Повышение эффективности управления предприятиям

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Целью является анализ существующей системы управления предприятием ОАО “ Мечта ” и поиски путей и способов повышения управленческого потенциала.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

Проанализировать методы управления на предприятии ОАО «Мечта»;
Изучить системы и факторы повышения эффективности управления предприятием;
Внедрить предложения по усовершенствованию эффективности управления предприятием.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3


Раздел 1. Теоретический обзор и анализ проблемы исследования в рыночных условиях……………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность, экономическое содержание управления деятельностью предприятия………………………………………………………………………....5
1.2. Система управления предприятием………………………………………….11
1.3. Нормативно - правовая база руководства предприятием…………………..23


Раздел 2. Аналитическая оценка методов управления предприятия…………...29
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………….29
2.2. Внутренние факторы повышения эффективности работы предприятия…..32



Раздел3. Предложения по совершенствованию управления предприятием…...37
3.1.Экономическая эффективность усовершенствования системы управления..37


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………

Список используемой литературы………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Повышение эффективности управления.doc

— 697.05 Кб (Скачать)

    кие и органические.

  Механистические (бюрократические) или жесткие организационные и управленческие структуры малоподвижны, стабильны, система планирования и контроля строго иерархичны, а решения принимаются высшим руководством. Это централизованные структуры.

   Децентрализованные структуры более гибкие, быстро меняющиеся. Они называются органическими, адаптивными.

        На рис.1.2  представлены варианты схем механистических структур управления - линейной и линейно-штабной. Это исторически первый и самый простой вид структуры. В линейной структуре руководитель выполняет все функции по управлению подразделением. Линейное управление строится на основе производственной структуры предприятия и  используется для управления организацией в целом (предприятие - цех - участок), а также ее подразделениями (начальник цеха - начальник участка - мастер). Отношения «руководство - подчинение» строятся на основе линейной структуры и в управленческих подразделениях (начальник отдела - начальник бюро-начальник сектора - руководитель групп).  Эту структуру используют небольшие фирмы с однородной и несложной технологией.

          

       

     

     

                                         

     

     

                                

     Рис. 1.2 Линейная организационная структура управления предлриятием 

     На рис.1.3 представлена схема функциональной структуры управления. Эта структура появилась в результате разделения управленческого труда по принципу его функциональной специализации. При такой структуре управление осуществляется всем предприятием в целом и по каждой функции в отдельности. Для выполнения каждой функции в системе создается специальное подразделение, деятельность которого направлена на решение специфического круга своих задач 

       
 
 
 
 
 

            

     

     

     

          
И1 И2 И3 И4 И5
 
 

Рис. 1.3 Функциональная организационная структура управления

                                                                               

              Наиболее распространенной является организационная структура, основанная на сочетании линейных и функциональных связей в организации - это линейно-функциональная, представленная на рис. 1.4

        В линейно-функциональной структуре принято такое разделение труда, при котором линейные звенья управления наделены правами единоначалия и выполняют функции распорядительства, а функциональные звенья призваны оказывать помощь линейным подразделениям и осуществлять планирование, координирование, стимулирование, учет, контроль, анализ, регулирование их деятельности в форме информирования и консультирования. Свое воздействие на линейные подразделения они осуществляют через линейных руководителей.

      Линейно-функциональная структура хорошо зарекомендовала себя на практике и поэтому положена в основу типовых форм управления.

         Такая структура в максимальной степени приспособлена к управлению предприятием в относительно стабильных условиях. 
 
 
 

      

      

      

      

      

      

            
И1 И2 И3 И4 И5
 

                         Рис. 1.4 Линейно-функциональная структура управления   Необходимость новых подходов к организации управления вызвана резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности и усложнением технологических процессов в условиях динамично меняющейся внешней среды.

   

                       

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             

      Рис. 1.5 Модель дивизиональной организационной структуры управления предприятием 

          Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры.  Такая структура является децентрализованной, основанной на центрах прибыли по продуктам, потребителям и регионам.

          Организация подразделений по продуктовому принципу является одной из первых форм дивизиональной структуры, и в настоящее время большинство крупнейших производителей потребительских товаров с диверсифицированной продукцией используют продуктовую структуру организации, приведенную на рис.1.6

       Организационная структура, ориентированная на потребителя находит применение в сфере образования, коммерческих банках, фирмах, торгующих оптом и в розницу.

  Создание региональных структур управления обусловлено расширением предприятия, распространением их влияния на больших территориях как в одной стране, так и за рубежом. Это обстоятельство делает необходимым учет региональной специфики в работе предприятия, требует предоставления региональным отделениям (независимо от их размеров) относительной самостоятельности в решении многих вопросов.

       Органические структуры управления

     Эти структуры обеспечивают быструю реакцию предприятия на изменения внешней среды, способствуют внедрению новых производственных технологий. Обычно выделяют два вида  адаптивных структур: программно-целевой и матричный.

                                  Программно-целевая структура управления

      Такая структура предполагает создание специального органа по управлению разработкой и реализацией крупных программ. 
 

     

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.6. Модель матричной организационной структуры управления 

        Возможны различные виды программно-целевых структур - от координационного типа до проектных. Программно-целевая структура представляет собой механизм управления, который накладывается на линейно-функциональную структуру, с тем чтобы повысить адаптивные свойства предприятия в динамичных внешних условиях его деятельности. Только чисто проектная программно-целевая структура может быть самостоятельной организационной формой управления. Централизованный тип программно-целевой организационной структуры управления применяют при реализации целевых федеральных крупных проектов, на практике  этот тип используется сравнительно редко. Координационный тип программно-целевой организационной структуры управления при увеличении координационных связей модифицируется в матричную структуру. На рис.1.6 представлены варианты матричной организационной структуры управления. Матричная структура построена на сочетании линейно-функциональной и программно-целевой структур управления. При этом создается специальный механизм их взаимодействия.

                               

          Главная особенность структур матричного типа состоит в обязательном создании специального, постоянно действующего органа, который занимается выполнением очередных комплексных программ. Его основная задача - распределение ресурсов между всеми программами. Взаимодействие программно-целевого органа с подразделениями линейно-функциональной структуры порождает новые горизонтальные связи в системе управления. Отсюда название «матричная структура».

          Особо следует обратить внимание на организационные особенности малых предприятий.

    Для малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Такая фирма обычно управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства. Глава фирмы нередко сам занимается бухгалтерским учетом и финансами, сбытом и снабжением, ценами и рекламой. Многое при этом зависит от его целеустремленности и работоспособности.

             По мере роста предприятия и объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляющего (собственника), агента по снабжению, часто выполняющего функции технолога, мастера, в подчинении которого находятся рабочие. Для временной работы приглашается бухгалтер. Совмещение профессий, управленческих функций, способствуют экономному использованию ресурсов.

        Главным требованием к управлению малым предприятием в условиях рынка является обеспечение его адаптивности (приспособляемости и гибкости) к меняющимся условиям хозяйствования.   

           Простая структура - основана на производстве единого продукта, непосредственном руководстве и не имеющая вспомогательных служб.

          Проведение вертикальной интеграции (вдоль производственного цикла) приводит к созданию функциональной структуры.     

     1.3. Нормативно - правовая база руководства предприятием

      Кроме внутренних органов управления предприятиями и организациями, существуют высшие органы общегосударственного управления всеми субъектами хозяйствования. Формирование и функционирование таких органов управления является объективно необходимым и целесообразным ввиду потребности в таких управленческих решениях, принятие и практическая реализация которых находятся вне возможностей и компетенции предприятий и организаций. Действующая в Украине система общегосударственного управления предприятиями, организациями и другими первичными звеньями (образованиями) национальной экономики показана на рис. 1.7.

      Президент Украины как глава государства в рамках своих полномочий, определенных Конституцией Украины, руководит всеми сферами деятельности общества, включая экономику. С этой целью он издает соответствующие указы и распоряжения, проводит деловые встречи и совещания с должностными лицами соответствующего уровня, осуществляет рабочие поездки в регионы (области, города), посещает те или другие предприятия (организации).

      Определенные управленческие решения принимает также глава Администрации Президента. Верховная Рада (парламент) Украины участвует в управлении экономикой, отдельными ее сферами и отраслями опосредованно, через формирование необходимой законодательной базы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

    

    

    

      

 

 

 
 

Информация о работе Повышение эффективности управления предприятиям