Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:13, курсовая работа
Предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно - материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями – за купленные ими товары; с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.
Целью преддипломной практики является определение сущности расчетов с разными дебиторами и кредиторами и порядок их учета.
Задачи преддипломной практики: рассмотрение теоретических аспектов, определение основных проблем, рассмотрение путей улучшения состояния расчётов.
Введение …………………………………………………………………………………………....3
Глава 1.Экономическая характеристика предприятия и роль бухгалтерского учета……………………………………………………………………………………………….…5
1.2 Формы расчетов на предприятии и отражение операций по учету дебиторской и кредиторской задолженности……………………………………………………………..………11
Глава 2. Анализ дебиторской и кредиторской задолжности на предприятии ЗАО «Фиера Трейдинг». …………………………………………………………………………………………20
2.1 Анализ динамики и структуры дебиторской задолженности………………………………20
2.2 Анализ динамики и структуры кредиторской задолженности………………………..……23
2.3 Анализ эффективности использования дебиторской и кредиторской
задолженности…………………………………………………………………………….………28
2.4 Рекомендации по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью………...…33
Глава 3 . Аудит дебиторской и кредиторской задолженности ………………………….…..…37
3.1 Аудит дебиторской задолженности (аудит расчетов с покупателями и заказчиками)…...37
3.2 Аудит кредиторской задолженности (аудит расчетов с поставщиками и
подрядчиками) …………………………………………………………………………………..42
3.3 Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности………………...…46
Заключение …………………………………………………………………………………..…….47
Приложение
2.4 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
Проблема управления за дебиторской задолженностью, с которыми сталкиваются предприятия, достаточно типичны:
- нет достоверной информации
о сроках погашения
- не регламентирована
работа с просроченной дебиторс
- не проводится оценка кредитоспособности покупателей
На предприятии существует схема работы с дебиторами.
Данная схема не является достаточно эффективной, так как не предполагает четкого разграничения полномочий, и не закрепляет ответственных лиц на каждом этапе на каждом уровне.
Таким образом, для более эффективного контроля предприятию можно порекомендовать выделить следующие этапы контроля:
- сбор необходимой информации о задолженности;
- обработка полученной информации и ее группировка;
- разработка мероприятий по уменьшению задолженности;
При этом необходимо чтоб в данные мероприятия вовлечены все звенья предприятия. Поэтому необходимо четкое распределение ответственности между бухгалтерской, финансовой и юридической службами.
Распределение функций при этом выглядит следующим образом:
Бухгалтерская служба регистрирует платежи, начисляет штрафы, пени, формирует «Реестр дебиторской задолженности», оформляет акты сверок, проводит переговоры с предприятиями дебиторами, предлагает схемы погашения долга.
Юридический отдел в случае неудачного завершения переговоров направляет должнику письмо с просьбой вернуть задолженность и претензию.
Финансовый директор в случае, если выполнение этих процедур не приводит к погашению долга, принимает решение либо продать дебиторскую задолженность, либо заключить договор цессии, факторинга или же обращается в суд.
Главный бухгалтер несет ответственность за проведение инвентаризации задолженности, формирование резерва по сомнительным долгам и документальное оформление списания безнадежных долгов с баланса организации.
Рассмотрим подробнее каждый этап.
Бухгалтер по работе с дебиторами и кредиторами должны составлять реестр задолженности, для этого необходима информация о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на настоящий момент, время просрочки платежа по этим счетам, размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности. Вся информация формируется в таблицу, которая может иметь такой вид:
Таблица 15 - Реестр задолженности
Наименование организации |
№, дата счет-фактуры |
Сумма оплаты |
Период просрочки |
ххх |
ххх |
ххх |
ххх |
По данным такой таблицы 15 будет видно, какая сумма неуплачена в срок и какой период просрочки.
Если период просрочки составляет более 10 дней необходимо начинать работу с должниками. Среди основных мероприятий можно выделить следующие:
1. При неоплате в срок - звонок с выяснением причин, формирование графика платежей.
2. Направление
3. Начисление пени, штрафа, неустойки.
Если ситуация не изменилась все документы подтверждающие задолженность передаются в юридический отдел, с целью подачи иска в арбитражный суд.
Данная схема имеет ряд преимуществ: за каждым этапом закреплены ответственные лица, что усиливает контроль, затем показывает более детально весь процесс работы с дебиторами в отличии от предыдущий, но требует определенных трудовых затрат от работников, связанных с выявлением причин неоплаты и разработки досудебных мероприятий по погашению задолженности.
Оперативный и ежедневный контроль кредиторской задолженности является актуальной задачей любого предприятия. Основные вопросы, задаваемые руководством компании: кому должно предприятие, сколько должно, является ли задолженность просроченной, изменяется ли размер задолженности во времени (растет он или падает), не повлияет ли размер задолженности на исполнение договорных обязательств по критически важным поставкам и т. п. Эта информация исключительно важна для принятия управленческих решений. Бухгалтерская служба должна составлять аналогично реестру дебиторской задолженность, реестр кредиторской задолженности. После составление такого реестра необходимо составить платежный календарь, который позволит правильно и рационально распределить денежные средства предприятия.
После этого важно
сопоставить между собой
Кроме этого по согласию организации кредитора можно составить график рассрочки платежей, это позволит избежать пений и штрафов.
Таким образом, предложенные рекомендации позволят снизить дебиторскую и кредиторскую задолженности предприятия.
ГЛАВА 3. АУДИТ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
3.1 АУДИТ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ (АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ)
Расчеты с покупателями и заказчиками составляют, как правило, основную массу расчетов по появлению дебиторской задолженности предприятия. Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками в новом Плане счетов предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Счет 62 «Расчеты с покупателями
и заказчиками» дебетуется в корреспонденции
со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы
и расходы» на суммы, на которые предъявлены
покупателям расчетные
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т. п. На счете 62 также отражаются суммы полученных авансов и предварительной оплаты. Их учет должен вестись обособленно на отдельном субсчете "Расчеты по полученным авансам" счета 62. Аналитический учет должен быть организован по каждому полученному авансу.
Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется:
- по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету;
- при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику.
Построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:
- покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- покупателям и заказчикам
по неоплаченным в срок
Аудитор должен проверить правильность учета с покупателями и заказчиками:
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» корреспондирует со счетами:
Отражена стоимость отгруженных товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг на момент перехода права собственности:
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кт 90/1 «Выручка».
Отражена сумма задолженности
покупателей в связи с
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кт 91/1 «Прочие доходы».
Отражен возврат покупателям излишне полученной у них суммы:
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кт 50, 51, 52 счета денежных средств
Поступили платежи от покупателей и заказчиков за реализованную им продукцию, работы, услуги:
Дт 50, 51, 52 счета денежных средств
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Уменьшена задолженность перед поставщиками на стоимость ТМЦ, отгруженных в счет договора мены:
Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Зачтены суммы полученных от покупателей авансов:
Дт 62, субсчет «Авансы полученные»
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Отражено списание дебиторской задолженности (формирование резерва сомнительных долгов не предусмотрено):
Дт 91/2 «Прочие расходы»
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Списание дебиторской задолженности за счет образованного ранее резерва сомнительных долгов:
Дт 63 «Резервы по сомнительным долгам»
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Получено извещение банка об оплате векселя покупателя:
Дт 66, 67 «Расчеты по кратко- долгосрочным кредитам и займам»
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
При аудиторской проверке операций по расчетам с покупателями и заказчиками устанавливают тождество данных регистра по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» с Главной книгой и взаимосвязанными регистрами. Записи по дебету счета 62 сверяются с записями по кредиту счетов 90, 91, 60, 99.
Если законом или договором купли-продажи не предусмотрен особый порядок перехода права собственности на товар, то по общему правилу право собственности переходит от поставщика к покупателю в момент отгрузки товаров и отражается записью Дт сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кт сч. 90 «Продажи» независимо от того, какой порядок учета выручки принят для целей налогообложения - «по оплате» или «по отгрузке». Сопоставлением дат отгрузки по первичному документу и регистру счета 62 контролируется своевременность отражения операций.
При проверке документальной обоснованности операций устанавливается соответствие формирования цены товара (продукции, работ, услуг) условиям договора, а также правильность сумм НДС и других элементов счетов, предъявляемых покупателям. Полнота и своевременность оплаты счетов покупателями устанавливается путем взаимной сверки данных корреспондирующих счетов 50, 51, 52 и прослеживания записей в регистрах аналитического учета.
В ходе проверки анализируются факты просроченной дебиторской задолженности покупателей с установлением истребованной и неистребованной задолженности. По фактам списания дебиторской задолженности аудитор выясняет обоснованность и правильность отражения. Суммы неистребованной кредитором задолженности подлежат списанию по истечении 4 месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров -- как безнадежная дебиторская задолженность -- на убытки предприятия, за исключением случаев, когда в его действиях отсутствует умысел.
Аудитор проверяет наличие доказательств фактов истребования дебиторской задолженности (предъявление иска в арбитражный суд не позднее 4 месяцев с момента отпуска товаров, работ, услуг, документы об оплате госпошлины, признание должника банкротом, постановление правоохранительных органов о прекращении уголовного дела и т. п.).
Истребованная дебиторская задолженность может числиться на балансе до истечения срока исковой давности - 3 года (ст. 196 ГК РФ).
Аудитор должен проверить правильность учета резерва по сомнительным долгам:
Счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» предназначен для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам.
На сумму создаваемых резервов делаются записи по дебету счета 91 Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 «Резервы та сомнительным долгам» в корреспонденции с соответствующими счетами чета расчетов с дебиторами. Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего л периодом их создания, отражается по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Аналитический учет по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» ведется по каждому созданному резерву.
Счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» корреспондирует со счетами:
По дебету: 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
91 «Прочие доходы и расходы»
По кредиту: 91 «Прочие доходы и расходы»
3.2 АУДИТ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ (АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ)
Ключевым разделом в учете кредиторской и дебиторской задолженности является учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Информация о работе Отчет по практике в ЗАО «Фиера Трейдинг»