядок расчёта работ по определению кадастровой стоимости: акт определения поправочных коэффициентов, план, координаты, ситуационный план, абрис земельного участка………………………….......
3.4 Актуализация результатов государственной кадастровой оценки городских земель г. Алматы……………………………………………….......
3.4.1 Эффективность актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель г. Алматы………………………………………..
Заключение……………………………………………………………...............
Список использованной литературы…………………………………………..
Приложения……………………………………………………………………..
Идентификационные характеристики земельного участка
Акт кадастровой стоимости земельного участка

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 644.00 Кб (Скачать)

• для оценки эффективности существующего функционального использования территории, расчетной поддержки проектных разработок генерального плана города и в планировании крупномасштабных мероприятий общегородского характера;

• для информирования широкого круга заинтересованных лиц о стоимости городских земель для осуществления их прав и обязанностей в отношении принадлежащей им недвижимости и планируемых сделок с недвижимостью.

Кадастровая оценка городских  земель является массовой оценкой, которая  одновременно выполняется на всей территории города и может включать следующие  основные этапы:

Этап 1 —подготовительные работы, сбор и обработка исходной рыночной и нормативной информации;

Этап 2 — функциональное зонирование территории города;

Этап 3 — исчисление стоимостных  показателей кадастровой оценки земель;

Этап 4 — ценовое зонирование территории города;

Этап 5 — оформление результатов кадастровой оценки городских земель (цифровых и графических).

Результатом кадастровой  оценки является кадастровая стоимость земли оценочной зоны, определяемая как рыночная стоимость единицы площади типичного для данной зоны земельного участка, установленная по уровню текущих рыночных цен на аналогичные земельные участки.

На стоимость земель влияют характеристики объектов недвижимости, расположенных на соответствующих  земельных участках, место расположения, соседство, экология, обременения и ограничения, физические характеристики грунтов и многие другие факторы.

Кадастровая оценка земли  проводится одновременно по всем землям административно-территориального образования.

Показатели кадастровой  стоимости не должны превышать уровня рыночных цен или предельных значений базовой стоимости на земельные участки аналогичного целевого использования, устанавливаемых органами власти субъекта РК по оценочно-территориальным зонам, различным городам и поселкам.

 

1.2 Правовое регулирование оценки земли в Республике Казахстан

 

Земельные отношения  в Казахстане – насущный и актуальный вопрос. Они складываются достаточно давно и на данный момент более-менее  утверждены. Довольно долго проводились  земельные реформы и на данный момент Правительством Республики Казахстан рассмотрен и в 2003 году принят новый Земельный Кодекс, в который опять-таки вскоре будут внесены некоторые изменения.

Земельные реформы в  Казахстане проводились в три  этапа . На первом этапе (1991–1993 гг.) был  введен в действие Земельный кодекс, принятый Верховным Советом в 1990 году, в котором категорически запрещались купля-продажа, дарение, сдача в залог земли, т.е. все основные атрибуты частной собственности на землю, кроме аренды. На втором этапе (1994–1995 гг.), согласно указам Президента по совершенствованию земельных отношений, разрешались рыночные сделки по продаже права на владение и пользование землей, но без существования акта купли-продажи земли, оставшейся в безраздельной государственной собственности. На третьем этапе (1996–2000 гг.) на основе статьи 6 Конституции Республики Казахстан закреплялась государственная и частная собственность на землю, предусматривая предоставление земельных участков физическим и юридическим лицам в постоянное и временное пользование.

До 1995 года земельные  отношения регулировались Земельным  кодексом, принятым в 1990 году. Согласно его базовым статьям земля  сохранялась в государственной  собственности, а за каждым субъектом  хозяйствования закреплялось право  долгосрочного землепользования. Субъектами землепользования могли выступать коллективные объединения (товарищества, государственные предприятия, акционерные общества, производственные кооперативы) и личные хозяйства, представленные в Казахстане крестьянскими (фермерскими) и лесопромысловыми хозяйствами. Все субъекты независимо от формы организации хозяйства по закону были наделены равными правами. Право землепользования стало наследуемым. Земли можно было сдавать в аренду, однако запрещалась ее купля-продажа или сдача в залог.

В 1995 году Президентом  Республики Казахстан и Правительством был сделан значительный шаг по пути реформирования земельных отношений. После принятия Конституции Республики Казахстан, где определено, что земля  может находиться как в государственной, так и в частной собственности, был принят Указ Президента Республики Казахстан «О земле» от 25 декабря 1995 года, который регулировал земельные отношения до 2001 года. Опыт координирования земельных отношений в республике в соответствии с реформами 1995 года открыл ряд проблем, требующих дальнейшего разрешения.

В 1996–1998 гг. сложилось  непростое положение: в пользовании  государственных земель осталось всего 11 млн. га земель, т.е. 6%, остальные 93,3% земель сельскохозяйственного назначения по законодательству закреплены или подлежат закреплению за собственниками и землепользователями, а также негосударственными юридическими, физическими лицами, отдельными гражданами или их группами, объединенными в товарищества, кооперативы. При этом в частной собственности оказалось всего 1/3 земельного фонда страны.

Таким образом, земельная  реформа потребовала от государства, в лице Президента и Парламента, новых действий и законодательных  корректировок, конституирующих сложившиеся  отношения. С принятием 24 января 2001 года Закона «О земле» реформа вступила на новый уровень своего развития. По словам Н.А. Назарбаева, «введение института частной собственности на землю позволит запустить ее в рыночный оборот и сделать нормальным инструментом труда» .

В Республике Казахстан  также было принято множество Постановлений Правительства РК, касающихся вопросов о земельных участках. Можно перечислить некоторые из них. Это Постановление Правительства РК «Об утверждении порядка определения оценочной стоимости земельных участков, продаваемых в частную собственность или предоставляемых в землепользование государством» от 1 октября 1996 года; Постановление Правительства РК от 13 августа 1998 года №763, Постановление Правительства РК от 12 мая 1999 года №566, в которых утверждены ставки платы за землю, продаваемую в частную собственность или предоставленную в землепользование; Постановление Правительства РК от 10 декабря 1996 года №1511 «Об утверждении порядка купли-продажи находящихся в государственной собственности земельных участков или права землепользования»; Постановление Правительства РК №1576 «Об утверждении ставок платы на землю, продаваемую в частную собственность или предоставляемую в землепользование государством»; Постановление Правительства РК от 6 июня 1996 года №710 «Об утверждении порядка ведения земельного кадастра РК» и т.д.

Касаясь вопроса ставок платы за земельные участки, можно  сказать, что на данный момент, как  было отмечено выше, действует Постановление  Правительства Республики Казахстан  от 2 сентября 2003 года №890 «Об установлении базовых ставок платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность, при сдаче государством или государственными землепользователями в аренду, а также размера платы за продажу права аренды земельных участков».

Совсем недавно Правительством страны был принят новый Земельный кодекс от 20 июня 2003 года №442-II, по которому в ближайшие 10 лет в частную собственность могут перейти 15% земель сельскохозяйственного назначения. Таков прогноз государственного Агентства по управлению земельными ресурсами республики.

Рассмотрим основные положения Земельного кодекса.

Земельным кодексом предусмотрены:

– три вида права землепользования: постоянного, временного и частной  собственности;

– два варианта выкупа земельного участка сельскохозяйственного назначения в частную собственность: по полной кадастровой (оценочной) стоимости и по льготной цене.

В Кодексе заложены положения  о публичном и частном сервитуте (право прохода, проезда, забора воды, прогона скота).

Кроме того, в частной  собственности граждан и негосударственных юридических лиц могут находиться земли под застройку или застроенными производственными и непроизводственными, в т.ч. жилыми зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением.

Согласно действовавшему Закону «О земле» от 24.01.2001 года земельные  участки сельскохозяйственного  назначения не могли находиться в  частной собственности. Данный институт распределялся только на участки, предоставленные (предоставляемые) казахстанским гражданам для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства. При этом собственниками таких земель не могут быть иностранцы и лица без гражданства.

Если говорить в целом о частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, то она имеется практически во всех странах с развитой рыночной экономикой. В США и Канаде они занимают 98%, Польше – 92%, Албании – 88%, Швеции и Германии – 95% т.д. 

Правда в Конституции страны 1995 года присутствует институт частной собственности на землю. Но такая норма не распространялась на земли сельскохозяйственного назначения, кроме земель под садоводство и дачное строительство.

По моему мнению, Земельный  кодекс в более полной форме регламентирует земельные отношения в стране, так как здесь включены те нормы, которые регулировались многочисленными подзаконными актами.

По своей структуре, логической последовательности, исчерпываемости  и однозначности трактовок тех  или иных норм Земельный кодекс в значительной степени превосходит разработанные до сих пор законы о земле. Такова общая оценка Кодекса одного из депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Он не исключает возможности и необходимости совершенствовать Кодекс в деталях.

Прежде всего, необходимо отметить, что Кодекс полноценно регламентирует отношения собственности на земли  государства, граждан, государственных  и негосударственных юридических  лиц. Он предполагает определить объектом частного землевладения земли сельскохозяйственного назначения и наделять ими граждан для развития домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства, дачного строительства, а также физических и юридических лиц для товарного сельскохозяйственного производства, научных и учебных целей.

Собственником земельного участка, предназначенного для товарного сельскохозяйственного производства, может стать физическое или юридическое лицо только после его выкупа. Разрешается выкуп в рассрочку. В течение этого периода земельный участок будет находиться только на праве владения и пользования. Если другие страны с переходной экономикой сначала вводили институт частной собственности на землю, а затем накладывали мораторий на право распоряжения земельным участком, то Земельный Кодекс Республики Казахстан предлагает решить эту проблему более последовательно. Также увеличен этот период на более длительный срок, а средства, поступающие от продажи земель, направить на обустройство села, прежде всего, на строительство и содержание дорог.

В Кодексе более четко  и доступно сформулированы нормы аренды, внесены некоторые концептуальные изменения. В частности, институт аренды будет отличаться от сегодняшнего тем, что будет отменена вторичная аренда или субаренда в конце этого года, продажа, дарение права аренды и другие сделки с правом аренды, за исключением передачи его в залог.

Кроме того, отменяется краткосрочная  аренда и остается один вид арендных отношений – это долгосрочная аренда сроком до 49 лет, а для иностранцев  – не более 10 лет. По данному вопросу  некоторые депутаты предлагали субаренду сохранить, обосновывая это тем, что половина сельских жителей, имеющих персонифицированные земельные паи, свои земли сдают в аренду. В новом Земельном кодексе следовало бы подойти к сохранению права на условную земельную долю, считают депутаты, так как она учитывает интересы всех сельских жителей.

С экономической точки  зрения важнейшим дополнительным источником финансирования сельского хозяйства  является развитие залоговых отношений. Как заверял директор филиала  «Астана» ОАО «БанкТуранАлем» Бахтияр Жуманов: «Земельный участок на праве частной собственности, праве постоянного землепользования или же праве временного долгосрочного землепользования может стать предметом залога. При оценке такого залога учитываются качественные характеристики земельного участка, урожайность за последние 2–3 года и т.д. под следующие процентные ставки: от 20% в валюте и 26% – в тенге. Ставки могут снижаться до 14% годовых в валюте. Обеспечением по кредиту какого-либо хозяйства могут выступать основные средства, включая сельскохозяйственную технику, здания, оборудования и пр. Как основной залог принимается, конечно же, земельный участок» .

Вопросы частной собственности  на земли сельскохозяйственного  назначения во всем мире регулируются государством. Такие меры государственного регулирования предусмотрены и в нашем Земельном кодексе:

1. Собственниками земель  сельскохозяйственного назначения  могут быть только граждане, физические  и юридические лица Республики  Казахстан. Иностранцы, лица без  гражданства и иностранные юридические лица могут быть только арендаторами земель сроком до 10 лет, запрещается им передавать землю в частную собственность. В то же время совершенно отрицать возможность участия иностранного бизнеса в этой отрасли было бы не совсем разумно. Можно предоставлять в аренду земли иностранцам, но с двумя главными условиями: они не будут иметь право на субаренду, при этом наследование арендуемых земель для них не предусмотрено.

2. В Кодексе четко  обозначены земли, которые не  могут быть проданы в частную собственность. Это земельные участки, занятые:

– для нужд обороны  и государственной безопасности, оборонной промышленности, находящейся  в государственной собственности; инженерно-техническими сооружениями, коммуникациями, возведенными для защиты и охраны Государственной границы Республики Казахстан; таможенных нужд;

– особо охраняемыми  природными территориями;

– лесным фондом, за исключением  земель, покрытых искусственными лесами, созданными за счет средств физических и негосударственных юридических  лиц;

– водным фондом, за исключением земельных участков, занятых водохозяйственными сооружениями межрайонного (областного) и межхозяйственного (районного) значения, а также ирригационными сооружениями, обслуживающими земельный участок одного хозяйствующего субъекта в случае приватизации указанных сооружений;

Информация о работе Принципы, цели государственной кадастровой оценки земли