Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 12:46, шпаргалка
Шпаргалка включает в себя ответы по национальной экономике, экономике фирмы, экономической безопасности, гражданскому праву, трудовому и т.д.
3) операции государственных учреждений на РЦБ, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.
Особое место среди инструментов государственного регулирования экономики, осуществляемого при помощи налогов, играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерств финансов. Существуют средства внешнеэкономического регулирования нац. экономики. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.
Роль гос. в в нац. эк. Характеризуется 4-мя показ-ми. Факторными условиями — субсидии, грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков. Параметрами спроса — путем установления различных стандартов и осуществления государственных закупок. Условиями развития родственных и поддерживающих отраслей — посредством контроля над средствами рекламы или регулирования развития инфраструктуры. Национальной конкурентоспособностью — через свою налоговую политику, антимонопольное законодательство, путем регулирования инвестиций и деятельности рынка ценных бумаг.
21. Государственная
социально-экономическая
Государственную
социально-экономическую
ГСЭП формируется и реализуется в процессе деятельности субъекта в лице государственных структур, общественных организаций, органов местного самоуправления, а также производственных и других коллективов. Она направлена на достижение целей и результатов, связанных с улучшением материального и социального благосостояния, повышением качества жизни населения и общественно-политической стабильности, предотвращением возможного возникновения очагов социальной напряженности.
Основные направления ГСЭП ориентированы на следующие перспективные цели:
- достижение
уровня и качества жизни
- обеспечение устойчивых и высоких темпов экономического роста и научно-технического прогресса, конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и зарубежном рынках, восстановление положения России в качестве одной из ведущих научно-промышленных держав, эффективная интеграция ее экономики в мирохозяйственные связи;
- обеспечение
благоприятных экономических
- развитие человеческого
потенциала, гармонизация социальных
отношений (то есть
Принципы ГСЭП: гуманизм, социальная справедливость; системность, непрерывность, преемственность; сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам); открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики – наличие "обратной связи" органов управления с массами); демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований); адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.
Цели:
1) обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и потому объективно нуждаются в государственной поддержке;
2) обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование;
3) создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;
4) формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе – обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.
Безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека.
Задачи:
1. Обеспечение
равных возможностей при
2. Уменьшение
нежелательных, обусловленных
3. Обеспечение
большей свободы,
4. Дальнейшее
совершенствование общественно-
Приоритеты государственной соц
1) инвестиции в человеческий капитал
2) подъем образования, науки, здравоохранения
3) построение национальной инновационной системы
4) развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики
5) развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний
6) реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.
Направления ГСЭП: повышение инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30% от ВВП, переход к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики. Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения — 6%, науки — 3%. Таким образом, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены.
22. Антимонопольное регулирование в национальной экономике: понятие, сущность, направления
Антимонопольное регулирование — это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование подразумевает регулирование степени концентрации и монополизации производства, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование, воздействие на стратегии предприятий.
Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм. Все эти меры направлены на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.
Антимонопольное
законодательство может пониматься
в узком и широком смысле слова.
В первом случае оно направлено против
чистых монополий и крупных
Современное антимонопольное регулирование со стороны государственных органов можно свести к трем группам мер:
Первая группа мер — административно-правовое воздействие в виде:
запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;
роспуска существующих монополистических объединений;
расчленения монополий
на ряд самостоятельных
Вторая группа
мер — административно-
преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);
преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования рекламы;
запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.
Третья группа
мер — экономическое
использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;
поощрение выпуска товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;
расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта; распространение научных и технологических знаний.
Для России характерен
высокий уровень монополизации (государственной,
ведомственной и отраслевой). Это
проявляется также в
Направления: обеспечение равных стартовых возможностей предпринимательства, развитие малого предпринимательства, замедление процесса перерастания конкуренции в монополию.
23. Бюджетная система: понятие, уровни, компоненты, принципы функционирования
Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:
- I уровень - федеральный
бюджет и бюджеты
- II уровень -
бюджеты субъектов РФ и
- III уровень - местные бюджеты.
Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.