Понятие занятости, ее формы и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексный и последовательный анализ теоретических положений макроэкономического анализа в сфере обеспечения занятости и практической деятельности органов государственного управления Республики Беларусь, обеспечивающих решение задач обеспечения занятости и противодействия безработице в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Понятие занятости, ее формы и виды 5
1.1 Понятие, сущность, виды и основные теории занятости 5
1.2 Объективная необходимость и основные направления государственного регулирования занятости 11
ГЛАВА 2 Тенденции развития занятости в мировом сообществе 18
ГЛАВА 3 Особенности отношений занятости в Беларуси и ее государственное регулирование 31
3.1 Правовые основы формирования и основные направления обеспечения занятости в Республике Беларусь 31
3.2 Анализ рынка труда Республики Беларусь 35
3.3 Перспективы развития и совершенствования белорусской системы обеспечения занятости и противодействия безработице 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа макроэкономика.doc

— 468.00 Кб (Скачать)

     — Расширение программ по подготовке кадров, включая общеобразовательную и профессиональную подготовку. Квалифицированные кадры — один из главных источников роста эффективности экономики. Известно, что вложения средств в кадровые ресурсы способны приносить экономический эффект, сравнимый с инвестициями в новые технологии. Но последние дают действительно высокий результат только при условии, что они сопряжены с соответствующими вложениями в подготовку кадров, в человеческий капитал.

     — Повышение пособий и сроков отпуска по уходу за детьми. Это также должно способствовать некоторому оттоку рабочей силы с рынка труда.

     — Введение учебных и творческих отпусков. Эта мера, способствуя сокращению предложения рабочей силы сегодня, обеспечивает ее большую продуктивность завтра.

     — Увеличение пенсий. Повышение материального благосостояния людей пенсионного возраста оттягивает с рынка труда определенную долю рабочей силы старшего возраста.

     — Введение частичных и досрочных пенсий при сокращенном режиме работы или при досрочном оставлении ее. Такие меры также способны снизить давление предложения рабочей силы на рынке труда [9, с. 101—103].

     Все эти методы проведения активной политики широко поддерживаются со стороны МОТ, в частности в Конвенции № 142 и в Рекомендациях № 150.

     Завершая  выполнения первой главы, отметим следующее.

  1. Достижение высокого уровня занятости является одной из ключевых целей макроэкономической политики, так как численность занятых экономической деятельностью существенно влияет на макроэкономическое равновесие и экономический рост в экономике.
  2. Полная занятость может наблюдаться и при наличии безработицы. Такой уровень безработицы называется естественным. Реальный объем национального продукта, произведенного при естественном уровне безработицы, называется производственным потенциалом страны.
  3. Безработица — это социально—экономическое явление, свидетельствующее о том, что определенная часть трудоспособного населения не находит применения своим умственным и физическим способностям в силу причин, не зависящих от них. К безработным, по решению Международной организации труда, относят лиц, достигших трудоспособного возраста, которые на момент учета были без работы, но готовы немедленно приступить к работе и ищут ее.
  4. Существует еще и так называемая самозанятость. Под самозанятостью понимают такую занятость, которая осуществляется по собственной инициативе под своим управлением и не имеет общепринятых форм оплаты труда.
  1.  
    Тенденции развития занятости в мировом сообществе
 
 

     Эффективно  действующие рынки труда необходимы для того, чтобы облегчить переход работника на другое место работы, где его труд наиболее производителен. Главную роль при этом играют методы установления заработной платы, дающие стимул к производительной работе и мобильности рабочей силы и сводящие к минимуму инфляционное давление; меры по обеспечению занятости, которые бы одновременно облегчали перемещение трудовых ресурсов в целях обеспечения их максимальной продуктивности [18, с. 51].

     Если на микроуровне ряд перечисленных проблем решается в правовом поле кадровыми службами предприятий, организаций, фирм с помощью территориальных органов занятости (бирж труда, юридических служб, информационно—рекламных агентств и др.), то на макроуровне — весь комплекс этих проблем решается соответствующими государственными и общественными структурами, союзами предпринимателей в рамках конституционных гарантий основных прав человека, в том числе права на труд, образование.

     Для эффективного функционирования рынков труда в условиях свободы предпринимательства требуется характерная для развитой рыночной экономики экономическая инфраструктура, предусматривающая частную собственность, конкуренцию, рынки капитала и мобильность рабочей силы. И до тех пор, пока такая инфраструктура не создана, за государством остаются важнейшие функции в регулировании рынка труда [23, с. 49].

     Разграничение сфер влияния рынка и государства  во многом является центральным моментом экономических реформ в социально—трудовых отношениях. Фундаментальная проблема поиска оптимального сочетания прямых и косвенных методов регулирования рынка труда по—разному решается в переходных экономиках различных стран, но наибольший опыт в этой области накоплен в высокоразвитых государствах.

     В странах с развитой рыночной экономикой проблемы функционирования и регулирования (дерегулирования) рынков возникают и решаются в контексте мировых тенденций. Растущие скорость и глубина изменений, связанных с распространением высоких технологий и обострением глобальной конкуренции, создают экономическую среду, требующую от компаний организации гибкого реагирования на рыночные сигналы. Подобные эластичные ответы возможны, как правило, при относительно низком уровне регулирования рынков капитала, труда, товаров и услуг [5, с. 224].

     Сторонники  дерегулирования (устранения введенного государством контроля над функционированием рынков) однозначно рассматривают регулирование как фактор, ограничивающий гибкое приспособление занятости к меняющимся требованиям работодателей и, следовательно, вызывающий дальнейший рост структурной безработицы, что чревато долговременной безработицей.

     Причины, вызывающие безработицу, например в  странах ЕС, в основном идентичны  и коренятся:

     — в системе и уровне оплаты труда, динамике реальной заработной платы;

     — дифференциации оплаты труда в отраслях и регионах;

     — несоответствии стоимости единицы труда производительности труда и производительности капитала;

     — политике распределения доходов;

     — противоречии между растущей фондовооруженностью и недостаточной фондоотдачей;

     — факторе инфляции;

     — неэластичности структуры рынка труда и других факторах [28, с. 109].

     Регулирование рынка труда охватывает ряд ключевых моментов, способствующих снижению издержек на труд (рабочую силу) и приспособлению спроса на него к изменению рыночных условий:

     — правовую защиту занятости;

     — минимальную заработную плату;

     — обязательную налоговую нагрузку на труд;

     — трудовые отношения (на уровне сделок, коллективных соглашений; роли профсоюзов).

     Проведение  политики регулирования на рынке труда, в частности, реализация активных программ противодействия безработице и обеспечения социальной безопасности, приносит определенные результаты.

     Согласно  ежегодному докладу Международной  организации труда (МОТ) «Мировые тенденции в области занятости» (Будапешт, февраль 2005 г.), в 2004 г. ситуация несколько улучшилась: безработица уменьшилась с 6,3 до 6,1 %, или с 185,2 до 184,7 млн. чел. В странах Европейского союза (ЕС—25) уровень безработицы снизился с 9,1 % в 2003 г. до 9 % в 2004 г.; в государствах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и СНГ — с 8,5 до 8,3 % ; в западноевропейских странах — не членах ЕС — с 4,2 до 4,1 %. Сегодня в странах ЕС—25 данный показатель ниже, чем 10 лет назад (11,2 %), но в государствах ЦВЕ и СНГ он остается значительно выше, чем в 1994 г. (6,5 %) [5, с. 226].

     Сегодня ни в одной, даже самой «рыночной» стране, рынок, в том числе и рынок труда, не находится во власти стихии. Наряду с рыночными механизмами существуют, развиваются и взаимодействуют механизмы регулирования в рамках корпораций, государств и межгосударственных образований. При этом все большая роль в регулировании занятости отводится государству [5, с. 211].

     Проблемы  занятости для большинства стран  мира становятся острее по мере усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, предопределяя необходимость повышения эффективности использования рабочей силы, ее качества, высвобождения образующегося в результате технического перевооружения ее «излишка» и так далее.

     Если  проанализировать накопленный в  развитых капиталистических странах опыт в области государственного регулирования занятости, можно отметить, что принимаемые государством меры зависят от состояния развития экономики страны, и уровня безработицы. При этом проявляющиеся на рынке труда проблемы и тенденции аналогичны для большинства стран, как и меры государственного регулирования занятости на отдельных этапах развития экономики.

     В развитии государственного регулирования  занятости за рубежом в послевоенный период выделяют четыре этапа:

     — начало 60—х — середина 70—х годов;

     — середина 70—х — начало 80—х годов;

     — е годы;

     — конец 80—х гг. — до настоящего времени [5, с. 213].

     Характерным для экономики в период с начала 60—х до середины 70—х годов был общий экономический подъем. Но на его фоне обнаруживается в ряде отраслей нехватка рабочей силы, что предопределило главную задачу государственной политики занятости этого этапа — развитие «человеческих ресурсов». Требовалось приспособить совокупную рабочую силу к структурным сдвигам в экономике, смягчить социальные последствия циклических колебаний и расширить возможности трудоустройства категорий трудящихся, испытывающих наибольшие трудности на рынке труда.

     В этих условиях участие государства  в решении проблемы занятости  было постоянным и разноплановым, а основными направлениями его деятельности стали:

     — достижение относительно постоянной занятости в масштабах всей национальной экономики;

     — повышение отраслевой, профессионально—квалификационной и региональной мобильности рабочей силы, ее способности адаптироваться к техническим и структурным изменениям;

     — расширение инструментария государственного регулирования, создание научных центров по изучению проблем рынка труда, министерств, служб и ведомств, ответственных за реализацию политики занятости;

     — укрепление финансовой базы путем формирования специальных фондов, которые можно было бы использовать для выборочного регулирования уровня и структуры спроса и предложения [5, с. 214].

     Период  с середины 70—х и до начала 80—х годов для большинства развитых капиталистических стран — время глубокого экономического кризиса, сопровождающегося массовой и длительной безработицей. В связи с этим масштабы государственного регулирования занятости расширились: государство участвует в подготовке и переподготовке кадров, возмещает предпринимателям часть расходов на организацию учебного процесса, обеспечивает выплату стипендий и определенного процента заработной платы лицам, проходящим переквалификацию. В результате профессиональное обучение и переобучение позволили решить две задачи: во—первых, повысить качество рабочей силы и ее конкурентоспособность и, во—вторых, обеспечивать гибкость и мобильность рабочей силы в условиях возросшего динамизма рынка труда.

     Для решения проблем занятости широко используются общественные работы.

     В этот период в государственном регулировании  занятости доминируют направления:

     — усиление мер поддержки занятости и увеличение государственных ассигнований на их осуществление;

     — проведение политики децентрализации и повышение роли местных органов власти в регулировании занятости;

     — государственное субсидирование найма, в первую очередь, молодежи и лиц с пониженными шансами на трудоустройство;

     — увеличение числа программ поддержания занятости для отдельных регионов, отраслей, категорий безработных;

     — принятие правительственных программ компенсации потерь заработка трудящихся при переводе их на сокращенную рабочую неделю [5, с. 214].

     80—е годы отличаются неоконсервативным поворотом в экономике капиталистических стран, выразившимся в усилении роли рыночных регуляторов, перенесении акцентов на повышение прибыльности и конкурентоспособности производства и ослабление влияния государства на экономическое развитие.

Информация о работе Понятие занятости, ее формы и виды