Пайщик - социальная основа потребительской кооперации

Автор: Оля Волкова, 06 Ноября 2010 в 12:22, реферат

Описание работы

Пайщики – члены потребительского общества
Члены потребительского общества называются пайщиками. Пайщики являются социальной основой потребительского общества и системы потребительской кооперации.
Членами потребительского общества (пайщиками) могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и юридические
При создании потребительского общества граждане или юридические лица выступают учредителями потребительского общества, то есть они сами его создают. Потребительское общество считается созданным (приобретает статус юридического лица) с момента его государственной регистрации – включения потребительского общества в Государственный реестр организаций Российской Федерации. Только после этого учредители общества (граждане, юридические лица) становятся его пайщиками.
При вступлении в действующее потребительское общество гражданин (или юридическое лицо), желающий стать пайщиком, подает в совет потребительского общества заявление в письменной форме. В заявлении гражданина должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и место жительства. Граждане, не имеющие самостоятельного заработка, получающие государственные пособия или пенсию, сообщают об этом в заявлении .

Работа содержит 1 файл

курсовая кооперация.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

ГЛАВА 3. СТИМУЛИРОВАНИЕ ПАЙЩИКОВ ЗА УЧАСТИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА 

    В потребительском обществе осуществляется стимулирование пайщиков за следующие виды участия:

    – экономическое участие;

    – участие в органах управления и контроля;

    – эффективное трудовое участие.

    Стимулирование  пайщиков за активное экономическое  участие в деятельности потребительского общества направлено на реализацию принципа Международного кооперативного альянса об экономическом участии членов.

    В Законе «О потребительской кооперации…» с целью стимулирования экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества предусмотрены кооперативные выплаты.

    Кооперативные выплаты – это часть доходов потребительского общества, распределяемая между пайщиками пропорционально их участию в хозяйственной деятельности потребительского общества, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества.

    Кооперативные выплаты – это прямые денежные доходы пайщиков (выдача пайщикам денег) за экономическое участие в деятельности потребительского общества.

    В практической деятельности кооперативные  выплаты предоставляются в форме  скидки со стоимости товара (бонус), надбавки на закупочную цену и выплаты процентов на заемные средства пайщиков.

    Следует и далее практиковать для пайщиков торговлю со скидками (дисконтную торговлю). Дисконтная торговля экономически выгодна, поскольку поскольку формирует  покупательские предпочтения, концентрирует покупательские потоки, обеспечивает выручку за счет постоянных покупателей, а следовательно, гарантированные доходы, создает стимул для внедрения новых технологий. Используя дисконтные программы организации повышают свою конкурентоспособность. Сочетание экономического и социального аспектов делают дисконтную торговлю необходимой для потребительской кооперации.

    Кооперативные выплаты пайщикам за экономическое  участие дополняются льготами, которые  потребительская кооперация предполагает и далее предоставлять не только пайщикам, но и всему сельскому населению.

    Изучение  деятельности различных организаций  показывает, что практика кооперативных  выплат в организациях не отработана, в большинстве из них недопонимают значение кооперативных выплат. Наиболее крупные недостатки в технологии кооперативных выплат следующие:

    - не увязываются с экономическим участием пайщиков;

    - не планируются, осуществляются стихийно;

    - размер экономически не обосновывается;

    - не определяется целесообразность тех или иных форм;

    - пайщики не информируются о предполагаемых и фактических кооперативных выплатах.

    Все кооперативные выплаты должны планироваться одновременно с планированием товарооборота. Для этого следует определить долю пайщиков во всем товарообороте и сумму товарооборотов пайщиков на планируемый период. Закон позволяет до 20% доходов расходовать на кооперативные выплаты. По среднему проценту наложения на плановую сумму товарооборота пайщиков можно определить сумму предполагаемого дохода. 20% от этой суммы максимальный размер кооперативных выплат. Выбор кооперативных выплат зависит от состояния хозяйственно-финансовой деятельности организации. Для российской практики реальны дивиденды на паевые взносы там, где паевой взнос достаточно велик, чтобы дивиденды составили значимую в доходах пайщиков.

    Стратегия экономического участия пайщиков и  кооперативных выплат включает следующие  элементы:

    - определение видов экономического участия, в том числе тех которые будут стимулироваться кооперативными выплатами;

    - выбор метода учета индивидуального экономического участия пайщиков;

    - экономическое обоснование размера кооперативных выплат;

    - сроки и способы выплат;

    - реклама кооперативных выплат в соответствии с экономическим участием пайщиков;

    - кооперативное обучение пайщиков и работников.

    Стратегический  план должен включать техническое оснащение и внедрение передовых технологий учета экономического участия пайщиков и разработку компьютерной программы нахождения оптимального размера кооперативных выплат, то есть определение кой их величины, которая заинтересует пайщиков в покупках, сдаче продукции своего домашнего хозяйства, кредитовании, увеличение размера паевого взноса, и в то же время не ухудшит экономическое положение кооператива. Понятно, что стратегический план индивидуален для каждого потребительского общества и союза, однако в его содержании должны быть заложены основополагающие признаки, которые изложены выше.

    Поэтому организационная работа с пайщиками  – самая актуальная сфера деятельности, призванная формировать у пайщиков кооперативную идеологию, новое мышление хозяина потребительского общества путем разъяснения кооперативных принципов и ценностей, прав и обязанностей пайщиков. Для успешной организации работы созданы все условия:

    – в соответствии с Законом увеличилось  представительство пайщиков в Советах всех уровней;

    – Центросоюзом РФ издан сборник документов, включающий положения о пайщике, уполномоченном, кооперативном участке, рекомендации по проведению собраний;

    – в потребительских обществах  и союзах восстановлена должность специалиста-организатора кооперативно-массовой работы;

    – улучшилась информированность пайщиков через газету «Российская кооперация», журнал «Деловой вестник»;

    – активизировалась деятельность кооперативных  комитетов и комиссий в связи  с проводимыми Центросоюзом РФ конкурсами на лучший кооперативный участок;

    – обозначены функции кооперативных  участков, выработана организационная  стратегия работы кооперативных  магазинов с населением как центров  кооперативных участков.

    Пайщики могут получать как прямые, так и косвенные доходы за экономическое участие. Косвенные доходы пайщики получают за счет экономии расходов, при этом не делаются денежные выплаты.

    Например, у пайщика закуплена сельскохозяйственная продукция, которая вывезена транспортом  потребительского общества. Транспортные услуги пайщик не оплачивает. В этом случае пайщик получает прямые денежные доходы за сданную сельскохозяйственную продукцию и косвенные доходы за счет экономии транспортных расходов.

    Формы экономического участия пайщиков в  деятельности потребительского общества и получение ими прямых и косвенных доходов показаны в приложении.

    Прямые  денежные доходы пайщик может получать за такие формы экономического участия: внесение паевого взноса, внесение вклада (предоставление заемных средств), покупку товаров, сдачу сельскохозяйственной продукции. При этом пайщик получает прямые денежные доходы (деньги), выплачиваемые в форме дивиденда3 на паевой взнос, в форме процента на заемные средства, бонуса4 на сумму купленных товаров, оплаты за сданную продукцию.

    Косвенные доходы пайщик может получать за следующие  виды участия: сдачу сельскохозяйственной и другой продукции, переработку  продукции на предприятиях потребительского общества, покупку услуг, покупку  товаров. Косвенные доходы пайщик получает за счет экономии транспортных средств при доставке товаров транспортом потребительского общества, при покупке товаров по сниженным ценам.

    В условиях несвоевременной выплаты  пенсий и зарплат пайщик может  получить продукты в долг в магазинах  своего потребительского общества, причем сумма долга им возвращается без учета инфляции. Учитывая резкое снижение доходов малообеспеченных слоев сельского населения, в магазинах потребительского общества пайщикам осуществляется продажа хлеба и других продуктов по себестоимости. При приобретении товаров на вышеизложенных условиях пайщики также получают косвенные доходы.

    Пайщики могут получать доходы и от других видов экономического участия: от сдачи  потребительскому обществу дикорастущей продукции и лекарственно-технического сырья, продукции индивидуальной трудовой деятельности (швейных и трикотажных изделий, изделий народных и художественных промыслов, а также других товаров).

    Таким образом, пайщики за экономическое  участие в деятельности потребительского общества получают прямые и косвенные доходы.

    Пайщики должны активно участвовать в  работе органов управления и контроля потребительского общества. Это является обязанностью их как членов потребительского общества.

    Пайщики как совместные владельцы потребительского общества участвуют в принятии управленческих решений и контролируют финансовую и хозяйственную деятельность общества. Поскольку эта работа осуществляется на общественных началах, то она нуждается в материальном стимулировании.

    Для стимулирования пайщиков, активно участвующих в органах управления и контроля, в потребительских обществах создается фонд стимулирования пайщиков потребительского общества.

    Средства  фонда стимулирования пайщиков используются на поощрение членов потребительских  обществ, не являющихся работниками  потребительской кооперации, а также членов советов, членов ревизионных комиссий, комиссий кооперативного контроля, уполномоченных потребительских обществ и других пайщиков, активно участвующих в органах управления и контроля.

    Эффективная социально-экономическая деятельность потребительского общества обеспечивается трудом работников аппарата управления (руководителей, специалистов) и работников массовых профессий.

    В настоящее время работниками  потребительской кооперации в основном являются пайщики.

    Стимулирование труда пайщиков-работников в основных отраслях хозяйственной деятельности потребительского общества осуществляется путем увеличения заработной платы, поощрений и дополнительных выплат за эффективный труд. В каждом потребительском обществе разрабатываются положения по стимулированию работников административно-управленческого аппарата и работников торговых, заготовительных, производственных и других предприятий.

    Стимулирование  пайщиков за активное участие в органах  управления и контроля за эффективный  труд способствует: во-первых, повышению активности пайщиков в управлении и развитию демократии в потребительских обществах и их союзах; во-вторых, повышению производительности и качества труда работников потребительских обществ.

                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Пайщик - социальная основа потребительской кооперации