Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:00, курсовая работа
Цель данной работы определить конкретно, что же такое уровень жизни, и, что необходимо сделать чтобы он был высоким. Поэтому можно выделить следующие задачи:
Определить различия между уровнем и качеством жизни
Выявить факторы, определяющие и имеющие влияние на уровень жизни
Определить компоненты, по которым изучается уровень жизни и изучить основные показатели, используемые в современном анализе уровня жизни
Изучить мировые проблемы уровня жизни
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Уровень жизни и его характеристика 6
1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6
1.2 Показатели уровня жизни 8
1.3 Уровень и качество жизни 11
2. Глобальные проблемы повышения уровня жизни 13
3. Уровень жизни в Республике Беларусь 16
3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16
3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Реферат
Курсовая работа: 26 страниц; 30 источников; 4 иллюстрации; 4 таблицы.
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ, БЕДНОСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Объект исследования – уровень жизни, как результат экономической деятельности индивидов, национальных экономик и мира в целом.
Предмет исследования – уровень жизни в Республике Беларусь, острейшие мировые проблемы.
Цель работы – на основе анализа уровня жизни в мире в целом и в Республике Беларусь в частности, выявить проблемы свойственные нашей стране.
Методы исследования – сравнительный анализ, качественный и количественный анализ, дедукция, системный анализ, предельный анализ, графический, статистический.
Автор работы подтверждает,
что приведенный в ней
__________________
(подпись студента)
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Уровень жизни и его характеристика 6
1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6
1.2 Показатели уровня жизни 8
1.3 Уровень и качество жизни 11
2. Глобальные проблемы повышения уровня жизни 13
3. Уровень жизни в Республике Беларусь 16
3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16
3.2 Пути и проблемы повышения
уровня жизни населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы выбрана не случайно. Выражение « уровень жизни» прочно вошло в нашу повседневную лексику и начало постепенно терять свой истинный смысл. Зачастую это понятие трактуется как высокообеспеченная жизнь для себя и своих родственников. Популяризация американского образа жизни и вместе с тем частое явление социальной несправедливости, сложили у людей впечатление, что уровень жизни может быть только высоким, а обеспечить себе такую жизнь может либо очень предприимчивый человек, либо мошенник. Правы они только в одном – в предприимчивости человека. Но не всем удалось родится предприимчивыми, кто-то оказался в трудной жизненной ситуации, но все же как-то живут. Если говорить просто, то как живёт человек – это и есть уровень его жизни, и быть он может как высоким, так и низким. Люди не машины, которые можно выкинуть, если те сломались, поэтому государство и все члены общества ответственны за тех, кто имеет низкий уровень жизни. Ведь эти люди скорее всего в прошлом старательно трудились на благо общества, исправно платили налоги, или готовы делать всё это сейчас, но у них возникли препятствия.
Образовательная и культурная
сфера, здравоохранение, производство
и потребление – всё это
взаимосвязано как прямо, так
и обратно. Экономическая деятельность
и личная жизнь людей тесно
переплелись, что возникла новая
сфера социально-экономического развития.
Эта сфера является главным объектом
деятельности любого государства, ведь
высшей ценностью считается человек
с его правами и свободами,
а государства создаются для
защиты людей и регулирования
взаимоотношений между ними. И
ответственность за такие явления
как голод и нищета лежит на
плечах государства, именно проводимую
им политику будут обвинять во всех
проблемах. Поэтому изучение динамики
уровня жизни населения, его прогнозирование
чрезвычайно важно для
Достаточно часто в нашей стране можно слышать жалобы населения на низкие зарплаты и пенсии, невозможность найти работу, высокие цены и, неподтверждённые никакими фактами, доводы, что в России жить гораздо лучше. Отличия в доходах и уровне жизни различных слоёв населения приводят к конфликтам в обществе, социальной отчуждённости, агрессии к государству и проводимой им политике. Поэтому проблема уровня жизни в нашем государстве стоит так же остро, как и в любом другом.
Цель данной работы определить конкретно, что же такое уровень жизни, и, что необходимо сделать чтобы он был высоким. Поэтому можно выделить следующие задачи:
В соответствии с поставленными
задачами, работа состоит из трёх частей.
Первая часть – теоретическая. В
ней подробно рассмотрены явления
уровня и качества жизни, дана характеристика
основным методологиям изучения уровня
жизни и его показателям. Вторая
часть посвящена мировым
Для написания работы использовалось множество научной и учебной литературы, статьи в журналах и газетах, новостная сводка. Так же много использовано статистических источников и проведён небольшой опрос среди знакомых как в нашей стране, так и в России и Украине.
1. Уровень жизни и его характеристика
1.1 Понятие и составляющие уровня жизни
Понятие «уровень жизни» является
характеристикой, которая отображает
социально-экономическое
Различные источники дают множество определений этого понятия, нередко и противоречивых. Общее мнение всех авторов лишь в том, что уровень жизни – это степень удовлетворения основных человеческих потребностей материальными благами. Но проанализировав их все, можно дать следующее определение:
Уровень жизни – это условия жизнедеятельности людей и степень удовлетворения их потребностей, которые фактически сложились на определённый исторический период.
Уже из определения видно
насколько это сложное и ёмкое
понятие. Оно затрагивает не только
экономические аспекты
Анализ любого явления подразумевает, что это явление будет сравниваться с другими похожими на него явлениями, что будут разыскиваться факторы, влияющие на него, что, в конце концов, будет изучаться не только одно это явление, но ещё и множество других взаимосвязанных с ним.
Оценивая уровень жизни, необходимо учитывать множество факторов. Во-первых, это исторические факторы. Нелогично сравнивать современные данные статистики с данными столетней давности и делать выводы, ориентируясь только на количественное изменение. Жизнь и прогресс не стоят на месте, потребности людей постоянно растут и изменяются, как увеличивается и само количество живущих на планете. Блага, которые ещё недавно могли быть роскошью, сегодня могут быть уже не востребованными либо вообще оказаться вредными для человечества. Или за какой-либо период продуктов станет вдвое больше, но при этом нельзя будет говорить, что уровень жизни увеличился на 100%, если население возрастёт в три раза.
Во-вторых, это географические
факторы. Условия, в которых живут
люди, могут существенно отличаться
по всей планете. Соответственно этим
условиям будут отличаться и потребности.
Так, в засушливых регионах люди будут
более нуждаться в чистой воде,
пище и в каком-либо простом жилище,
которое защищая от жары, при этом
не будет накапливать тепло. В
тоже время, в другой части планеты,
где более восьми месяцев в
год стоит отрицательная
В-третьих, это социально-культурные
факторы. В каждой культуре существуют
свои особенности. Если в одной стране
естественна дискриминация
Как бы не был сложен анализ
уровня жизни, но он все таки упорядочен
в четкую структуру и имеет
свои основные компоненты, что обеспечивает
большую объективность и
В структуре уровня жизни выделяют следующие компоненты:
Условия жизни. Здесь учитываются самые первостепенные потребности человека, такие как потребление (как продовольственных благ, так и непродовольственных и услуг), обеспечение достойными жилищными условиями и состояние здоровья.
Условия труда. Это все те факторы и условия, с которыми человек сталкивается в процессе своей трудовой деятельности. Тут подразумевается охрана труда, возможность травматизма и приобретения профессиональных заболеваний и санитарно-гигиенические условия на рабочем месте в целом.
Условия развития. Самая широкая составляющая. Включает в себя множество показателей, которые отображают практически все моменты современной человеческой жизни. К условиям жизни относят уровень дохода и структуру его распределения на расходы; уровни рождаемости, смертности и продолжительности жизни; развитие социальной сферы; наличие прав человека и уровень их соблюдения.
Экологическая безопасность. Компонент, возникший сравнительно недавно. Описывает состояние окружающей среды и степень её взаимовлияния с человеком.
Все эти компоненты существенно зависимы и пересекаются друг с другом и поэтому сложно судить о таком строгом их разграничении. И в практической жизни для более точной оценки в рамках каждой составляющей выделен ряд статистических показателей, которыми и целесообразней пользоваться.
1.2 Показатели уровня жизни
Как уже было сказано ранее, в экономическом анализе уровня жизни оперируют совокупностью из многих показателей. Их все можно разделить на две большие группы:
Для удобства международного сравнения ООН классифицировала основные показатели и выделила их в 12 групп:
При анализе всех этих показателей в различных странах, не стоит забывать о том, что количество их очень велико и уровень социально-экономического развития может существенно отличаться. Поэтому системы показателей уровня жизни всегда имеют страноведческую специфику и могут отличаться как составом показателей, так и их иерархией. В высокоразвитых странах на первых местах окажутся показатели безработицы, уровня доходов, наличия и количества социальных трансфертов. Для стран с переходной экономикой большее значение будут иметь показатели ВВП, доходов и структуры расходов, инфляции, безработицы. В развивающихся странах важнейшими параметрами будут душевое потребление, демографические показатели, санитарно-гигиенические условия. Специфика последней группы стран объясняется тем, что значительная часть их населения находится за чертой бедности и фактически борется за выживание.
Целесообразно ниже более подробно рассмотреть те показатели, которые в дальнейшем будут использоваться для анализа уровня жизни в Республике Беларусь.
Самый первый показатель, который
упоминают при сравнении