Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:33, курсовая работа
Процессы производства, обращения и потребления в обществе происходят непрерывно. Однако в развитом обществе не происходит совпадения как в пространстве, так и во времени этих процессов. Поэтому для обеспечения их непрерывности и необходимы товарные запасы.
При создании запасов в сфере обращения решается вопрос удовлетворения разнообразных потребностей людей путем предоставления им выбора товаров из широкого ассортимента. Решить этот вопрос без необходимых запасов невозможно.
Содержание
Введение 2-4
1. Понятие и классификация товарных запасов
1.1. Понятие и виды товарных запасов. Необходимость их создания 5-9
1.2 Структура товарных запасов 10-12
1.3 Факторы, влияющие на величину товарных запасов 12-15
1.4. Эффективность использования товарных запасов 15-20
2. Планирование товарных запасов. Товарные излишки и дефицит
2.1. Планирование товарных запасов на ООО «Диалог» 20-28
2.2. Оптимизация управления товарными запасами 28-32
2.3. Средства автоматизации управления товарными запасами 32-35
3. Расчёт товарных запасов ООО «Диалог»
3.1. Методы анализа и учета товарных запасов на торговом предприятии 35
3.2. Анализ общих экономических показателей деятельности ООО «Диалог» 36-41
3.3. Анализ состояния товарных запасов в ООО «Диалог» 41-44
3.4. Анализ совокупного влияния факторов на время обращения 44-50
Выводы и предложения 51-53
Список использованной литературы 54-55
объём заказа
максимально желательный
Рисунок 2 – Виды товарных запасов по времени учёта.
Максимально желательный уровень определяет уровень товарного запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами, который может превышаться. Этот товарный запас используется как ориентир при расчете норматива объёма заказа.
Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени наступления очередного заказа, то есть он показывает количество дней нахождения товаров в виде запаса.
Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учёта. Он может совпасть с максимально желаемым запасом, пороговым уровнем или гарантийным запасом.
Гарантийный запас (или запас страховой) аналогичен гарантийному запасу в классификации по исполняемой функции и предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.
Можно также выделить неликвидные запасы – так называют длительно неиспользуемые товарные запасы. Они образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа. Это единственный вид запаса, который не соответствует определенным выше критериям.
1.
2. Структура товарных
запасов.
Создаваемые на предприятиях торговли товарные запасы оцениваются рядом показателей – суммой запасов в стоимостном выражении; количеством запасов в натуральном выражении; размером товарных запасов в днях оборота.
Любой товар относится к категории товарного запаса вплоть до момента продажи. И он является постоянно существующей величиной, поскольку товарные запасы продаются не сразу, а постепенно, то есть регулярно возобновляются. Размер товарных запасов различен в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Абсолютная величина товарных запасов всё время изменяется в зависимости от поступления и реализации товаров. Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом, с этой целью они выражаются в днях. Этот показатель – относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося в магазине на определённую дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит этих запасов. Товарные запасы в днях оборота исчисляются делением абсолютной величины запасов (на определённую дату) на однодневный товарооборот соответствующего периода:
ТЗдн
= ТЗ/Орто
где ТЗдн – уровень товарных запасов, дни оборота;
ТЗ – сумма товарных запасов на определённую дату, руб.;
Орто – объём однодневного товарооборота, руб.
Товарные запасы могут выражаться в натуральных показателях (штуки, метры, тонны и т.д.) и в стоимостных (в рублях).
Кроме того, размеры товарных запасов непосредственно связаны со скоростью обращения товаров. При неизменном объёме товарооборота ускорение оборачиваемости товаров приводит к снижению товарных запасов, и, наоборот, замедление оборачиваемости требует большей массы товарных запасов.
Скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы, называется товарооборачиваемостью. Товарооборачиваемость выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот. Товарооборачиваемость в днях показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, то есть количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас.
Средний товарный запас рассчитывается по формуле средней хронологической:
ТЗср = (1/2 ТЗ0 + ТЗ1 + ТЗ2 + . . . +1/2 ТЗn) / (n – 1) (2)
где ТЗср – средние товарные запасы, руб.;
ТЗ0, ТЗ1,ТЗ2 … ТЗn - товарные запасы на конкретные даты, руб.;
n – количество периодов.
Или по формуле средней арифметической простой:
ТЗср
= (ТЗн + ТЗк) / 2
где ТЗн – товарные запасы на начало периода, руб.;
ТЗк – товарные запасы на конец периода, руб.
Для расчёта товарооборачиваемости в днях необходимо средний запас за определённый период разделить на однодневный товарооборот за этот же период:
Тоб
= ТЗср / Орто
где Тоб – товарооборачиваемость или время обращения, дни;
ТЗср – средние товарные запасы, руб.;
Орто – объём однодневного товарооборота, руб.
Товарооборачиваемость может выражаться и числом оборотов:
Тоб
= РТО / ТЗср
где Тоб – коэффициент товарооборачиваемости, число оборотов.
Показатели времени и скорости товарного обращения взаимосвязаны, причём обратной пропорциональностью. Увеличение скорости и уменьшение времени товарного обращения позволяет осуществить больший объём товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что оказывает влияние на снижение расходов на хранение товаров, сокращению товарных потерь и т.д.
Товарооборачиваемость - это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Ускорение времени обращения товаров имеет большое значение: повышает экономическую эффективность всего общественного производства, являясь одновременно важным условием повышения рентабельности торговой деятельности предприятия. А замедление, наоборот, свидетельствует об ухудшении его работы.
Оборачиваемость товаров можно ускорить только за счёт совершенствования всей торгово-коммерческой и экономической деятельности предприятия. Это требует глубокого понимания влияния различных факторов на формировании товарных запасов.
1.3.
Факторы, влияющие на
величину товарных запасов.
Величина товарных запасов и оборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самым увеличивают размер запасов. Зная это, можно выявить резервы ускорения оборачиваемости запасов предприятия; улучшить снабжение населения товарами потребления; снизить затраты на образование и содержание товарных запасов.
Условно все факторы можно разделить на внешние, которые не зависят от деятельности работы предприятия, и внутренние, которые оказывают существенное влияние на товарные запасы в зависимости от работы предприятия. Совокупность всех факторов можно представить в виде схемы (Рисунок 3).
К основным факторам, влияющих на оборачиваемость и величину товарных запасов, относятся следующие.
1.
Соотношение между спросом и
предложением товаров. В
соотношение между спросом объём розничного товарооборота;
и предложением;
насыщенность товарных рынков; организация и частота завоза това-
звенность
товародвижения;
объём
импорта;
уровень цен на конкретные то- кой базы и основных фондов торго-
вары;
физико-химические свойства
товаров;
Рисунок 3 – Факторы, влияющие на величину товарных запасов.
2.
Объём розничного
3.
Сложность ассортимента
4.
Потребительские и физико-
5. Организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазины, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки, размещения производственных предприятий. Например, время завоза товаров на Крайний Север, в высокогорные и отдалённые районы может быть ограничено из-за природных условий и трудностей транспортировки. Естественно, в этих районах время обращения товаров намного продолжительнее, чем в других. Чем ближе расположены промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров.