Понятие занятости, ее формы и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексный и последовательный анализ теоретических положений макроэкономического анализа в сфере обеспечения занятости и практической деятельности органов государственного управления Республики Беларусь, обеспечивающих решение задач обеспечения занятости и противодействия безработице в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Понятие занятости, ее формы и виды 5
1.1 Понятие, сущность, виды и основные теории занятости 5
1.2 Объективная необходимость и основные направления государственного регулирования занятости 11
ГЛАВА 2 Тенденции развития занятости в мировом сообществе 18
ГЛАВА 3 Особенности отношений занятости в Беларуси и ее государственное регулирование 31
3.1 Правовые основы формирования и основные направления обеспечения занятости в Республике Беларусь 31
3.2 Анализ рынка труда Республики Беларусь 35
3.3 Перспективы развития и совершенствования белорусской системы обеспечения занятости и противодействия безработице 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа макроэкономика.doc

— 468.00 Кб (Скачать)

     Обобщив и подытожив материалы второй главы, можно прийти к следующим выводам.

  1. Неспособность рынка труда при несовершенном его виде самостоятельно, автоматически саморегулироваться вызывает необходимость в существовании целенаправленных действий государства по регулированию занятости, которые находят свое выражение в форме политики занятости.
  2. С целью сокращения безработицы государство использует социальную, макроэкономическую политику и политику в сфере занятости. Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.
  3. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно—кредитных и бюджетно—налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.
  4. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во—первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во—вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, в—третьих, программы содействия найму рабочей силы. И наконец, программы по социальному страхованию безработицы.
  5. Можно утверждать, что сегодня можно утверждать, что для стран с транзитивной экономикой безработица — чрезвычайно сложный по своей экономической, социальной, политической природе феномен рыночной экономики.
  1.  
    Особенности отношений занятости  в Беларуси и ее государственное  регулирование
    1. Правовые  основы формирования и основные направления обеспечения занятости в Республике Беларусь
 

     На  основе Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» [21] принципами государственной политики в области занятости в Республике Беларусь признаны:

     1) обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;

     2) обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

     3) предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

     4) содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

     5) принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

     6) участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;

     7) международное сотрудничество в решении проблем занятости.

     В соответствии с основными принципами разработана и одобрена правительством Республики Беларусь Программа занятости населения, направленная на практическую реализацию политики занятости [4, с. 639]. Главной целью Программы провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости граждан Республики Беларусь. Осуществление этой цели предусматривает решение следующих задач:

     — оказание материальной помощи в трудоустройстве граждан;

     — материальная поддержка незанятого населения;

     — профессиональная подготовка и переподготовка незанятого населения;

     — бронирование, квотирование и создание рабочих мест на действующих предприятиях для граждан, не способных на равных конкурировать на рынке труда;

     — содействие предпринимательству и самозанятости как источникам создания новых рабочих мест;

     — развитие республиканской службы занятости, обеспечивающей компьютеризованный учет спроса и предложения рабочей силы в разрезе категорий граждан.

     Программа занятости конкретизируется по годам [4, с. 640]. Основные ее ориентиры исходят из реальных явлений, происходящих в сфере занятости населения Республики Беларусь. В связи с этим Программой предусмотрено:

     — реальное оказание помощи в трудоустройстве;

     — направление на подготовку и переподготовку с выплатой стипендий;

     — оказание материальной помощи по безработице.

     Кроме того, для трудоустройства лиц, не способных конкурировать на равных на рынке труда (инвалиды, молодежь и т. п.), Программа предусматривает создание на предприятиях и в организациях рабочих мест с частичной компенсацией затрат из средств государственной службы занятости, а также образование специализированных малых предприятий для инвалидов и молодежи при службе занятости.

     Государственная программа занятости населения включает следующие мероприятия (разделы) по обеспечению занятости населения: создание новых рабочих мест; содействие трудоустройству незанятого населения; обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено; содействие самостоятельной занятости безработных и поддержка их предпринимательской деятельности; организация оплачиваемых общественных работ; профессиональная ориентация и психологическая поддержка граждан, испытывающих трудности в поиске работы; развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных; формирование материальной, кадровой и научно—методической базы государственной службы занятости; мероприятия по стабилизации ситуации на рынке труда регионов с устойчиво высоким уровнем безработицы [8, с. 12].

     На  основе Государственной программы занятости местные органы власти разрабатывают региональные программы. Начиная с 1998 г., в республике разрабатываются отраслевые и региональные программы создания новых рабочих мест [8, с. 6].

     Финансовой  основой осуществления мер по регулированию занятости в Республике Беларусь являются ресурсы Государственного фонда содействия занятости. Они используются для выплаты пособий по безработице и проведения мероприятий по содействию занятости.

     В соответствии с действующим законодательством  все субъекты хозяйствования уплачивают в государственный фонд содействия занятости 1% от фонда оплаты труда.

     Нормативно—правовая база, обеспечивающая регулирование  рынка труда в республике, включает: законы и постановления парламента; указы и распоряжения Главы государства; постановления Правительства; приказы, инструкции, распоряжения уполномоченных органов государственного управления. Данные законодательные акты определяют правовые, экономические, социальные и организационные основы государственной политики занятости, оговаривают обязанности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей по обеспечению занятости, меры их экономической ответственности за нарушения законодательства о занятости, пути развития инфраструктуры рынка труда и прочее. По мнению многих ведущих специалистов, принятое Республикой Беларусь законодательство в области регулирования трудовых отношений в целом соответствует мировой практике [8, с. 9].

     В Конституции Республики Беларусь [14] четко выражена правовая норма, гарантирующая гражданам право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.

     В части 2 статьи 41 Конституции Республики Беларусь указано: «Государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом» [14].

     Основным  правовым документом, регулирующим вопросы  занятости и безработицы и  определяющим деятельность государственных  органов, является Закон Республики Беларусь «О занятости населения», принятый 30 мая 1991 г. [21] и позднее дополненный внесенными уточнениями и изменениями. Закон представляет собой нормативный акт, в котором определены правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости населения Республики Беларусь в условиях многоукладной рыночной экономики.

     В республике проводится также активная государственная политика содействия самостоятельной занятости. В соответствии с утвержденным Министерством труда Республики Беларусь Положением о содействии органами государственной службы занятости безработным в организации предпринимательской деятельности и ее дальнейшем развитии им предоставляются безвозмездные субсидии на организацию собственного дела в размере 20 минимальных заработных плат и ссуда до 150 минимальных заработных плат. В 2005 г. была поддержана предпринимательская инициатива 1556 человек, которые получили финансовую помощь в размере 11 млрд. руб., в 2006 г. финансовая помощь составила порядка 40 млрд. рублей [8, с. 47—48].

    1. Анализ  рынка труда Республики Беларусь
 

     Итоги текущего мониторинга показывают, что существенного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдается. Ситуация на рынке труда остается стабильной, управляемой, контролируемой и не выходит за рамки прогнозных показателей Государственной программы.

     В 2010 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 310,5 тыс. человек (98,6 процента к соответствующему периоду 2009 года), из них зарегистрированы безработными 192,3 тыс. человек (97,1 процента) [26].

     Рынок труда наиболее массовых профессий по Республике Беларусь представлен в приложении (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

     Реализация  активных мер политики занятости в Республике Беларусь представлен в приложении (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

     В рамках реализации Плана мероприятий  на 2010 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009—2010 годы в январе—ноябре 2010 г. [20] достигнуты следующие результаты:

     — обеспечено трудоустройство на новые рабочие места, созданные республиканскими и местными органами государственного управления, 167,9 тыс. человек;

     — оказано содействие в трудоустройстве на постоянную работу 191,0 тыс. человек, из них 126,8 тыс. — безработных;

     — направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 23,4 тыс. безработных;

     — трудоустроено 1,6 тыс. безработных из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально—технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики»;

     — организована адаптация к трудовой деятельности 490 инвалидов;

     — профинансированы и компенсированы нанимателям затраты на приобретение специализированного оборудования для создания 125 рабочих мест и трудоустройства инвалидов;

     — оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 2,7 тыс. безработным;

     — на новое место жительства и работы переселено 365 семей безработных;

     — в оплачиваемых общественных работах приняли участие 92,6 тыс. человек, в том числе 47,0 тыс. безработных;

     — в свободное от учебы время организована трудовая занятость для 31,8 тысяч человек из числа студенческой и учащейся молодежи [26].

     В сельской местности обеспечено создание рабочих мест для трудоустройства 19,9 тыс. человек, в том числе 1008 — в агрогородках.

     Особое  внимание уделяется стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых  и средних городских поселениях (далее — малые города). За 2010 г. в них создано 29,2 тыс. рабочих мест [26].

     В целях обеспечения занятости  населения в малых городах  органами по труду, занятости и социальной защите гор(рай)исполкомов в рамках Государственной программы: оказано содействие в трудоустройстве на постоянное место работы 50,6 тыс. чел, в том числе 32,5 тыс. безработным, направлено на профессиональное обучение 4,7 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации предпринимательской деятельности 742 безработным, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 27,6 тыс. человек, в том числе 12,3 тыс. безработных [26].

Информация о работе Понятие занятости, ее формы и виды