Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексный и последовательный анализ теоретических положений макроэкономического анализа в сфере обеспечения занятости и практической деятельности органов государственного управления Республики Беларусь, обеспечивающих решение задач обеспечения занятости и противодействия безработице в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Понятие занятости, ее формы и виды 5
1.1 Понятие, сущность, виды и основные теории занятости 5
1.2 Объективная необходимость и основные направления государственного регулирования занятости 11
ГЛАВА 2 Тенденции развития занятости в мировом сообществе 18
ГЛАВА 3 Особенности отношений занятости в Беларуси и ее государственное регулирование 31
3.1 Правовые основы формирования и основные направления обеспечения занятости в Республике Беларусь 31
3.2 Анализ рынка труда Республики Беларусь 35
3.3 Перспективы развития и совершенствования белорусской системы обеспечения занятости и противодействия безработице 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ
— Расширение программ по подготовке кадров, включая общеобразовательную и профессиональную подготовку. Квалифицированные кадры — один из главных источников роста эффективности экономики. Известно, что вложения средств в кадровые ресурсы способны приносить экономический эффект, сравнимый с инвестициями в новые технологии. Но последние дают действительно высокий результат только при условии, что они сопряжены с соответствующими вложениями в подготовку кадров, в человеческий капитал.
— Повышение пособий и сроков отпуска по уходу за детьми. Это также должно способствовать некоторому оттоку рабочей силы с рынка труда.
— Введение учебных и творческих отпусков. Эта мера, способствуя сокращению предложения рабочей силы сегодня, обеспечивает ее большую продуктивность завтра.
— Увеличение пенсий. Повышение материального благосостояния людей пенсионного возраста оттягивает с рынка труда определенную долю рабочей силы старшего возраста.
— Введение частичных и досрочных пенсий при сокращенном режиме работы или при досрочном оставлении ее. Такие меры также способны снизить давление предложения рабочей силы на рынке труда [9, с. 101—103].
Все эти методы проведения активной политики широко поддерживаются со стороны МОТ, в частности в Конвенции № 142 и в Рекомендациях № 150.
Завершая выполнения первой главы, отметим следующее.
Эффективно
действующие рынки труда
Если на микроуровне ряд перечисленных проблем решается в правовом поле кадровыми службами предприятий, организаций, фирм с помощью территориальных органов занятости (бирж труда, юридических служб, информационно—рекламных агентств и др.), то на макроуровне — весь комплекс этих проблем решается соответствующими государственными и общественными структурами, союзами предпринимателей в рамках конституционных гарантий основных прав человека, в том числе права на труд, образование.
Для эффективного функционирования рынков труда в условиях свободы предпринимательства требуется характерная для развитой рыночной экономики экономическая инфраструктура, предусматривающая частную собственность, конкуренцию, рынки капитала и мобильность рабочей силы. И до тех пор, пока такая инфраструктура не создана, за государством остаются важнейшие функции в регулировании рынка труда [23, с. 49].
Разграничение сфер влияния рынка и государства во многом является центральным моментом экономических реформ в социально—трудовых отношениях. Фундаментальная проблема поиска оптимального сочетания прямых и косвенных методов регулирования рынка труда по—разному решается в переходных экономиках различных стран, но наибольший опыт в этой области накоплен в высокоразвитых государствах.
В странах с развитой рыночной экономикой проблемы функционирования и регулирования (дерегулирования) рынков возникают и решаются в контексте мировых тенденций. Растущие скорость и глубина изменений, связанных с распространением высоких технологий и обострением глобальной конкуренции, создают экономическую среду, требующую от компаний организации гибкого реагирования на рыночные сигналы. Подобные эластичные ответы возможны, как правило, при относительно низком уровне регулирования рынков капитала, труда, товаров и услуг [5, с. 224].
Сторонники дерегулирования (устранения введенного государством контроля над функционированием рынков) однозначно рассматривают регулирование как фактор, ограничивающий гибкое приспособление занятости к меняющимся требованиям работодателей и, следовательно, вызывающий дальнейший рост структурной безработицы, что чревато долговременной безработицей.
Причины, вызывающие безработицу, например в странах ЕС, в основном идентичны и коренятся:
— в системе и уровне оплаты труда, динамике реальной заработной платы;
— дифференциации оплаты труда в отраслях и регионах;
— несоответствии стоимости единицы труда производительности труда и производительности капитала;
— политике распределения доходов;
— противоречии между растущей фондовооруженностью и недостаточной фондоотдачей;
— факторе инфляции;
— неэластичности структуры рынка труда и других факторах [28, с. 109].
Регулирование рынка труда охватывает ряд ключевых моментов, способствующих снижению издержек на труд (рабочую силу) и приспособлению спроса на него к изменению рыночных условий:
— правовую защиту занятости;
— минимальную заработную плату;
— обязательную налоговую нагрузку на труд;
— трудовые отношения (на уровне сделок, коллективных соглашений; роли профсоюзов).
Проведение политики регулирования на рынке труда, в частности, реализация активных программ противодействия безработице и обеспечения социальной безопасности, приносит определенные результаты.
Согласно ежегодному докладу Международной организации труда (МОТ) «Мировые тенденции в области занятости» (Будапешт, февраль 2005 г.), в 2004 г. ситуация несколько улучшилась: безработица уменьшилась с 6,3 до 6,1 %, или с 185,2 до 184,7 млн. чел. В странах Европейского союза (ЕС—25) уровень безработицы снизился с 9,1 % в 2003 г. до 9 % в 2004 г.; в государствах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и СНГ — с 8,5 до 8,3 % ; в западноевропейских странах — не членах ЕС — с 4,2 до 4,1 %. Сегодня в странах ЕС—25 данный показатель ниже, чем 10 лет назад (11,2 %), но в государствах ЦВЕ и СНГ он остается значительно выше, чем в 1994 г. (6,5 %) [5, с. 226].
Сегодня ни в одной, даже самой «рыночной» стране, рынок, в том числе и рынок труда, не находится во власти стихии. Наряду с рыночными механизмами существуют, развиваются и взаимодействуют механизмы регулирования в рамках корпораций, государств и межгосударственных образований. При этом все большая роль в регулировании занятости отводится государству [5, с. 211].
Проблемы
занятости для большинства
Если проанализировать накопленный в развитых капиталистических странах опыт в области государственного регулирования занятости, можно отметить, что принимаемые государством меры зависят от состояния развития экономики страны, и уровня безработицы. При этом проявляющиеся на рынке труда проблемы и тенденции аналогичны для большинства стран, как и меры государственного регулирования занятости на отдельных этапах развития экономики.
В развитии государственного регулирования занятости за рубежом в послевоенный период выделяют четыре этапа:
— начало 60—х — середина 70—х годов;
— середина 70—х — начало 80—х годов;
— е годы;
— конец 80—х гг. — до настоящего времени [5, с. 213].
Характерным для экономики в период с начала 60—х до середины 70—х годов был общий экономический подъем. Но на его фоне обнаруживается в ряде отраслей нехватка рабочей силы, что предопределило главную задачу государственной политики занятости этого этапа — развитие «человеческих ресурсов». Требовалось приспособить совокупную рабочую силу к структурным сдвигам в экономике, смягчить социальные последствия циклических колебаний и расширить возможности трудоустройства категорий трудящихся, испытывающих наибольшие трудности на рынке труда.
В этих условиях участие государства в решении проблемы занятости было постоянным и разноплановым, а основными направлениями его деятельности стали:
— достижение относительно постоянной занятости в масштабах всей национальной экономики;
— повышение
отраслевой, профессионально—
— расширение инструментария государственного регулирования, создание научных центров по изучению проблем рынка труда, министерств, служб и ведомств, ответственных за реализацию политики занятости;
— укрепление финансовой базы путем формирования специальных фондов, которые можно было бы использовать для выборочного регулирования уровня и структуры спроса и предложения [5, с. 214].
Период с середины 70—х и до начала 80—х годов для большинства развитых капиталистических стран — время глубокого экономического кризиса, сопровождающегося массовой и длительной безработицей. В связи с этим масштабы государственного регулирования занятости расширились: государство участвует в подготовке и переподготовке кадров, возмещает предпринимателям часть расходов на организацию учебного процесса, обеспечивает выплату стипендий и определенного процента заработной платы лицам, проходящим переквалификацию. В результате профессиональное обучение и переобучение позволили решить две задачи: во—первых, повысить качество рабочей силы и ее конкурентоспособность и, во—вторых, обеспечивать гибкость и мобильность рабочей силы в условиях возросшего динамизма рынка труда.
Для
решения проблем занятости
В
этот период в государственном
— усиление мер поддержки занятости и увеличение государственных ассигнований на их осуществление;
— проведение политики децентрализации и повышение роли местных органов власти в регулировании занятости;
— государственное субсидирование найма, в первую очередь, молодежи и лиц с пониженными шансами на трудоустройство;
— увеличение числа программ поддержания занятости для отдельных регионов, отраслей, категорий безработных;
— принятие правительственных программ компенсации потерь заработка трудящихся при переводе их на сокращенную рабочую неделю [5, с. 214].
80—е годы отличаются неоконсервативным поворотом в экономике капиталистических стран, выразившимся в усилении роли рыночных регуляторов, перенесении акцентов на повышение прибыльности и конкурентоспособности производства и ослабление влияния государства на экономическое развитие.