Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 12:46, шпаргалка
Шпаргалка включает в себя ответы по национальной экономике, экономике фирмы, экономической безопасности, гражданскому праву, трудовому и т.д.
отрасли, создающие материальные блага потребителю региона: промышленность, сельское хозяйство, строительство;
отрасли, доставляющие материальные блага потребителю региона: транспорт, связь;
отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, региона: торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.
Непроизводственная сфера экономики региона – это условное наименование отраслей экономики, результаты деятельности которых принимают преимущественно форму услуг.
К непроизводственной сфере экономики региона относят: жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения; пассажирский транспорт; связь (по обслуживанию организаций и непроизводственной деятельности населения); здравоохранение, физическую культуру; просвещение; культуру; науку и научное обслуживание; кредитование, финансирование и страхование; управление; общественные организации.
Ведущее место в структуре хозяйства любого региона России принадлежит промышленности. Это определяется прежде всего тем, что, обеспечивая все отрасли орудиями труда и новыми материалами, она служит наиболее активным фактором научно-технического прогресса и расширенного воспроизводства в целом. Среди других отраслей хозяйства промышленность выделяется комплексо- и районообразующими функциями.
Промышленность подразделяется на:
добывающую, к которой относят отрасли, связанные с добычей и обогащением рудного и нерудного сырья, а также с добычей морского зверя, ловлей рыбы и других продуктов моря;
обрабатывающую, к которой относятся
предприятия по
переработке продукции
Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу тяжелой индустрии. В период экономических реформ происходят существенные изменения в структуре добывающих и обрабатывающих отраслей.
По экономическому назначению продукция промышленности делится на две большие группы:
группу "А" производство средств производства;
группу "Б" производство предметов потребления.
Региональная комплексность проявляется в рациональном сочетании отраслей специализации и отраслей инфраструктуры, которые, в свою очередь, образуют экономическое ядро хозяйства региона.
18. Валовой региональный
продукт – интегральный
Валовой региональный продукт (ВРП) является основным макроэкономическим показателем, который характеризует уровень экономического развития региона, отражает его экономический потенциал.
Валовой региональный продукт (ВРП) — показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов.
Валовой региональный продукт на душу населения (тыс.руб.) определяется как отношение валового регионального продукта (ВРП) к численности населения (N), деленное на коэффициент уровня покупательной способности (КУ).
Валовой региональный продукт
на стадии производства, рассчитанный
производственным методом, представляет
сумму валовой добавленной
Рассчитывается на уровне отраслей и секторов производственным методом как разница между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением, образованным из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства. Термин «валовая» указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала.
Валовой региональный продукт рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный объем валового регионального продукта), а также в сопоставимых ценах (реальный объем валового регионального продукта).
Показатель валового регионального продукта является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта. Однако между показателями валового внутреннего продукта (на федеральном уровне) и валового регионального продукта (на региональном уровне) есть существенная разница. Сумма валовых региональных продуктов по России не совпадает с ВВП, поскольку не включает добавленную стоимость по нерыночным коллективным услугам (оборона, государственное управление и так далее), оказываемым государственными учреждениями обществу в целом.
19. Государственное
регулирование национальной
Государственное регулирование национальной экономики в России отличается определенной спецификой. Непродуманная государственная экономическая политика в процессе приватизации, реорганизации банковской системы, либерализация цен и другие действия были направлены на создание свободного рынка, но привели не к ожидаемым положительным результатам, а к негативным. Принятая экономическая политика способствовала появлению небольшого класса собственников (олигархов) и переходу собственности под управление криминальных структур. По оценкам специалистов для либерализации ценообразования не было соответствующей экономической базы – рыночной инфраструктуры, конкуренции. Результатом этого стало резкое увеличение темпов инфляции и формирование системы ценообразования не на основании конкуренции, а при одностороннем установлении продавцами. Поэтому важнейшая функция ценообразования – регулирование производства – длительное время не работала.
Задачи государственного
регулирования экономики — это
набор целевых установок
• экономическая свобода;
• стабильный уровень цен;
• экономический рост и экономическое развитие;
• ориентация на достижение экономической эффективности;
• полная и эффективная занятость;
• справедливое распределение доходов;
• сбалансированность
внешнеторгового баланса
Часто задачи государственного регулирования объединяют в единое целое, в виде, «многоугольника» целей. Это — взаимосвязанный набор важнейших целевых установок социально-экономического развития. Самый распространенный так называемый «магический четырехугольник». Он представляет собой четыре взаимосвязанные цели:
• экономический рост;
• высокий уровень занятости;
• стабильность цен или устойчивость денег;
• внешнеэкономическое равновесие.
Государство несет ответственность за реализацию этих целей. В литературе могут быть предложены другие системные формы задач государственного регулирования.
Экономическая политика, реализуемая последнее время Россией, не может быть признана объективной и эффективной. Основные финансовые ресурсы были направлены не на экономический рост, а на содержание государственного аппарата. В настоящее время не принята единая государственная политика по использованию больших объемов дохода бюджета, формирующихся за счет высоких мировых цен на ресурсы. Декларируемые цели государственного регулирования экономики, оформленные в виде национальных проектов, на практике не несут существенных структурных изменений национальной экономики и выработанной системы стратегических направлений развития.
Несмотря на намеченные направления государственного регулирования (увеличение расходов на оборону, здравоохранение и образование, формирование инвестиционного фонда и банка развития, развитие нефтегазовой отрасли, реструктуризация и значительные государственные инвестиции в автомобилестроение – АвтоВАЗ и авиастроение), отсутствие единства и стратегической ориентации государственного регулирования сводит к минимуму экономический эффект от принимаемых мер. Не используются благоприятные условия (высокие цены на ресурсы) для стимулирования высоких темпов и устойчивого экономического роста. Средства, полученные от продажи ресурсов, не направляются на инвестиции в национальную экономику, а аккумулируются в стабилизационном фонде. Несмотря на то что именно они могли быть стать действенным механизмом активизации роста национальной экономики.
В целом, необходимость государственного регулирования национальной экономики России логически обусловлена. Под влиянием глобализации мировой экономики, усиления влияние транснациональных компаний только этот режим может обеспечить нормальное функционирование экономики. Одновременно с этим государственное регулирование не отвечает требованиям эффективности и результативности и не способно справиться в полной мере с возложенными на него функциями.
20. Методы и инструменты государственного регулирования национальной экономики. Показатели, отражающие роль государства в национальной экономике
Потребность в государственном регулировании национальной экономики также вызвана рядом отраслевых и общехозяйственных кризисов, массовой безработицей, нарушениями в денежном обращении, потребностью в регулировании инфляции.
Государственное
регулирование экономики –
Основными методами государственного регулирования экономики являются:
1) прямые методы гос. регулирования являются наиболее действенными. Основной их формой является хозяйственная деятельность государства, представленная государственным сектором экономики. В его рамках гос-во может самостоятельно предоставлять кредиты, принимать долевое участие в компаниях, являться прямым собственником хоз-го субъекта. Тем самым оно не только получает прибыль, но и создает рабочие места, снижая уровень безработицы. Обычно гос-во берет под свой контроль те отрасли, которые требуют значительных инвестиций, например, атомную энергетику, воздушный и морской транспорт. Прямое гос. регулирование может быть реализовано и в виде прямых инвестиций в приоритетные отрасли, с помощью субвенций, субсидий и дотаций. Оно обычно направлено на регулирование хозяйственной деятельности, что существенным образом искажает действие рыночных механизмов, что не всегда приводит к благоприятным последствиям. В него также включаются и расходы на создание и поддержание функционального состояния социальной инфраструктуры – здравоохранения, образования, науки и т. д.
2) косвенные методы гос. регулирования –методы воздействия гос-ва на экономику, которые позволяют достигнуть поставленных целей без прямого вмешательства гос-ва и опираются на основные закономерности функционирования национальной экономики. Они направлены на поддержание нормального уровня занятости, стимулирование увеличения вывоза товаров, формирование в интересах населения стабильного ценообразования, устойчивых темпов эк. роста, перераспределение ресурсов, стимулирование инвест. процесса. Основным способом достижения поставленных целей является фискальная и денежно-кредитная политика. Фискальная политика осуществляется через гос. бюджет посредством изменения его доходной и расходной частей. Денежно-кредитная система построена на регулировании и регламентации денежного обращения.Налоговая система входит в перечень основных косвенных методов гос. регулирования эк.. С ее помощью происходит формирование бюджета – его доходной части. Изменение ставок налогов позволяет эффективным образом регулировать темпы и масштабы эк. роста. Одним из видов действия налогового механизма является ускоренное амортизационное списание основного капитала. Оно позволяет стимулировать темпы и масштабы накопления объемов инфраструктурных изменений. Модификация ставки и порядка амортизационного списания изменяет норму капитальных инвестиций в развитие производства. Этот механизм является действенным для улучшения общей экономической конъюнктуры, трансформации инфраструктуры национальной экономики и стимулирования темпов научно-технического прогресса.
Инструменты государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.
Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.
Экономические средства гос. регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Самостоятельным
комплексным инструментом государственного
регулирования экономики
Основные экономические инструменты:
1) регулирование
учетной ставки (дисконтная политика,
осуществляемая центральным
2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;