Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:33, курсовая работа
Налоги были известны еще с давних времен. Еще во времена натурального хозяйства существовал налог в виде изъятия части имущества - оброк у крестьян, также ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими.
Введение………………………………………………………………………….3-4
Раздел 1. Понятие налоговой системы………………………………………… 5
1.1. Сущность налога………………………………………………………….5
1.2.Элементы налога…………………………………………………………..5
1.3.Налоговые ставки......................................................................................5-6
1.4. Способы взимания…………………………………………………….. 6-7
1.5. Виды налоговой системы...........................................................................7
1.6. Виды налогов…………………………………………………………7-10
1.7. Функции налогов……………………………………………………10-11
Раздел 2. Возникновение налогообложения…………………………………..12
2.1. Из истории налоговой системы России…………………………….12-15
Раздел 3. Система налогообложения…………………………………16
3.1. Федеральные налоги…………………………………………….17
3.2. Республиканские налоги………………………………………..17
3.3. Местные налоги………………………………………………17-18
Раздел 4. Налогообложение банков Российской Федерации……………….19
4.1. Особенности исчисления налогооблагаемой базы………………. …...19
4.2. Объект налогообложения……………………………………………19-20
4.3. Объект обложения налогом…………………………………………20-21
4.4. Налогообложение коммерческих банков………………………….21-22
Раздел 5. Налоговая система Республики Беларусь…………………… …..23
5.1. Содержание, принципы, функции и основные элементы системы
налогообложения………………………………………………………….. 23-26
5.2. Пути развития налоговой системы РБ……………………………. 26-30
5.3. Пути совершенствования налоговой системы РБ…………………30-32
Раздел 6. Налогообложение банков РБ…………………………………... 33-34
Раздел 7. Налогообложение банков (Зарубежный опыт)………………..35-37
Заключение……………………………………………………………………38-39
Список используемых источников………………………………………........40
Также как и в Российской Федерации, в Республике Беларусь большинство банков принадлежало государству до 90-х гг. Количество коммерческих и кооперативных банков было немногочисленно.
В 2007 году 31 страна мира провела реформы по упрощению систем налогообложения, что должно вести к росту доходов национальных бюджетов, так как фирмам, банкам будет легче производить отчисления государству.
PricewaterhouseCoopers (PwC) и Всемирный банк в совместном докладе о состоянии налоговых систем 178 стран мира утверждал, что в мире наметился глобальный тренд по упрощению процедуры налогообложения. Простота схем, снижение стоимости процедур и уменьшение налогового бремени обещают выгоду всем сторонам: компаниям и правительствам, плательщикам и покупателям.
За последние три года 65 стран ( включая и РБ) провели реформирование национальных систем налогообложения. Перемены коснулись упрощения систем сбора налогов, а также снижение налогового бремени. Самой популярной реформой стало снижение налогов на доходы юридических лиц, что было сделано в 27 странах. Одновременно многие государства пошли на снижение так называемого бремени соблюдения налоговых требований, упрощая или отменяя налоги на коммерческую деятельность. «Бремя становится выше, если нужно затратить больше усилий, чтобы соответствовать нормативам законодательства в стране, - пояснили РБК daily в PwC. – Все сводится к подготовке н6алоговых документов, их отправке и платежам». Бремя соблюдения налоговых требований зависит от количества налогов и бремени для выполнения всех платежей.
Сложность и запутанность налоговых законов, а также величина налогов отталкивают от начала предпринимательской деятельности. Одновременно действующий бизнес жалуется, что на оплату компаниям приходится тратить слишком много сил и времени. В среднем в мире уходит около двух месяцев на удовлетворение всех налоговых требований: 15 дней на оформление налогов на доходы юридических лиц, 21 день на налоги на трудовые ресурсы и столько же на подготовку и приведение оплаты потребительских налогов.
Республика Беларусь по простоте налогообложения занимает в рейтинге PwC и Всемирного банка 178-е место. «Чтобы понять простоту картины налогообложения банков Беларуси, важно рассмотреть три ключевых фактора, которые использовались в исследовании, если налог на доходы юридических лиц и другие налоги на коммерческую деятельность, которые платит некая компания, собрать вместе, то общий налоговый уровень – стоимость налогов для бизнеса – в Беларуси высок и страна занимает 178-е место из 178. Но при этом в Беларуси гораздо лучше дела с количеством платежей, в этом рейтинге она занимает 68-ю позицию». Чтобы «спать спокойно» РБ должна заплатить 22 различных налога, среди которых один налог на прибыль, 14 трудовых налогов и 7 платежей других видов.
Рейтинг стран по простоте-сложности уплаты налогов.
Страны, где платить налоги проще всего. | |
Страна | Место |
Мальдивы | 1 |
Сингапур | 2 |
Гонконг | 3 |
ОАЭ | 4 |
Оман | 5 |
Ирландия | 6 |
Саудовская Аравия | 7 |
Кувейт | 8 |
Новая Зеландия | 9 |
Кирибати | 10 |
Страны, где платить налоги сложнее всего. | |
Украина | 177 |
Конго | 176 |
ЦАР | 175 |
Венесуэла | 174 |
Гамбия | 173 |
Боливия | 172 |
Мавритания | 171 |
Ямайка | 169 |
Панама | 168 |
Налогообложение Национального банка Республики Беларусь и его структурных подразделений.
1) Национальный банк Республики Беларусь и его структурные подразделения освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных банковским Кодексом.
2) Национальный банк Республики Беларусь и его структурные подразделения не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, в том числе от обязанности удерживать при выплате заработной платы и иных доходов с начисляемых (перечисляемых) сумм налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленных банковским Кодексом.
7) Налогообложение банков (Зарубежный опыт)
Рассмотрим сложившуюся практику налогообложения банков в некоторых странах. Как правило, в странах запада система налогообложения банков связана с общей системой налогов на корпорации. Средние ставки налогов, уплаченных банками, например, в 2008 – 2009 гг. в некоторых странах представлены в таблице. Приведенные данные отображают общую тенденцию к понижению размера ставки в конце 90-х гг.
Средние ставки налогов уплаченных банками в 2008-2009 гг.
№ п/п | Страна | Размер ставки (%) | |
|
| 2008 | 2009. |
1 | Бельгия | 40,8 | 27 |
2 | Канада | 28,6 | 44 |
3 | Франция | 38,4 | 40 |
4 | Италия | 48,2 | 48 |
5 | Япония | 52,6 | 44 - 56* |
6 | Люксембург | 44,6 | 45 |
7 | Голландия | 48,0 | 35 |
8 | Швейцария | 28,5 | 21 - 26* |
9 | Великобритания | 35,6 | 35 |
10 | США | 24,1 | 28 |
11 | Германия | 55,2 | 49 - 60* |
Примечание: * Ставка налогообложения зависит от ставок местных налогов, политики выплаты банками дивидендов и муниципальных ставок налога с продаж.
Так, например, в Японии банки уплачивают следующие налоги:
- корпоративный налог на прибыль (37,5%);
- местный налог на прибыль (12,6%);
- местный душевой налог (7,76%).
С учетом некоторых вычетов ставка налога в среднем составляет около 50% и колеблется в диапазоне от 44 от 56%.
В Италии система налогообложения банков несколько иная: с банков взимается налог на прибыль корпораций (36%) и местный налог (16,2%). Однако реальная ставка составляет около 48%, так при исчислении налога 75% местного налога вычитается из облагаемого дохода.
Во Франции банки (включая отделения иностранных банков) уплачивают налог с корпораций, равный 34% с нераспределенной прибыли, и 42% с прибыли, выплаченной в виде дивидендов. Налог на добавленную стоимость не взимается с основных видов банковских доходов (процентов, комиссий и т.д.), но он уплачивается (в размере 18,6%) с доходов операций по лизингу, торговли благородными металлами, трастовых операций и хранения ценностей в сейфах.
В Великобритании банк уплачивает 33 – 35% от общего дохода с внутренних и внешних операций.
В США ставка федерального налога на прибыль компании составляет 34% (в 1986 г. снижена с 46% до 34%). Реально банки уплачивают еще более низкую ставку. Это связано с тем, что в американской практике существуют некоторые вычеты доходов (по отдельным видам ценных бумаг) из налогооблагаемой базы.
Так, еще в 1977 г. коммерческие банки США выплатили подоходные налоги на сумму более 2,8 млрд. долл. На банки распространяются обычные ставки налогообложения корпораций. На протяжении многих лет правила взимания налогов с разных финансовых посредников различались. Комиссия по финансовым институтам рекомендовала недавно унифицировать налогообложение всех финансовых учреждений, кроме кредитных союзов. С последних подоходный налог в настоящее время не взимается. Очевидно, комиссия считает, что указанная льгота не дает им такого решающего преимущества в конкуренции, которое пагубно отразилось бы на других финансовых учреждениях. При налогообложении деятельности банков, как и при налогообложении корпораций, в Соединенных Штатах в первую очередь обращается внимание на доход, а не на добавленную стоимость или другие производственные или потребительские налоги. В связи с тем, что налогообложение банков в США происходит аналогично налогообложению корпораций, целесообразно рассмотреть общую схему налогообложения корпораций, а затем выделить некоторые особенности, присущие федеральному налогообложению коммерческих банков и налогообложению национальных банков штатами.
Общая схема налогообложения корпорации имеет следующий вид:
определяется доход;
из суммы определенного дохода исключается не подлежащий налогообложению доход;
производятся вычеты для исчисления, облагаемого налогом чистого дохода, к которому применяются особые ставки налога.
Обычные коммерческие исключения – расходы, произведенные для получения дохода:
- амортизация производственного оборудования;
- выплата процентов по кредитам;
- безнадежные долги;
- заработная плата и премии служащих.
Следует отметить, что любые убытки, которые возникают в результате деятельности, но не были показаны ранее для снижения задолженности по налогам, могут быть учтены. Наряду с этим отдельные правовые нормы разрешают расширять применение исключений по таким конкретным статьям, как увеличение амортизации производственного оборудования;
определяется сумма налога;
из определенной суммы налога, перечисляемого Службе внутренних сборов, вычитаются суммы, определенные льготами.
Существует достаточно большое число льгот, но самой важной для крупных коммерческих предприятий считается льгота по налогообложению доходов, полученных от деятельности за рубежом.
Следует подчеркнуть, что недоплата налогов в американской практике наказуема. Поэтому расчет налогов на уровне коммерческого банка (либо корпорации), банковской холдинговой компании представляет собой важный вопрос для служащих, бухгалтеров и руководителей. Практика налогообложения банков, как и иных корпораций, в США основана на том, что если они имеют доход, то минимальный налог, существенно пересмотренный в 1986 г., все равно должен быть уплачен.
Наряду с этим в США существуют нормы об объединении дохода взаимосвязанных корпораций, а также о налогообложении при слиянии и приобретении. Таким образом, американские банки обычно облагаются налогом по той же схеме, что и корпорации. Но поскольку деятельность коммерческих банков имеет определенные особенности, постольку в США существует несколько норм, имеющих отношение только к коммерческим операциям банков. К их числу следует отнести: резервы для возмещения ущерба, возникшего в связи с займами; исключаемый из налогообложения доход; операционные убытки; ограниченные исключения из правил определения рынка; отложенные доходы от деятельности в другой стране; льгота по налогообложению доходов, полученных от деятельности за рубежом; альтернативный минимальный налог.
Информация о работе Особенности налогообложения банков в Республике Беларусь и Российской Федерации