Понятие занятости, ее формы и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексный и последовательный анализ теоретических положений макроэкономического анализа в сфере обеспечения занятости и практической деятельности органов государственного управления Республики Беларусь, обеспечивающих решение задач обеспечения занятости и противодействия безработице в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Понятие занятости, ее формы и виды 5
1.1 Понятие, сущность, виды и основные теории занятости 5
1.2 Объективная необходимость и основные направления государственного регулирования занятости 11
ГЛАВА 2 Тенденции развития занятости в мировом сообществе 18
ГЛАВА 3 Особенности отношений занятости в Беларуси и ее государственное регулирование 31
3.1 Правовые основы формирования и основные направления обеспечения занятости в Республике Беларусь 31
3.2 Анализ рынка труда Республики Беларусь 35
3.3 Перспективы развития и совершенствования белорусской системы обеспечения занятости и противодействия безработице 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа макроэкономика.doc

— 468.00 Кб (Скачать)

     В результате принятых мер в малых  городах республики количество безработных  по сравнению с началом года уменьшилось  на 1238 человек (с 7558 человек на 1.01.2010 до 6321 на 1.12.2010), или на 16,4 процента, количество вакансий увеличилось с 6,1 тыс. до 9,2 тыс. рабочих мест, или на 50,8 процента. Напряженность на рынке труда малых городов сократилась с 1,2 безработного на вакансию на 1.01.2010 (по республике 1,2) до 0,7 на 1.12.2010 (по республике 0,7). Этот показатель варьируется от 1,1 Витебской областях до 0,4 в Минской [26].

     В течение 2010 года отмечался рост вакансий, заявленных в органы по труду, занятости  и социальной защите, и на конец 2010 г. число вакансий составило 52,2 свободных рабочих места. На конец ноября на одну заявленную вакансию условно приходилось 0,7 безработных (на конец 2009 г. — 1,1 безработных). Из общего числа вакансий 78,0 процентов предназначены для трудоустройства рабочих [26].

     Уровень безработицы составлял 0,7 процента к численности экономически активного населения (задание Программы — 1,2 —1,5 процента) [26].

     По  данным Белстата, численность занятых в экономике республики в 2010 г. составила 4648,6 тыс. человек при прогнозе на конец 2010 года 4740 тыс. человек [26]. 

    1. Перспективы развития и совершенствования белорусской системы обеспечения занятости и противодействия безработице
 

     Рынок труда различных социально—экономических систем испытывает потребность в существовании посредников, которые гражданам помогают найти подходящее место работы, а нанимателю — работника соответствующей квалификации. Такими посредниками в Республике Беларусь являются государственные институциональные структуры содействия занятости — подразделения (управления, отделы) по занятости органов (комитетов, управлений) по труду, занятости и социальной защите исполнительных комитетов различных административно—территориальных уровней.

     Именно  в эффективном функционировании данных структур может, по мнению И. А. Ефименко, быть заложены основы качественной реализации политики занятости, проводимой в Республике Беларусь [11, с. 66].

     Совершенствование деятельности структурных подразделений  занятости следует осуществлять в следующих двух направлениях: повышение качества обслуживания клиентов; формирование единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование рынка труда [11, с. 74].

     Одной из функций органов государственной  службы занятости является оказание услуг в сфере трудоустройства и подбора кадров. В роли клиентов выступают население (безработные и лица, обращающиеся за содействием в трудоустройстве), юридические лица и индивидуальные предприниматели (потенциальные наниматели). Следовательно, одним из критериев эффективности деятельности данной структуры является качество обслуживания. Единое информационное пространство, на наш взгляд, следует рассматривать как инновационный институт функционирования рынка труда, который позволит создать новые правила поведения субъектов, способствующие снижению трансакционных издержек, в частности затрат средств и времени на поиск и обработку интересующей информации о состоянии указанного рынка.

     Данное  информационное пространство включает три ключевых элемента:

     — информационные ресурсы, основу которых должны составлять базы данных двух типов. Одна из них отражает спрос на труд со стороны нанимателей и предназначена для аккумулирования информации об имеющихся вакансиях, другая содержит информацию о предложении рабочей силы, т.е. о профессионально—квалификационном составе зарегистрированных безработных и лиц, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в поиске работы. Кроме того, информационное поле должно содержать аналитические обзоры о состоянии и перспективах развития рынка труда, а также сведения профориентационного характера;

     — организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства. Таковыми в Республике Беларусь призваны стать Комитеты по труду, занятости и социальной защите областных исполнительных комитетов. Традиционные для отделов занятости управлений по труду, занятости и социальной защите городских и районных исполнительных комитетов функции (сбор, обработка, хранение информации о состоянии спроса и предложения на рынке труда) дополнятся такими, как передача, распространение и информационное сопровождение ресурса данного вида;

     — средства информационного взаимодействия клиентов, обеспечивающие последним доступ к данным о состоянии рынка труда и его конъюнктуре, специализированные печатные издания (газеты) не только на республиканском, но и на региональном уровне; WEB—узел или WEB—плат—форма для публикаций резюме и вакансий; интерактивные информационные киоски (тач—скрины); информационно—справочная интерактивная многоканальная телефонная система. Эффективность функционирования данного информационного пространства напрямую зависит от степени насыщенности информационного поля оперативной и достоверной информацией о состоянии рынка труда, а также от равномерного территориального распределения средств информационного взаимодействия и их разветвленной структуры [11, с. 75].

     Таким образом, подразделения (управления, отделы) занятости органов по труду, занятости  и социальной защите исполнительных комитетов различного уровня (областного, районного) являются важнейшим институтом рынка труда, осуществляющим статистический учет безработицы, прогнозирование развития данного рынка, оказание услуг незанятому населению и подбор кадров для нанимателей. Кроме того, отделы городских и районных исполкомов выступают в качестве первичных структур в сфере реализации государственной политики содействия занятости на региональном и локальном уровнях. Основными критериями их эффективности являются результативность использования местного целевого финансирования, охват безработных активными программами и мероприятиями содействия занятости, востребованность услуг у населения. Оптимизация этих показателей повысит эффективность работы рассматриваемых подразделений и будет способствовать активизации государственной политики занятости, в том числе в региональном аспекте [11, с. 76].

     Дальнейшее  совершенствование деятельности органов по труду, занятости и социальной защите следует рассматривать в контексте развития социально—экономической системы Республики Беларусь, т.е. оно должно соответствовать принципам социально ориентированной рыночной экономики и бурному развитию инноваций. 

     В заключение третьей главы хочется  отметить следующие существенные моменты.

  1. За прошедшие годы в Республике Беларусь проведены системные преобразования нормативно—правовой базы рыночных институтов, в том числе в сфере трудовых отношений и занятости, разработаны конституционные гарантии и законодательное обеспечение рыночных реформ. Важнейшие параметры и основные целевые показатели в этой сфере обосновываются в пятилетних программах и годовых прогнозах социально—экономического развития страны, в годовых государственных программах занятости населения.
  2. Следует отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь действует четкая нормативно—правовая база в сфере организации занятости, учитывающая реалии белорусской экономики. В республике проводится также активная государственная политика содействия самостоятельной занятости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

     В ходе проведенного исследования темы были сформулированы следующие выводы.

  1. Достижение высокого уровня занятости является одной из ключевых целей макроэкономической политики, так как численность занятых экономической деятельностью существенно влияет на макроэкономическое равновесие и экономический рост в экономике.
  2. Полная занятость может наблюдаться и при наличии безработицы. Такой уровень безработицы называется естественным. Реальный объем национального продукта, произведенного при естественном уровне безработицы, называется производственным потенциалом страны.
  3. Безработица — это социально—экономическое явление, свидетельствующее о том, что определенная часть трудоспособного населения не находит применения своим умственным и физическим способностям в силу причин, не зависящих от них. К безработным, по решению Международной организации труда, относят лиц, достигших трудоспособного возраста, которые на момент учета были без работы, но готовы немедленно приступить к работе и ищут ее.
  4. Существует еще и так называемая самозанятость. Под самозанятостью понимают такую занятость, которая осуществляется по собственной инициативе под своим управлением и не имеет общепринятых форм оплаты труда.
  5. Неспособность рынка труда при несовершенном его виде самостоятельно, автоматически саморегулироваться вызывает необходимость в существовании целенаправленных действий государства по регулированию занятости, которые находят свое выражение в форме политики занятости.
  6. С целью сокращения безработицы государство использует социальную, макроэкономическую политику и политику в сфере занятости. Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.
  7. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно—кредитных и бюджетно—налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.
  8. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во—первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во—вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, в—третьих, программы содействия найму рабочей силы. И наконец, программы по социальному страхованию безработицы.
  9. Можно утверждать, что сегодня можно утверждать, что для стран с транзитивной экономикой безработица — чрезвычайно сложный по своей экономической, социальной, политической природе феномен рыночной экономики. Некоторый уровень безработицы — неизбежное свойство свободного рынка, она составляет цену рыночной экономики. Очень высокий ее уровень ведет к экономическим потерям, социальному напряжению из—за ухудшения личного благосостояния людей.
  10. За прошедшие годы в Республике Беларусь проведены системные преобразования нормативно—правовой базы рыночных институтов, в том числе в сфере трудовых отношений и занятости, разработаны конституционные гарантии и законодательное обеспечение рыночных реформ. Важнейшие параметры и основные целевые показатели в этой сфере обосновываются в пятилетних программах и годовых прогнозах социально—экономического развития страны, в годовых государственных программах занятости населения. Система мониторинга рынка труда Республики Беларусь при Департаменте по занятости Министерства труда и социальной защиты отслеживает выполнение прогнозных параметров по таким блокам, как демографическая ситуация, состояние рынка труда, деятельность государственной службы занятости, безработица и меры по ее регулированию.
  11. Следует отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь действует четкая нормативно—правовая база в сфере организации занятости, учитывающая реалии белорусской экономики. В республике проводится также активная государственная политика содействия самостоятельной занятости.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
 
       1. Абалонов, С. Ю. Теории занятости: сравнительный анализ / С. Ю. Абалонов // Вестник РАН. Экономика. — 2008. — № 3. — С. 142-149.  
       2. Агеева, С. Г. Макроэкономика: учеб. пособие / С. Г. Агеева. — М. : Юнити, 2010. — 873 с.  
       3. Ананьев, А. С. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике / А. С. Ананьев // Вопросы экономики. — 2008. — № 2. — С. 49—57.  
       4. Антонова, Н. Б. Государственное регулирование экономики : учебник / Н. Б. Антонова. — Минск : Экоперспектива, 2002. — 628 с.  
       5. Базылев, Н. И. Экономическая теория : учеб. пособие / Н. И. Базылев [и др.]; под общ. ред. Н. И. Базылева. — Минск : Интерпрессервис, 2001. — 637 с.  
       6. Базылев, Н. И. Экономическая теория : учебник / Н. И. Базылев [и др.]; под общ. ред. Н. И. Базылева. — 3—е изд. — Минск : БГЭУ, 2001. — 752 с.  
       7. Демчук, М. И. Республика Беларусь : системные принципы устойчивого развития / М. И. Демчук. — Минск : РИВШ БГУ, 2003. — 216 с.  
       8. Демчук, М. И. Анализ государственной программы занятости населения / М. И. Демчук. — Минск : Амалфея, 2007. — 319 с.  
       9. Добрынин, А. И. Макроэкономика : учебник / А. И. Добрынин. — СПб : Питер, 2010. — 288 с.  
       10. Доклад о развитии человека 2005. Международное сотрудничество на перепутье / пер. С. Т. Марининой. — М. : Весь Мир, 2005. — 819 с.  
       11. Ефименко, И. А. Оценка и пути повышения эффективности институциональных структур содействия занятости населения в Республике Беларусь / И. А. Ефименко // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. — 2007. — № 6. — С. 66—76.  
       12. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика : учебник / С. Н. Ивашковский. — М. : Дело, 2002. — 672 с.  
       13. Карташева, А. И. Ситуация на рынке труда РФ : направления развития / А. И. Карташева // Экономист. — 2007. — № 12. — С. 68—72.  
       14. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). — Минск : Амалфея, 2005. — 48 с.  
       15. Лемешевский, И. М. Макроэкономика : учеб. пособие / И. М. Лемешевский. — Минск : ФУАинформ, 2004. — 576 с.  
       16. Лутохина, Э. А. Макроэкономика : социально ориентированный подход : учеб. пособие / Э. А. Лутохина. — Минск : Тесей, 2003. — 519 с.  
       17. Макроэкономика : учеб. пособие / М. Ю. Заславская [и др.]; под общ. ред. М. Ю. Заславской. — 3—е изд. — М. : Светоч, 2008. — 582 с.  
       18. Марчик, С. Г. Налог на труд не должен быть больше налога на капитал и природные ресурсы / С. Г. Марчик // Человек и труд. — 2009. — №°12. — С. 51.  
       19. Никитенко, П. Г. Модель устойчивого социально—экономического развития Беларуси : проблемы формирования и эволюции / П. Г. Никитенко. — Минск : Право и экономика, 2008. — 112 с.  
       20. О Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009—2010 годы : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 окт. 2008 г., № 1640 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 18.10.2010 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011.  
       21. О занятости населения : Закон Респ. Беларусь, 15 июня 2006 г., № 125—3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.10.2010 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011.  
       22. Реализация активных мер политики занятости / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа : http://www.mintrud.gov.by/ru/activity/ populbusy/realizacija. — Дата доступа: 09.02.2011.  
       23. Ромалина, М. С. Динамика рынка труда в Республике Беларусь / М. С. Ромалина // Экономический вестник. — 2007. — № 12. — С. 49—53.  
       24. Рынок труда наиболее массовых профессий по Республике Беларусь / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа : http://www.mintrud.gov.by/ru/activity/populbusy/rynok. — Дата доступа: 09.02.2011.  
       25. Сборник нормативно—правовых актов по международному праву / Министерство иностранных Республики Беларусь, сост. Д. В. Разумович. — Минск : Экоперспектива, 2010. — 983 с.  
       26. Состояние рынка труда Республики Беларусь / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа : http://www.mintrud.gov.by/ru/activity/sostojanie. — Дата доступа: 09.02.2011.  
       27. Шимов, В. Н. Национальная экономика Беларуси : учебник / В. Н. Шимов, Я. М. Александрович, А. В. Богданович; под общ. ред. В. Н. Шимова. — 2—е изд. — Минск : БГЭУ, 2006. — 751 с.  
       28. Шимов, В. Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков : проблемы, итоги, перспективы / В. Н. Шимов. — Минск : БГЭУ, 2003. — 437 с.  
 

 

САМОВОССТАНОВЛЕНИЕ  СОСТОЯНИЯ РАВНОВЕСИЯ 

 

     Примечание  — Источник: [2, с. 126]. 

РЫНОК ТРУДА НАИБОЛЕЕ МАССОВЫХ ПРОФЕССИЙ ПО РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Рынок труда наиболее массовых профессий 
в Республике Беларусь  
на 01.06.2010 г. 
Наименование  профессий и специальностей Количество  свободных рабочих  
мест (вакансий)
Численность  
безработных
1. Городская местность
1.1 рабочие 
Водитель  1 498 918
Дорожный  рабочий 419 205
Каменщик 2 005 459
Контролер—кассир (контролер) 450 269
Кровельщик  по металлическим кровлям 513 120
Маляр 671 432
Машинист  бульдозера, экскаватора 451 40
Машинист  крана (крановщик) 241 61
Монтажник строительных конструкций 152 60
Облицовщик—плиточник 430 179
Плотник 931 480
Продавец 1 871 1940
Повар 479 329
Слесарь механосборочных работ 381 187
Слесарь по ремонту автомобилей 333 259
Слесарь—сантехник 530 218
Слесарь (прочие) 1 187 710
Столяр 261 211
Токарь 384 160
Тракторист 519 156
Швея 789 462
Штукатур 1 518 445
Электрогазосварщик 567 337
Электромеханик 134 22
Электромонтер 641 183
1.2 специалисты и служащие
Бухгалтер 199 603
Воспитатель 252 224
Врач 1 099 27
Инженер—программист 76 13
Инженер (другие) 625 383
Учитель 36 136
Мастер 380 161
Медицинская сестра 869 82
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ А
     
Фельдшер 262 12
Экономист 124 360
Юрист 51 200
2. Сельская местность
2.1 рабочие 
Водитель 412 200
Каменщик 114 115
Животновод 282 193
Оператор  машинного доения 463 140
Слесарь 296 246
Тракторист 938 233
Электромонтер 111 32
2.2 специалисты и другие служащие
Агроном 107 35
Бухгалтер 58 108
Ветеринарный  врач 253 18
Врач 82 2
Зоотехник 214 31
Инженер (прочие) 284 61
Медицинская сестра 58 21
Экономист 27 68

Информация о работе Понятие занятости, ее формы и виды