Понятие и национальной экономии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 12:46, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка включает в себя ответы по национальной экономике, экономике фирмы, экономической безопасности, гражданскому праву, трудовому и т.д.

Работа содержит 1 файл

Шпоры Нац экономика 105 вопр[1].2.doc

— 1.54 Мб (Скачать)

3) операции государственных  учреждений на РЦБ, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

Особое место среди инструментов государственного регулирования экономики, осуществляемого при помощи налогов, играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерств финансов. Существуют средства внешнеэкономического регулирования  нац. экономики. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.

Роль гос. в в нац. эк. Характеризуется 4-мя показ-ми. Факторными условиями — субсидии, грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков. Параметрами спроса — путем установления различных стандартов и осуществления государственных закупок. Условиями развития родственных и поддерживающих отраслей — посредством контроля над средствами рекламы или регулирования развития инфраструктуры.  Национальной конкурентоспособностью — через свою налоговую политику, антимонопольное законодательство, путем регулирования инвестиций и деятельности рынка ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

21. Государственная  социально-экономическая политика  и её основные направления  в современных условиях

Государственную социально-экономическую политику (ГСЭП) в широком понимании следует рассматривать как совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.

ГСЭП формируется и реализуется в процессе деятельности субъекта в лице государственных структур, общественных организаций, органов местного самоуправления, а также производственных и других коллективов. Она направлена на достижение целей и результатов, связанных с улучшением материального и социального благосостояния, повышением качества жизни населения и общественно-политической стабильности, предотвращением возможного возникновения очагов социальной напряженности.

Основные направления ГСЭП ориентированы на следующие перспективные цели:

- достижение  уровня и качества жизни населения,  соответствующего национальным  идеалам и стандартам экономически развитых государств, в том числе - в области получения образования, здравоохранения, чистоты окружающей среды, воспитания детей, обеспечения экономических прав и свобод граждан, защиты от преступности их личности и имущества;

- обеспечение  устойчивых и высоких темпов экономического роста и научно-технического прогресса, конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и зарубежном рынках, восстановление положения России в качестве одной из ведущих научно-промышленных держав, эффективная интеграция ее экономики в мирохозяйственные связи;

- обеспечение  благоприятных экономических условий  для укрепления суверенитета, территориальной  целостности, национальной безопасности  и обороноспособности, международного  авторитета и влияния России, в том числе в странах - бывших союзных республиках, защита законных прав и интересов российских граждан и организаций за рубежом;

- развитие человеческого  потенциала, гармонизация социальных  отношений (то есть обеспечение  условий для образования системы социальных групп и устойчивых связей между ними; создание системы, в которой доминируют отношения взаимодополняемости и сотрудничества, а не конфликта и борьбы, высокая социальная мобильность населения, поддержка социально приемлемой самореализации каждой личности), ослабление социальной поляризации и предотвращение дезинтеграции общества, чрезмерного усиления социальной дифференциации, сдерживание перехода противоречий интересов между социальными группами в антагонистическую форму.

Принципы ГСЭП: гуманизм, социальная справедливость; системность, непрерывность, преемственность; сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам); открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики – наличие "обратной связи" органов управления с массами); демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);  адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.

Цели:

1)                 обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и потому объективно нуждаются в государственной поддержке;

2)                 обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование;

3)                создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;

4)                 формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе – обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.

Безусловным приоритетом  в области социальной политики являются инвестиции в человека.

Задачи:

1. Обеспечение  равных возможностей при реализации  права на образование и долю  в общественном благосостоянии  путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).

2. Уменьшение  нежелательных, обусловленных рынком  различий между богатыми и  бедными при возникновении доходов  и капитала.

3. Обеспечение  большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.

4. Дальнейшее  совершенствование общественно-  политического инструментария и  положений, регулирующих существующее  устройство, в целях обеспечения  основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

Приоритеты государственной социально-экономической политики:

1) инвестиции  в человеческий капитал

2)  подъем образования, науки, здравоохранения

3) построение национальной инновационной системы

4)  развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики

5) развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний

6)  реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.

Направления ГСЭП: повышение инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30% от ВВП, переход к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики. Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения — 6%, науки — 3%. Таким образом, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены.

 

 

22. Антимонопольное  регулирование в национальной экономике: понятие, сущность, направления

Антимонопольное регулирование — это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование подразумевает регулирование степени концентрации и монополизации производства, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование, воздействие на стратегии предприятий.  

Антимонопольное законодательство — это сложная  и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм. Все эти меры направлены на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.  

Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. В широком смысле антимонопольное законодательство направлено против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения. 

Современное антимонопольное  регулирование со стороны государственных  органов можно свести к трем группам  мер: 

Первая группа мер — административно-правовое воздействие в виде:

запрета монополии  в какой-либо отрасли хозяйства;

роспуска существующих монополистических объединений;

расчленения монополий  на ряд самостоятельных производств. 

Вторая группа мер — административно-экономическое  воздействие, направленное на:

преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);

преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию  товаров путем использования  рекламы;

запрещение внеэкономического  воздействия на контрагентов путем  сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.

Третья группа мер — экономическое воздействие, проводимое государством:

использование разных приемов ведения налоговой  политики, которые вынуждают монополию  назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;

поощрение выпуска  товаров-заменителей. Разнообразие товаров  личного и производительного  потребления снижает спрос на товары монопольного производства;

расширение рынка  за счет установления международных  экономических связей и увеличения импорта; распространение научных и технологических знаний.

Для России характерен высокий уровень монополизации (государственной, ведомственной и отраслевой). Это  проявляется также в монопольном  поведении основной массы предприятий. Выражением такого поведения является стремление к взвинчиванию цен при снижении объемов производства и качества продукции, нежелание осуществлять структурную перестройку, переход на освоение новой техники и новой технологии и т.д.

Направления: обеспечение равных стартовых возможностей предпринимательства, развитие малого предпринимательства, замедление процесса перерастания конкуренции в монополию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Бюджетная система:  понятие, уровни, компоненты, принципы функционирования

Бюджетная система  РФ - совокупность бюджетов всех уровней  и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она  состоит из бюджетов трех уровней:

- I уровень - федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

- III уровень - местные бюджеты. 

Помимо вышеперечисленных  видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Понятие и национальной экономии