Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 12:46, шпаргалка
Шпаргалка включает в себя ответы по национальной экономике, экономике фирмы, экономической безопасности, гражданскому праву, трудовому и т.д.
В современном мире происходит как бы «двойная» интеграция: всемирная экономическая интеграция, порожденная процессами транснационализации и глобализации (ком. – наверное, глобальная); традиционная региональная интеграция, развивающаяся в определенных институциональных формах еще с 50-х годов (ком. – наверное, региональная).
Развиваясь на двух уровнях — глобальном и региональном, — интеграционный процесс характеризуется, с одной стороны, нарастанием интернационализации хозяйственной жизни, а с другой — экономическим сближением стран на региональной основе. Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, выражает параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с более глобальной. Она представляет собой если не отрицание глобального характера мирового рынка, то в определенной мере попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеров (ком. – противоречие глобализации и тенденции к регионализму; кстати глобализация, скорей всего, и выражает дезинтеграцию через создание международных организаций, где участвует множество различных стран, например, ВТО).
Также различают интеграцию на уровне предприятий и интеграцию на уровне государств: 1. Институциональный тип интеграции, или интеграция государств – это процесс взаимопроникновения, сращивания национальных воспроизвод. процессов, в результате чего сближаются соц., пол., институт. структуры объединяющихся государств. Часто этот тип интеграции возникает на основе решений политиков и руководителей.
Формы, или виды, региональной интеграции могут быть разными. Они характеризуются степенью свободы перемещения внутри группировки факторов производства. В настоящее время существуют следующие формы региональной эк. интеграции: Зона свободной торговли, Таможенный союз, Единый или общий рынок, Экономический союз, Экономический и валютный союз.
Основные результаты региональной интеграции:
Синхронизируются процессы эк. и соц. развития стран, сближаются значения макроэкономических показателей развития
Углубляется взаимозависимость экономик и интегрированность стран
Рост ВВП и производительности труда
Рост масштабов производства, сокращение издержек
Образование региональных рынков торговли
2. Частнокорпоративный тип интеграции, или интеграция на уровне предприятий (подлинная интеграция) – речь идет об интеграции капиталов и активов компаний. Здесь различают:
Горизонтальная интеграция. Она предполагает объединение предприятий, действующих в одной отрасли на одном отраслевом рынке. Таким образом, предприятия пытаются противостоять конкуренции со стороны сильных партнеров.
Вертикальная интеграция. Это объединение компаний, функционирующих в разных отраслях, нос вязанных между собой последовательными ступенями производства или обращения.
Формы частнокорпоративной интеграции:
Создание совместных предприятий (СП)
Провдение международных производ. и науч. программ
В результате частнокорпоративной интеграции образуются рынки, которые базируются на сетьи прямых связей и торговля на таких рынках носит название интеграционной торговли. Как правило, региональная интеграция и интеграция на уровне предприятий протекают параллельно (ком. – З.М. называет интеграцию на уровне государств региональной).
12.Социально-экономическое планирование и прогнозирование в системе государственного регулирования экономики. Планирование и рыночная экономика
Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количественно. Под прогнозированием понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз в сравнении с гипотезой имеет гораздо большую определенность, так как основывается не только на качественных, но и на количественных показателях и поэтому позволяет характеризовать будущее состояние объекта количественно. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, и поэтому более достоверен. В то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и много вариантный характер. Процесс разработки прогноза называется
Планирование
нацелено на обоснование принятия и
практической реализации управляющих
решений. Цель прогнозирования —
прежде всего, создать научные предпосылки
для их осуществления. Обоснование
направлений социально-
Существуют различные формы планирования,
наибольшее распространение получили
директивное, стратегическое, индикативное.
Директивное планирование, т.е. обязательное,
жесткое, подлежащее исполнению, предполагает
применение, прежде всего, командно-административных
рычагов для обязательного претворения
в жизнь установленных целей и задач. Условие
обязательности реализуется через издание
соответствующих административно-
При стратегическом планировании решаются те задачи, которые определяют характер экономических преобразований, устойчивость экономики, уровень жизни населения, обороноспособность страны и др., при этом конечный результат не является строго фиксированным, а расположен в определенной зоне с заданными предельными границами по величине и времени.
Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз дополняет стратегический и выступает в качество практического инструмента в развитии экономики па кратко- и среднесрочный периоды.
В условиях рыночной экономики планирование представляет сочетание рыночного механизма с саморегулированием и плановым управлением. Определяющей формой управления становится рынок. В распределяемой форме управления действует принцип минимальной достаточности. Каждый уровень ставит и решает те задачи, которые выполнимы в пределах его компетенции Планирование носит взаимовыгодный характер, с точки зрения как цели экономического и социального развития, так и средств достижения конечных результатов деятельности предприятия. При этом обязательно соблюдение интересов центра и самостоятельность предприятия.
Планирование в рыночной экономике осуществляется преимущественно экономическими методами, а основными экономическими регуляторами являются налоги, таможенная и финансовая политики.
13.Характеристика основных прогнозных документов (гипотезе, прогноз, план программа, стратегия)
Прогнозные документы – это набор документов, которые в совокупности представляют описание плана (прогноза), его обоснованность, жизнеспособность, целесообразность применения и стоимостное выражение его реализации.
Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем, а также об альтернативных путях и сроках достижения такого состояния. Экономическое прогнозирование включает в себя предвидение будущего состояния экономики и сопряженных с ней сфер. Экономический прогноз - исходная основа для определения целей развития, выработки стратегии и тактики социально-экономического развития. В набор документов, характеризующих будущее состояние экономики страны, входят комплексный прогноз, отражающий общее состояние экономики в разрезе основных макроэкономических показателей, и система частных экономических прогнозов, отражающих будущее состояние отдельных структурных элементов экономики страны. Проекция - этап прогнозирования, на котором по данному диагнозу разрабатывается прогноз объекта, осуществляется оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза. Исследование объективных связей социально-экономических явлений в каждой конкретной ситуации осуществляется через выявление причин и последствий их возникновения. Во время прогнозирования необходимо учитывать неопределенность, обусловленную вероятностным характером влияния экономических законов, неполнотой знания, наличием субъективного фактора во время принятия решений, недостаточностью и неполнотой информации. Оценка объекта прогнозирования осуществляется с помощью качественных характеристик и количественных параметров.
В экономике гипотезы связаны прежде всего с разработкой прогнозов или с выдвижением новых теорий. Предположение, имеющее под собой научно обоснованные положения, научную базу.
План в экономике - система целевых показателей развития экономической системы, функционирования конкретного объекта, а также указание на этапы и способы их достижения, распределение ресурсов, определение ожидаемых результатов и способов их использования. План можно рассматривать как некоторую модель развития планируемого объекта. Макроэкономическое планирование - это особый вид деятельности государства относительно определения стратегических, тактических и оперативных целей планового периода, а также способов достижения таких целей. С точки зрения обязательности выполнения плановых задач различают директивный, императивный и индикативный планы.
Директивный план (от лат. dігесііо - прямое направление) имеет силу юридического закона, носит адресный и обязательный для выполнения характер. Должностные лица несут ответственность за невыполнение директивного плана. Директивное планирование присуще командной экономике. Оно использовалось в СССР и социалистических странах с целью прямого влияния государства на экономику.
Императивный план (от лат. - повелительный) - план развития государственного сектора (обязателен для подведомственных предприятий).
Индикативный план (от лат. - указатель) - это рекомендательная система плановых мероприятий, направленных на достижение целей социально-экономической политики государства.
Государственная программа экономического и социального развития - это комплексная система целей и решений экономических и социальных проблем, а также конкретные мероприятия государства, направленные на их реализацию. Государственные программы экономического и социального развития необходимо разрабатывать на долго-, средне- и краткосрочную перспективу. Составными частями системы макроэкономического планирования являются национальная, отраслевая (ведомственная) и региональная программы. Государственная программа экономического и социального развития на долгосрочную перспективу охватывает период 10-15 лет (с корректированием и продолжением планового горизонта каждые пять лет). В этой программе определяются цели и приоритеты социально-экономического развития и концептуальные положения по их достижению и реализации. Параллельно необходимо рассматривать долгосрочные программы развития регионов и областей экономики.
Стратегия - общий, недетализированный план экономической деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.
Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели.
14.Классификация социально-экономических прогнозов
В соответствии с установленным порядком в РФ разрабатываются государственные прогнозы и программы социально-экономического развития. Прогнозы социально-экономического развития отражают демографические, научно-технические, экологические, экономические, социальные, а также отраслевые, региональные и другие параметры общественно значимых сфер деятельности.
Социально-экономические прогнозы имеют макроэкономический, отраслевой, ведомственный, территориальный разрезы и разрабатываются в целом по России, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.
Прогнозы социально-
Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается на 5-10 и более 10 лет. Он необходим в первую очередь при реализации крупных дорогостоящих проектов, когда ошибки в масштабах строительства, сроках, окупаемости могут очень дорого обходиться для общества. В основу долгосрочного прогноза закладываются тенденции развития науки, техники, ожидаемые прорывы в научно-техническом прогрессе.