Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:51, курсовая работа
В условиях рыночной экономики большое значение приобретает проблема безработицы. Занятость и безработица, характеризующие рынок труда, и использование имеющихся трудовых ресурсов - это не только экономические категории, но и важнейшие социальные индикаторы, отражающие национальное благополучие, эффективность осуществляемых реформ и их привлекательность для населения. Рыночная экономика не может существовать без рынка труда, основным результатом функционирования которого является формирование определенного уровня занятости населения. Так и невозможно найти в мире страну, где не было бы безработицы.
• инвалиды;
- люди, которые
в принципе могли бы трудиться,
• студенты
дневного отделения (поскольку должны
учиться);
• вышедшие
на пенсию (как по возрасту, так и
по состоянию здоровья);
• домохозяйки
(поскольку хотя и трудятся полный
рабочий день, но не в общественном
производстве и не получают плату
за свой труд);
• бродяги
(не хотят работать);
• люди, искавшие
работу, но отчаявшиеся ее найти
и поэтому прекратившие поиск (отчаявшиеся
найти работу учитываются в численности
не включаемых в рабочую силу, а
не в численности безработных).
К категории
включаемых в численность рабочей
силы относят людей, которые либо
имеют место работы в общественном
производстве, либо работы не имеют, но
работать хотят и работу активно
ищут. Поэтому общая численность
рабочей силы делится на две части:
* занятые
(employed - E) - это люди, имеющие работу
в общественном производстве, причем
неважно, занят человек полный
рабочий день или неполный (в
этом случае он считается
* безработные
(unemployed - U) - т.е. не имеющие работу,
но активно ее ищущие. Поиск
работы является главным
Таким образом,
общая численность рабочей силы
равна:
L = E + U. (1.1)
Количественная
характеристика безработицы может
быть представлена двумя основными
показателями, которые могут обрисовать
объективную картину
(1.2)
Второй
показатель - продолжительность безработицы
- измеряется средним количеством
времени, в течение которого незанятые
остаются без работы.
Очевидно,
оценить значимость безработицы, можно,
сопоставив уровень безработицы
с ее продолжительностью.
Экономистами
определяется также:
Ш уровень
фрикционной безработицы, который
равен выраженному в процентах
отношению количества фрикционных
безработных к общей
u фрикц. =
(Uфрикц./L) ? 100% (1.3)
Ш уровень
структурной безработицы, который
рассчитывается как отношение количества
структурных безработных к
u структ. =
(Uструкт./L) ? 100% (1.4)
Ш естественный
уровень безработицы. Если в экономике
существуют только фрикционная и
структурная безработица, то это
соответствует состоянию полной
занятости рабочей силы и означает,
что рабочая сила используется наиболее
эффективно и рационально. Уровень
безработицы при полной занятости
рабочей силы носит название «естественного
уровня безработицы» (u*). Это значит,
что все люди, которые хотят
работать и работу активно ищут,
работу рано или поздно находят. Таким
образом, естественный уровень безработицы
рассчитывается по следующей формуле:
u* = u фрикц.
+ u структ. = [(U фрикц. + Uструкт.)/L] ? 100% (1.5)
Ш уровень
циклической безработицы. Высчитывается
по следующей формуле:
u цикл.= u факт
- u* (1.6)
Уровень циклической
безработицы может быть как положительной
величиной - при спаде, когда фактический
уровень безработицы выше ее естественного
уровня и наблюдается неполная занятость
ресурсов, так и отрицательной
величиной - при буме, когда фактический
уровень безработицы меньше естественного
уровня безработицы и имеет место
сверхзанятость ресурсов. [1, c. 251-253]
Таким образом,
можно сделать вывод о
2. Безработица в Республике Беларусь
2.1 Официальная и фактическая безработица в РБ
Безработица
как официальное явление было
признано в РБ в 1991 году, тогда же
появились и первые безработные.
Согласно закону «О занятости населения
Республики Беларусь», к безработным
относятся «трудоспособные
Официальный
уровень безработицы в
Но в
нашей стране оказаться без работы
- это ещё не значит стать безработным.
Официально считается, что безработный
- это человек, который состоит
на учете в службе занятости. Но ведь
не каждый безработный захочет пройти
длительную процедуру регистрации.
Прежде чем получить статус безработного,
необходимо предоставить:
• справку
о составе семьи;
• копию
свидетельства о рождении детей;
• справку
о заработной плате с прежнего
места работы за 2 последних месяца;
• открыть
счет в банке, если такового не имеется.
[18]
Но даже
не все обратившиеся в службу занятости
признаются в последствие безработными.
В 1996 г. изменилось положение о признании
лиц, обратившихся в службу занятости,
в качестве безработных, и о постановке
их на учет. В получении данного
статуса отказано безработным, не отработавшим
в течение месяца определенное число
часов на общественных работах (Декрет
№7 от 17.03.1997 г. «О дополнительных мерах
по обеспечению занятости
· невыполнение
требований службы занятости;
· отказ
от предложений центром занятости
подходящей работы или прохождения
профессионального обучения, профессиональной
подготовки, повышения квалификации
и переподготовки по направлению
центра занятости;
· невыполнение
без уважительных причин месячной нормы
участия в оплачиваемых общественных
работах стали поводом для
приостановления выплаты
Ужесточение
процедуры регистрации
1) легализация
их бездеятельности;
2) статус
безработного обеспечивает ряд
социальных льгот (в уплате
за коммунальные услуги, например).
Представителям
первичного рынка труда, наоборот, нет
стимула регистрироваться в службе
занятости, так как:
1) организуемые
общественные работы
2) службы
занятости располагают
3) в период
безработицы затруднен
4) самым
главным аргументом является
невысокий размер пособия по
безработице, который не дает
возможности существовать без
дополнительного приработка, но
в случае появления такового
пособие не выплачивается. [6]
Средний размер
пособия по безработице на октябрь
2009 г. составил 42,9 тыс. руб. [13] Это намного
ниже даже установленного ООН статуса
бедности (доход в 2 доллара в день)
и составляет только 17,1% от бюджета
прожиточного минимума в стране (а
это, как известно, порог физического
выживания).
Поэтому для
квалифицированных специалистов и
рабочих регистрироваться в службе
занятости в качестве безработного
нет стимулов. Служба занятости предлагает
широкий спектр услуг, но очень ограниченной
категории граждан из числа нуждающихся
в трудоустройстве. Таким образом,
безработными признаются не более 70-80%
от обратившихся, а пособие получает
только около половины из тех, кто
признан безработным.
Международная
практика показала, что наиболее эффективный
способ определения безработицы - это
выборочные исследования населения (домашних
хозяйств). К сожалению, в нашей
стране расчет населения безработных
на основе социологических обследований
домашних хозяйств по методике Международной
организации труда как
Так, согласно
переписи населения 1999 г., уровень фактической
безработицы составил 5,9%, тогда как
уровень официальной
Таким образом, говоря об уровне безработицы в Беларуси, следует принимать во внимание отсутствие опросов рабочей силы, которые могли бы дать более точные данные, а также ужесточение требований к тем, кто стремится получить статус безработного в государственной службе занятости.
2.2 Особенности безработицы в РБ
Структура
официальной безработицы в
В общем
составе безработных на конец
октября 2009 года около половины всех
состоящих на учете безработных
составляет молодежь в возрасте от
16 до 30 лет (45,1%), средний возраст безработного
составляет 34,4 года. [13] Значит правомерно
говорить о такой проблеме, как
молодежная безработица. Проблема молодежной
безработицы частично была решена принятием
Советом Министров РБ «Положения
о порядке и условиях предоставления
первого рабочего места выпускникам
государственных высших, средних
специальных и профессионально-
Информация о работе Причины и уровень безработицы в Республике Беларусь