Автор: m**********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 16:25, курсовая работа
Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ………………………………………………...........6
1.1. Экономическая сущность и функции прибыли……………………………6
1.2. Формирование прибыли. Составные элементы формирования балансовой прибыли………………………………………………………………………….….…12
1.3. Планирование прибыли. Факторы ее роста………………………………23
1.4. Распределение и использование прибыли на предприятии……………...26
2. Анализ формирования и использования прибыли на ооо «НАЗАРОвский хлеб»…………...……………………………………………….32
2.1. Общие сведения о предприятии………………………………………..….32
2.2. Задачи и источники информации…………………………………….……33
2.3. Анализ валовой прибыли предприятия………………………………...…36
2.4. Анализ прибыли от реализации продукции…………………………..…..39
2.5. Анализ использования прибыли…………………………………………..42
2.6. Пути увеличения суммы и совершенствование использования прибыли... …………………………………………………………………………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….53
Расчет влияния факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, используя данные таблицы. План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 20 тыс. рублей (500-480), или на 4,2%.
Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции.
490 – 480 = + 10 тыс. рублей.
Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости и результат разделить на 100:
480 * 4,16% / 100 = + 20 тыс. рублей.
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:
6730 – 6736 = – 6 тыс. рублей.
Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию устанавливается сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:
7236 – 7220 = + 16 тыс. рублей.
Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической.
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.
Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым. На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет 104,16%. Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли не увеличилась бы на 4,16% и составила 500 тыс. рублей (480 * 104,16% / 100).
Затем следует определить
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат. Сумма прибыли в данном случае получится 506 тыс. рублей (7236 – 6730).
По данным расчета можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
Изменение суммы прибыли за счет:
объема реализации продукции: 500 – 480 = + 20 тыс. руб.
структуры товарной продукции: 490 – 500 = – 10 тыс. руб.
средних цен реализации: 506 – 490 = + 16 тыс. руб.
себестоимости реализованной продукции: 500 – 506 = – 6 тыс. руб.
ИТОГО: + 20 тыс. руб.
Результаты расчетов показывают, что план прибыли превышен в основном за счет увеличения объема продаж на 20 тыс. рублей и за счет увеличения среднереализационных цен на 16 тыс. рублей.
Изменение структуры товарной продукции способствовало снижению суммы прибыли на 10 тыс. рублей. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 6 тыс. рублей.
Таблица 4
Совокупное влияние факторов на прибыль
Фактор | Размер влияния,
тыс. руб. |
Расчет |
Количество реализованной продукции | –20 | 500 – 480 |
Структура реализованной продукции | –10 | 490 – 500 |
Средний уровень цен | +16 | 7236 – 7220 |
Себестоимость | –6 | 500 – 506 |
ИТОГО: | +20 |
Полученные результаты аналитических расчетов составляют необходимую информационную базу для разработки товарной политики предприятия и поиска резервов снижения себестоимости и увеличения прибыли от реализации.
2.5. Анализ использования прибыли
Распределение
и использование прибыли
Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.
С развитием приватизации и акционирования предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.
Экономически обоснованная система распределения прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дельнейшее развитие деятельности предприятия. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.
Наряду
с финансированием
Прибыль используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций.
Итак,
наличие чистой прибыли, создающей
стимулирующие условия
Основная
задача анализа использования прибыли
состоит в выявлении тенденций
и пропорций, сложившихся в распределении
прибыли за отчетный период по сравнению
с планом в динамике. По результатам
анализа разрабатываются
В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников, и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника, сумма прибыли на одного работника, один рубль основных производственных фондов.
Кроме того, в процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.
Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменение суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды.
Данные таблицы отражают процесс формирования налогооблагаемой и чистой прибыли и распределение ее в фонды предприятия. Анализ формирования и использования фондов должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась общая сумма средств отчислений в фонды. Таблица 5
Использование прибыли, тыс. руб.
Показатель | План | Факт | Абсолютное отклонение |
1. Прибыль от реализации продукции | 480 | 500 | +20 |
2. Прибыль от прочих видов деятельности | – | – | – |
3. Балансовая сумма прибыли | 480 | 500 | +20 |
4. внереализационные расходы | 141 | 200 | +59 |
5. Налогооблагаемая прибыль | 339 | 300 | –39 |
6. Налог на прибыль по действующей ставке | 119 | 105 | –14 |
7. Прибыль,
остающаяся в распоряжении |
220 | 195 | –25 |
8. Чистая прибыль | 220 | 195 | –25 |
9. Распределение чистой прибыли: | |||
в фонд накопления | 125 | 115 | –10 |
в фонд потребления | 47 | 40 | –7 |
ФМП | 14 | 10 | –4 |
ФСР | 34 | 30 | –4 |
Доля в чистой прибыли, %: | |||
фонда накопления | 57 | 59 | +2 |
фонд потребления | 21 | 21 | – |
ФМП | 6 | 5 | –1 |
ФСР | 15 | 15 | – |
При сравнении фактических данных 2010 года с планом, чистая прибыль уменьшилась на 25 тыс. рублей, это связано с увеличением внереализационных расходов (убытка от пожара) на 20 тыс. рублей. Однако за счет увеличения прибыли от реализации продукции возросла на 20 тыс. рублей.
Распределение предполагаемой чистой прибыли в фонды сократилась в Фонд накопления на 10 тыс. рублей, в Фонд потребления – на 7 тыс. рублей.
Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равна произведению двух факторов чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли. Значит, для расчета их влияния можно использовать один из приемов детерминированного факторного анализа.
Таблица 6
Расчет влияния факторов на размер отчислений в фонды предприятия
Вид фонда | Сумма отчислений, тыс. руб. | Доля отчислений, % | ||||||
2006 | 2009 | 2010 | 2006 | 2009 | 2010 | |||
план | факт | план | Факт | |||||
Накопления | 131 | 125 | 125 | 115 | 55 | 57 | 57 | 59 |
Потребления | 52 | 47 | 47 | 40 | 22 | 22 | 22 | 21 |
Материальной помощи | 17 | 14 | 14 | 10 | 7 | 6 | 6 | 5 |
Социального развития | 37 | 34 | 34 | 30 | 16 | 15 | 15 | 15 |
Чистая прибыль | 237 | 220 | 220 | 195 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Информация о работе Планирование прибыли предприятия: методы, показатели, факторы