Планирование товарных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Процессы производства, обращения и потребления в обществе происходят непрерывно. Однако в развитом обществе не происходит совпадения как в пространстве, так и во времени этих процессов. Поэтому для обеспечения их непрерывности и необходимы товарные запасы.
При создании запасов в сфере обращения решается вопрос удовлетворения разнообразных потребностей людей путем предоставления им выбора товаров из широкого ассортимента. Решить этот вопрос без необходимых запасов невозможно.

Содержание

Содержание
Введение 2-4
1. Понятие и классификация товарных запасов
1.1. Понятие и виды товарных запасов. Необходимость их создания 5-9
1.2 Структура товарных запасов 10-12
1.3 Факторы, влияющие на величину товарных запасов 12-15
1.4. Эффективность использования товарных запасов 15-20
2. Планирование товарных запасов. Товарные излишки и дефицит
2.1. Планирование товарных запасов на ООО «Диалог» 20-28
2.2. Оптимизация управления товарными запасами 28-32
2.3. Средства автоматизации управления товарными запасами 32-35
3. Расчёт товарных запасов ООО «Диалог»
3.1. Методы анализа и учета товарных запасов на торговом предприятии 35
3.2. Анализ общих экономических показателей деятельности ООО «Диалог» 36-41
3.3. Анализ состояния товарных запасов в ООО «Диалог» 41-44
3.4. Анализ совокупного влияния факторов на время обращения 44-50
Выводы и предложения 51-53
Список использованной литературы 54-55

Работа содержит 1 файл

моя КУРСОВАЯ.doc

— 388.50 Кб (Скачать)
Группы  запасов Доля в объеме товарооборота в денежном измерении Доля в объеме запасов в натуральном измерении Следует ли использовать сложные количественные методы управления
1. Группа А 70% 10% Да.
2. Группа В 20% 20% В некоторых случаях.
3. Группа С 10% 70% Не следует.
 

       Относительно  новым подходом к управлению запасами, есть принцип управления Just-In-Time ("просто своевременно"). Этот подход впервые был использован японскими корпорациями, а после этого нашел распространение во всем мире. Основная идея состоит в том, что запасы практически не создаются, а процесс доставки товаров поставщиками жестко согласован с технологическим процессом на предприятии. Эта система разрешает получить значительный экономический эффект за счет доведения затрат хранения к нулю. Однако, высокий уровень требований к точности функционирования системы снабжений и риск возможных ошибок, которые приведут к нарушению технологии,  не  разрешает  использовать этот подход в странах с неразвитой информационной и коммуникационной инфраструктурой.

       Управления  большинством торговых компаний развитых стран основано на использовании компьютерной технологии. Системы управления включают автоматизированную систему учета запасов и размещения заказов у поставщиков. Движение каждой единицы товаров, с помощью магнитного штрихового кодирования, отражается в базе данных, которая охватывает информацию по всей торговой сети компании. Система управления базами данных разрешает постоянно обновлять информацию о состоянии запасов, автоматически размещать заказы через компьютерную сеть и учитывать информацию о пополнении запасов. При этом информация о реализации товаров поступает в систему управления товарными запасами, дебиторской задолженностью и денежными средствами и обрабатывается на основе встроенного в систему модельного инструментария. 

2. 3. Средства автоматизации управления товарными запасами. 

     ЭВМ оказывает неоценимую помощь в управлении товарными запасами как в отдельных  предприятиях, так и в масштабе целой торговой фирмы. Например, в магазинах специализированные контрольно-кассовые машины выдают магнитные ленты, а также прочие носители информации, на которых записана информация о номере товарного отдела, сумме, виде и разновидности товара и т. д. По окончании торгового дня через ряд промежуточных устройств информация с этих магнитных лент вводится в ЭВМ; в машину вводится также информация с других носителей, с которых она считывается сканирующими устройствами или читающими автоматами. К утру следующего дня руководители торговли получают краткие справки об итогах за предыдущий день, а затем и расчлененные подробные отчеты, построенные по товарным отделам, секциям и закупщикам. Периодически (обычно еженедельно) ЭВМ выдает аналитический отчет, в котором объем реализации сопоставлен с имеющимися товарными запасами. Подобные аналитические отчеты машина может вырабатывать и по разовым запросам. Вводя в ЭВМ кодовые номера отдельных наименований товаров, можно получить подробные данные о движении их запасов и динамике реализации. Прежде было очень трудно анализировать реализацию модных товаров; ныне ЭВМ контролирует их движение и даже выдает предупреждение о необходимости снять товар с продажи или, наоборот, заказать дополнительную партию. Некоторые торговые фирмы экспериментируют даже в таком направлении: они присваивают кодовые номера отдельным потребителям, оптовым покупателям, и по прошествии определенного времени ЭВМ выдает анализ, характеризующий покупательские привычки и структуру потребления. ЭВМ в некоторых АСУ вырабатывает и выпечатывает заказы на поставку товаров. Машинным способом успешно составляются прогнозы реализации на предстоящий период.

В настоящее  время, например, уже появились продовольственные  магазины с развитыми внутримагазинными  АСУ. Ядром такого магазина является электронный кассовый терминал в узле расчета. В контрольно-кассовый прилавок встроено лазерное сканирующее устройство. Кассир-контролер одним скользящим движением проводит упаковку, штуку товара над окном, стекло которого лежит в плоскости прилавка. На упаковке, на этикетке, на ярлыке имеется графический символ универсального товарного кода (УТК), представляющий собой сочетание черных и белых штрихов различной толщины. Это сочетание отображает цифровой код данного наименования товара, а каждому цифровому коду в памяти ЭВМ соответствуют разнообразные данные об этом товаре: цена, количество, сведения о поставщике и т. д. ЭВМ выдает требующиеся данные, и они - наименование товара словом и цена - печатаются на чеке. На световом индикаторе тоже показывается цена, и покупатель имеет возможность контролировать правильность расчета.

При продаже  фруктов, овощей, мяса и тому подобных товаров применяют весы типа "масса - цена - стоимость"; стоимость тоже печатается на чеке, и одновременно вся информация об акте продажи вводится в ЭВМ. Машина корректирует хранящиеся в ней данные о товарном запасе и объеме реализации. Она следит за уменьшающимися товарными запасами и готовит все необходимые сведения для заказа новых партий товара на пополнение запасов.

Технические средства для внутримагазинных и других торговых АСУ стоят недешево, но в настоящее время на рынке имеются различные типы и модели аппаратуры, которые, вообще говоря, отвечают требованиям и возможностям различных по величине организаций. Обычно крупные предприятия стремятся иметь собственные ЭВМ. Но как мелким, так и крупным предприятиям предоставляется и альтернативная возможность: арендовать соответствующую аппаратуру.

Возможности крупных  АСУ, охватывающих целые торговые сети, намного расширились с появлением ЭВМ коллективного пользования, доступ к которым осуществляется дистанционно. В подобных системах ЭВМ обычно устанавливают в главной конторе фирмы, а периферийное оборудование, в том числе и средства ввода/вывода, - в предприятиях, удаленных на сотни километров. Такой подход к АСУ чрезвычайно облегчает централизованное планирование ассортимента и товарных запасов и управление ими в сочетании с децентрализованной закупкой и уточнением ассортимента с учетом локальных особенностей спроса.

Однако ценность результатов, даваемых АСУ, целиком зависит от достоверности, надежности, подробности и своевременности информации, которой она оперирует. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Расчёт товарных  запасов ООО «Диалог». 

3. 1. Методы анализа и учета товарных запасов на торговом предприятии. 

     На  торговых предприятиях традиционно  применяются три метода анализа  и учета товарных запасов:

- инвентаризация, т.е. сплошной подсчет всех товаров, которые при необходимости могут перевешиваться и перемериваться. Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих ценах и сводятся по товарным группам в общую сумму. Недостатками данного метода являются большая трудоемкость и невыгодность для предприятия, так как при проведении инвентаризации предприятие, как правило, не функционирует;

- снятие остатков или оперативный учет, т.е. сверка материально ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного счета. Причем подсчитываются не товары, а товарные места (ящики, рулоны, мешки и др.). Затем с учетом соответствующих норм производится пересчет, определяется количество товаров, которое и оценивается по действующим ценам. Недостаток данного метода - меньшая точность, чем при инвентаризации;

- балансовый метод, основанный на использовании балансовой формулы.

Балансовый метод менее трудоемок, чем предыдущие, и позволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запасов в связи с другими показателями. Недостаток данного метода - отсутствие возможности исключить из расчета всякого рода неустановленные потери, что приводит к некоторым искажениям суммы запасов. Для устранения этого недостатка данные балансового учета систематически должны сопоставляться с данными инвентаризации и снятия остатков.

Используя балансовый метод, легко осуществлять оперативный  контроль за движением товаров. Этот метод особенно эффективен при автоматизированном учете на базе компьютерной сети. 

     3. 2. Анализ общих экономических показателей деятельности ООО «Диалог» 

       Каждое торговое предприятие  рассчитывает систему показателей,  характеризующих его деятельность. К ним относятся товарооборот, валовой доход, издержки обращения, прибыль и рентабельность, а также трудовые показатели.

     Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров  населению за наличный расчёт не зависимо от каналов реализации товаров. Товарооборот выступает необходимым и самым важным условием достижения целей торгового предприятия. Он является количественным показателем, характеризующий общий результат деятельности предприятия. Торговым предприятиям анализ товарооборота помогает определить насколько достигнуты объёмы товарооборота, и какие из составляющих товарооборота позволяют получить им необходимую величину прибыли. Одна из основных целей анализа заключается в выявлении неиспользованных резервов роста общего объёма розничного товарооборота.

     Валовой доход как экономическая категория  представляет собой часть стоимости  товара, которая предназначается  для покрытия издержек и образования прибыли. Валовой доход не является показателем эффективности работы предприятия. Однако это результативный показатель, характеризующий хозяйственную деятельность и отражающий долю торговли в общей сумме цен на товары. Цель экономического анализа валового дохода – это поиск резерва его роста и достижение оптимальной величины, а также оценка соотношения валового дохода с финансовыми показателями. От величины валового дохода зависит финансовая устойчивость торгового предприятия. Валовой доход на предприятии выступает как основной источник покрытия издержек обращения и получения прибыли.

     Издержки  обращения – это выраженные в  денежной форме затраты в сфере  обращения товаров, которые необходимы для осуществления предприятием своей деятельности и выполнения функций. Анализ издержек обращений направлен на выявление возможности повышения эффективности работы торгового предприятия за счёт более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

     Для обеспечения бесперебойной торговли и наиболее полного удовлетворения покупательского спроса в торговле должны быть определенные товарные запасы. Размер их должен быть оптимален. Заниженные товарные запасы не смогут обеспечить полностью товарооборот, а завышенные ведут к замедлению товарооборачиваемости. Товарооборачиваемость – это время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации. Одной из основных задач коммерческой деятельности торгового предприятия является ускорение товарооборачиваемости. Это приводит к росту товарооборота, сокращению товарных запасов, снижению расходов на продажу, а в следствии, к росту прибыли.

     Прибыль является основной целью деятельности любого предприятия. Она выступает  как результативный оценочный показатель, но напрямую эффективность работы предприятия не отражает. На предприятии проводится анализ факторов, влияющих на прибыль, который является экономической основой подготовки и принятия управленческих решений, направленных на выбор наиболее рационального пути дальнейшего  развития торгового предприятия.

     Рентабельность  обобщает состояние доходов, оборачиваемость  товаров, издержек обращения, использование собственного и заёмного капитала, основных средств и рабочей силы. Она является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, свидетельствующий о прибыльности хозяйственной деятельности и о возможности его дальнейшего функционирования. Показатель рентабельности в деятельности предприятия характеризует относительный размер прибыли.

     Рассмотрим  основные показатели деятельности ООО «Диалог» в сопоставимой оценке. Для этого фактические данные по магазину  переведем в сопоставимый вид с учётом следующих индексов цен: 2001 год = 1,19; 2002 год = 1,11; 2003 год = 1,10. Составим таблицу на основе сопоставимых данных, в которой рассчитаем абсолютные отклонения показателей деятельности ООО «Диалог» и рассмотрим их в динамике.

Таблица 2 – Отклонения и темпы роста экономических показателей деятельности ООО «Диалог» в сопоставимых ценах:

 
Показатели
2007 год 2008 год 2007 год отклонение темп  роста, %
2008г  от 2007г 2007г от 2006г в 2007г в 2008г
А 1 2 3 4 5 6 7
Товарооборот  всего, тыс. руб. в т.ч.: 25 724,0 22 592,5 27 572,9 -3 131,5 +4 980,4 87,8 120,7
Торговля 21 716,1 18 525,7 21 620,4 -3 190,4 +3 094,7 85,3 116,7
Валовой доход всего, тыс. руб. в т.ч.: 8 594,2 8 488,2 8 987,2 -106,0 +499,0 98,8 105,9
Торговля 5 041,2 4 932,7 5 083,6 -108,5 +150,9 97,8 103,1
Уровень валового дохода, %  в т.ч.: 33,41 37,57 32,60 +4,16 -4,97 112,5 86,8
Торговля 23,21 26,63 23,51 +3,42 -3,12 114,7 88,3
Издержки  обращения, тыс. руб. в т.ч.: 8 178,8 7 596,4 7 651,2 -582,4 +54,8 92,9 100,7
Торговля 5 236,1 5 136,4 4 814,5 -99,7 -321,9 98,1 93,7
Уровень издержек обращения, % в т.ч.: 31,79 33,62 27,75 +1,83 -5,87 105,8 82,5
Торговля 24,11 27,73 22,27 +3,62 -5,46 115,0 80,3
Товарные  запасы, тыс. руб. в т.ч.: 2 498,8 2 699,6 2 254,5 +200,8 -445,1 108,0 83,5
Торговля 1 654,8 2 020,1 1 902,3 +365,3 -117,8 122,1 94,2
Товарооборачиваемость, дни в т.ч.: 35 43 29 +8 -14 122,9 67,4
Торговля 27,4 39,2 31,7 -11,8 -7,5 143,1 80,9
Финансовый  результат, тыс. руб. в т.ч.: -752,4 -254,6 -200,0 +497,8 +54,6 33,8 78,6
Торговля -766,4 -399,1 -363,6 +367,3 +35,5 52,1 91,1
Рентабельность, тыс. руб. в т.ч.: -2,92 -1,12 -0,73 +1,80 +0,39 41,6 33,3
Торговля -3,53 -2,15 -1,68 +1,38 +0,47 60,9 78,1

Информация о работе Планирование товарных запасов