Автор: Оля Волкова, 06 Ноября 2010 в 12:22, реферат
Пайщики – члены потребительского общества
Члены потребительского общества называются пайщиками. Пайщики являются социальной основой потребительского общества и системы потребительской кооперации.
Членами потребительского общества (пайщиками) могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и юридические
При создании потребительского общества граждане или юридические лица выступают учредителями потребительского общества, то есть они сами его создают. Потребительское общество считается созданным (приобретает статус юридического лица) с момента его государственной регистрации – включения потребительского общества в Государственный реестр организаций Российской Федерации. Только после этого учредители общества (граждане, юридические лица) становятся его пайщиками.
При вступлении в действующее потребительское общество гражданин (или юридическое лицо), желающий стать пайщиком, подает в совет потребительского общества заявление в письменной форме. В заявлении гражданина должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и место жительства. Граждане, не имеющие самостоятельного заработка, получающие государственные пособия или пенсию, сообщают об этом в заявлении .
Между
пайщиками, работниками (даже если они
пайщики), выборными представителями
пайщиков и профессиональными
В такой ситуации повышается роль советов как представительных органов и, в первую очередь, председателей советов, основным предназначение которых - соблюдение интересов пайщиков. Многочисленность пайщиков, их значительная рассредоточенность по территории и слабая коммуникабельная связь между населенными пунктами осложняют членское управление. Много раз возникала, но не нашла разумного решения в нашей стране идея семейного членства. Семейное членство в кооперативном движении легче всего реализуется там, где законодательно закреплено субъектом хозяйственных отношений домашнее хозяйство.
Реформирование потребительской кооперации возможно при условии демократизации управления. Закон, примерные уставы потребительских обществ создали правовую основу превращения пайщиков в центральную силу потребительской кооперации через их участие в совете как представительном органе управления. Но для этого советы должны формироваться таким образом, чтобы служить интересам пайщиков.
Для возрождения социальной базы необходимо иметь во всех звеньях специальные службы социального управления, работающие с пайщиками и некооперативным населением. Такие службы социального управления должны создавать банки данных с применением компьютерных технологий, чтобы решать следующие задачи:
- изучать социальные и демографические изменения населения их финансовые возможности и спрос на товары и услуги;
- анализировать возможности кооперирования населения осуществлять кооперирование;
-
характеризовать подворья как один из
источников поступления сельскохозяйственных
продуктов и сырья.
ГЛАВА
2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ
ПАЙЩИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА
2.1.Механизм
взаимодействия экономических
интересов пайщиков
и потребительского
общества
Участие
пайщиков в деятельности потребительского
общества в основном связано с
экономической деятельностью
Основными формами экономического участия пайщиков являются:
– покупка товаров и услуг в предприятиях потребительского общества;
– внесение паевых взносов и вкладов в потребительское общество;
– поставка сельскохозяйственной и другой продукции в потребительское общество;
– труд в потребительском обществе.
Пайщики могут принимать и другое участие в хозяйственных операциях потребительского общества.
Экономическое участие пайщиков - это вклад в демократический контроль капитала своего кооператива, а также личный вклад в объемные показатели хозяйственной деятельности своего кооператива.
Потребительские кооперативы во всем мире выживают в конкурентной борьбе прежде всего потому, что они имеют возможность гарантированного сбыта товаров своим постоянным покупателям.
Другая негативная тенденция характеризует структуру пайщиков: соотношение в их числе работающих и не работающих в системе. Удельный вес неработающих пайщиков сокращается. В отдельных кооперативах, не работающих в системе, пайщиков не осталось, это означает перерождение потребительских кооперативов в производственные. И это серьезная угроза для потребительской кооперации.
Механизм
взаимодействия экономических интересов
пайщиков и потребительского общества
осуществляется на основе баланса интересов
(рис.1).
Интересы пайщиков как членов потребительского общества заключаются в следующем:
– покупке в предприятиях потребительского общества качественных товаров и услуг на более выгодных условиях;
– получении дополнительных доходов от экономического участия в деятельности потребительского общества;
– сбыте потребительскому обществу сельскохозяйственной и другой продукции, произведенной в хозяйствах пайщиков-товаропроизводителей;
– предоставлении потребительским обществом рабочих мест и заработной платы в размере, обеспечивающем пайщикам достойную жизнь;
– социальной защите (в ней заинтересованы как пайщики-работники, так и пайщики, не работающие в потребительском обществе).
Потребительское общество, стремясь выполнить социальную миссию, заинтересовано в том, чтобы пайщики активно участвовали в экономической деятельности потребительского общества:
– покупали товары и услуги в предприятиях потребительского общества;
– вносили паевые взносы и вклады для пополнения денежных средств общества;
–поставляли (сдавали) потребительскому обществу сельскохозяйственную и другую продукцию.
Потребительское
общество также заинтересовано в
том, чтобы работающие пайщики были
квалифицированными работниками и
добросовестно трудились в
Таким образом, экономическое участие пайщиков и экономическая деятельность потребительского общества осуществляются с учетом взаимных интересов.
Взаимоотношения, обеспечивающие баланс экономических интересов между пайщиками и их потребительскими обществами, регулируются законодательством и органами самоуправления потребительских обществ.
Повышение экономического участия пайщиков в значительной степени зависит от условий, созданных государственными органами и организациями потребительской кооперации для установления взаимовыгодных экономических отношений между пайщиками и потребительскими обществами.
Таким
образом потребительское общество
заинтересовано в активном экономическом
участии пайщиков, так как это участие
способствует более эффективной работе
потребительского общества и получению
дохода от хозяйственной деятельности.
2.2.Обоснование
преимуществ экономического
участия пайщиков в
деятельности потребительского
общества
Объявленная цель потребительского общества Российской Федерации - удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. В практической деятельности потребительских обществ это означает, что должен обеспечивать приоритет экономических интересов пайщиков по сравнению с работниками.
По экономическому участию всех пайщиков можно разделить на пайщиков-вкладчиков, пайщиков-покупателей, пайщиков-поставщиков, пайщиков-работников2.
Пайщики-вкладчики. Пайщики вносят денежные вклады в потребительское общество, то есть предоставляют ему кредиты. Такие пайщики являются пайщиками-вкладчиками. Они получают доход, установленный в процентах к сумме вклада. Значит, внесение вклада приносит пайщику дополнительный доход.
Потребительское общество имеет от пайщика-вкладчика выгоду в том, что в виде пая и вклада получает денежные средства, которые использует в хозяйственном обороте. В связи с этим потребительское общество привлекает меньше заемных средств от банков и коммерческих структур.
Пайщики-покупатели. Пайщики проживают на той же территории, на которой расположены хозяйственные предприятия потребительского общества (магазины, столовые и др.). Поэтому пайщики являются покупателями товаров и услуг у потребительского общества. Это выгодно пайщикам. Им не нужно выезжать за покупкой товаров в другие населенные пункты. Кроме того, торговые предприятия и предприятия услуг потребительского общества стараются обеспечить пайщиков нужными товарами и услугами по доступной цене и хорошего качества.
Значит,
покупка товаров в
Для потребительского общества покупка пайщиками товаров и услуг означает реализацию товаров, то есть пайщики обеспечивают своему кооперативу гарантированный сбыт товаров и услуг. Пайщики-покупатели создают надежный рынок сбыта товаров и услуг для потребительского общества.
Увеличение объемов продажи товаров и услуг обеспечивает потребительскому обществу получение дохода.
Пайщики-поставщики. Многие пайщики ведут личное подсобное или крестьянское (фермерское) хозяйство. Для таких пайщиков-товаропроизводителей в рыночных условиях важно сбыть выращенную сельскохозяйственную продукцию и получить доход.
Потребительское
общество закупает сельскохозяйственную
продукцию у пайщиков. В этом случае
пайщики-товаропроизводители
Развитие
народных промыслов значительно
расширяет ассортимент
Пайщики-работники реализуют в потребительском обществе право на труд. Добросовестный, эффективный труд пайщиков приносит доход потребительскому обществу.
Потребительское
общество предоставляет пайщикам рабочие
места и использует их труд для
осуществления социально-
Следует
отметить, что, увеличивая рабочие места,
организации потребительской
Обоснование
преимуществ экономического участия
пайщиков в деятельности потребительского
общества показывает, что экономические
отношения между пайщиками-
Информация о работе Пайщик - социальная основа потребительской кооперации