Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексный и последовательный анализ теоретических положений макроэкономического анализа в сфере обеспечения занятости и практической деятельности органов государственного управления Республики Беларусь, обеспечивающих решение задач обеспечения занятости и противодействия безработице в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Понятие занятости, ее формы и виды 5
1.1 Понятие, сущность, виды и основные теории занятости 5
1.2 Объективная необходимость и основные направления государственного регулирования занятости 11
ГЛАВА 2 Тенденции развития занятости в мировом сообществе 18
ГЛАВА 3 Особенности отношений занятости в Беларуси и ее государственное регулирование 31
3.1 Правовые основы формирования и основные направления обеспечения занятости в Республике Беларусь 31
3.2 Анализ рынка труда Республики Беларусь 35
3.3 Перспективы развития и совершенствования белорусской системы обеспечения занятости и противодействия безработице 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ
Вот уже второе столетие такие социально—экономические бедствия, как массовая безработица и гиперинфляция, являются центральной проблемой экономической науки. Однако неоклассическое, марксистское и кейнсианское направления экономической теории по—разному трактуют проблемы занятости. Так, неоклассическая теория, которая получила более полное выражение в работах А. Маршалла и В. Парето, делает в этом отношении следующие основные выводы [15, с. 263].
Во—первых, рыночному хозяйству свойственно автоматическое саморегулирование, поэтому временно нарушенное равновесие на рынке труда способно самовосстанавливаться.
Во—вторых, регулирование обусловлено изменением спроса, предложения и конкуренцией и оно осуществимо на основе гибких цен, ставок заработной платы и процента.
В—третьих, длительная безработица при совершенной конкуренции невозможна, ибо нарушение равновесия само отрегулируется ценами и заработной платой.
В—четвертых, в условиях рыночного саморегулирования вмешательство государства не имеет оснований.
Самовосстановление нарушенного равновесия, по данной теории, представлено на графике (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Кривая S отражает предложение труда, a D — спрос на труд. Их пересечение есть точка равновесия спроса и предложения, которой соответствует определенный уровень занятости и цены труда Р1. Когда равновесие нарушается за счет, скажем, увеличения предложения труда (на ∆Z) при прежнем спросе, то новая кривая предложения займет положение S1. При прежнем спросе, обозначенном той же кривой D, появится конкуренция за рабочие места, которая приведет к снижению ставки заработной платы до такого ее уровня P2, когда все желающие получат работу (и заработок). Новое равновесие будет в точке Е2. Следовательно, новое равновесие на рынке труда образуется при снижении ставки заработной платы, которая определится новой точкой равновесия. В таком случае краткосрочная безработица рассасывается, и длительная безработица оказывается, согласно этой теории, невозможной [2, с. 127].
Марксистское
же направление экономической
На фоне разрушительного экономического кризиса XX в., поразившего страны рыночной экономики, невиданно разрослась безработица.
В это время на базе работы Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) развивается кейнсианское направление теории занятости. Его основные постулаты заключаются в следующем[15, с. 265].
Во—первых, рыночная экономика не является уже саморегулирующейся. И при равновесии спроса и предложения может быть безработица.
Во—вторых, полная занятость недостижима потому, что некоторые виды безработицы (например, связанные с переустройством на другую работу) нельзя устранить в принципе.
В—третьих, конкуренция из совершенной фактически превратилась в несовершенную, для которой вовсе не характерны гибкость, эластичность цен, заработной платы и ставок процента.
В—четвертых, поскольку рынок труда сам не обеспечивает восстановление равновесия, необходимо систематическое его регулирование со стороны государства.
Следует
отметить, что во второй половине XX
в. в экономической теории появилось
новое понятие — естественная безработица.
Считается, что в определенных пределах
(до 7%) она не представляет большой социальной
проблемы и в этом смысле естественна.
Однако у ряда авторов (С. Фишер и др.) эта
норма теряет определенность, поскольку
она ставится в зависимость от складывающегося
фактически спроса на рабочую силу, который
может по—разному колебаться [3, с. 49].
Неспособность рынка труда при несовершенном его виде самостоятельно, автоматически саморегулироваться вызывает необходимость его регулирования. Субъектом таких действий становится государство [10, с. 107].
Цель политики занятости состоит в повышении эффективности рынков труда таким образом, чтобы при любом данном уровне совокупного спроса уровень безработицы был бы минимальным [7, с. 93]. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во—первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во—вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, в—третьих, программы содействия найму рабочей силы. И наконец, программы по социальному страхованию безработицы.
Государство имеет возможность увеличить общий объем расходов на товары и услуги, чтобы создать новые рабочие места. При этом следует отметить, если рост расходов вызовет рост цен и заработной платы, то это мало повлияет на уровень занятости.
Большая часть разницы выросшего спроса идет на компенсацию более высоких цен и заработной платы, а не на увеличение объема производства. Поэтому правительство идет на увеличение спроса неохотно из—за опасности инфляции.
Возникает еще одна проблема: довольно большая доля потребительских расходов идет на импорт товаров и услуг. Это означает, что создаются рабочие места не дома, а за рубежом [7, с. 94].
Многие экономисты считают, что меры по регулированию доходов должны стать неотъемлемой частью любой политики: это сократит уровень безработицы. Если рост заработной платы и других доходов каким—то образом не ограничивать, увеличение общего спроса повлечет за собой скорее повышение заработной платы и цен, а не создание новых рабочих мест.
Программа профессиональной подготовки позволяет рабочим как можно быстрее получить работу. Различные правительственные программы обеспечивают подготовку безработных, молодежи, а также рабочих старших возрастов, навыки которых со временем оказались недостаточными или устаревшими как на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях.
Программа содействия найму рабочей силы связана с предоставлением качественной информации о наличии рабочих мест, поступающей от потенциальных работодателей. Эта программа также связана с обеспечением географической миграции рабочих [13, с. 68].
Одно из направлений политики занятости — социальная защита безработных. Она даст реальный эффект, если будет строиться на основе реальных возможностей экономики, будет исключено ускорение инфляции и повышение институциональной безработицы [17, с. 308].
Государственная социальная помощь должна быть избирательной и распределяться в зависимости от того, к какой группе безработных принадлежит претендент на ее получение. Например, добровольно безработный, который сделал свой осознанный выбор, несмотря на все усилия государства по его трудоустройству, не должен содержаться за счет средств, предназначенных для выплаты пособий по безработице [17, с. 308].
Кроме
перечисленных направлений
Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на экономическую конъюнктуру в стране.
Общими принципами государственного регулирования занятости, принятыми в документах МОТ, являются следующие:
— добровольность занятости;
— равные возможности занятости для всех граждан;
— содействие трудовой мобильности;
— социальное партнерство как осуществление государственной политики при взаимодействии с профсоюзами и союзом работодателей;
— обеспечение социальной защиты в сфере безработицы [25].
Государство может использовать два типа регулирующего воздействия на сферу занятости: пассивный; активный.
При этом политика пассивного типа ограничивается изысканием и использованием средств на определенное возмещение безработным их материальных потерь. Политика пассивного типа осуществляется в двух основных формах:
— социальное страхование по случаю потери работы; оно предусматривает пособия по безработице, выплачиваемые, как правило, с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы. Такие системы действуют более чем в 70% развитых стран и являются основными источниками помощи при потере работы;
— воспомоществование — применяется чаще по отношению к длительно безработным в виде материальной помощи.
Конкретные размеры выплат пособий по безработице могут быть разными. Так, в Японии они составляют 60—80% от заработка, во Франции — 40%, в США — 50%. Срок, в течение которого выплачивается пособие, тоже разный: в США — 7 месяцев, в Германии — 14.
В Республике Беларусь по Закону о занятости (статья 18) пособие по безработице выплачивается безработным, не получающим других пособий и пенсий, со дня обращения в службу занятости. Размеры колеблются от 100—90—70% минимальной заработной платы в первые 13 календарных недель до 75—70—50% в последующие 13 календарных недель в зависимости от ряда условий [19, с. 44—45].
Активный тип регулирования занятости и воздействия на безработицу означает активное воздействие на состояние рынка труда.
Государство использует при этом два основных метода воздействия:
— метод повышения спроса на рабочую силу;
— метод сокращения предложения рабочей силы.
Повышение спроса на рабочую силу осуществляется как через меры общеэкономического характера, так и через меры по созданию нетипичной занятости.
Общеэкономическими мерами повышения спроса рабочей силы выступают:
— установление большей свободы и самостоятельности работодателей в решении вопросов занятости (условия приема — увольнения, графики работ и т. п.);
— становление льготного налогообложения там, где необходимо увеличение спроса рабочей силы;
— кредитные льготы для тех предприятий, которые повышают спрос на рабочую силу;
— государственные выплаты предприятию за новые рабочие места;
— установление дотаций при обеспечении занятости групп с низкой конкурентоспособностью (молодежь, инвалиды);
— обучение и переобучение.
Мерами по созданию нетрадиционной занятости являются:
— общественные работы;
— надомные работы;
— разделение рабочего места;
— занятость по вызову и другие меры [19, с. 46—47].
Общественные работы, используемые все шире, берут свое начало с «великой депрессии». Они появились в США там, где существовала необходимость трудоемких работ, не требующих специальной квалификации. Затем общественные работы стали проводиться и в социальной сфере: уход за инвалидами, престарелыми, дошкольниками. Главная их цель — включение безработных в активную трудовую деятельность. Занятые на общественных работах получают заработную плату, как правило, не меньшую чем 1/3 средней по стране.
Общественные работы — это общедоступные виды временного трудоустройства, не требующие специальной профессиональной подготовки, выполняемые на основе трудового договора и содействующие включению безработного в сферу трудовой активности [9, с. 99].
Меры по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда проводятся по следующим направлениям: