Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:13, курсовая работа
Потребительская кооперация Беларуси находится в стадии реформирования. Основой преобразований служат Гражданский кодекс РБ и Закон Республики Беларусь «О потребительской кооперации»
Гражданский кодекс и Закон определили направления реформирования потребительской кооперации, расширили правовое поле системы, создали объективные предпосылки ее развития. Потребовался новый механизм реализации на практике тех возможностей, которые открываются для стабилизации и последующего развития потребительской кооперации.
Введение 3
1. ПАЙЩИК – СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ 5
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС ПАЙЩИКА 9
2.1 Экономические права и обязанности пайщиков 9
2.2 Льготы и услуги пайщикам 10
3. НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА РАБОТНИКОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ 13
Заключение 17
Список использованных источников 18
Содержание
Введение
Потребительская кооперация Беларуси находится в стадии реформирования. Основой преобразований служат Гражданский кодекс РБ и Закон Республики Беларусь «О потребительской кооперации»
Гражданский кодекс и Закон определили направления реформирования потребительской кооперации, расширили правовое поле системы, создали объективные предпосылки ее развития. Потребовался новый механизм реализации на практике тех возможностей, которые открываются для стабилизации и последующего развития потребительской кооперации.
Условия деятельности потребительской кооперации РБ в переходной экономике требуют поиска новых решений для возвращения системы в международное кооперативное сообщество на принципах и ценностях Международного Кооперативного Альянса.
Реформирование
Закон определил пайщика
центральной фигурой в
Значимость темы работы заключается в том, что пайщики являются основным структурообразующим звеном потребительской кооперации, без которых она просто не может существовать. В связи с этим исследование статуса пайщиков, их льгот, прав и обязанностей, их роли в жизни потребительского кооператива является актуальной задачей.
В ходе выполнения данной работы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и роль пайщика как основы потребительской кооперации.
2. Сформулировать перечень
прав и обязанностей члена-
3. Изучить нравственные качества работников современной потребительской кооперации.
Структурно работа состоит из введения, трех разделов и заключения. В первом разделе работы рассматриваются члены-пайщики как основа потребительской кооперации. Второй раздел посвящен изучению экономических прав и обязанностей пайщиков, предоставляемых им льгот. В третьем разделе рассматриваются вопросы нравственных качеств современных пайщиков.
В ходе написания работы использовались такие источники, как учебники по теории потребительской кооперации, законодательство РБ, газетные и журнальные публикации.
1. ПАЙЩИК – СОЦИАЛЬНАЯ
И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Объявленная Законом цель потребительского общества - удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. В практической деятельности потребительских обществ это означает, что должен обеспечиваться приоритет экономических интересов пайщиков по сравнению с работниками.
Потребительские кооперативы во всем мире выживают в конкурентной борьбе прежде всего потому, что они имеют возможность гарантированного сбыта товаров своим постоянным покупателям - пайщикам. Чем больше пайщиков, тем конкурентоспособнее кооператив, шире его сегмент на рынке потребительских товаров. Увеличение численности пайщиков — безальтернативная экономическая необходимость для всех организаций потребительской кооперации [1, c.25].
Во многих кооперативных организациях наблюдается тенденция сокращения числа пайщиков. Это гибельно для любого кооператива.
Другая негативная тенденция
характеризует структуру
Потребительский кооператив отличается от кооператива производственного.
Потребительский кооператив - некоммерческая социально ориентированная организация пайщиков, объединившихся для обеспечения нормальных условий сбыта своей продукции, торговли товарами высокого качества по справедливым ценам.
Производственный кооператив - коммерческая организация работников, объединившихся для совместной трудовой деятельности и имеющих целью получение дополнительных материальных выгод от своей трудовой деятельности.
Таким образом, потребительское общество - это кооператив пайщиков, функционирующий в их интересах, а производственный кооператив - это кооператив работников, предоставляющий материальные выгоды своим членам-работникам.
Производственный кооператив как коммерческая организация не может рассчитывать на режим благоприятствования в налоговом законодательстве. Преимущества, которые сейчас извлекают работники-пайщики потребительской кооперации, временные. Кооперативы без неработающих пайщиков теряют покупателей, их экономическую, поддержку имидж социально-ориентированной системы (следовательно, помощь органов местного самоуправления), собственность, а в конечном итоге - рабочие места персонала [2, c. 12].
Только наличие пайщиков, кроме работников системы, сохранит за потребительской кооперацией статус некоммерческой организации, которая может претендовать на республиканские и местные льготы, в том числе и в налогообложении. Как только потребительское общество лишается неработающих пайщиков, так сразу превращается в кооператив работников, то есть производственный кооператив, статус которого - коммерческая организация со всеми вытекающими отсюда последствиями.
С нарастанием конкуренции выживает только тот субъект рынка, который имеет своего покупателя. Исходное преимущество потребительской кооперации состоит в том, что она изначально имеет своего покупателя в лице пайщика. Необходимо поддержать пайщиков и как производителей, а следовательно, сдатчиков сельскохозяйственных продуктов, сырья, заготовителей дикорастущих и продавцов этой продукции своему кооперативу. Задача потребительского кооператива проста по сравнению с другими субъектами рынка, которым еще нужно найти своего покупателя. Потребительской кооперации достаточно сохранить своего покупателя и своего сдатчика продукции - пайщика, сделать все, чтобы он остался своим покупателем и сдатчиком своей продукции.
Центральная проблема реформирования – создать механизм экономического участия пайщиков, то есть систему мер и условий, при реализации которых пайщики [2, c.15]:
- во-первых, станут покупателями
преимущественно магазинов
- во-вторых, будут заинтересованы сдать продукцию индивидуальной деятельности, сельскохозяйственную продукцию и собранные дикорастущие только своему кооперативу;
- в-третьих, свободные
денежные средства вложат в
хозяйственно-финансовую
Основная ошибка теории и практики кооперативного движения Беларуси состоит в том, что под экономическим участием зачастую понимается паевой взнос. В России после деноминации рубля, и, следовательно, стоимостного выражения паевых взносов в 1998 г., такое неверное, однобокое толкование экономического участия привело к политике освобождения от пайщиков, чьи паевые взносы превратились в копейки. Вторая сторона ошибочных решений - резкое увеличение размера паевого взноса, что также способствует уменьшению количества пайщиков. И это существенно подорвало социальную базу кооперации.
Экономическое участие пайщиков требует решения многих проблем: формы экономического участия, размера паевого взноса, формирования паевого капитала (паевого фонда), компенсации на паевой капитал, распределения прибыли, отношений собственности, бонуса (периодический возврат части стоимости купленных товаров), пользования ресурсами кооператива в личных целях, объема ответственности и компетенции, участия в управлении, эффективности деятельности потребительского общества и другие.
Из факторов, обеспечивающих эффективность экономического участия пайщиков, в большинстве кооперативов отсутствуют:
- личная мотивация членов;
- совпадение целей пайщиков и кооператива;
- регламентация, то есть четкий порядок учета экономического участия и кооперативных выплат;
- масштаб экономического
участия пайщиков, обеспечивающий
достижение целей
В механизме эффективного экономического участия пайщиков главное - форма, размер, четкая регламентация кооперативных выплат, обязательность кооперативных выплат при любых результатах деятельности.
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС ПАЙЩИКА
2.1 Экономические права и обязанности пайщиков
Права и обязанности пайщиков определены Законом РБ о потребительской кооперации и «Положением о пайщике потребительской кооперации», а также уставами потребительских обществ.
Пайщик имеет право:
- на добровольной основе
вступать в потребительское
- участвовать в деятельности потребительского общества, выбирать и быть избранным в органы управления и контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов;
- получать кооперативные
выплаты и пользоваться
- приобретать в потребительском обществе преимущественно перед другими гражданами товары (услуги), осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла, сдавать в первоочередном порядке сельскохозяйственную продукцию и сырье на переработку, в том числе на давальческих началах;
- в первоочередном
порядке быть принятым на
- пользоваться объектами
социального назначения на
- получать информацию
от органов управления и контро
- обращаться к общему
собранию потребобщества с
- обжаловать в судебном
порядке решения органов
Пайщик потребительского общества обязан:
- соблюдать устав,
выполнять решения общего
- выполнять свои обязательства перед потребительским обществом по участию в его хозяйственной деятельности.
2.2 Льготы и услуги пайщикам
Льготы, предоставляемые
- льготы, предоставляемые пайщикам за счет доставки товаров в отдаленные населенные пункты;
- реализация социально-значимых товаров (например – хлеба) ниже себестоимости;
- содержание планово убыточных магазинов;
- отпуск товаров в долг
- отпуск товаров населению в долг;
- другие расходы по оказанию социальной помощи населению.
Наряду с этим пайщик может пользоваться
индивидуальными правами и
- прием заказов на товары, временно отсутствующие в продаже;
- доставка приобретенных
- выделение автотранспорта
- изготовление столярных
- организация гарантированного
сбыта излишков
- предоставление пайщикам на льготных условиях помещений и необходимого инвентаря для проведения юбилейных, ритуальных и других мероприятий;
- организация приемов заказов на товары на дому и доставка их престарелым пайщикам и инвалидам;
- переработка сельскохозяйственн
- выработка колбасы
и колбасных изделий из
- организация пошива
постельного белья, полотенец
и нижнего белья по заказам
предприятий потребительской
Информация о работе Член-пайщик - социальная основа кооперации