Основы социального государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы станет: рассмотрение понятия и признаков социального государства.
В работе поставлены задачи:
- дать общую характеристику понятия социального государства;
- изучить историю развития социально-ориентированной экономики;
- проследить формирование концепции социально-ориентированной рыночной экономики;
- рассмотреть социально-ориентированную рыночную экономику и государство;
- определить взаимодействие экономической и социальной политики;
- рассмотреть возникновение концепции «государства всеобщего благосостояния» как развитие идей кейнсианства;
- дать понятие и модель «государства всеобщего благосостояния».

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Общая характеристика понятия социального государства…………………4

2. История развития социально-ориентированной экономики……………….6

3. Формирование концепции социально-ориентированной рыночной экономики……………………………………………………………………….11

4. Социально-ориентированная рыночная экономика и государство…….…15

5. Взаимодействие экономической и социальной политики. Активная социальная политика…………………………………………………………….19

6. Возникновение концепции «государства всеобщего благосостояния» как развитие идей кейнсианства………………………………………….…………22

7. Понятие и модель «государства всеобщего благосостояния»……………..25

Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

osnovi_sotsialnogo_gosudarstva.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

 

1.Общая характеристика понятия  социального государства…………………4

 

2. История развития социально-ориентированной  экономики……………….6

 

3. Формирование концепции социально-ориентированной рыночной экономики……………………………………………………………………….11

 

4. Социально-ориентированная рыночная  экономика и государство…….…15

 

5. Взаимодействие экономической  и социальной политики. Активная  социальная политика…………………………………………………………….19

 

6. Возникновение концепции «государства  всеобщего благосостояния» как  развитие идей кейнсианства………………………………………….…………22

 

7. Понятие и модель «государства  всеобщего благосостояния»……………..25

 

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы………………………………………………………………30

 

 

 

 

Введение

Социальное государство - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому  статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических  и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия.

Впервые социальный характер государства  был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. Конституция РФ (ст. 7) провозглашает: "РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

Социальное правовое государство  — это политическая организация  общества, в которой право связывает и подчиняет себе государственную власть, а основные права личности и ее социальная безопасность составляют содержание свободы, основанной на законах, которые принимаются и подвергаются изменению законным путем.

Целью данной работы станет: рассмотрение понятия и признаков социального государства.

В работе поставлены задачи:

- дать общую характеристику  понятия социального государства;

- изучить историю развития социально-ориентированной  экономики;

- проследить формирование концепции  социально-ориентированной рыночной экономики;

- рассмотреть социально-ориентированную  рыночную экономику и государство; 

- определить взаимодействие экономической  и социальной политики;

- рассмотреть возникновение концепции  «государства всеобщего благосостояния»  как развитие идей кейнсианства;

- дать понятие и модель «государства  всеобщего благосостояния».

1. Общая характеристика  понятия социального государства

 

Социальное правовое государство  — это политическая организация  общества, в которой право связывает  и подчиняет себе государственную власть, а основные права личности и ее социальная безопасность составляют содержание свободы, основанной на законах, которые принимаются и подвергаются изменению законным путем.

Конституция РФ провозглашает Россию правовым и социальным государством.

РФ как правовое государство  обеспечивает на своей территории:

1) народовластие на всех уровнях  власти;

2) соблюдение и реализацию прав  и свобод человека и гражданина;

3) республиканскую форму правления  при уважении иных политических взглядов и мнений;

4) федеративное устройство РФ  при соблюдении прав малочисленных  народов России и т. д.

Правовое государство должно обеспечивать в обществе верховенство закона, свободу  и справедливость в соответствии с международными нормами, Конституцией РФ, федеральными законами.

РФ гарантирует все основные права и свободы человека, закрепленные международным правом, законодательно устанавливая их в Конституции РФ.

Правовое государство не мыслимо  без верховенства закона на всей его  территории. Поэтому на территории всей РФ высшую юридическую силу имеют федеральные законы, включая территорию каждого субъекта РФ.

Социальное государство – такое  государство, в котором государственная  власть ограничивается правами человека и гражданина, а установленный  государственно-правовой порядок обеспечивает всеобщую свободу, формальное равенство и господство права.

Социальная сущность РФ складывается из:

1) ограничений государственной  власти РФ социально-экономическими  правами граждан РФ;

2) невмешательства государства в рыночную экономику, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством:

- общие направления экономической  политики;

-  ограничение монополий в  экономической деятельности, производстве.

Социальные гарантии в РФ устанавливаются  в целях обеспечения в РФ общественного благополучия, благосостояния граждан РФ. В связи с этим РФ гарантирует выплату социального содержания нуждающимся членам общества в силу их состояния здоровья и материальной обеспеченности. Социальное содержание в виде установленных федеральными законами пособий и иных выплат может предоставляться как работающим гражданам, так и не работающим (если отсутствие работы у лица связано с безработицей, болезнью, инвалидностью, вдовством, старостью и т. д.).

Социальные пособия могут быть:

1) по временной нетрудоспособности;

2) по безработице; 

3) семьям, имеющим детей; 

4) по беременности и родам.

Социальная сущность российского  государства напрямую связана с  правом каждого на социальное обеспечение.

Государственное социальное обеспечение – установленные федеральным законодательством РФ в целях осуществления заботы государства о гражданах государственные пенсии и социальные пособия.

Социальные выплаты устанавливаются  для следующих категорий граждан:

1) пенсионеры (по достижении мужчинами 60 лет, а женщинами – 55 лет);

2) нетрудоспособные (временно или  постоянно), инвалиды и т. д.;

3) потерявшие кормильца;

4) имеющие детей и др.

Невмешательство РФ в экономические  отношения страны не означает полной свободы субъектов рыночных отношений. Конкуренция должна быть здоровой, запрещается установление в той или иной экономической сфере монополий, государство не должно оказывать поддержку какому бы то ни было субъекту экономических отношений, за исключением случаев, установленных федеральными законами.1

 

 

2. История развития  социально-ориентированной экономики

 

Вторая половина ХХ и начало XXI веков  характеризуются переходом многих стран от централизованно-плановой к рыночной системе экономических  отношений. Казалось бы, развивающаяся  высокими темпами экономика стран социалистической ориентации 30-х годов ХХ столетия обеспечивала рост благосостояния людей. Но в послевоенный период, особенно с середины 60-х годов, экономика этих стран и, прежде всего бывшего СССР, начала буксовать, а уже с конца 60-х стала резко падать. В результате, в конце 80-х годов она оказалась в глубоком кризисе. Теории развитого социализма и завершения создания материально-технической базы коммунизма в СССР оказались несостоятельными.

Процесс развала экономики и  падения уровня жизни населения наблюдался не только в СССР и входящих в него союзных республиках, но и во всех странах, избравших систему социализма. Причинами такого провала в экономике и создавшейся социальной напряженности явились в основном ошибки, допущенные как в теории, так и на практике социалистической организации производства в масштабе целых стран и всей общественно-экономической системы.

          Марксистская  утопия о коммунистическом обществе, согласно которой материальные  блага потекут как из рога  изобилия, и общество распределит их по потребностям каждого, без учета его трудового участия, основывалась на критике капиталистической (рыночной) системы организации общественного производства.

          Необоснованной  оказалась также концепция о  развитом социализме как плацдарме для перехода к высшей фазе коммунистического общества. Критика капиталистического общества и его экономической основы — частной собственности и предпринимательства, утверждение о создании коммунистического общества, основанного на общественной собственности на средства производства служили основополагающими принципами в государственной идеологии.

           Развитие  экономических и социальных процессов  в социалистическом обществе  объясняли как результат действия  объективных экономических законов. В системе экономических законов особо выделялся основной экономический закон социализма. О содержании этого закона шли бесконечные дискуссии. Основная масса авторов сходилась в том, что целью социалистического производства является обеспечение наиболее полного удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей населения на основе всемерного развития общественного производства на базе высшей техники.

          Следует  отметить, что в данном определении  основного экономического закона ничего плохого нет. В нем подчеркивается цель общественного производства и средства ее достижения. Однако, механизм реализации этой цели состоял из командно-административных распоряжений, усиленного государственного вмешательства во все детали хозяйственной жизни: централизованное планирование объемов производства для отдельных предприятий, ценообразование, реализацию товаров и др. Частная собственность и предпринимательство полностью запрещались. Рыночные отношения допускались лишь частично и как временное явление для первой фазы коммунистического общества.

          Некоторые  отступления от догматических  взглядов на экономику были  сделаны в эпоху перестройки,  когда стали появляться идеи  внедрения рыночных механизмов  в хозяйственную практику. Однако эти попытки, при системе общественной собственности на основные средства производства и централизованного, планирования и управления, должного эффекта не дали. Экономика безудержно катилась вниз, подвергая сот- ни миллионов людей лишению и бедности. Сама жизнь подсказала, что печальный опыт развития ряда стран и народов по пути командно-административной системы социально-экономического развития потребовал избрания ими более прогрессивной модели общественного развития. В этой связи необходимо выяснить сущность таких категорий, как экономическая система, социально-экономический строй, экономическая политика, экономическая сфера, социальная сфера, модели социально-экономического прогресса и другие, которые раскрывают содержание нашего предмета.

         Экономическая система. Наиболее распространенным определением этой категории является совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Экономическая система в каждой стране отражает как исторически сложившиеся традиции, так и устанавливаемые государством нормы социально- экономических отношений, закрепленных в законодательных актах. Чтобы определить сущность конкретной экономической системы, необходимо ответить на вопросы: что производится? как производится? для кого производится?

         Истории  развития человеческого общества  известны десятки моделей экономической  системы. Различия между ними  могут быть в разнообразных подходах и методах решения основных социально-экономических проблем. Возникновение и развитие экономических систем тесно связано с историей развития и совершенствования государств. Сохраняются экономические системы, основанные на обычаях, национальных традициях, переходящих от поколения к поколению, называемые в научной литературе традиционной экономической системой. Как правило, в таких странах производство материальных благ и его технология, порядок распределения, обмена и потребления базируются на обычаях и исторически сложившихся традициях. Экономические и социальные потребности людей определяются и реализуются по признакам наследственности и кастовой принадлежности.

        Традиционность  экономической системы отражается  и на направленности использования национального природно-экономического потенциала. Экономика таких стран отличается своей однобокостью, специализацией на производстве только одного основного вида продукции (хлопок, кофе, цитрусовые и др.), в результате чего такие страны могут оказаться в числе экономически зависимых государств.

         Традиционная  социально-экономическая система  в современных условиях тормозит  развитие технического прогресса  и угрожает стабильности существующего  строя. Экономическая система  не может функционировать без своего главного фактора — человека с его потребностями. Большинство развитых стран основой своей социальной программы считают заботу о благе своих граждан. Проблема удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, защиты мало- обеспеченных, инвалидов, пожилых членов общества решается по-разному, в зависимости от материальных и финансовых возможностей страны и приоритетов экономической политики государства.

Информация о работе Основы социального государства