Планирование прибыли предприятия: методы, показатели, факторы

Автор: m**********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ………………………………………………...........6
1.1. Экономическая сущность и функции прибыли……………………………6
1.2. Формирование прибыли. Составные элементы формирования балансовой прибыли………………………………………………………………………….….…12
1.3. Планирование прибыли. Факторы ее роста………………………………23
1.4. Распределение и использование прибыли на предприятии……………...26
2. Анализ формирования и использования прибыли на ооо «НАЗАРОвский хлеб»…………...……………………………………………….32
2.1. Общие сведения о предприятии………………………………………..….32
2.2. Задачи и источники информации…………………………………….……33
2.3. Анализ валовой прибыли предприятия………………………………...…36
2.4. Анализ прибыли от реализации продукции…………………………..…..39
2.5. Анализ использования прибыли…………………………………………..42
2.6. Пути увеличения суммы и совершенствование использования прибыли... …………………………………………………………………………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….53

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

     Для углубленного анализа прибыли целесообразно  группировать факторы, влияющие на ее размер.

     К группе внешних факторов относятся:

  • природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обуславливающие дополнительную прибыль – у других;
  • изменения, не предусмотренные планом предприятия, оптовых цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, накидок, норм амортизационных отчислений, ставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;
  • нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми финансовыми, банковскими и другими органами государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.

       Руководитель предприятия заинтересован  в том, чтобы в конкурентной  борьбе получить максимум прибыли.  Этот максимум он стремится  обосновать аналитическими расчетами.

     Экономический анализ – важнейшая стадия работы, предшествующая планированию и прогнозированию ресурсов предприятия, эффективного их использования. Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом для работы финансовых менеджеров.

     В задачи анализа финансовых результатов  входят:

  • оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли;
  • изучение составных элементов формирования балансовой прибыли;
  • выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль;
  • анализ показателей рентабельности;
  • выявление и оценка резервов роста прибыли, способов их мобилизации.

     Анализ  формирования и использования прибыли  проводится в несколько этапов:

  1. анализируется прибыль по составу в динамике;
  2. проводится факторный анализ прибыли от реализации;
  3. анализируются причины отклонения по таким составляющим прибыли, как проценты к получению и уплате, прочие операционные доходы, внереализационные доходы и расходы;
  4. анализируется формирование чистой прибыли на накопление и потребление;
  5. дается оценка эффективности распределения прибыли на накопление и потребление;
  6. анализируется использование прибыли на накопление и потребление;
  7. разрабатываются предложения к составлению финансового плана.

     Анализ  состава прибыли позволяет выработать необходимую стратегию поведения, направленную на минимизацию потерь и финансового риска от вложений в данное предприятие.

     Основными источниками информации при анализе  финансовых результатов, прибыли служат данные финансовой отчетности ф.2 «Отчет о прибылях и убытках», ф.1 «Бухгалтерский баланс», данные финансового плана.

2.3. Анализ валовой прибыли предприятия

     Прибыль как главный результат производственной деятельности обеспечивает потребности  предприятия и государства в  целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от деятельности предприятия.

     Важными факторами роста прибыли, зависящим от деятельности предприятий, являются: рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями; снижение ее себестоимости; повышение качества; улучшение ассортимента; повышение эффективности использования производственных фондов; рост производительности труда.

     К факторам, не зависящим от деятельности предприятий, относятся: изменения  государственных регулируемых цен  на реализуемую продукцию; влияние  природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и другие.

     В составе валовой прибыли учитывается  прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего валовая прибыль  включает прибыль от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализации товарной продукции – основная часть валовой прибыли.

     Отдельной составной частью валовой прибыли  выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У предприятия могут образовываться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки.

     Кроме прибыли от реализации продукции  в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть положительными и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящиеся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно отразится на объеме валовой прибыли.

     Последним элементом валовой прибыли являются внереализационные доходы и расходы, то есть такие, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции. В составе этих внереализационных результатов учитываются следующие доходы (расходы): доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы от сдачи имущества в аренду; суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки и другие).

     Как мы видим, валовая прибыль зависит  от пяти факторных показателей.

     Окончательным финансовым результатом деятельности ООО «Назаровский хлеб» является балансовая прибыль, которая включает в себя следующие элементы: прибыль от реализации продукции и расходы на уплату налогов и сборов.                                                                                                               Таблица 1

Анализ  состава, динамики и выполнения плана 

балансовой  прибыли за 2010г.

Состав  балансовой прибыли 2009г. 2010г. Абсолютн. отклонение к 2006г., тыс. руб.
факт % план % факт %
Прибыль от реализации продукции 453 +151 480 +157 500 +167 47
Внереализационные расходы 153 -51 145 -47 200 -67 47
Балансовая  прибыль 300 100 305 100 300 100 -

     Как показывают данные, план по балансовой прибыли не выполнен на 1,6% (98,4%). Это связано с увеличением внереализационных расходов на 47 тыс. рублей. Основную долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции. Балансовая прибыль за счет увеличения прибыли от реализации продукции на 47 тыс. рублей, возросла на эту же сумму или на 10,4%.

     Важными факторами роста прибыли от реализации продукции являются: рост объема производимой продукции в соответствии с договорными  условиями, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования  производственных фондов, рост производительности труда.

     Валовая прибыль уменьшилась за счет расходов на 47 тыс. рублей к расходам относятся  штрафы, пени и другие санкции за нарушение условий хозяйственных  договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков, налог  на имущество, на благоустройство города, на природоохранные и пожарные мероприятия, не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам.

     Таблица 2

Анализ  состава, динамика расходов за 2010 год

Наименование 2009г. 2010г. Абсолютное  отклонение к 2006г., тыс. руб.
 факт % план     %    факт %
Штрафы  за нарушение условий хозяйственных  договоров  4,8 3,1 4,5     3,2    7,2 3,6 +2,4
Потери  от простоев  2,2 1,4 1,5     1,1    1,7 0,85 -0,5
Налоги: на имущество, на благоустройство и  другие сборы  120 78,5 120     85,1    120 60 -
Некомпенсируемый убыток от пожара  - - -     -    61,1 30,6 +61,1
Прочие  расходы  26 17 15     10,6    10 5 -16
ИТОГО:  153 100 141     100    200 100 +47
 

     Расходы в 2010 году возросли на 47 тыс. рублей, основную долю расходов составляют расходы на уплату налогов и убыток от пожара в 2009 году на 61,1 тыс. рублей.

2.4. Анализ прибыли от реализации продукции

     Основную  часть прибыли ООО «Назаровский хлеб» получает от реализации продукции.

     Прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость.

     Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих разных условиях прямо пропорциональная. Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства.

     Фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятия от реализации продукции, служат применяемые цены. Свободные цены в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции, зависящее от технического совершенствования ее производства, проведение работ по модернизации.

     Если  изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли  и уровнем себестоимости обратная. Этот фактор находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению прибыли.

     В процессе анализа изучим динамику, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определим факторы изменения ее суммы.

     Таблица 3

     Исходные  данные для факторного анализа прибыли  от реализации продукции, тыс. руб.

Показатель План План, пересчитанный  на фактический объем продаж Факт
Выручка от реализации продукции за вычетом  НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки 7200 7220 7236
Полная  себестоимость реализованной продукции 6720 6730 6736
Прибыль от реализации продукции 480 490 500

Информация о работе Планирование прибыли предприятия: методы, показатели, факторы