Понятие и национальной экономии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 12:46, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка включает в себя ответы по национальной экономике, экономике фирмы, экономической безопасности, гражданскому праву, трудовому и т.д.

Работа содержит 1 файл

Шпоры Нац экономика 105 вопр[1].2.doc

— 1.54 Мб (Скачать)

В современном  мире происходит как бы «двойная»  интеграция: всемирная экономическая  интеграция, порожденная процессами транснационализации и глобализации (ком. – наверное, глобальная); традиционная региональная интеграция, развивающаяся в определенных институциональных формах еще с 50-х годов (ком. – наверное, региональная).

Развиваясь на двух уровнях — глобальном и региональном, — интеграционный процесс характеризуется, с одной стороны, нарастанием интернационализации хозяйственной жизни, а с другой — экономическим сближением стран на региональной основе. Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, выражает параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с более глобальной. Она представляет собой если не отрицание глобального характера мирового рынка, то в определенной мере попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеров (ком. – противоречие глобализации и тенденции к регионализму; кстати глобализация, скорей всего, и выражает дезинтеграцию через создание международных организаций, где участвует множество различных стран, например, ВТО).

Также различают  интеграцию на уровне предприятий и  интеграцию на уровне государств: 1. Институциональный тип интеграции, или интеграция государств – это процесс взаимопроникновения, сращивания национальных воспроизвод. процессов, в результате чего сближаются соц., пол., институт. структуры объединяющихся государств. Часто этот тип интеграции возникает на основе решений политиков и руководителей.

Формы, или виды, региональной интеграции могут быть разными. Они характеризуются степенью свободы перемещения внутри группировки  факторов производства. В настоящее  время существуют следующие формы региональной эк. интеграции: Зона свободной торговли, Таможенный союз, Единый или общий рынок, Экономический союз, Экономический и валютный союз.

Основные результаты региональной интеграции:

Синхронизируются  процессы эк. и соц. развития стран, сближаются значения макроэкономических показателей развития

Углубляется взаимозависимость  экономик и интегрированность стран

Рост ВВП и  производительности труда

Рост масштабов  производства, сокращение издержек

Образование региональных рынков торговли

2. Частнокорпоративный тип интеграции, или интеграция на уровне предприятий (подлинная интеграция) – речь идет об интеграции капиталов и активов компаний. Здесь различают:

Горизонтальная  интеграция. Она предполагает объединение  предприятий, действующих в одной  отрасли на одном отраслевом рынке. Таким образом, предприятия пытаются противостоять конкуренции со стороны сильных партнеров.

Вертикальная  интеграция. Это объединение компаний, функционирующих в разных отраслях, нос вязанных между собой последовательными  ступенями производства или обращения.

Формы частнокорпоративной  интеграции:

Создание совместных предприятий (СП)

Провдение международных  производ. и науч. программ

В результате частнокорпоративной  интеграции образуются рынки, которые  базируются на сетьи прямых связей и торговля на таких рынках носит название интеграционной торговли.  Как правило, региональная интеграция и интеграция на уровне предприятий протекают параллельно (ком. – З.М. называет интеграцию на уровне государств региональной).

 

 

 

 

 

 

 

12.Социально-экономическое планирование и прогнозирование в системе государственного регулирования экономики. Планирование и рыночная экономика

Планирование  представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения  путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количественно. Под прогнозированием понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз в сравнении с гипотезой имеет гораздо большую определенность, так как основывается не только на качественных, но и на количественных показателях и поэтому позволяет характеризовать будущее состояние объекта количественно. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, и поэтому более достоверен. В то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и много вариантный характер. Процесс разработки прогноза называется

Планирование  нацелено на обоснование принятия и  практической реализации управляющих  решений. Цель прогнозирования —  прежде всего, создать научные предпосылки  для их осуществления. Обоснование  направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, чтобы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой — способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде. Прогнозирование экономических процессов осуществляется в тесном единстве с другими видами прогнозирования: социальным, политическим, демографическим, научно-техническим, развитием базы естественных ресурсов и др., то есть используются система частных прогнозов, которая включает: демографические прогнозы, прогнозы природных ресурсов, их освоения и экологические прогнозы, прогнозы развития науки и техники, социальные и экономические прогнозы. Демографические прогнозы характеризуют динамику народонаселения, численность населения на перспективу, половозрастной состав, трудовой потенциал, размещение его по стране, миграционные процессы. Прогнозы природных ресурсов, их освоения и экологические прогнозы разрабатываются для определения перспективного природно-ресурсного потенциала. На основе прогнозов научно-технического развития осуществляется выбор приоритетов НТП. Социальные прогнозы характеризуют уровень социального развития, решение проблем свободного времени, направления совершенствования образа жизни, задач удовлетворения потребностей людей. Экономические прогнозы определяют динамику развития экономики, структурные сдвиги, внешнеэкономические связи, территориальные сдвиги в размещении производительных сил, воспроизводство основных фондов и необходимые для этого инвестиции.

Существуют различные формы планирования, наибольшее распространение получили директивное, стратегическое, индикативное. Директивное планирование, т.е. обязательное, жесткое, подлежащее исполнению, предполагает применение, прежде всего, командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач. Условие обязательности реализуется через издание соответствующих административно-распорядительных документов -законов, указов, приказов, распоряжений, после чего осуществляются практическая реализация установленных заданий, текущий и конечный контроль степени выполнения с применением мер административного и другого воздействия к исполнителям. Цели и задачи плана, как правило, состоят в осуществлении на практике политической воли высшего руководства страны. Его содержание и уровень зависят от конкретно складывающейся ситуации и могут меняться с течением времени.

При стратегическом планировании решаются те задачи, которые  определяют характер экономических  преобразований, устойчивость экономики, уровень жизни населения, обороноспособность страны и др., при этом конечный результат  не является строго фиксированным, а расположен в определенной зоне с заданными предельными границами по величине и времени.

Индикативное  планирование является основным рабочим  инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз дополняет стратегический и выступает в качество практического инструмента в развитии экономики па кратко- и среднесрочный периоды.

В условиях рыночной экономики планирование представляет сочетание рыночного механизма с саморегулированием и плановым управлением. Определяющей формой управления становится рынок. В распределяемой форме управления действует принцип минимальной достаточности. Каждый уровень ставит и решает те задачи, которые выполнимы в пределах его компетенции Планирование носит взаимовыгодный характер, с точки зрения как цели экономического и социального развития, так и средств достижения конечных результатов деятельности предприятия. При этом обязательно соблюдение интересов центра и самостоятельность предприятия.

Планирование  в рыночной экономике осуществляется преимущественно экономическими методами, а основными экономическими регуляторами являются налоги, таможенная и финансовая политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.Характеристика основных прогнозных документов (гипотезе, прогноз, план программа, стратегия)

Прогнозные документы  – это набор документов, которые  в совокупности представляют описание плана (прогноза), его обоснованность, жизнеспособность, целесообразность применения и стоимостное выражение его реализации.

Прогноз - это  научно обоснованное суждение о возможном  состоянии объекта в будущем, а также об альтернативных путях  и сроках достижения такого состояния.  Экономическое прогнозирование  включает в себя предвидение будущего состояния экономики и сопряженных с ней сфер. Экономический прогноз - исходная основа для определения целей развития, выработки стратегии и тактики социально-экономического развития. В набор документов, характеризующих будущее состояние экономики страны, входят комплексный прогноз, отражающий общее состояние экономики в разрезе основных макроэкономических показателей, и система частных экономических прогнозов, отражающих будущее состояние отдельных структурных элементов экономики страны. Проекция - этап прогнозирования, на котором по данному диагнозу разрабатывается прогноз объекта, осуществляется оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза. Исследование объективных связей социально-экономических явлений в каждой конкретной ситуации осуществляется через выявление причин и последствий их возникновения. Во время прогнозирования необходимо учитывать неопределенность, обусловленную вероятностным характером влияния экономических законов, неполнотой знания, наличием субъективного фактора во время принятия решений, недостаточностью и неполнотой информации. Оценка объекта прогнозирования осуществляется с помощью качественных характеристик и количественных параметров.

В экономике  гипотезы связаны прежде всего с  разработкой прогнозов или с  выдвижением новых теорий. Предположение, имеющее под собой научно обоснованные положения, научную базу.

План в экономике - система целевых показателей развития экономической системы, функционирования конкретного объекта, а также указание на этапы и способы их достижения, распределение ресурсов, определение ожидаемых результатов и способов их использования. План можно рассматривать как некоторую модель развития планируемого объекта. Макроэкономическое планирование - это особый вид деятельности государства относительно определения стратегических, тактических и оперативных целей планового периода, а также способов достижения таких целей. С точки зрения обязательности выполнения плановых задач различают директивный, императивный и индикативный планы.

Директивный план (от лат. dігесііо - прямое направление) имеет силу юридического закона, носит  адресный и обязательный для выполнения характер. Должностные лица несут  ответственность за невыполнение директивного плана. Директивное планирование присуще командной экономике. Оно использовалось в СССР и социалистических странах с целью прямого влияния государства на экономику.

Императивный  план (от лат. - повелительный) - план развития государственного сектора (обязателен для подведомственных предприятий).

Индикативный план (от лат. - указатель) - это рекомендательная система плановых мероприятий, направленных на достижение целей социально-экономической политики государства.

Государственная программа экономического и социального развития - это комплексная система целей и решений экономических и социальных проблем, а также конкретные мероприятия государства, направленные на их реализацию. Государственные программы экономического и социального развития необходимо разрабатывать на долго-, средне- и краткосрочную перспективу. Составными частями системы макроэкономического планирования являются национальная, отраслевая (ведомственная) и региональная программы. Государственная программа экономического и социального развития на долгосрочную перспективу охватывает период 10-15 лет (с корректированием и продолжением планового горизонта каждые пять лет). В этой программе определяются цели и приоритеты социально-экономического развития и концептуальные положения по их достижению и реализации. Параллельно необходимо рассматривать долгосрочные программы развития регионов и областей экономики.

Стратегия - общий, недетализированный план экономической  деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.

Стратегия как  способ действий становится необходимой  в ситуации, когда для прямого  достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии  является эффективное использование  наличных ресурсов для достижения основной цели.

 

 

14.Классификация социально-экономических прогнозов

В соответствии с установленным порядком в РФ разрабатываются государственные прогнозы и программы социально-экономического развития. Прогнозы социально-экономического развития отражают демографические, научно-технические, экологические, экономические, социальные, а также отраслевые, региональные и другие параметры общественно значимых сфер деятельности.

Социально-экономические  прогнозы имеют макроэкономический, отраслевой, ведомственный, территориальный разрезы и разрабатываются в целом по России, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу  разрабатывается на 5-10 и более 10 лет. Он необходим в первую очередь  при реализации крупных дорогостоящих проектов, когда ошибки в масштабах строительства, сроках, окупаемости могут очень дорого обходиться для общества. В основу долгосрочного прогноза закладываются тенденции развития науки, техники, ожидаемые прорывы в научно-техническом прогрессе.

Информация о работе Понятие и национальной экономии