Причины и уровень безработицы в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики большое значение приобретает проблема безработицы. Занятость и безработица, характеризующие рынок труда, и использование имеющихся трудовых ресурсов - это не только экономические категории, но и важнейшие социальные индикаторы, отражающие национальное благополучие, эффективность осуществляемых реформ и их привлекательность для населения. Рыночная экономика не может существовать без рынка труда, основным результатом функционирования которого является формирование определенного уровня занятости населения. Так и невозможно найти в мире страну, где не было бы безработицы.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 4.docx

— 45.36 Кб (Скачать)

   Данным  категориям населения государство  гарантирует занятость путем  создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда  инвалидов), установления брони для  приема на работу, организации обучения по специальным программам. [14]

   С целью  снижения молодежной безработицы и  повышения шансов молодых людей  на рынке труда государство предоставляет  им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места  безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

   Немаловажной  гарантией трудоустройства выпускников  высших, средних специальных и  профессионально-технических учебных  заведений является их государственное  распределение: в 2008 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников.

   Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также  молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства  на специально созданные ученические  места по программе «Молодежная  практика».

   Так, в 2008 году на забронированные рабочие места  принято на работу 6 820 безработных  в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной  практики» трудоустроено 1 492 молодых  человека. [15]

   В рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения  особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.

   Первоочередное  право направления на профобучение получают безработные матери, которые  длительное время не работали в связи  с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.

   В 2008 году обучение основам предпринимательской  деятельности по направлению службы занятости прошли более 300 женщин.

   Для снижения остроты женской безработицы  в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.

   Активное  содействие занятости женщин дает результаты: за прошедший год их удельный вес  в численности безработных сократился с 60,6% (на 1 июня 2009 г.) до 56,9%.

   В республике уделяется повышенное внимание социально-психологической  и трудовой реабилитации длительно  неработающих граждан. Государственная  служба занятости организует для  них психологическую поддержку  и обучение приемам активного  поиска работы. Они получают направление  на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам  нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории  безработных организуются также  временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия - «Ярмарка вакансий», «День  предприятия» и др.

   Проблемы  трудоустройства и трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путем создания и бронирования для  них приспособленных рабочих  мест, организации профессионального  обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.

   Одной из существенных проблем в сфере занятости  населения является структурный  и территориальный дисбаланс  спроса и предложения рабочей  силы. За последние годы на национальном рынке труда сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность  безработных. Но при этом почти 77% имевшихся  вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально  не меняется на протяжении ряда лет.

   Для обеспечения  количественного и качественного  соответствия между предложением кадров и спросом на них служба занятости  совместно с органами образования, отраслевыми министерствами и местной  властью должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения  потребностей в специалистах в обозримом  будущем. [18]

   В Беларуси сохраняются определенные различия в состоянии и возможностях региональных рынков труда. Так, на конец 2008 года в  целом по республике на 1 безработного условно приходилось 1,36 вакантных  рабочих места, в г. Минске - 4,6, а  в Витебской области - только 0,8.

   Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий  ограничивает для местного населения  возможности и сферу приложения труда.

   Для ускорения  решения проблем социально-экономического развития таких административно-территориальных  единиц реализуется Государственная  комплексная программа развития регионов, малых и средних городских  поселений на 2007-2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. №265.

   В прошлом  году в развитие малых и средних  городских поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих  мест, из них 7,7 тыс. - в малых городах  с наиболее сложным положением в  сфере занятости.

   Как результат, за 2008 год улучшилась и стабилизировалась  ситуация с трудоустройством в 166 малых  городах республики, численность  безработных там снизилась на 2,9 тыс. человек, или на 27%.

   Решению проблемы занятости в сельской местности  способствует реализация Государственной  программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. №150. Повышение уровня сельскохозяйственного  производства, обустройство агрогородков оказывают позитивное влияние на занятость сельского населения.

   Решить  проблемы занятости сельчан в  немалой степени позволяет развитие агро- и экотуризма. В прошлом  году граждане, желающие заниматься этим видом бизнеса, получили льготы. [16]

   Так, можно  сделать вывод, что правительство  ведет активную политику занятости  и трудоустройства граждан. Реализуются  соответствующие государственные  программы, оказывается помощь в  поиске работы более уязвимым на рынке  труда группам населения, организуется бесплатное профобучение и переквалификация. Таким образом, государство стремится  создать условия для максимальной занятости, тем самым повышая  и общий уровень жизни населения.

   Заключение

   Проведя исследование, целью которого было изучение сущности безработицы, как сложного социально-экономического явления, а также изучение особенностей безработицы в Республике Беларусь, можно сделать ряд выводов.

   Безработица - неизбежное явление в рыночной экономике и одна из основных макроэкономических проблем, которая заключается, прежде всего, в серьезных экономических  и социальных издержках: не производится какая-то часть товаров и услуг; сокращаются налоговые поступления  в государственный бюджет; снижается  общий уровень жизни населения  и т.д.

   Существует  множество видов безработицы, из которых отдельно выделяют фрикционную, структурную и циклическую безработицу. В Беларуси доминирующим видом является структурная безработица, которая  вызвана в первую очередь быстрым  устареванием существующих знаний в  связи с переходом экономики  на инновационный путь развития.

   Одной из особенностей рынка труда в Беларуси является наличие скрытой безработицы. Это  вызвано, прежде всего, спадом производства, который вынуждает работников трудиться  неполный рабочий день.

   Говоря  о безработице в Беларуси, обязательно  стоит отметить и совершенно не отражающий действительное положение на рынке  труда способ измерения числа  безработных. Люди не видят для себя никакой выгоды и не спешат регистрировать себя в качестве безработных. Это  связано с чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными  возможностями переподготовки безработных  и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как  правило, низкооплачиваемых рабочих  мест. Таким образом, действующая  система регистрации безработных  государственной службой занятости  намного занижает реальные показатели безработицы в Беларуси.

   Что касается качественной структуры безработицы, то правомерно будет сказать о  ярко выраженной проблеме молодежной безработицы. Основной ее причиной, по моему мнению, является нежелание  предприятий принимать на работу неопытных сотрудников.

   Очевидно, чем более оперативный и кратковременный  характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность  использования прямого административного  воздействия. Поскольку решение  вопроса о наличии избыточной занятости в отечественной экономике  является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при  разработке концепции регулирования  экономических отношений занятости. Эта концепция должна включать:

   - макроэкономическое  регулирование, создающее общую  среду, содействующую эффективной  занятости (инвестиционная, структурная  политика, создание благоприятных  условий для мелкого бизнеса)  и улучшению качественных характеристик  человеческого капитала;

   - государственную  политику занятости, воздействующую  на формы, структуру, уровень  занятости и безработицы административными,  правовыми, финансово-кредитными  методами;

   - регулирование  занятости на предприятиях за  счет активизации действий кадровых  служб предприятий в направлении  создания внутренних рынков труда,  их сотрудничества с региональными  центрами занятости;

   - регулирование  отношений занятости с помощью  общественных организаций субъектов  этих отношений.

   Забота  государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости  как важной социальной гарантии для  экономически активного населения  является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно  совершенствоваться применительно  к новым условиям развития рыночной экономики, формирования эффективной  социальной политики.

   Список  использованных источников

   1. Базылев,  Н.И. Экономическая теория 3-е изд.  Стереотип/ Н.И. Базылев, С.П.  Гурко - Минск: Книжный дом,  Экоперспекива, 2004. - 637 с.

   2. Зеленкевич, М.Л., Клюня, В.Л., Черченко, Н.В. Учеб. пособие: 2-е изд., испр. - Мн.:ИП «Экоперспектива», 1998. - 336 с.

   3. Зенькова, Л.П. Макроэкономика / под ред.  Л.П. Зеньковой. - Минск: Новое знание, 2002. 

   4. Ивашковский,  С.Н. И24 Макроэкономика: Учебник. 2-е  изд., ИСГф., доп. - М.: Дело, 2002. -472 с. 

   5. Лутохина, Э.А., Козловский, В.Н., Бусько, В.Н. Макроэкономика: Соц. ориентир. подход: Учеб. пособие  / Под ред. Э.А. Лутохиной. - Мн.: Тесей, 2003. - 320 с. 

   6. Мониторинг  рынка труда Республики Беларусь.2007 г. / Комитет по занятости населения  при министерстве труда Республики  Беларусь. - Минск, 2007. 

   7. Новикова, И.В. Экономическая теория / под  ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. - Мн. Акад. упр. при Президенте  Респ. Беларусь, 2008. - ч. 2. - 230 с. 

   8. Разоренова, Л.В. Оценка уровня реальной  и скрытой безработицы в Республике  Беларусь // Квартальный бюллетень  клуба экономистов, выпуск 3. 86c. 

   9. Щербакова,  Е.А. Рост безработицы в мире  в 2008 году // Бюллетень «Население  и общество». - 2009. - №395. - С. 67-69. 

   10. Декрет  №2 от 23 января 2009 г. «О стимулировании  работников организаций отраслей  экономики». 

   11. Закон  РБ «О занятости населения  Республики Беларусь» (от 15 июня 2006 г.).  

   12. Статистические  материалы / Белорусский экономический  журнал. - 2009. - №4. 

   13. Статистический  ежегодник Республики Беларусь. - 2009 г. 

   14. Информационно-аналитический  центр при Администрации Президента  Республики Беларусь [Электронный  ресурс] / Официальный сайт президента  Республики Беларусь. - Минск, 2009. - Режим  доступа: http://www.president.gov.by. - Дата доступа: 13.11.2009. (14) 

   15. Комитет  по труду, занятости и социальной  защите облисполкома [Электронный  ресурс] - Минск, 2009. - Режим доступа:  http://www.minsk-region.gov.by Дата доступа: 13.11.2009 

   16. Материалы  к Единому дню информирования 19 февраля 2009 года. [Электронный ресурс] /Официальный сайт Минского городского  исполнительного комитета. - Минск, 2009. - Режим доступа: http://minsk.gov.by/upr/den_info/2009/den_info_20090219.shtml. - Дата доступа: 20.11.2009 г.

Информация о работе Причины и уровень безработицы в Республике Беларусь