Повышение эффективности управления предприятиям

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Целью является анализ существующей системы управления предприятием ОАО “ Мечта ” и поиски путей и способов повышения управленческого потенциала.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

Проанализировать методы управления на предприятии ОАО «Мечта»;
Изучить системы и факторы повышения эффективности управления предприятием;
Внедрить предложения по усовершенствованию эффективности управления предприятием.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3


Раздел 1. Теоретический обзор и анализ проблемы исследования в рыночных условиях……………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность, экономическое содержание управления деятельностью предприятия………………………………………………………………………....5
1.2. Система управления предприятием………………………………………….11
1.3. Нормативно - правовая база руководства предприятием…………………..23


Раздел 2. Аналитическая оценка методов управления предприятия…………...29
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………….29
2.2. Внутренние факторы повышения эффективности работы предприятия…..32



Раздел3. Предложения по совершенствованию управления предприятием…...37
3.1.Экономическая эффективность усовершенствования системы управления..37


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………

Список используемой литературы………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Повышение эффективности управления.doc

— 697.05 Кб (Скачать)

     Трудовой коллектив предприятия составляют все граждане, которые своим трудом принимают участие в его деятельности на основании трудового договора (контракта, соглашения) или других форм, регулирующих трудовые отношения работника с предприятием. Полномочия трудового коллектива по его участию в управлении предприятием устанавливаются уставом или другими учредительными документами в соответствии с требованиям законодательства.

     Решения по социально-экономическим вопросам, касающимся деятельности предприятия, вырабатываются и принимаются его органами управления при участии трудового коллектива и уполномоченных ним органов.

      Особенности управления предприятиями отдельных видов (организационных форм предприятий) устанавливаются законодательством. Объективная необходимость управления любым субъектом хозяйствования обусловлена процессами разделения труда в производстве или другом виде деятельности.

      Управление требует больших умственных усилий независимо от того, какой области оно касается - управление деятельностью, окружением или  людьми. Управление деятельностью организации означает стремление к достижению максимальных результатов работы. Работа руководителя имеет своей целью достижение людьми их личных целей.

      Для того чтобы управленческая деятельность осуществлялась хорошо, необходимо выполнение ряда условий:

      Субъект и объект управления должны соответствовать друг другу. Если они не смогут понять друг друга в процессе работы, то они не реализуют свои потенциальные возможности. Так, если руководитель и подчиненный не будут совместимы психологически, то между ними начнутся конфликты, которые окажут плохое влияние на результаты работы.

      Субъект и объект управления должны обладать самостоятельностью. Субъект управления не в состоянии предусмотреть все интересы объекта и возможные варианты его действий в разных ситуациях. Когда в качестве объекта управления являются люди, обладающие своими взглядами, на ситуацию, стремлением, мышлением они должны иметь возможность, реализовать свои возможности на практике. При отсутствии такой возможности люди либо подавляют свою активность, либо стараются добиться своего мнения.

      Субъект и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; один - в отдаче необходимых команд, другой - в их своевременном исполнении. Возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта, выполнять поступающие команды. Степень достижения участниками управленческой деятельности своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей самого управления.  И это составляет целую проблему управления в том случае, когда его субъект и объект не связаны отношениями собственности.

      Таким образом, можно сделать вывод, что управление повсюду сопровождает деятельность человека. И всякая деятельность человека нуждается в управлении. Благодаря управлению оказывается возможной эта деятельность. Чем лучше осуществляется управление, тем выше вероятность успеха. От управления зависит реальность предвидения результата, четкость и согласованность действий людей. А так же заинтересованность человека - участника совместного труда в общем, результате. Вот почему начиная с определенного этапа развития производства и общества, все большее внимание уделяется управлению. Ставятся задачи совершенствования управления, поиска новых форм, определение возможностей его развития, используя средства новой техники, обогащения информацией и прочее.  

     1.2. Система управления предприятием 

     Управление предприятием - это постоянное и системное влияние на деятельность его структур для обеспечения согласованной работы и достижения конечного положительного результата. Выделяют следующие функции управления:

     Планирование - процесс определения целей деятельности, прогноз будущего развития и объединение индивидуальных задач работников предприятия или другого субъекта хозяйствования для достижения общего положительного результата деятельности.

     Организация -процесс формирования структуры производственно-хозяйственной или другой системы, распределение задач, полномочий и ответственности между работниками субъекта хозяйствования для достижения общих целей его деятельности.

     Мотивация - процесс, побуждающий работников к общим согласованным действиям, которые обеспечивают достижение поставленных общих целей деятельности.

     Контроль - процесс определения достигнутых за определенный период результатов деятельности, сравнение достигнутых результатов с запланированными и корректирование деятельности для выполнения задач плана на надлежащем уровне.

     Основными принципами организации процесса управления производственным предприятием являются:

  1. Экономичность - достижение максимально возможных результатов деятельности при минимальных затратах;
  2. системность - каждое звено в производстве рассматривается как 
    часть большой технико-экономической системы, в которую оно входит;
  3. пропорциональность -- постановка задач, определение средств 
    и способов их осуществления с учетом необходимости соблюдения 
    согласованного развития субъектов управления;
  4. личная материальная заинтересованность -- материальное по 
    ощрение работников по результатам работы;
  5. директивность, единоначалие и самоуправление. Принцип директивности применяется в процессе управления государственными пред 
    приятиями (организациями). Единоначалие - принцип, при котором 
    любое управленческое звено возглавляет руководитель, несущий полную ответственность за результаты деятельности и имеющий право 
    подписи на банковских и других юридических документах. Само 
    управление действует в звеньях управления, где собственником ресурсов и результатов деятельности является трудовой коллектив.
 

              Эффективность работы предприятия существенно зависит от организационной формы, выбранной для управления им. Поэтому организационная структура должна соответствовать конкретному объекту управления (предприятию), его целям и условиям, в которых осуществляется функционирование объекта и управление им.

        Для существования организационной структуры управления необходимо:

  • разделение и кооперация общественного труда;
    • обособление звеньев (органов) управления по функциям управления, необходимых для достижения цели системы;
    • наличие отношений по управлению, реализующих связи различного характера (координации, субординации) между выделенными звеньями и ступенями управления.        

            Организационная структура предприятия - это внутренняя упорядоченность, согласованность и взаимодействие отдельных частей единого целого. Организационная структура формируется из двух взаимосвязанных составных частей: структуры управления и производственной структуры предприятия.

       Структура управления определяется как форма распределения и координации управленческой деятельности на предприятии. Она включает состав органов управления и устанавливает характер отношений между ними.

   Производственная структура предприятия определяется составом основных производственных подразделений предприятия и характером их взаимосвязи.

  Сначала формируется производственная структура, а затем как производная от нее строится организационная структура управления предприятием.

           Элементами структуры управления являются отдельные работники (генеральный директор, его заместители), службы и другие звенья аппарата управления, т.е. звено управления - самостоятельное структурное подразделение (отдел, бюро, сектор), выполняющее определенную функцию управления, ее часть или совокупность нескольких функций, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

        Ступень управления - это единство звеньев определенного уровня, иерархия управления (управление предприятием, цехом, участком и т.д.).

         На организационную структуру управления предприятия влияют ряд факторов:

      организационно-производственные факторы:

  • размер организации;
  • производственный профиль фирмы;
  • характер выпускаемой продукции и технология ее производства;
  • ориентация на местный, национальный или внешний рынки;
  • характер объединения.

          Организационно-управленческие факторы:

  • выбранная стратегия развития (поглощения, роста, сокращения);
  • функции управления;
  • используемые информационные технологии;
  • система методов управления;
  • стиль работы руководителя.

Признаки оптимальной организационной структуры:

  • Небольшие подразделения с высококвалифицированным персоналом;
  • Небольшое число уровней руководства;                        
  • Наличие в структуре групп специалистов;
  • Ориентация графиков работы на потребителей;  
  • Быстрая реакция на изменения;
  • Высокая производительность труда;
  • Низкие затраты.

 Последовательность выбора организационной структуры:

    1. Сначала определяется миссия.
    2. Разрабатывается стратегия.
    3. Формулируются цели деятельности.
    4. Разрабатывается функциональная структура организации.
    5. Определяется квалифицированный состав работников.
    6. Определяется должностной состав работников.
    7. Формулируются цели и задачи деятельности работников

       В зависимости от видов организации (отраслей, видов продукции или услуг, размеров, количества предприятий, и др.) выстраивается и структура управления; возникают уровни управления по вертикали и координирующие центры по горизонтали.

         Каждый управленческий орган относится к конкретному объекту управления - группе, бригаде, цеху, отделу, корпусу, заводу и др. Поэтому структура управления всегда   совпадает с общей структурой организации, которая классифицируется на линейную, функциональную, линейно-функциональную, дивизиональную, программно-целевую, проектную, матричную и др.

       При создании организационной структуры управления необходимо учитывать основные принципы:

  • Принцип единства распорядительности и персональной ответственности;
  • Принцип соблюдения норм управляемости;
  • Принцип соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена управления и должностного лица;
  • Принцип сочетания централизации и децентрализации.

      Согласно принципу единства распорядительства и персональной ответственности работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать перед ним.

      Путем  делегирования  линейных  полномочий  устанавливается  нормы управляемости, которые определяют число подразделений и число уровней управления. Итак, норма управляемости - число работников, подчиненных одному линейному руководителю, при котором суммарная трудоемкость выполняемых им функций приближается к нормативу (8 час в день, 40 час. в неделю и т.д.), а эффективность управленческого труда удовлетворяет требованиям организации.

         Норма управляемости зависит от следующих факторов:

  • уровня управления, 
  • уровня решаемых задач,
  • квалификации руководителей   и подчиненных.

         Необходимо стремиться к минимальной норме управляемости, что способствует эффективной координации действий и постоянному контролю за подчиненными. 
        Нормы управления на предприятиях различных отраслей промышленности 
варьируют в широком диапазоне и в среднем могут составлять 7-10 человек.

  • высший уровень руководства -3-5 чел.
  • средний уровень руководства 10-12 чел.
  • нижний уровень управления -25-30 чел. при выполнении простых работ.  

    Структуры управления подразделяются на две большие группы-механистичес-

Информация о работе Повышение эффективности управления предприятиям